Напоминание

Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года


Автор: Беломестнова Татьяна Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад" № 21 Калининского района
Населённый пункт: г. Санкт-Петербург
Наименование материала: Семинар
Тема: Влияние использования нетрадиционных техник рисования на развитие мелкой моторики детей четвертого года
Раздел: дошкольное образование





Назад




Влияние использования нетрадиционных техник рисования на

развитие мелкой моторики детей четвертого года

В. А. Сухомлинский писал, чем больше мастерства в детской руке, тем

умнее

ребёнок.

Немаловажную

роль

в

успешном

интеллектуальном

и

психофизическом развитии играет мелкая моторика рук. Дело в том, что

основную

информацию

об

окружающем

мире

ребёнок

получает

через

прикосновение.

Именно

через

него

происходит

основное

обогащение

и

накопление

опыта,

поэтому

детям

так

необходимо

все

трогать,

гладить,

х в а т а т ь

и

п р о б о в а т ь

н а

в к у с

о к р у ж а ю щ и е

п р е д м е т ы .

Очень важно начинать работу над развитием мелкой моторики с самого

раннего

детства.

Грудному

младенцу

можно

массировать

пальчики,

воздействуя при этом на расположенные на них активные точки. В раннем и

младшем

дошкольном

возрасте

можно

играть

в

игры,

в

которых

будет

активно задействована работа кистей рук. Но одних игр недостаточно для

полноценного развития мелкой моторики.

Младший

дошкольный

возраст

характеризуется

высокой

интенсивностью

физического

и

психического

развития.

Повышается

активность

ребенка,

усиливается

ее

целенаправленность;

более

разнообразными и координированными становятся движения. С младшего

дошкольного возраста происходят существенные изменения в характере и

содержании

деятельности

ребенка,

в

отношениях

с

окружающими:

взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте –

предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого

возраста

со стоит

в

том,

что

действия

ребенка

п р и о б р е т а ют

целенаправленный характер. В разных видах деятельности – игре, рисовании,

конструировании,

а

также

в

повседневном

поведении

дети

начинают

действовать

в

соответствии

с

заранее

намеченной

целью,

хотя

в

силу

неустойчивости внимания ребенок быстро отвлекается, оставляет одно дело

ради другого.

В современных программах отмечается положительное влияние на

развитие

детей

занятий

продуктивной

деятельностью.

Действительно,

во

время

занятий

продуктивной

творческой

деятельностью

у

ребёнка

развиваются

психические

процессы

и

личностные

качества,

происходит

приобретение

бесценного

жизненного

опыта.

Но

стоит

помнить,

что

успешность становления отдельных личностных и физиологических качеств

напрямую зависит от уровня развития мелкой моторики рук.

В

группе

детского

сада

воспитатель

должен

регулярно

проводить

работу по развитию и совершенствованию тонкой моторики кистей и пальцев

рук.

Физкультминутки

и

развитие

пальцевой

моторики.

Использование

физкультминуток в образовательной деятельности с детьми имеет большое

значение.

Физкультминутка,

как

элемент

двигательной

активности

предлагается

детям

для

переключения

на

другой

вид

деятельности,

повышения

работоспособности,

снижения

напряжения

и

утомляемости.

Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки

играет положительную роль в обучении детей. Это позволяет:

регулярно

стимулировать

действие

речевых

зон

коры

головного

мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно

связаны с речью;

– развивать мелкую моторику рук;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Говоря о продуктивно-творческой деятельности, мы подразумеваем

создание

ребёнком

чего-то

нового,

неповторимого.

Так,

на

занятиях

изобразительной

деятельностью

у

детей

развиваются

творческие

способности и эстетическое восприятие, закрепляются знания о сенсорных

эталонах, происходит развитие мышления, внимания и мелкой моторики рук.

