Напоминание

«Формирование у детей дошкольного возраста общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»


Автор: Гаркушова Светлана Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: с.Немцево, Белгородская область
Наименование материала: доклад
Тема: «Формирование у детей дошкольного возраста общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Формирование у детей дошкольного возраста

общей культуры личности в процессе игровой деятельности в условиях

реализации ФГОС ДО»

В современном мире, который ориентируется на приоритеты,

провозглашенные актуальными нормативным документам, Федеральным

государственным образовательным стандартом дошкольного образования, на

современные нормы в обществе; педагогическая научная мысль пребывает в

поиске наиболее эффективных средств для формирования общей культуры

личности ребенка дошкольного возраста.

В педагогике доказан факт, постулирующий, уникальность периода

дошкольного возраста заключается в осуществлении обеспечения

общекультурного полноценного развития ребенка. В дошкольном периоде

важно формирование правильных условий для осознания своей ценности и

понимания себя.

Один из отцов современной истории детства французский ученый

Ф.Арьес писал, что «понятие детства не следует смешивать с любовью к

детям: оно означает осознание специфической природы детства, то, что

отличает ребенка от взрослого, даже и молодого»

Таким образом, дошкольный период детства является ключевым этапом

в жизни человека.

Воспитание у детей дошкольного возраста основ общей культуры –

целенаправленный процесс приобщения детей к моральным и нравственным

ценностям человечества и конкретного общества. Процесс социального

развития представляет сложное явление, включающее освоение личностью

многообразие социального мира и взаимоотношений окружающих,

проявление индивидом активности в различной деятельности. Результатом

нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности

определенного набора нравственных качеств, гуманных чувств, таких как

1

сопереживание, сочувствие, содействие, доброта, чуткость, отзывчивость,

забота, развитие социального и эмоционального интеллекта, формирование

уважительного и доброжелательного отношения к окружающим и чувства

принадлежности к своей семье, позитивных установок к различным видам

труда и творчества, готовности к совместной деятельности. В основе их

формирования лежит умение понимать другого, переносить переживания

другого на себя, умение правильно оценивать свои поступки и поступки

сверстников, договариваться, самостоятельно разрешать конфликты.

Решение данных задач по формированию общей культуры личности

дошкольника в ФГОС ДО осуществляется с учетом их возрастных и личных

особенностей посредством игрового образовательного процесса. В

соответствии с этим возникает задача в преобразовании содержания и

методов работы с детьми дошкольного возраста, создавая наиболее

комфортные условия работы в процессе игровой деятельности.

Игровая деятельность является ведущей для детей дошкольного

возраста, поскольку она является интегрирующей базой решения всех

образовательных задач.

Согласно ФГОС, задача педагога - посредством игры формировать

представления у детей о человеческих отношениях, объяснять правила жизни

в обществе, формировать модели поведения, которые помогут ребенку

адекватно реагировать на мир.

В самых разных системах обучения игре всегда отводилось и отводится

особое место. И объясняется это тем, что игра очень созвучна природе

ребенка. Игра для него не просто интересное времяпрепровождение, а способ

моделирования взрослого мира, его взаимоотношений, приобретение опыта

общения и новых знаний.

Немаловажно, что в игре формируется личное отношение к героям

произведений, анализ их поступков. Таким образом, игра становится важным

элементом в развитии ребенка на протяжении длительного периода его

жизни.

2

Также игра помогает дошкольнику раскрыть свои скрытые

возможности, моделировать поведение, коммуницировать с другими

игроками и вместе подходить к решению возникающих проблем, что есть

важная составляющая в формировании общей культуры личности.

Через игру осуществляется чувственное познание окружающей

действительности и работает детская фантазия. Соответственно, можно

утверждать, что в игровой деятельности у дошкольника формируется

воображение и речь, а также начальные формы логического мышления. В

игре происходит присвоение знаний о социальных ролях, усвоение

социальных норм поведения (культура поведения, общения), что включает в

себя процесс формирования общей культуры личности ребенка

дошкольного возраста.

