Автор: Хаметчина Людмила Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №14"
Населённый пункт: г.Копейск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад
№14»
Подготовила:
воспитатель
Хаметчина Л.С.
Экология-это наука о взаимоотношениях организмов между собой и
окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. В последнее
время все чаще слышим об экологических катастрофах произошедших по
вине людей. Экологические проблемы, как следствие отсутствия правильного
взаимодейст- вия человека и природы, привели к изменению климата, к
истощению почвы и природных ресурсов, уменьшению запасов питьевой
воды и загрязнения воздуха. В такой среде обитания находятся все население
Земли. Особо чувствительны к загрязненной природной среде - дети.
Недостаточные знания о взаимосвязях объектов природы и потребительское
отношение к ней ведет к проблемам в экологии. В.А. Сухомлинский говорил
– природа «вечный источник мысли» Современный мир стоит у решающей
черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути
предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим
уничтожением. Также великий педагог В.А.Сухомлинский говорил «К тому,
кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего
из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому
потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может
быть, и простая человечность». Вот почему так важно прививать любовь к
родной природе у детей в раннем возрасте. Именно в этом возрасте
необходимо прививать любовь к красотам природы, беречь, заботиться и
защищать природу.
В раннем возрасте маленькие « почемучки» пытаются получить знания об
окружающей природе, о взаимодействии природных объектов, растениях,
животных, явлениях. У детей начинается развиваться интерес к природе,
возникает все больше вопросов, на которые дети не могут найти ответы.
Найти ответы на все вопросы помогают воспитатели дошкольных
учреждений и их родители. Совместная работа воспитателей и родителей по
экологичес- кому воспитанию закладывает основы экологической культуры
дошкольников.
Основной целью воспитания экологической культуры состоит в том,
чтобы прививать любовь к родной природе, развивать навыки бережного
отношения к ней.
Осуществить данную цель можно при выполнении задач:
-активизация познавательного интереса детей к природе;
-формирование знаний и представлений о природе (расширить
представление о живой и не живой природе, о птицах, животных, растениях
и их взаимосвязях, влияние климата на жизнь на земле);
-развитие навыков и умений по уходу за животными и растениями;
-развитие эстетических чувств;
-воспитание гуманного отношения к природе.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их
сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на
чувственном
опыте
и
воспитания
правильного
отношения
к
ней,
формирование
экологически грамотного и безопасного для природы и
самого ребенка поведения.
Формирование осознанных экологических знаний не возможно без
организации предметно – развивающей среды. Это организация в группе
«Уголка природы» и оснащение его наглядным, дидактическим материалом и
объектами живой и не живой природы. Это камни, песок, почва, гербарий,
шишки, желуди, веточки, комнатные растения, аквариум с рыбками, попугаи
и
другие
обитатели;
оборудование
для
экспериментирования
и
ухода
за
живыми объектами уголка. Модели подводного мира, экосистемы наземного
животно-растительного сообщества, календарь природы, модель «Времена
года»
незаменимы
для
формирования
основ
экологических
знаний
о
взаимосвязях в природе. Организация на прогулочном участке детского сада
«огорода», экологической тропы на территории детского сада. Организация
праздников, викторин, развлечений на экологическую тему.
Обогащение уголка изобразительной деятельности альбомами пейзажей,
фотографиями
и
иллюстрациями
родного
края,
его
живописных
мест,
природоохранных зон в разные сезоны года вызывают у детей не только
интерес, но и восхищение красотой природы.
Оснащение библиотеки иллюстрированными книгами детских писателей
о природе М. Пришвина, В. Бианки, Н. И. Сладкова, Е. Чарушина,
Г.
Скребицкого, Л. Толстого, А.С. Пушкина и других а также энциклопедии о
природе
вызывает
живой
интерес
детей
во
время
рассматривания
иллюстраций
в
книгах
и
желание
узнать,
о
чем
рассказывает
книга
и
побуждает
детей
подготовительной
группы
самим
прочитать
книгу.
Прочитанное
в
книге
вызывает
у
ребенка
эмоциональное
восприятие
действительности,
заставляет
задуматься
об
прочитанном,
сопереживать.
Знакомство
с
рассказами
о
природе,
временах
года,
жизни
животных
и
растений,
заучивание
стихотворений,
придумывание
окончание
сказок
детьми,
просмотры
экологических
сказок
и
документальных
фильмов
о
жизни живой и не живой природы, влияние природных факторов на жизнь
животных и растений. Беседы по содержанию и самостоятельно сделанные
выводы учат детей оперировать ранее полученными знаниями, выстраивать
алгоритмы поведения персонажей произведения, оценивать их действия. Это
способствует
не
только
получению
дополнительных
знаний,
расширение
кругозора,
развитию
речи,
но
и
формирует
экологическое
сознание,
воспитывает
гуманное
отношение
к
миру
природы.
