Авторы: Гайнутдинова Айна Каирбековна, Гончарова Елена Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад №9 о.в."
Населённый пункт: г. Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Проект
Тема: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы посредством геометрических фигур».
Раздел: дошкольное образование
Проект: «Развитие мелкой моторики детей 1 младшей группы
посредством геометрических фигур».
Актуальность проекта.
Сенсорное развитие ребенка-это развитие его восприятия и формирования
представлений о свойствах предметов: их форме, цвете и величине. Оно
направленно на формирование полноценного восприятия окружающей
действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого
является чувственный опыт. Познание окружающего мира начинается с
ощущений, с восприятия. Чем они богаче, тем шире и многограннее будут
полученные ребенком сведения об окружающем мире. Успешность
умственного, физического, эстетического и экологического воспитания в
значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть
от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Новизной данного материала является так же сочетание традиционных
подходов и использование современных средств обучения с помощью
геометрических фигур:
1.
Логические упражнения;
2.
Заучивания стихов и потешек;
3.
Разгадывание загадок о геометрических фигурах.
4.
Составление рассказа по заданным картинкам.
Обеспеченность практическим игровым материалом (самодельными
дидактическими играми) позволяет целенаправленно заниматься развитием
сенсорных способностей и общим развитием ребенка не только на
специальных занятиях, но и в совместной деятельности с воспитателями и в
семье. Тем самым, мы обеспечиваем накопление представлений у детей
раннего возраста о форме, цвете и величине предметов, которые составляют
фундамент общего умственного развития ребенка и являются условием
успешного овладения любой практической деятельностью.
Этапы проекта:
1.Подготовительный:
Изучение современных требований к содержанию и организации работы по
сенсорному развитию воспитания детей раннего возраста в соответствие с
ФГОС. Пополнение сенсорного уголка новыми играми, сделанными своими
руками.
2.Практический этап-работа с детьми:
1. Непосредственная работа с детьми.
2.Дидактические игры с детьми.
3. Самостоятельные игры детей.
4. Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций,
предметных и сюжетных картинок
Целесообразность реализации проекта
-развитие познавательного интереса;
-развитие продуктивной деятельности
-Воспитывать любознательность, стремление к познанию,
самостоятельность.
Задачи проекта:
Формировать представления о цвете, форме и величине предметов,
положения их в пространстве.
Знакомство с дидактическими играми и правилами этих игр.
Воспитывать познавательный интерес, любознательность;
Упражнять в установлении сходства и различия между предметами;
Развивать мелкую моторику рук.
Задачи проекта по образовательным областям:
- «Социально-коммуникативное развитие»
- «Речевое развитие»
- «Художественно-эстетическое развитие»
Проект:
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание.
В дошкольном возрасте развитие восприятия происходит очень интенсивно.
В процессе восприятия геометрических форм предметов участвуют такие
анализаторы, как зрительный, тактильный, речедвигательный. Увидев,
например, предмет той или иной формы, ребенок может соотнести ее с
известными ему основными формами, отметить сходство и различия: «Это
похоже на круг, а это на квадрат». Процесс восприятия детьми
геометрических фигур начинают формироваться в раннем дошкольном
возрасте и проходит через следующие этапы:
На первом этапе - геометрические фигуры воспринимаются как целое,
ребенок не умеет выделять в ней отдельные элементы, не замечает
сходства и различия между фигурами.
На втором этапе - ребенок уже проводит анализ воспринимаемых
геометрических форм и устанавливает отношения между ними, в
результате которого выявляются их свойства.
На третьем этапе - ребенок в состоянии устанавливать связи между
свойствами и формой фигур.
Переход от одного этапа к другому протекает под влиянием
целенаправленного обучения.
В процессе формирования геометрических представлений у детей
развивается:
логическое мышление и связная речь;
ориентация в пространстве, моторика.
наблюдательность, умение сравнивать и анализировать;
умение обобщать, классифицировать, выделять главное.
