Напоминание

Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста


Автор: Хаметчина Людмила Степановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ"Детский сад №14"
Населённый пункт: г.Копейск, Челябинской обл.
Наименование материала: статья
Тема: Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Воспитание экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад

№14»

Подготовила:

воспитатель

Хаметчина Л.С.

Экология-это наука о взаимоотношениях организмов между собой и

окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. В последнее

время все чаще слышим об экологических катастрофах произошедших по

вине людей. Экологические проблемы, как следствие отсутствия правильного

взаимодейст- вия человека и природы, привели к изменению климата, к

истощению почвы и природных ресурсов, уменьшению запасов питьевой

воды и загрязнения воздуха. В такой среде обитания находятся все население

Земли. Особо чувствительны к загрязненной природной среде - дети.

Недостаточные знания о взаимосвязях объектов природы и потребительское

отношение к ней ведет к проблемам в экологии. В.А. Сухомлинский говорил

– природа «вечный источник мысли» Современный мир стоит у решающей

черты, за которой гибель природы и цивилизации или выбор пути

предотвращения экологической катастрофы, грозящей всеобщим

уничтожением. Также великий педагог В.А.Сухомлинский говорил «К тому,

кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего

из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому

потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может

быть, и простая человечность». Вот почему так важно прививать любовь к

родной природе у детей в раннем возрасте. Именно в этом возрасте

необходимо прививать любовь к красотам природы, беречь, заботиться и

защищать природу.

В раннем возрасте маленькие « почемучки» пытаются получить знания об

окружающей природе, о взаимодействии природных объектов, растениях,

животных, явлениях. У детей начинается развиваться интерес к природе,

возникает все больше вопросов, на которые дети не могут найти ответы.

Найти ответы на все вопросы помогают воспитатели дошкольных

учреждений и их родители. Совместная работа воспитателей и родителей по

экологичес- кому воспитанию закладывает основы экологической культуры

дошкольников.

Основной целью воспитания экологической культуры состоит в том,

чтобы прививать любовь к родной природе, развивать навыки бережного

отношения к ней.

Осуществить данную цель можно при выполнении задач:

-активизация познавательного интереса детей к природе;

-формирование знаний и представлений о природе (расширить

представление о живой и не живой природе, о птицах, животных, растениях

и их взаимосвязях, влияние климата на жизнь на земле);

-развитие навыков и умений по уходу за животными и растениями;

-развитие эстетических чувств;

-воспитание гуманного отношения к природе.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их

сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на

чувственном

опыте

и

воспитания

правильного

отношения

к

ней,

формирование

экологически грамотного и безопасного для природы и

самого ребенка поведения.

Формирование осознанных экологических знаний не возможно без

организации предметно – развивающей среды. Это организация в группе

«Уголка природы» и оснащение его наглядным, дидактическим материалом и

объектами живой и не живой природы. Это камни, песок, почва, гербарий,

шишки, желуди, веточки, комнатные растения, аквариум с рыбками, попугаи

и

другие

обитатели;

оборудование

для

экспериментирования

и

ухода

за

живыми объектами уголка. Модели подводного мира, экосистемы наземного

животно-растительного сообщества, календарь природы, модель «Времена

года»

незаменимы

для

формирования

основ

экологических

знаний

о

взаимосвязях в природе. Организация на прогулочном участке детского сада

«огорода», экологической тропы на территории детского сада. Организация

праздников, викторин, развлечений на экологическую тему.

Обогащение уголка изобразительной деятельности альбомами пейзажей,

фотографиями

и

иллюстрациями

родного

края,

его

живописных

мест,

природоохранных зон в разные сезоны года вызывают у детей не только

интерес, но и восхищение красотой природы.

Оснащение библиотеки иллюстрированными книгами детских писателей

о природе М. Пришвина, В. Бианки, Н. И. Сладкова, Е. Чарушина,

Г.

Скребицкого, Л. Толстого, А.С. Пушкина и других а также энциклопедии о

природе

вызывает

живой

интерес

детей

во

время

рассматривания

иллюстраций

в

книгах

и

желание

узнать,

о

чем

рассказывает

книга

и

побуждает

детей

подготовительной

группы

самим

прочитать

книгу.

Прочитанное

в

книге

вызывает

у

ребенка

эмоциональное

восприятие

действительности,

заставляет

задуматься

об

прочитанном,

сопереживать.

Знакомство

с

рассказами

о

природе,

временах

года,

жизни

животных

и

растений,

заучивание

стихотворений,

придумывание

окончание

сказок

детьми,

просмотры

экологических

сказок

и

документальных

фильмов

о

жизни живой и не живой природы, влияние природных факторов на жизнь

животных и растений. Беседы по содержанию и самостоятельно сделанные

выводы учат детей оперировать ранее полученными знаниями, выстраивать

алгоритмы поведения персонажей произведения, оценивать их действия. Это

способствует

не

только

получению

дополнительных

знаний,

расширение

кругозора,

развитию

речи,

но

и

формирует

экологическое

сознание,

воспитывает

гуманное

отношение

к

миру

природы.