Изобразительная

деятельность

с

использованием

нетрадиционной,

художественной техники изобразительного искусства даёт возможность для

развития творческих способностей дошкольников. Важность данной темы

заключается в том, что развитие моторики у детей дошкольного возраста

позволяет

сформировать

координацию

движений

пальцев

рук,

развить

речевую

и

умственную

деятельность

и

подготовить

ребёнка

к

школе.

Готовность

ребенка

к

школьному

обучению

в

значительной

мере

определяется его сенсорным развитием.

Исследования,

проведенные

психологами,

показали,

что

большая

часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения

(особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью

восприятия).

В

результате

возникают

искажения

в

написании

букв,

построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.

Побуждать пальчики работать - одна из важнейших задач занятий по

изобразительной деятельности с использованием нетрадиционной техники.

На занятиях рисованием с использованием нетрадиционных техник

решаются и частные задачи развития речи. Так, создавая изображение с

помощью

выдувания

красок

(«рисование

мыльными

пузырями»,

техника

«кляксография»), дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ, тем самым

осуществляется

дыхательная

гимнастика,

необходимая

при

некоторых

речевых

нарушениях.

Формирование

активного

и

пассивного

словаря

происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества

того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

С

детьми

младшего

дошкольного

возраста

рекомендуется

использовать:

рисование пальчиками;

оттиск печатками из картофеля;

рисование ладошками.

Детей

среднего

дошкольного

возраста

можно

знакомить

с

более

сложными техниками:

тычок жесткой полусухой кистью.

печать поролоном;

печать пробками;

восковые мелки + акварель

свеча + акварель;

отпечатки листьев;

рисунки из ладошки;

рисование ватными палочками;

волшебные веревочки.

А в старшем дошкольном возрасте дети могут освоить еще более

трудные методы и техники:

рисование песком;

рисование мыльными пузырями;

рисование мятой бумагой;

кляксография с трубочкой ;

монотипия пейзажная ;

печать по трафарету ;

монотипия предметная ;

кляксография обычная;

пластилинография .

Каждая

из

этих

техник

-

это

маленькая

игра.

Их

использование

позволяет детям чувствовать себя раскованние, смелее, непосредственнее,

развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того,

какие

методы

и

приемы

использует

педагог,

чтобы

донести

до

детей

определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

«Разноцветные ладошки» - самый простейший из методов рисования –

рисование пальцами и ладошками. Такая техника рисования даёт малышу

ощущение непосредственного взаимодействия с красками, а также дарит

незабываемые

впечатления

от

манипуляций

с

цветом.

Также

этот

метод

положительно влияет на развитие мелкой моторики рук детей раннего и

младшего дошкольного возраста, что в свою очередь имеет воздействие на

развитие речи, интеллекта, познавательной активности ребят.

Рисование

пальчиками

это

хороший рефлекторный

массаж.

На

ладонях находятся определенные точки, которые связаны со всеми органами

тела.

Массажируя

эти

точки,

можно

добиться

улучшения

состояния

организма в целом.

Рисуя, малыш учиться строить "причинно-следственная" связи, учится

логически мыслить. Так, он замечает, что после того, как провести пальчиком

по

белому

листу,

на

нем

появляются

интересные

"загогулины",

а

если

поставить кляксу и размазать ее ручкой, то получится очень забавное пятно.

С помощью пальчиковых красок ребенок получает представление о том, что

такое цвет, какие бывают цвета, а также о том, что смешивая две разные

краски, можно получить совершенно новый цвет.

Пальчиковая

живопись

способствует

раннему развитию

творческих

способностей. Не только потому, что малыш учится рисовать, а потому, что

он учиться творить, передавать свои ощущения и впечатления.

Раннее

и

своевременное

развитие

тонкой

ручной

моторики

существенно влияет на формирование многих психических функций. Т.к.

отставание

в

развитии

детей

младшего

дошкольного

возраста

не

компенсируется в полной мере в последующие периоды жизни ребенка.



В раздел образования