Автор: Гаркушова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Немцево, Белгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование
«Формирование у детей дошкольного возраста
общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях
реализации ФГОС ДО»
В современном мире, который ориентируется на приоритеты,
провозглашенные актуальными нормативным документам, Федеральным
государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на
современные нормы в обществе; педагогическая научная мысль пребывает в
поиске наиболее эффективных средств для формирования общей культуры
личности ребенка дошкольного возраста.
В педагогике доказан факт, постулирующий, уникальность периода
дошкольного возраста заключается в осуществлении обеспечения
общекультурного полноценного развития ребенка. В дошкольном периоде
важно формирование правильных условий для осознания своей ценности и
понимания себя.
Один из отцов современной истории детства французский ученый
Ф.Арьес писал, что «понятие детства не следует смешивать с любовью к
детям: оно означает осознание специфической природы детства, то, что
отличает ребенка от взрослого, даже и молодого»
Таким образом, дошкольный период детства является ключевым этапом
в жизни человека.
Воспитание у детей дошкольного возраста основ общей культуры –
целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным
ценностям человечества и конкретного общества. Процесс социального
развития представляет сложное явление, включающее освоение личностью
многообразие социального мира и взаимоотношений окружающих,
проявление индивидом активности в различной деятельности. Результатом
нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности
определенного набора нравственных качеств, гуманных чувств, таких как
1
сопереживание, сочувствие, содействие, доброта, чуткость, отзывчивость,
забота, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование
уважительного и доброжелательного отношения к окружающим и чувства
принадлежности к своей семье, позитивных установок к различным видам
труда и творчества, готовности к совместной деятельности. В основе их
формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания
другого на себя, умение правильно оценивать свои поступки и поступки
сверстников, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты.
Решение данных задач по формированию общей культуры личности
дошкольника в ФГОС ДО осуществляется с учетом их возрастных и личных
особенностей посредством игрового образовательного процесса. В
соответствии с этим возникает задача в преобразовании содержания и
методов работы с детьми дошкольного возраста, создавая наиболее
комфортные условия работы в процессе игровой деятельности.
Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного
возраста, поскольку она является интегрирующей базой решения всех
образовательных задач.
Согласно ФГОС, задача педагога - посредством игры формировать
представления у детей о человеческих отношениях, объяснять правила жизни
в обществе, формировать модели поведения, которые помогут ребенку
адекватно реагировать на мир.
В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится
особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе
ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ
моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта
общения и новых знаний.
Немаловажно, что в игре формируется личное отношение к героям
произведений, анализ их поступков. Таким образом, игра становится важным
элементом в развитии ребенка на протяжении длительного периода его
жизни.
2
Также игра помогает дошкольнику раскрыть свои скрытые
возможности, моделировать поведение, коммуницировать с другими
игроками и вместе подходить к решению возникающих проблем, что есть
важная составляющая в формировании общей культуры личности.
Через игру осуществляется чувственное познание окружающей
действительности и работает детская фантазия. Соответственно, можно
утверждать, что в игровой деятельности у дошкольника формируется
воображение и речь, а также начальные формы логического мышления. В
игре происходит присвоение знаний о социальных ролях, усвоение
социальных норм поведения (культура поведения, общения), что включает в
себя процесс формирования общей культуры личности ребенка
дошкольного возраста.
Одним из важнейших средств воспитания гуманных чувств у
дошкольников являются сюжетно-ролевые игры, т.к. они:
конкретными фактами, примерами указывают на связь между
поступком и его следствием;
обеспечивают овладение и принятие смыслов гуманных чувств и
отношений;
соединяют чувственную и интеллектуальную сферы;
дают эталон поведения.
Поэтому необходимо соблюдение следующих педагогические условий:
- использование деятельного подхода, подразумевающего осуществление
нравственного воспитания детей в разнообразных видах деятельности
(игровой, художественно-эстетической, познавательной, социально
-коммуникативной и др.), включенных в сюжетно-ролевые игры;
- осуществление интеграции, предполагающей сочетание некоторых
видов деятельности. Перспективным является объединение познавательной
деятельности с гуманной тематикой;
- включение субъекта, который ориентирует на активную позицию
ребенка по отношению к гуманной норме;
3
- расширение эмоционального мира дошкольников;
- включение сюжетно-ролевой игры в повседневную жизнь детей;
- насыщения гуманным содержанием всего педагогического процесса;
- создания в процессе работы атмосферы доброжелательности.