Знакомство

детей

с

пословицами,

поговорками,

народными

приметами,

загадками

на

тему

экологии

вносят

образную

составляющую

в

эффективное

запоминание

материала, развивают познавательный интерес.

Обновление демонстрационного и дидактического материала в

предметно-развивающей

зоне

способствует

систематизации,

уточнению,

обобщению и закреплению знаний о природе.

Экологическое мышление у детей формируется постепенно. Ежедневная

работа по ознакомлению и воспитанию экологической культуры проводится

во время игр. Настольные и дидактические игры не только учат, развивают,

закрепляют, уточняют, систематизируют ранее полученные знания об

объектах и явлениях природы, но и воспитывают. Игровые упражнения

развивают внимание, наблюдательность, память, активизируют умственные

процессы

,

развивают творческие способности, учат применять знания,

обогащают словарь. Настольные, дидактические игры можно проводить как

часть занятия, как индивидуальную работу с детьми, в виде викторин,

конкурсов, в свободное время в группе, на прогулке, дома с родителями.

Ребята с удовольствием играют в «Лото», «Разрезные картинки», «Что

перепутал художник», «Времена года», «Кто, где живет?», «Съедобное не

съедобное», «Угадай по запаху», «Определи по вкусу», «Вершки и корешки»,

«Плохо-хорошо», «Правильно-неправильно», «Домино», «Угадай по

описанию», «Кто, что любит», «Помоги малышу найти маму», «Чудесный

мешочек», «Назови с какого дерева лист», «Живое не живое», «Что сначала,

что потом» и многие другие, которые помогают детям применять знания во

время игры. Дети во время игры легче запоминают, в их сознании прочно

откладываются реалистические знания о пищевых цепочках животных и

птиц, о взаимозависимости и взаимосвязи между животными, природой и

человеком.

Работа с детьми по воспитанию экологической культуры была бы

оторвана от жизни, если бы дети не были вовлечены в практическую

деятельность в уголке природы, во время занятий и прогулок на участке

детского сада, дома, во время экскурсии.

Практическая деятельность детей осуществляется во время наблюдений, в

уходе за растениями в уголке природы, «огороде на окошке», огороде на

прогулочном участке, во время экскурсий и поисково-исследовательской

работе детей. Это эффективная форма работы по воспитанию культурного

поведения дошкольника. Дети получают знания и практический опыт, новую

информацию, находят ответы на проблемные вопросы во время

экспериментирования или наблюдения. Разнообразная практическая

деятельность позволяет формировать гуманные чувства к природному миру,

дети с удовольствием наблюдают за первыми ростками растений, набуханием

почек, появлением первых листочков и весенних цветов, наблюдением за

работой насекомых, опылением, созреванием плодов, за явлением листопада,

наблюдение за изменением растений в различные сезоны года, влияние света,

тепла и наличие воды на развитие растений и жизнь животных. Знания

основанные на чувственном опыте и эмоциональном восприятии особенно

ценны, так как ребенок получил их непосредственно взаимодействуя с

природой.

Воспитатель использует в комплексе различные формы, средства и методы

для воспитания экологической культуры поведения дошкольников, но без

сотрудничества с родителями эффективно решить задачу по воспитанию

экологической культуры не удастся. Только совместные с родителями

действия приведут к положительному результату. Поведение родителей для

детей является примером для подражания. Важно, чтобы дети видели с

раннего детства правильное экологическое поведение. Родители должны

продолжать начатую работу в детском саду. Во время отдыха в природе

именно родители могут показать безопасное поведение, правила во время

разведения костров, действия с растениями и животными. Научить детей не

засорять окружающую среду, складировать мусор в специально отведенные

места, донести до сознания детей, какой вред он приносит природе. Показать

во время путешествий красоту окружающего мира, полюбить ее,

восхищаться и заботиться о природе. Важно помогать природе, не

уничтожать растения, не убивать животных. Помочь понять, что от

«здоровой» природы зависит наше здоровье.

Совместная работа воспитателей с родителями позволяет выработать

алгоритм правильного поведения в природе, воспитать гуманное отношение к

ней, стремление беречь, защищать, оказывать заботу родной природе. Если

ребенок не наносит вред природе, взаимодействует с ней осознанно, помогает

муравью, божьей коровке или бабочке, заботится о кошке или собаке, не

вытаптывает почву, не вредит растениям, мы можем с уверенностью сказать,

что с задачей воспитания экологической культуры дошкольников мы

справились!

Литература:

О.В. Дыбина Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты

для дошкольников. М., 2005г.

С.Н.Николаева Воспитание начал экологической культуры в дошкольном

детстве М., Новая школа, 1995г.

Е.В. Мурадова Ознакомление дошкольников с окружающим миром.

Экспериментирование. СПб .ООО «Детство-пресс», 2010 г.

Н.А. Рыжова не просто сказки..Экологические рассказы, сказки, праздники

М. «Линки- пресс», 2000 г.

И.А.Морозова, М.А. Пушкарева Ознакомление с окружающим миром М.:

«Мозаика-Синтез», 2007 г.

Интернет ресурсы



В раздел образования