Автор: Киселева Эмилия Юрьевна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МОУ «СОШ №2»
Населённый пункт: город Котлас, Архангельская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Технологическая карта урока музыки в 5 классе «Мир русской песни»
Раздел: среднее образование
Киселева Эмилия Юрьевна.
Учитель музыки МОУ «СОШ № 2» г. Котласа
Архангельской обл.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА МУЗЫКИ В 5 КЛАССЕ
(Программа «Музыка. 5-8 кл.» авт. Т.И. Науменко, В.В. Алеев)
Тема урока: Мир русской песни
Тип урока: Урок изучение нового материала
Цель урока: познакомить обучающихся с жанровым многообразием русских
народных песен.
Планируемые результаты урока:
Предметные:
Обучающиеся смогут:
- выявить особенности русских народных песен разных жанров;
- определять жанр русских народных песен;
- выделить главные черты русских народных песен;
- узнать о выдающемся хоровом коллективе Архангельской области;
- развивать вокально-хоровые навыки.
Метапредметные:
Обучающиеся будут:
- развивать умение сравнивать, анализировать информацию, выделять
главное, делать выводы;
- работать с учебным текстом;
- формировать навыки самооценки и самоонализа.
Личностные:
У обучающихся будут развиваться:
- интерес к музыке своего народа;
- гражданская и национальная идентичность;
- художественный и музыкальный вкус;
- творческие и музыкальные способности.
Методы обучения: словесно – наглядные, частично – поисковые;
музыкальные методы: эмоционального воздействия и сопереживания,
вокально-хоровые.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, дифференцированная.
Средства обучения и оборудование: учебник, нотная хрестоматия,
компьютер, медиапрезентация по теме урока, фортепиано.
Межпредметные связи: уроки литературы и изобразительного искусства.
Ход урока.
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
1.Организа-
ционный
(мотивацион-
ный).
Задает вопросы о
настроении, характере и
происхождении песни.
Просит объяснить, почему
это народная песня.
Желает, чтобы настроение,
которое передала нам
песня, сохранилось на весь
урок.
Входят в класс под звучание
р.н.п. «На горе-то калина».
Отвечают на вопросы учителя.
2.Актуализа-
ция опорных
знаний и
умений.
Проверка д/з.
Предлагает перечислить,
какие еще народные песни
известны ученикам.
Проверяет домашнее зада-
ние: подобрать пословицы
и поговорки о песне и
объяснить смысл.
Предлагает подумать,
можно ли на основе всего
сказанного заключить, что
песня занимала очень
большое место в жизни
народа?
Перечисляют: «Во поле береза
стояла», «На зеленом лугу»,
«Как на тоненький ледок» и
др.
Зачитывают:
Без песен мир тесен.
Хорошему делу – хорошая
песня.
Беседа дорогу коротает, а
песня – работу.
Загубишь песню – убьешь
душу.
У солдата и песня – оружие.
Хорошая песня дух бодрит.
Высказывают свои мнения.
3.Постановка
учебной
проблемы и
планирова-
ние
действий.
Подводит к формулирова-
нию темы: «Мир русской
песни».
Читает стихотворение
Г.Серебряковой «Ты
На основе своих вопросов
планируют следующие
откуда, русская, зародилась
музыка?» и предлагает по-
думать, что еще хотят дети
узнать о русских народных
песнях.
действия:
-узнать, кто и как сочинял
песни;
-какие есть виды народных
песен;
-какие главные черты р.н.п.;
-исполнить известные песни и
разучить новые.
4.Открытие
нового
знания.
Дает задание по работе с
учебником.
Подводит к выводу, что в
песнях отразилась вся
жизнь русского народа.
Сообщает, что песни
настолько разнообразны,
что их принято делить на
жанры.
Предлагает исполнить
знакомую р.н.п. «Во поле
береза стояла» и
определить жанр.
Одна ученица, работающая
над проектом о русских
народных песнях, делает
сообщение о том, как
создавались песни.
Работа с текстом учебника:
читают 1-е абзацы на с.58 и
с.59 и отвечают на 1-й вопрос
на с.61 «Какие стороны жизни
отражала русская народная
песня?»
6 учеников делают краткие
сообщения о лирических,
трудовых, солдатских,
плясовых, хороводных и
игровых песнях.
Рассказывают, когда и где
исполнялись эти песни, о чем
в них пелось, какой у них
характер.
Все заполняют 1-й и 2-й
столбцы таблицы: «Название
жанра» и «Содержание и
характер».
Исполняют песню и
определяют, что это
хороводная песня.
Начинают заполнять 3-й
столбец таблицы «Пример».
5.Первичная
проверка
понимания
темы.
Слушание
музыки.
Вокально-
хоровая
работа.
Слушание
музыки.
Настраивает на прослуши-
вание, дает задание:
определить жанр песни и
обосновать свой ответ.
Напоминает песню,
прозвучавшую в начале
урока. Исполняет песню
«На горе-то калина».
Предлагает выбрать песню
для разучивания.
Использует вокально-
хоровые методы для
работы над дыханием,
интонацией, дикцией.
Рассказывает о знаменитом
коллективе – Государст-
венном Северном Русском
Народном Хоре, о его роли
в сохранении и распростра-
нении народной песенной
культуры, в т.ч. и
фольклора Архангельской
области.
Слушают:
«Эй, ухнем!»,
«Светит месяц»,
«Солдатушки, бравы
ребятушки».
Определяют, что это трудовой,
солдатский и плясовой жанр.
Продолжают вписывать
названия песен в таблицу.
Определяют, что это игровая
песня.
Выбирают песню «Солда-
тушки, бравы ребятушки».
Разучивают песню по купле-
там.
Исполняют песню с
музыкально-ритмическими
движениями
(маршированием).
Просматривают видеофраг-
мент концертного выступле-
ния Северного хора.
Слушают народную лиричес-
кую песню Архангельской
области «Не бела заря».
Завершают заполнение
таблицы.
Выделяют главные черты
русских народных песен:
мелодичность, певучесть,
душевность.
7.Рефлексия
учебной
деятельности
. Итог урока.
Задает вопросы по теме
урока.
Выставляет оценки.
Отвечают на вопросы.