Психологическая подготовка 9-х, 11-х классов к экзаменам
Автор: Саенко Светлана Александровна Должность: педагог-психолог Учебное заведение: БОУ города Омска "Лицей № 74" Населённый пункт: город Омск Наименование материала: конспект тренинга Тема: Психологическая подготовка 9-х, 11-х классов к экзаменам Раздел: среднее образование
Тренинг «Уверенность перед экзаменом».
Исследования показывают, что экзаменационный стресс занимает одно из первых
мест среди многих причин, вызывающих психическое напряжение у школьников. А с
введением ЕГЭ ситуация только усугубилась. И для этого существует ряд причин:
1.
Экзамен
–
это
своеобразная
критическая
ситуация,
которая
определяет
положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу.
2.
Подготовка
к
экзамену
связана
с
большим
напряжением
организма:
интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная
длительной
вынужденной
позой,
крайнее
ограничение
двигательной
активности,
нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания.
3.
Школьник
и
в
повседневной
жизни
нередко
испытывает
определенный
прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («до конца урока
осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю !», «Смотри, не подведи нас!», «Мы
в твои годы…»), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь
соответствовать
ожиданиям
взрослых,
школьник
находится
в
постоянном
опасении
оказаться неуспешным.
4.
Отсутствие
на
ЕГЭ
знакомых
педагогов,
поддержки
и
привычности
ситуации,
ощущение
одиночества
и
незащищенности
только
усиливают
стрессовое
состояние выпускника, обусловленное самой ситуацией экзамена.
Цель: способствовать снижению стресса в экзаменационный период у старшеклассников
через осознание своего поведения и расширение поведенческого репертуара.
Участники: учащиеся 9-х, 11-х классов.
Ход занятия:
Подготовительный блок
1.
Упражнение «Знакомство». Ведущий просит учащихся сделать визитки, на которых
д.б. написано имя и символ, который бы характеризовал его или его увлечения.
Затем по кругу представить свои визитки, своё самочувствие на данный момент и
ожидания от тренинга.
2.
Игра «Поезд».
«Игра проводится в круге. Для начала рассчитаемся на первый-второй. Первые
номера – хлопок в ладоши, два притопа ногами. Вторые номера – два хлопка, один
притоп. Движения повторяются по очереди: первый – второй; первый – второй и
т.д.;
по
кругу
имитируем
стук
колес
поезда.
Начали.
Убыстряем
темп.
Еще
быстрее»
3.
Правила тренинга (обсуждение и принятие).
Закон «00».
Закон одного «микрофона».
Закон активности.
Закон «Я-высказывания».
Закон
тактичного
и
доброжелательного
отношения
ко
всем
участникам
группы.
Закон имени.
Закон «Здесь и сейчас».
Закон конфиденциальности.
Закон предложения в участники только себя.
Теоретический блок
1.
Стресс – это совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в
организме
животных
и
человека
в
ответ
на
воздействие
различных
неблагоприятных факторов.
Понятие «стресс – это все, что ведет к быстрому старению или вызывает болезни».
Ганс Селье
Энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: «совокупность
защитных
физиологических
реакций,
возникающих
в
организме
животных
и
человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов».
Как человеческий организм реагирует на стресс?
Тревога и страх.
Пассивность, беспомощность, депрессия.
Активная защита.
Активная релаксация.
2.
Опросник подверженности экзаменационному стрессу
Цель: диагностика степени выраженности экзаменационного стресса и подверженности
ему.
Инструкция: внимательно прочитайте предложенные вопросы, примерьте их к себе и
укажите степень вашего согласия или несогласия: да или нет.
1.
Я стараюсь как можно больше заниматься дополнительно, чтобы получить
хорошую оценку.
2.
Больше всего на свете я боюсь получить "двойку".
3.
Я готов на все, чтобы получить "пятерку".
4.
Бывает, что я отказываюсь отвечать, хотя и готовил задание.
5.
У меня бывает ощущение, что я все забыл.
6.
Бывает, что и легкие предметы я не могу хорошо ответить.
7.
Когда я настроился отвечать, меня злят разговоры и смех вокруг.
8.
Мне трудно выступать перед классом.
9.
Объявления оценок я всегда жду с волнением.
10. Я предпочел бы, чтобы на экзамене присутствовал знакомый преподаватель.
11. Накануне контрольных я всегда испытываю тревогу.
12. Перед экзаменами y меня бывает внутренняя дрожь.
Обработка. За каждый утвердительный ответ начисляется 1 балл. Сложите набранные
баллы.
0 - 4: Вы спокойны, рассудительны, умеете управлять своими эмоциями. Вы готовы к
любым испытаниям и уверены, что бы ни произошло, все будет хорошо. У вас все шансы
удачно справиться с экзаменационными заданиями.
5 - 8: Вы от природы тревожны. И теперь, перед экзаменами, вы переживаете стресс.
9 - 12: Стресс очень сильный. Обратитесь за помощью к родителям. Не держите все в себе.
3.
