Напоминание

Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Мир русской песни»


Автор: Киселева Эмилия Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №2»
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Мир русской песни»
Раздел: среднее образование





Назад




Киселева Эмилия Юрьевна.

Учитель музыки МОУ «СОШ № 2» г. Котласа

Архангельской обл.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ

(Программа «Музыка. 5-8 кл.» авт. Т.И. Науменко, В.В. Алеев)

Тема урока: Мир русской песни

Тип урока: Урок изучение нового материала

Цель урока: познакомить обучающихся с жанровым многообразием русских

народных песен.

Планируемые результаты урока:

Предметные:

Обучающиеся смогут:

- выявить особенности русских народных песен разных жанров;

- определять жанр русских народных песен;

- выделить главные черты русских народных песен;

- узнать о выдающемся хоровом коллективе Архангельской области;

- развивать вокально-хоровые навыки.

Метапредметные:

Обучающиеся будут:

- развивать умение сравнивать, анализировать информацию, выделять

главное, делать выводы;

- работать с учебным текстом;

- формировать навыки самооценки и самоонализа.

Личностные:

У обучающихся будут развиваться:

- интерес к музыке своего народа;

- гражданская и национальная идентичность;

- художественный и музыкальный вкус;

- творческие и музыкальные способности.

Методы обучения: словесно – наглядные, частично – поисковые;

музыкальные методы: эмоционального воздействия и сопереживания,

вокально-хоровые.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.

Средства обучения и оборудование: учебник, нотная хрестоматия,

компьютер, медиапрезентация по теме урока, фортепиано.

Межпредметные связи: уроки литературы и изобразительного искусства.

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.Организа-

ционный

(мотивацион-

ный).

Задает вопросы о

настроении, характере и

происхождении песни.

Просит объяснить, почему

это народная песня.

Желает, чтобы настроение,

которое передала нам

песня, сохранилось на весь

урок.

Входят в класс под звучание

р.н.п. «На горе-то калина».

Отвечают на вопросы учителя.

2.Актуализа-

ция опорных

знаний и

умений.

Проверка д/з.

Предлагает перечислить,

какие еще народные песни

известны ученикам.

Проверяет домашнее зада-

ние: подобрать пословицы

и поговорки о песне и

объяснить смысл.

Предлагает подумать,

можно ли на основе всего

сказанного заключить, что

песня занимала очень

большое место в жизни

народа?

Перечисляют: «Во поле береза

стояла», «На зеленом лугу»,

«Как на тоненький ледок» и

др.

Зачитывают:

Без песен мир тесен.

Хорошему делу – хорошая

песня.

Беседа дорогу коротает, а

песня – работу.

Загубишь песню – убьешь

душу.

У солдата и песня – оружие.

Хорошая песня дух бодрит.

Высказывают свои мнения.

3.Постановка

учебной

проблемы и

планирова-

ние

действий.

Подводит к формулирова-

нию темы: «Мир русской

песни».

Читает стихотворение

Г.Серебряковой «Ты

На основе своих вопросов

планируют следующие

откуда, русская, зародилась

музыка?» и предлагает по-

думать, что еще хотят дети

узнать о русских народных

песнях.

действия:

-узнать, кто и как сочинял

песни;

-какие есть виды народных

песен;

-какие главные черты р.н.п.;

-исполнить известные песни и

разучить новые.

4.Открытие

нового

знания.

Дает задание по работе с

учебником.

Подводит к выводу, что в

песнях отразилась вся

жизнь русского народа.

Сообщает, что песни

настолько разнообразны,

что их принято делить на

жанры.

Предлагает исполнить

знакомую р.н.п. «Во поле

береза стояла» и

определить жанр.

Одна ученица, работающая

над проектом о русских

народных песнях, делает

сообщение о том, как

создавались песни.

Работа с текстом учебника:

читают 1-е абзацы на с.58 и

с.59 и отвечают на 1-й вопрос

на с.61 «Какие стороны жизни

отражала русская народная

песня?»

6 учеников делают краткие

сообщения о лирических,

трудовых, солдатских,

плясовых, хороводных и

игровых песнях.

Рассказывают, когда и где

исполнялись эти песни, о чем

в них пелось, какой у них

характер.

Все заполняют 1-й и 2-й

столбцы таблицы: «Название

жанра» и «Содержание и

характер».

Исполняют песню и

определяют, что это

хороводная песня.

Начинают заполнять 3-й

столбец таблицы «Пример».

5.Первичная

проверка

понимания

темы.

Слушание

музыки.

Вокально-

хоровая

работа.

Слушание

музыки.

Настраивает на прослуши-

вание, дает задание:

определить жанр песни и

обосновать свой ответ.

Напоминает песню,

прозвучавшую в начале

урока. Исполняет песню

«На горе-то калина».

Предлагает выбрать песню

для разучивания.

Использует вокально-

хоровые методы для

работы над дыханием,

интонацией, дикцией.

Рассказывает о знаменитом

коллективе – Государст-

венном Северном Русском

Народном Хоре, о его роли

в сохранении и распростра-

нении народной песенной

культуры, в т.ч. и

фольклора Архангельской

области.

Слушают:

«Эй, ухнем!»,

«Светит месяц»,

«Солдатушки, бравы

ребятушки».

Определяют, что это трудовой,

солдатский и плясовой жанр.

Продолжают вписывать

названия песен в таблицу.

Определяют, что это игровая

песня.

Выбирают песню «Солда-

тушки, бравы ребятушки».

Разучивают песню по купле-

там.

Исполняют песню с

музыкально-ритмическими

движениями

(маршированием).

Просматривают видеофраг-

мент концертного выступле-

ния Северного хора.

Слушают народную лиричес-

кую песню Архангельской

области «Не бела заря».

Завершают заполнение

таблицы.

Выделяют главные черты

русских народных песен:

мелодичность, певучесть,

душевность.

7.Рефлексия

учебной

деятельности

. Итог урока.

Задает вопросы по теме

урока.

Выставляет оценки.

Отвечают на вопросы.



В раздел образования