Одним из важнейших средств воспитания гуманных чувств у

дошкольников являются сюжетно-ролевые игры, т.к. они:

конкретными фактами, примерами указывают на связь между

поступком и его следствием;

обеспечивают овладение и принятие смыслов гуманных чувств и

отношений;

соединяют чувственную и интеллектуальную сферы;

дают эталон поведения.

Поэтому необходимо соблюдение следующих педагогические условий:

- использование деятельного подхода, подразумевающего осуществление

нравственного воспитания детей в разнообразных видах деятельности

(игровой, художественно-эстетической, познавательной, социально

-коммуникативной и др.), включенных в сюжетно-ролевые игры;

- осуществление интеграции, предполагающей сочетание некоторых

видов деятельности. Перспективным является объединение познавательной

деятельности с гуманной тематикой;

- включение субъекта, который ориентирует на активную позицию

ребенка по отношению к гуманной норме;

3

- расширение эмоционального мира дошкольников;

- включение сюжетно-ролевой игры в повседневную жизнь детей;

- насыщения гуманным содержанием всего педагогического процесса;

- создания в процессе работы атмосферы доброжелательности.

Cюжетно-ролевая игра является важным средством гуманного

воспитания дошкольников, т.к. она соответствует особенностям их

возрастного развития и является областью теоретических обобщений в

области морали. Знакомство с нормами морали в ходе сюжетно-ролевой игры

приводит ребенка к осознанию нравственного смысла человеческих

поступков, помогают ему принять более высокие, общественные мотивы

поступков.

Игра вызывает живой интерес детей благодаря увлекательности сюжета.

Кроме того, в играх используются знания об общечеловеческих ценностях

(земля, мир, труд, семья, дом, природа и др.) и его стремление к совершенной

личности, нравственному идеалу, которое заключается в духовном

становлении человека, его гармоничных отношениях с окружающими

людьми.

Все это говорит о том, что сюжетно-ролевые игры должны больше

внедряться в процесс воспитания и обучения дошкольников, как в

дошкольном учреждении, так и в семье. Педагоги должны объяснять

родителям о воспитательных возможностях игр. Именно совместная работа

педагогов и родителей позволит выработать единый подход к работе по

воспитанию у дошкольников гуманных чувств средствами сюжетно-ролевых

игр, что повысит эффективность их применения.

Значение игр чрезвычайно велико потому, что в процессе игровой

деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое,

эстетическое, нравственное, трудовое воспитание. Выполняя разнообразные

движения, действия с игрушками и предметами, ребенок развивает мелкие

мышцы руки. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя

игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный

4

чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Выполняя правила игры, ребята приучаются контролировать свое

поведение, в результате чего воспитывается воля, дисциплинированность,

умение действовать сообща, приходить друг другу на помощь, радоваться

собственным успехам и успехам товарищей, возможность корректировать

свое поведение и поведение всех дошкольников. Эта задача решается в играх,

выравнивающих характер самооценки детей, играх, направленных на

познание детьми друг друга (описаниях, загадках, пожеланиях, фантазиях),

знакомящих детей со способами социально полезного самоутверждения.

Игры детей происходят в различных центрах активности, содержащих

совокупность образовательных областей, которые обеспечивают

разностороннее развитие детей.

Для физического развития детей создана зона двигательной

активности. В зоне двигательной активности дети занимаются подвижной

игровой деятельностью. С помощью различных подвижных игр дети

знакомятся и усовершенствуют в играх спортивный инвентарь. Эти игры мы

организуем сами и проводим непосредственно под своим руководством

утром, на прогулке, после дневного сна. Общеразвивающие упражнения в

игровой форме проводим во время утренней гимнастики. Играем с

небольшими подгруппами или индивидуально.