Знакомство
детей
с
пословицами,
поговорками,
народными
приметами,
загадками
на
тему
экологии
вносят
образную
составляющую
в
эффективное
запоминание
материала, развивают познавательный интерес.
Обновление демонстрационного и дидактического материала в
предметно-развивающей
зоне
способствует
систематизации,
уточнению,
обобщению и закреплению знаний о природе.
Экологическое мышление у детей формируется постепенно. Ежедневная
работа по ознакомлению и воспитанию экологической культуры проводится
во время игр. Настольные и дидактические игры не только учат, развивают,
закрепляют, уточняют, систематизируют ранее полученные знания об
объектах и явлениях природы, но и воспитывают. Игровые упражнения
развивают внимание, наблюдательность, память, активизируют умственные
процессы
,
развивают творческие способности, учат применять знания,
обогащают словарь. Настольные, дидактические игры можно проводить как
часть занятия, как индивидуальную работу с детьми, в виде викторин,
конкурсов, в свободное время в группе, на прогулке, дома с родителями.
Ребята с удовольствием играют в «Лото», «Разрезные картинки», «Что
перепутал художник», «Времена года», «Кто, где живет?», «Съедобное не
съедобное», «Угадай по запаху», «Определи по вкусу», «Вершки и корешки»,
«Плохо-хорошо», «Правильно-неправильно», «Домино», «Угадай по
описанию», «Кто, что любит», «Помоги малышу найти маму», «Чудесный
мешочек», «Назови с какого дерева лист», «Живое не живое», «Что сначала,
что потом» и многие другие, которые помогают детям применять знания во
время игры. Дети во время игры легче запоминают, в их сознании прочно
откладываются реалистические знания о пищевых цепочках животных и
птиц, о взаимозависимости и взаимосвязи между животными, природой и
человеком.
Работа с детьми по воспитанию экологической культуры была бы
оторвана от жизни, если бы дети не были вовлечены в практическую
деятельность в уголке природы, во время занятий и прогулок на участке
детского сада, дома, во время экскурсии.
Практическая деятельность детей осуществляется во время наблюдений, в
уходе за растениями в уголке природы, «огороде на окошке», огороде на
прогулочном участке, во время экскурсий и поисково-исследовательской
работе детей. Это эффективная форма работы по воспитанию культурного
поведения дошкольника. Дети получают знания и практический опыт, новую
информацию, находят ответы на проблемные вопросы во время
экспериментирования или наблюдения. Разнообразная практическая
деятельность позволяет формировать гуманные чувства к природному миру,
дети с удовольствием наблюдают за первыми ростками растений, набуханием
почек, появлением первых листочков и весенних цветов, наблюдением за
работой насекомых, опылением, созреванием плодов, за явлением листопада,
наблюдение за изменением растений в различные сезоны года, влияние света,
тепла и наличие воды на развитие растений и жизнь животных. Знания
основанные на чувственном опыте и эмоциональном восприятии особенно
ценны, так как ребенок получил их непосредственно взаимодействуя с
природой.
Воспитатель использует в комплексе различные формы, средства и методы
для воспитания экологической культуры поведения дошкольников, но без
сотрудничества с родителями эффективно решить задачу по воспитанию
экологической культуры не удастся. Только совместные с родителями
действия приведут к положительному результату. Поведение родителей для
детей является примером для подражания. Важно, чтобы дети видели с
раннего детства правильное экологическое поведение. Родители должны
продолжать начатую работу в детском саду. Во время отдыха в природе
именно родители могут показать безопасное поведение, правила во время
разведения костров, действия с растениями и животными. Научить детей не
засорять окружающую среду, складировать мусор в специально отведенные
места, донести до сознания детей, какой вред он приносит природе. Показать
во время путешествий красоту окружающего мира, полюбить ее,
восхищаться и заботиться о природе. Важно помогать природе, не
уничтожать растения, не убивать животных. Помочь понять, что от
«здоровой» природы зависит наше здоровье.
Совместная работа воспитателей с родителями позволяет выработать
алгоритм правильного поведения в природе, воспитать гуманное отношение к
ней, стремление беречь, защищать, оказывать заботу родной природе. Если
ребенок не наносит вред природе, взаимодействует с ней осознанно, помогает
муравью, божьей коровке или бабочке, заботится о кошке или собаке, не
вытаптывает почву, не вредит растениям, мы можем с уверенностью сказать,
что с задачей воспитания экологической культуры дошкольников мы
справились!
Литература:
О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты
для дошкольников. М., 2005г.
С.Н.Николаева Воспитание начал экологической культуры в дошкольном
детстве М., Новая школа, 1995г.
Е.В. Мурадова Ознакомление дошкольников с окружающим миром.
Экспериментирование. СПб .ООО «Детство-пресс», 2010 г.
Н.А. Рыжова не просто сказки..Экологические рассказы, сказки, праздники
М. «Линки- пресс», 2000 г.
И.А.Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром М.:
«Мозаика-Синтез», 2007 г.
Интернет ресурсы