Cюжетно-ролевая игра является важным средством гуманного
воспитания дошкольников, т.к. она соответствует особенностям их
возрастного развития и является областью теоретических обобщений в
области морали. Знакомство с нормами морали в ходе сюжетно-ролевой игры
приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих
поступков, помогают ему принять более высокие, общественные мотивы
поступков.
Игра вызывает живой интерес детей благодаря увлекательности сюжета.
Кроме того, в играх используются знания об общечеловеческих ценностях
(земля, мир, труд, семья, дом, природа и др.) и его стремление к совершенной
личности, нравственному идеалу, которое заключается в духовном
становлении человека, его гармоничных отношениях с окружающими
людьми.
Все это говорит о том, что сюжетно-ролевые игры должны больше
внедряться в процесс воспитания и обучения дошкольников, как в
дошкольном учреждении, так и в семье. Педагоги должны объяснять
родителям о воспитательных возможностях игр. Именно совместная работа
педагогов и родителей позволит выработать единый подход к работе по
воспитанию у дошкольников гуманных чувств средствами сюжетно-ролевых
игр, что повысит эффективность их применения.
Значение игр чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой
деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое,
эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные
движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие
мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя
игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный
4
чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.
Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое
поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность,
умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться
собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать
свое поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх,
выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на
познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях),
знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения.
Игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих
совокупность образовательных областей, которые обеспечивают
разностороннее развитие детей.
Для физического развития детей создана зона двигательной
активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной
игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети
знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы
организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством
утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в
игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с
небольшими подгруппами или индивидуально.
Подвижные игры:
«Птицы и клетка»
«Полоса препятствий»
«Быстрый и ловкий
«Ручеёк»
Для социально-коммуникативного развития детей созданы
центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который
позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения,
познавая себя знакомого и незнакомого.
В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин»,
5
«Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых
отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире,
воссоздаются социальные отношения.
В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой
ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями,
берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их
для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям
самостоятельно по их предпочтениям. Используем в работе пальчиковые
игры:
«Музыкант»
«Жили были зайчики на лесной опушке?»
«Наш котик»
«Топ – топ топотушки» и др.
Для художественно-эстетического развития детей есть центр творчества,
центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах
содержатся образовательные области: художественное творчество,
музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят
интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной
деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети
лепят, рисуют.
В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на
музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров
(настольный, пальчиковый, театр картинок.)
При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего.
Они отображают окружающую действительность и основываются на
самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и
доставляют детям радость, чувство удовольствия.
В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого
развития «Я шагаю по планете», «Книга - лучший друг», центр развивающих
6
игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с
образовательными областями. В центре развивающих игр собраны игры,
направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики,
воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик и
т. п., играем в различные дидактические игры. Например:
«Снежная королева»
«Ворчун и весельчак»
«Выбери друга»
«Хорошо- плохо»
«Похвали себя»
«Слухачи»
«Магазин вежливых слов»
«День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»
В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими
иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание
рассматривать их.
Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей
природы и является одним из их любимых мест. Здесь дети играют в
экологические игры с бросовым материалом, как под руководством, так и
даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать,
делать собственные открытия.
Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их
с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в
организации и проведении игр.
Игры способствуют формированию у детей психических качеств:
внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей
применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют
разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость
детям.
7
Игра незаменима как средство воспитания правильных
взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение
к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,
помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством
воспитания коллективизма.
Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей
преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их
деятельности. Игры таят в себе большие возможности воспитательного
воздействия на детей дошкольного возраста.
Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что базы по
формированию общей культуры личности формируются в дошкольном
возрасте, в раннем онтогенезе. Дошкольник в процессе игровой
деятельности, общаясь с игроками другими, а также при моделировании
проблемных ситуаций начинает перенимать черты полноценного субъекта
социальных отношений, осознавать суть происходящего и давать всему
оценку.
8