Подвижные игры:

«Птицы и клетка»

«Полоса препятствий»

«Быстрый и ловкий

«Ручеёк»

Для социально-коммуникативного развития детей созданы

центры сюжетно-ролевых игр, мини-музей кукол; центр ряженья, который

позволяет изменить свой облик, и позволит наблюдать эти изменения,

познавая себя знакомого и незнакомого.

В центрах сюжетно-ролевых игр таких, как «Магазин»,

5

«Парикмахерская» и т.д. дети играют в сюжетно-ролевые игры, в которых

отражаются их знания, впечатления, представление об окружающем мире,

воссоздаются социальные отношения.

В эти игры дети играют совместно с нами – взрослыми. В игровой

ситуации мы показываем действия с игрушками, предметами-заместителями,

берем на себя главные роли и сами распределяем роли детям, объединяя их

для совместной игры. Затем предоставляем возможность играть детям

самостоятельно по их предпочтениям. Используем в работе пальчиковые

игры:

«Музыкант»

«Жили были зайчики на лесной опушке?»

«Наш котик»

«Топ – топ топотушки» и др.

Для художественно-эстетического развития детей есть центр творчества,

центр музыкально театрализованной деятельности. В этих центрах

содержатся образовательные области: художественное творчество,

музыка. Интегративная направленность на поддержание и развитие у ребят

интереса к любому виду творчества, музыкальной и театрализованной

деятельности, воспитанию эстетических чувств. В центре искусства дети

лепят, рисуют.

В центре музыкально-театрализованной деятельности дети играют на

музыкальных инструментах, обыгрывают различные виды театров

(настольный, пальчиковый, театр картинок.)

При всем своеобразии различных видов игр между ними много общего.

Они отображают окружающую действительность и основываются на

самостоятельной деятельности детей. Все игры эмоционально насыщены и

доставляют детям радость, чувство удовольствия.

В познавательном, речевом развитии ребенка мы создали центр речевого

развития «Я шагаю по планете», «Книга - лучший друг», центр развивающих

6

игр, экологические центры. Все эти центры интегрируются с

образовательными областями. В центре развивающих игр собраны игры,

направленные на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики,

воображения. Это матрешки с вкладышами, шнуровки, разные виды мозаик и

т. п., играем в различные дидактические игры. Например:

«Снежная королева»

«Ворчун и весельчак»

«Выбери друга»

«Хорошо- плохо»

«Похвали себя»

«Слухачи»

«Магазин вежливых слов»

«День наступает- все оживает, ночь наступает – все замирает»

В книжном центре расположены книги по интересам детей с яркими

иллюстрациями, которые постоянно меняются, вызывая желание

рассматривать их.

Экологический центр создан нами для познания детьми окружающей

природы и является одним из их любимых мест. Здесь дети играют в

экологические игры с бросовым материалом, как под руководством, так и

даем возможность ребятам самостоятельно поиграть, пофантазировать,

делать собственные открытия.

Все игры детей развиваются под нашим руководством, мы знакомим их

с окружающей жизнью, обогащаем их впечатлениями, оказываем помощь в

организации и проведении игр.

Игры способствуют формированию у детей психических качеств:

внимания, памяти, наблюдательности, сообразительности. Они учат детей

применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют

разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость

детям.

7

Игра незаменима как средство воспитания правильных

взаимоотношений между детьми. В ней ребенок проявляет чуткое отношение

к товарищу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,

помогать в беде и т. д. Поэтому игра является прекрасным средством

воспитания коллективизма.

Таким образом, игры — незаменимое средство обучения детей

преодолению различных затруднений в умственной и нравственной их

деятельности. Игры таят в себе большие возможности воспитательного

воздействия на детей дошкольного возраста.

Обобщая сказанное выше, можно сделать вывод, что базы по

формированию общей культуры личности формируются в дошкольном

возрасте, в раннем онтогенезе. Дошкольник в процессе игровой

деятельности, общаясь с игроками другими, а также при моделировании

проблемных ситуаций начинает перенимать черты полноценного субъекта

социальных отношений, осознавать суть происходящего и давать всему

оценку.

8



В раздел образования