Автор: Беломестнова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад" № 21 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Семинар
Тема: Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года
Раздел: дошкольное образование
Влияние использования нетрадиционных техник рисования на
развитие мелкой моторики детей четвертого года
В. А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской руке, тем
умнее
ребёнок.
Немаловажную
роль
в
успешном
интеллектуальном
и
психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что
основную
информацию
об
окружающем
мире
ребёнок
получает
через
прикосновение.
Именно
через
него
происходит
основное
обогащение
и
накопление
опыта,
поэтому
детям
так
необходимо
все
трогать,
гладить,
х в а т а т ь
и
п р о б о в а т ь
н а
в к у с
о к р у ж а ю щ и е
п р е д м е т ы .
Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого
раннего
детства.
Грудному
младенцу
можно
массировать
пальчики,
воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и
младшем
дошкольном
возрасте
можно
играть
в
игры,
в
которых
будет
активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно для
полноценного развития мелкой моторики.
Младший
дошкольный
возраст
характеризуется
высокой
интенсивностью
физического
и
психического
развития.
Повышается
активность
ребенка,
усиливается
ее
целенаправленность;
более
разнообразными и координированными становятся движения. С младшего
дошкольного возраста происходят существенные изменения в характере и
содержании
деятельности
ребенка,
в
отношениях
с
окружающими:
взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте –
предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого
возраста
со стоит
в
том,
что
действия
ребенка
п р и о б р е т а ют
целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,
конструировании,
а
также
в
повседневном
поведении
дети
начинают
действовать
в
соответствии
с
заранее
намеченной
целью,
хотя
в
силу
неустойчивости внимания ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело
ради другого.
В современных программах отмечается положительное влияние на
развитие
детей
занятий
продуктивной
деятельностью.
Действительно,
во
время
занятий
продуктивной
творческой
деятельностью
у
ребёнка
развиваются
психические
процессы
и
личностные
качества,
происходит
приобретение
бесценного
жизненного
опыта.
Но
стоит
помнить,
что
успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств
напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.
В
группе
детского
сада
воспитатель
должен
регулярно
проводить
работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев
рук.
Физкультминутки
и
развитие
пальцевой
моторики.
Использование
физкультминуток в образовательной деятельности с детьми имеет большое
значение.
Физкультминутка,
как
элемент
двигательной
активности
предлагается
детям
для
переключения
на
другой
вид
деятельности,
повышения
работоспособности,
снижения
напряжения
и
утомляемости.
Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки
играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:
–
регулярно
стимулировать
действие
речевых
зон
коры
головного
мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно
связаны с речью;
– развивать мелкую моторику рук;
– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.
Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем
создание
ребёнком
чего-то
нового,
неповторимого.
Так,
на
занятиях
изобразительной
деятельностью
у
детей
развиваются
творческие
способности и эстетическое восприятие, закрепляются знания о сенсорных
эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.
Изобразительная
деятельность
с
использованием
нетрадиционной,
художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для
развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы
заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста
позволяет
сформировать
координацию
движений
пальцев
рук,
развить
речевую
и
умственную
деятельность
и
подготовить
ребёнка
к
школе.
Готовность
ребенка
к
школьному
обучению
в
значительной
мере
определяется его сенсорным развитием.
Исследования,
проведенные
психологами,
показали,
что
большая
часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения
(особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью
восприятия).
В
результате
возникают
искажения
в
написании
букв,
построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по
изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники.
На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник
решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с
помощью
выдувания
красок
(«рисование
мыльными
пузырями»,
техника
«кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым
осуществляется
дыхательная
гимнастика,
необходимая
при
некоторых
речевых
нарушениях.
Формирование
активного
и
пассивного
словаря
происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества
того или иного материала, способов действия с ним и так далее.
С
детьми
младшего
дошкольного
возраста
рекомендуется
использовать:
рисование пальчиками;
оттиск печатками из картофеля;
рисование ладошками.
Детей
среднего
дошкольного
возраста
можно
знакомить
с
более
сложными техниками:
тычок жесткой полусухой кистью.
печать поролоном;
печать пробками;
восковые мелки + акварель
свеча + акварель;
отпечатки листьев;
рисунки из ладошки;
рисование ватными палочками;
волшебные веревочки.
А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более
трудные методы и техники:
рисование песком;
рисование мыльными пузырями;
рисование мятой бумагой;
кляксография с трубочкой ;
монотипия пейзажная ;
печать по трафарету ;
монотипия предметная ;
кляксография обычная;
пластилинография .
Каждая
из
этих
техник
-
это
маленькая
игра.
Их
использование
позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее,
развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того,
какие
методы
и
приемы
использует
педагог,
чтобы
донести
до
детей
определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.
«Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования –
рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу
ощущение непосредственного взаимодействия с красками, а также дарит
незабываемые
впечатления
от
манипуляций
с
цветом.
Также
этот
метод
положительно влияет на развитие мелкой моторики рук детей раннего и
младшего дошкольного возраста, что в свою очередь имеет воздействие на
развитие речи, интеллекта, познавательной активности ребят.
Рисование
пальчиками
–
это
хороший рефлекторный
массаж.
На
ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами
тела.
Массажируя
эти
точки,
можно
добиться
улучшения
состояния
организма в целом.
Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится
логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком
по
белому
листу,
на
нем
появляются
интересные
"загогулины",
а
если
поставить кляксу и размазать ее ручкой, то получится очень забавное пятно.
С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что
такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные
краски, можно получить совершенно новый цвет.
Пальчиковая
живопись
способствует
раннему развитию
творческих
способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что
он учиться творить, передавать свои ощущения и впечатления.
Раннее
и
своевременное
развитие
тонкой
ручной
моторики
существенно влияет на формирование многих психических функций. Т.к.
отставание
в
развитии
детей
младшего
дошкольного
возраста
не
компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.