Автор: Бакина Елена Николаевна
Должность: Учитель математики
Учебное заведение: МБОУ СОШ №18
Населённый пункт: Город Киров
Наименование материала: Урок
Тема: Квадратные уравнения
Раздел: среднее образование
Урок математики в 8 классе
Тема: Способы решения квадратных уравнений.
Тип урока: урок изучения новых знаний.
Цель урока:
1)
Образовательная: формирование умений применять полученные ранее
знания, сопоставлять, анализировать, делать выводы, отработка умения
решать уравнения.
2)
Развивающая:
создание
условия
для
самостоятельного
получения
новых знаний, для развития наблюдательности, памяти, логического
мышления.
3)
Воспитательная:
создание
условий
для
формирования
интереса
к
познавательному процессу, для воспитания культуры общения в парной
и групповой работе.
Ожидаемый
результат:
каждый
ученик
должен
ознакомиться
с
пятью
способами решения квадратных уравнений и уметь решать их, выбрав тот
способ, который для него более приемлем.
План урока.
Этап
Дидактические
задачи
Деятельност
ь
учителя
Деятельность
учащихся
Ведущий
метод
ФОПД
I
2
мин
Организовать
работу
школьников на
уроке
Побуждает
школьников
к
организации
своего
рабочего
места
Самоорганизац
ия
Словесный
Фронтальная
II
4
мин
Подготовка
учащихся к
восприятию
Создание
мотивации
деятельности
Слушают
Словесный
Индивидуаль
ная
изучаемого
материала
,
обоснование
выбора темы
III
7
мин
Установить
степень
усвоения ранее
полученных
знаний
Организует
работу
учащихся по
применению
знаний в
стандартной
ситуации
Работают с
таблицей,
отвечают на
вопросы,
пишут
графический
диктант
Репродукти
вный
Индивидуаль
ная,
фронтальная
IV
2
мин
Обеспечить
включение
учеников в
деятельность по
получению
новых знания
Проводит
инструктаж
по
выполнению
работы
Слушают
Словесный
Фронтальная
V
10
мин
Получение
новых знаний
Наблюдает и
оказывает
помощь
Самостоятельн
ая работа в
группах по
инструкции
Частично-
поисковый,
поисковый
Групповая
VI
15
мин
Усвоение новых
знаний
Наблюдает,
корректирует
деятельность
учащихся
1 человек из
группы
объясняет у
доски,
остальные
работают в
тетрадях
Объяснител
ьный,
познаватель
ный
Индивидуаль
ный
VII
4
мин
Анализ и
оценка
успешного
достижения
цели и
Даёт анализ
и оценку
успешности
достижения
цели
Взаимооценка
результатов
работы в
группах
Создание
ситуации
успеха
Фронтальная
перспектива
следующей
работы.
Мобилизация
учащихся на
рефлексию
VIII
1ми
н
Обеспечение
понимания
цели и
содержания
выполнения
домашнего
задания
Даёт
инструктаж
по
выполнению
домашнего
задания
Воспринимает
на слух
Словесный
Фронтальная
I. Историческая справка. Доклад об истории возникновения квадратных
уравнений.
II. Повторение. Работа с таблицей.
№
а
b
c
1
-2
5
0
2
1
0
16
3
2
6
-8
4
3
-5
6
5
-1
4
0
Ответить на вопросы: назвать полные, неполные, приведённые уравнения.
III. Проверить правильность утверждений и составить цифровую картину:
1 – верно
0 – неверно
1.
Квадратным называется уравнение вида: a
x
2
+bx+c=0, где a, b, c –
числа, а ≠0, х – переменная.
2.
Уравнение называется неполным, если один из его коэффициентов
равен нулю.
3.
Уравнение называется приведённым, если а=1.
4.
Если Д < 0, уравнение имеет два корня.
5.
Если Д = 0, уравнение имеет один корень.
IV. Работа в группах
Группа №1.
Решение уравнений с чётным коэффициентом b/
1.
3
x
2
+2x-5=0
2.
3
x
2
+8x-3=0
3.
-
x
2
+2x+8=0
4.
5
x
2
-8x-4=0
Инструкция.
1.
Выпишите коэффициенты a, b, c.
2.
