Напоминание

«Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы посредством геометрических фигур».


Авторы: Гайнутдинова Айна Каирбековна, Гончарова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №9 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы посредством геометрических фигур».
Раздел: дошкольное образование





Назад




Проект: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы

посредством геометрических фигур».

Актуальность проекта.

Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования

представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Оно

направленно на формирование полноценного восприятия окружающей

действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого

является чувственный опыт. Познание окружающего мира начинается с

ощущений, с восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее будут

полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность

умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в

значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть

от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Новизной данного материала является так же сочетание традиционных

подходов и использование современных средств обучения с помощью

геометрических фигур:

1.

Логические упражнения;

2.

Заучивания стихов и потешек;

3.

Разгадывание загадок о геометрических фигурах.

4.

Составление рассказа по заданным картинкам.

Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными

дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием

сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на

специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями и в

семье. Тем самым, мы обеспечиваем накопление представлений у детей

раннего возраста о форме, цвете и величине предметов, которые составляют

фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием

успешного овладения любой практической деятельностью.

Этапы проекта:

1.Подготовительный:

Изучение современных требований к содержанию и организации работы по

сенсорному развитию воспитания детей раннего возраста в соответствие с

ФГОС. Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими

руками.

2.Практический этап-работа с детьми:

1. Непосредственная работа с детьми.

2.Дидактические игры с детьми.

3. Самостоятельные игры детей.

4. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,

предметных и сюжетных картинок

Целесообразность реализации проекта

-развитие познавательного интереса;

-развитие продуктивной деятельности

-Воспитывать любознательность, стремление к познанию,

самостоятельность.

Задачи проекта:

Формировать представления о цвете, форме и величине предметов,

положения их в пространстве.

Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.

Воспитывать познавательный интерес, любознательность;

Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;

Развивать мелкую моторику рук.

Задачи проекта по образовательным областям:

- «Социально-коммуникативное развитие»

- «Речевое развитие»

- «Художественно-эстетическое развитие»

Проект:

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.

В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно.

В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие

анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. Увидев,

например, предмет той или иной формы, ребенок может соотнести ее с

известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это

похоже на круг, а это на квадрат». Процесс восприятия детьми

геометрических фигур начинают формироваться в раннем дошкольном

возрасте и проходит через следующие этапы:

На первом этапе - геометрические фигуры воспринимаются как целое,

ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает

сходства и различия между фигурами.

На втором этапе - ребенок уже проводит анализ воспринимаемых

геометрических форм и устанавливает отношения между ними, в

результате которого выявляются их свойства.

На третьем этапе - ребенок в состоянии устанавливать связи между

свойствами и формой фигур.

Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием

целенаправленного обучения.

В процессе формирования геометрических представлений у детей

развивается:

логическое мышление и связная речь;

ориентация в пространстве, моторика.

наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;

умение обобщать, классифицировать, выделять главное.

Все упражнения с геометрическим материалом разделены на следующие

группы:

упражнения, направленные на развитие умения выделять

геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке;

упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;

упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и

свойства геометрических фигур;

Упражнения можно использовать на организационном занятии и в

самостоятельной деятельности детей.

Геометрические фигуры выучить достаточно просто. Некоторые родители

начинают обучать своих детей этому очень рано, ещё до того, как они учатся

говорить. В этом случае уже трёх - четырёхлетние дети знают все

геометрические фигуры и соотносят их с окружающими предметами. И

считают, что они с этим знанием родились.

Знать геометрические фигуры - не такая уж большая премудрость. Однако

это верно лишь в том случае, когда малыш впитывает эти знания понемногу в

течение достаточно длительного времени. Если же, например, ровно в 4 года

положить перед крохой набор геометрических фигур и начать «учить» их —

это окажется сложной, практически невыполнимой задачей. Да и не нужно

относиться к этому серьёзно. Лучше учить геометрические фигуры в играх.

Но если родители сами теряются и не знают, как учить геометрические

фигуры, то можно обратиться к проверенным играм и занятиям:

1. Сортёры — любимые игрушки детей в возрасте от 9 месяцев до 2-3 лет.

2. Объёмные геометрические фигуры - играют в кубики детки от 8 месяцев

до 6-7 лет.

3. Вкладыши - одна из самых любимых малышами в возрасте от 9 месяцев до

2 лет.

4. Пирамидки - вторая по популярности игра после кубиков, грают дети в

возрасте 1,3 — 3 лет.

5. Домино - дети старше 2 лет уже могут с удовольствием играть в домино с

геометрическими фигурами.

6. Пазлы с геометрическими фигурами - игра подходит детям с 2 лет. Она

развивает мышление и мелкую моторику.

7. Аппликация - Вот где есть простор фантазии! Нарезали геометрические

фигуры и сочинили историю, сложив при этом медвежонка, неваляшку,

ёлочку или вот такой потрясающий грузовик. Аппликацией любят заниматься

дети от 1,5 до 10 лет, только сложность, конечно, должна соответствовать

возрасту. В этом и суть нашего проекта! Геометрические фигуры, сделанные

из картона и объемные из фетра (разные по форме и цвету). Аппликации из

геометрических фигур помогут ребенку развить глазомер, творческое

мышление, проработать мелкую моторику. Ребенок познакомиться с

основными геометрическими фигурами, научиться соотносить их между

собой.

Этапы:

1.

Изучение цветов (желтый, красный, синий, зеленый, коричневый

(в конце года)).

2.

Изучение геометрических фигур.

3.

Соотношение фигур по размеру (большой - маленький).

4.

Соотношение фигур по количеству (один – много).

5.

Заучивание стихов, потешек. (см. Приложение)

6.

Составление картинок из картонных геометрических фигур по

шаблону и проговаривание стихов с помощью воспитателя.

7.

Самостоятельная игра с картинками из картонных

геометрических фигур и проговаривание стихов.

8.

Самостоятельная игра на специальном полотне из фетровых

геометрических фигур.

9.

Составление рассказа из нескольких сюжетов с помощью

воспитателя.

10.Самостоятельная игра на специальном полотне с помощью

фетровых фигур.

Приложение (примеры картинок).

Медвежонок

1. Мишка косолапый

По лесу идет,

Шишки собирает,

Песенки поет.

Вдруг упала шишка

Прямо мишке в лоб,

Мишка рассердился

И ногою - топ!

2. Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу -

Потому что он хороший.

Грузовик

Нет, напрасно мы решили

Прокатить кота в машине:

Кот кататься не привык -

Опрокинул грузовик.

Елочка

Елка наряжается -

Праздник приближается.

Новый год у ворот,

Ребятишек елка ждет.

«Мячик»

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

«Дерево»

Осинку окрасила осень.

Осинка мне нравится очень.

Она позолотой блистает,

Одно только жаль –

Облетает.

«Неваляшка»

Свою куклу-неваляшку

Я укладывала спать:

Рассказать хотела сказку,

А она – решила встать.



В раздел образования