Все упражнения с геометрическим материалом разделены на следующие
группы:
упражнения, направленные на развитие умения выделять
геометрические фигуры на рисунке, чертеже, в окружающей обстановке;
упражнения, направленные на развитие навыков конструирования;
упражнения, направленные на развитие умения выделять элементы и
свойства геометрических фигур;
Упражнения можно использовать на организационном занятии и в
самостоятельной деятельности детей.
Геометрические фигуры выучить достаточно просто. Некоторые родители
начинают обучать своих детей этому очень рано, ещё до того, как они учатся
говорить. В этом случае уже трёх - четырёхлетние дети знают все
геометрические фигуры и соотносят их с окружающими предметами. И
считают, что они с этим знанием родились.
Знать геометрические фигуры - не такая уж большая премудрость. Однако
это верно лишь в том случае, когда малыш впитывает эти знания понемногу в
течение достаточно длительного времени. Если же, например, ровно в 4 года
положить перед крохой набор геометрических фигур и начать «учить» их —
это окажется сложной, практически невыполнимой задачей. Да и не нужно
относиться к этому серьёзно. Лучше учить геометрические фигуры в играх.
Но если родители сами теряются и не знают, как учить геометрические
фигуры, то можно обратиться к проверенным играм и занятиям:
1. Сортёры — любимые игрушки детей в возрасте от 9 месяцев до 2-3 лет.
2. Объёмные геометрические фигуры - играют в кубики детки от 8 месяцев
до 6-7 лет.
3. Вкладыши - одна из самых любимых малышами в возрасте от 9 месяцев до
2 лет.
4. Пирамидки - вторая по популярности игра после кубиков, грают дети в
возрасте 1,3 — 3 лет.
5. Домино - дети старше 2 лет уже могут с удовольствием играть в домино с
геометрическими фигурами.
6. Пазлы с геометрическими фигурами - игра подходит детям с 2 лет. Она
развивает мышление и мелкую моторику.
7. Аппликация - Вот где есть простор фантазии! Нарезали геометрические
фигуры и сочинили историю, сложив при этом медвежонка, неваляшку,
ёлочку или вот такой потрясающий грузовик. Аппликацией любят заниматься
дети от 1,5 до 10 лет, только сложность, конечно, должна соответствовать
возрасту. В этом и суть нашего проекта! Геометрические фигуры, сделанные
из картона и объемные из фетра (разные по форме и цвету). Аппликации из
геометрических фигур помогут ребенку развить глазомер, творческое
мышление, проработать мелкую моторику. Ребенок познакомиться с
основными геометрическими фигурами, научиться соотносить их между
собой.
Этапы:
1.
Изучение цветов (желтый, красный, синий, зеленый, коричневый
(в конце года)).
2.
Изучение геометрических фигур.
3.
Соотношение фигур по размеру (большой - маленький).
4.
Соотношение фигур по количеству (один – много).
5.
Заучивание стихов, потешек. (см. Приложение)
6.
Составление картинок из картонных геометрических фигур по
шаблону и проговаривание стихов с помощью воспитателя.
7.
Самостоятельная игра с картинками из картонных
геометрических фигур и проговаривание стихов.
8.
Самостоятельная игра на специальном полотне из фетровых
геометрических фигур.
9.
Составление рассказа из нескольких сюжетов с помощью
воспитателя.
10.Самостоятельная игра на специальном полотне с помощью
фетровых фигур.
Приложение (примеры картинок).
Медвежонок
1. Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенки поет.
Вдруг упала шишка
Прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился
И ногою - топ!
2. Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Всё равно его не брошу -
Потому что он хороший.
Грузовик
Нет, напрасно мы решили
Прокатить кота в машине:
Кот кататься не привык -
Опрокинул грузовик.
Елочка
Елка наряжается -
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек елка ждет.
«Мячик»
Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
- Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.
«Дерево»
Осинку окрасила осень.
Осинка мне нравится очень.
Она позолотой блистает,
Одно только жаль –
Облетает.
«Неваляшка»
Свою куклу-неваляшку
Я укладывала спать:
Рассказать хотела сказку,
А она – решила встать.