Автор: Гайнутдинова Айна Каирбековна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №9 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Дидактические игры
Тема: "Сенсорное развитие детей 1 младшей группы посредством дидактических игр".
Раздел: дошкольное образование
Занятие 1 Дидактическая игра «Птичка в клетке».
Цель: Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат,
треугольник, овал, прямоугольник). Обучение приему обследования формы –
обведению пальцем контура формы. Обучение индификации формы.
Материал: Демонстрационный: большие картонные круг, квадрат, треугольник,
овал, прямоугольник с нарисованными «лицами» - фигурки – человечки.
Раздаточный: комплекты игры «Птички в клетки» - листы с окошками –
геометрическими формами, в которых изображена птичка и отдельные «дверцы»
в форме треугольника, круга, овала, квадрата, прямоугольника.
Ход занятия
(Дети садятся по кругу за столом с педагогом). Воспитатель показывает веселых
геометрических человечков. – К нам гости пришли необычные геометрические
фигуры, они вам улыбаются. Знакомьтесь, это круг, это овал, это квадрат, это
треугольник, это прямоугольник. Возьмите их, обведите их пальчиком по
контуру. У круга и овала нет углов, их сторона гладка, можно проводить
пальчиком долго. А у треугольника, у квадрата, у прямоугольника есть углы,
острые почувствуйте пальчиком.
(Педагог раскладывает лист для игры «Птички в клетке») – К нам птички
прилетели и по клеткам сели, но они могут улететь, давайте закроем дверцы в
их клетках. Только подбирайте правильную дверцу. Вот птичка в кругу ей нужна
круглая дверца, а здесь птичка в квадрате – найдите её квадратную дверцу.
(Педагог проводит игру со всеми детьми)
В заключение малышам предлагается подвижная игра «Птички и автомобиль».
Занятие 2 .Дидактическое упражнение «Накорми мишек».
Цель:Знакомство с параметрами трех величин (большой, средний, маленький).
Обучение выделению параметров величины предметов.
Материал: Три разных по величине игрушки – медведей, соответственно три
стульчика, три тарелки, три чашки, три ложки. Две физкультурные скамейки
разной высоты, изображающие мости через речки.
Ход занятия.
Педагог предлагает детям пойти в гости к трем медведям. Дети отправляются в
путешествие, на их пути встречаются две речки с мостиками: через одну ручку
мост пониже, через другую – выше. По низкому мосту дети легко переходят на
другой берег, по высокому, страшно упасть в речку.
- Ну вот, мы пришли в гости к нашим медведям. Расскажем о своем
путешествии, о том, как переходили через реку по мосту. – По какому мосту
было легче идти, по какому труднее, почему – один мост низкий, другой –
высокий.Ребята, а наши медведи тоже разные, один выше другой ниже, третий
совсем низкий. Как можно еще сказать? – Один большого размера, второй
среднего (или поменьше), а третий маленький.
Педагог объясняет правила дидактического упражнения: - Наши медведи
собрались пообедать, но не могут решить, кому какую тарелку выбрать, чашку и
ложку. Давайте поможем: для большого медведя выберите большую тарелку, для
медведя по меньше (среднего) – тарелку по меньше, а для маленького медведя –
маленькую тарелку. (по тому же принципу дети подбирают остальную посуду
для медведей).
В заключение благодарные медведи играют с детьми в подвижную игру
«Медведь и дети».
Занятие 3.«Найди такой же по цвету и по форме»
Цель: Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета,
классификации по основным шести цветам. Обучение сопоставлению формы
предметов с эталонами формы.
Материал: По цвету – обруч, квадраты шести цветов, по 3-4 предмета (цветные
кубики) каждого из этих шести цветов. По форме – геометрические фигуры пяти
форм, по 2 предмета каждой из этих форм. Обруч.
Ход занятия.
Сцветом.Воспитатель раскладывает все цветные кубики и предметы (игрушки)
разных цветов. Затем проводиться игра: педагог показывает образец (кубик
одного из шести цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает
предмет такого же цвета, что и образец, и выбирает ребенка, который назовет
цвет предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном
столе. Далее игра продолжается аналогично.Сформой.Воспитатель вместе с
детьми рассматривает предметы и игрушки разной формы, лежащие на столе
перед ними, говорят, какой формы предмет и игрушки – круглой, овальной,
квадратной, треугольной и прямоугольной. Далее игра: воспитатель показывает
одну из фигур и предлагает тому, ребенку, к которому катит обруч, выбрать
игрушку такой же формы и назвать, какой она формы. Выбранный предмет
перекладывают на другой стол рядом с формой- образцом. Игра продолжается
до тех пор, пока не будут подобраны к образцам все предметы.
В заключение: на пол кладут два обруча, в один нужно принести круглой формы
игрушки и красного цвета, в другой положить предметы квадратной формы и
зеленого цвета. Можно повторить игру, задав другие параметры формы и цвета.
Занятие 4 .
Дидактическая игра «Спрячь зайку от лисы».
Цель: Обучение соотносить предметы с учетом цвета и формы.
Материал: Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20/15см),
посередине белые «окошки» разные по форме (до 5видов) (8/8см), на которых
нарисованы зайцы (зайки домик), «дверцы» разной формы и соответствующего
(10/10). Игрушка лиса. Раздаточный: такой же материал меньшего размера –
цветовые листы (10/8см), а «дверцы» (6/6см), а «окошки» (5/5см). По три домика
и шесть дверей для каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель проводит с детьми игру «Спрячь зайку от лисы». Вначале он
обращает внимание детей на цвет «домиков» и форму «дверей». Показывает как
правильно, подобрать «дверцы» в домиках у зайцев, с учетом цвета и формы.
Затем предлагает детям играть самостоятельно. Они прячут зайчат от лисы,
подбирая к разноцветным домикам с разной формой окошки, точно такие же
цвета как домик и такую же форму как окошко.
В заключение подвижная игра «Лиса и зайцы».
Занятие 5.«Кто, где спит».
Цель: Продолжаем знакомство детей с пятью геометрическими формами и их
названиями. Формирование действия подбора по образцу.
Материал: Демонстрационный: большие круг, овал, квадрат, треугольник и
прямоугольник (фигурки-человечки). Раздаточный: те же фигурки меньших
размеров с «лицами по одному набору на каждого ребенка. Карточки с
контурными изображениями тех же фигур той же величины.
Ход занятия.
Дети вспоминают названия знакомых фигур – человечков. Воспитатель
поочередно называет фигуры в следующем порядке: круг, овал, треугольник,
квадрат, прямоугольник. Обводя фигуру пальцем, педагог спрашивает, какой
формы этот человечек. Особо фиксируется внимание на углах и пропорциях
фигур (овал и прямоугольник - вытянутые). Дети «рисуют» контуры фигур в
воздухе. Затем воспитатель предлагает поиграть с маленькими фигурками –
человечками. Детям раздаются карточки, где изображены «кроватки» для
каждой из фигурок. «Человечков» надо уложить «спать» в подходящие для них
кроватки, т. е. разложить все фигурки на карточки так, чтобы они совпадали с
нарисованными.
Примечание. В более сильной подгруппе детей размер фигурок может быть
меньше, чем контуры на карточке.