Найдите по формуле
Д
4
= (
b
2
)
2
- ac
3.
Найдите по формуле x
1
=
−
b
2
+
√
Д
4
a
x
2
=
−
b
2
−
√
Д
4
a
Группа №2.
Решение уравнений методом разложения на множители.
Инструкция.
1.
Внимательно прочитайте решение уравнения x
2
+10x-24 = 0
Представим слагаемое 10x как разность 12x и 2x: 10x = 12x-2x
Получим х
2
+12x -2x -24 = 0. Из каждой пары слагаемых вынесем общий
множитель:
X
2
+ 12x -2x -24 = 0
x (x+12) - 2(x+12) = 0
(x+12) (x-2) = 0 Произведение двух множителей равно нулю тогда, когда хотя
бы один из множителей равен нулю.
x+ 12 = 0 или x-2 = 0.
x = -12 или x = 2.
2.
Заполните пустые клетки в решении уравнения
5x
2
-7x+2 = 0
5x
2
-5x-[ ]+2 = 0
5x([ ]-1)-2(x-[ ]) = 0
([ ]-[ ]) (5x-2) =
[ ] - [ ] =0 5x-2 = 0
Дорешайте полученные уравнения.
3.
Решите по образцу:
1.
x
2
+6x-7 = 0
2.
3x
2
+5x-2 = 0
3.
x
2
-6x+5 = 0
Группа №3.
Решение уравнений выделением полного квадрата двучлена.
Инструкция.
1.
Внимательно прочитайте пример решения уравнения x
2
+10x-24 = 0
Формула полного квадрата двучлена (a+b)
2
= a
2
+2ab+b
2
x
2
+10x-24 = x
2
+2*5x-24
Значит, в формуле a = x, b = 5. То есть на последнем месте должно быть 5
2
=
25
x
2
+10x-24 = x
2
+2*5x+25-25-24
Чтобы значение двучлена не изменилось, 25 прибавили и тут же вычли.
Получаем x
2
+10x-24 = x
2
+2*5x+25-25-24 = x
2
+10x+25-49 = (x+5)
2
-49 = 0
(x-5)
2
-49 = 0
(x-5)
2
=49
(x-5)
2 =
7
2
x-5 = 7 x-5 = -7 Решаем эти уравнения.
2.
Заполните пустые клетки в решении уравнения.
x
2
+6x-7 = 0
x
2
+6x-7 = x
2
+2*[ ]*x-7 = x
2
+2*[ ]x +3
2
-3
2
-7 = x
2
+6x+9-9-7 = (x+3)
2
-16
(x+3)
2
-16 = 0
(x+3)
2
= 16
(x+3) = [ ] (x+3) = [ ]
Дорешайте полученные уравнения.
3.
Решите по образцу:
1.
x
2
-6x+5 = 0
2.
x
2
-2x-8 = 0
Группа №4.
Решение уравнений с использованием свойств коэффициентов квадратного
уравнения.
Инструкция:
1.
Решите уравнения:
x
2
+6x-7 = 0
x
2
-6x+5 = 0
5 x
2
-7x+2 = 0
3 x
2
-5x+2 = 0
2 x
2
+3x-5 = 0
2.
Очень внимательно проанализируйте ответы.
3.
Очень внимательно проанализируйте коэффициенты a, b, c.
4.
Найдите связи, которые объединяют все уравнения.
5.
Сделайте вывод и сформулируйте метод решения уравнений с таким
свойством коэффициентов.
Группа №5.
Графическое решение уравнений.
Инструкция.
1.
Решите графически уравнения:
x
2
-3x-4 = 0
x
2
-2x+1 = 0
x
2
-2x+5 = 0
2.
Сделайте вывод о всех возможных случаях взаимного расположения
параболы и прямой.
3.
Сделайте вывод о возможном количестве корней уравнения.
После самостоятельной работы, представитель от группы представляет свой
метод решения у доски, остальные ученики работают в своих тетрадях.
По окончании работы, руководитель группы оценивает деятельность своего
коллектива. В соответствии с этим учитель оценивает работу всей группы
отметкой в журнал.
V. Запись домашнего задания.
VI. Рефлексия. Каждый ученик кладёт на стол кружок со значком:
? – не понял
. – в целом, понял
! – понял всё.