Упражнение «Две стороны медали». Разделите лист пополам. В левой стороне
напишите все плохое, связанное с экзаменами, справа – все хорошее.
Объединитесь
в
«тройки»,
сравните,
оставьте
только
совпадения.
Ответы
зачитываются
представителями
групп.
Происходит
обсуждение:
каковы
впечатления от выполнения.
4.
Упражнение «Забавная пантомима». Все участники разбиваются на 2-3 группы.
Каждая
группа
получает
одно
из
заданий
(все
задания
д.б
предложены
в
юмористической
форме).
Например,
«угрызение
совести,
«крик
нелюбимого
учителя»;
«ночь
перед
экзаменом».
Остальные
должны
догадаться,
о
каком
определении идет речь.
5.
Игра
«Карниз».
Постройтесь
в
шеренгу.
Водящий
должен
пройти
рядом
с
участниками, приставляя свой носок к носку стоящего в шеренге, не оступиться,
сохранить равновесие. Водящему разрешается придерживаться руками застоящих,
выполняющих роль «карниза». Выполняется по принципу «змейки».
Практический блок.
1.
Дыхательное упражнение.
Выполняется сидя или лежа. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, затем
слегка
напрячь
мышцы
всего
тела:
ног,
ступней,
живота,
рук,
плеч,
шеи,
челюстей. Дыхание задерживать все время, пока мышцы напряжены. Не дышать
5-6 с, а затем сделать медленный выдох, расслабляя как можно больше мышц
тела.
2.
Релаксационное упражнение «Луг-лес-река-луг».
«Закройте
глаза,
сядьте
удобнее,
руки
положите
свободно
на
колени,
слушайте только то, что я вам говорю. Сконцентрируйтесь на моем голосе.
Сделайте три глубоких вдоха, вдыхайте и выдыхайте спокойно, не напрягаясь.
Вдох носом, выдох ртом, губы при этом чуть приоткрыты. Вы слышите
только
мой
голос.
Посторонние
мысли
пролетают
мимо.
Уберите
своего
внутреннего критика, он не должен вам мешать слушать мой голос. Дыхание
размеренное,
спокойное.
Представьте,
что
вместе
с
воздухом
в
грудную
клетку попадает частичками «добрая энергия». Чистая, светлая, добрая. С
каждым вдохом ее все больше, энергия-клубок желтых ниток. Почувствуйте
ее тепло, почувствуйте тепло
в груди. Вам уютно, комфортно, тепло, вы
отдыхаете. Вдох-выдох. Концентрируйтесь на выдохе.
А теперь представьте, что вы на лугу, залитом светом солнца. Вслушайтесь.
Что за звуки? Почувствуйте запах. Что это за запах? Цветы, какие они –
цвет, форма, большие, маленькие, какой запах?
Идите-идите по лугу. Вы идете по дороге. Что это за дорога? Узкая –
широкая, извилистая – прямая? Что под ногами – трава, песок, асфальт, что
чувствуете? Лес – вы заходите в него. Запах, звуки, какие деревья? Вы в лесу.
Дорога, тропа выводит из леса. Вы у реки. Какая она: широкая-узкая, глубокая-
мелкая? Вы входите в воду. почувствуйте, что вы ощущаете. Переходите реку.
Снова луг. Какой это луг. Запах, цветы, ветерок. Что за аромат и свежесть?
А теперь, насчет «три», каждый откроет глаза. Раз, два, три – открыли
глаза».
Обмен мнениями.
3.
Презентация (на выбор учащихся)
4.
Рекомендации старшеклассникам (Прил.1).
Заключительный блок
1.
Упражнение «Маяк».
Это упражнение хорошо помогает в тех случаях, когда вы чувствуете себя
беззащитным, уязвимым, «покинутым».
Представьте себе маленький скалистый остров вдали от континента. На
вершине острова – высокий, крепко поставленный маяк. Вообразите себя
этим
маяком,
стоящим
на
скалистом
острове.
Ваши
стены
такие
толстые
и
прочные,
что
даже
сильные
ветра,
постоянно
дующие
на
остров, не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа вы днем и
ночью
в
хорошую
и
плохую
погоду
посылаете
мощный
пучок
света,
служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе,
которая
постоянно
поддерживает
постоянство
вашего
светлого
луча,
скользящего
по
океану,
предупреждающего
мореплавателей
о
мелях
и
являющегося символом безопасности для людей на берегу. Постарайтесь
ощутить в себе внутренний источник света, который никогда не гаснет.
Обсуждение ощущений.
Нарисуйте образ себя в данный момент, отразите его в цвете.
2.
Упражнение «Свеча доверия».
Ведущий зажигает свечу и пускает по кругу, говоря соседу прощальные
слова о своих чувствах и ощущениях во время общения в группе.
Литература:
1.
Тренинги
с
подростками:
программы,
конспекты
занятий/авт.-
ост.Ю.А.Голубева и др. – Волгоград: учитель, 2009.
2.
Руденский Е.В. Психология стресса. – Новосибирск, 1998
3.
Горбушина
О.П.
Психологический
тренинг.
Секреты
проведения.
–
СПб, 2008.
4.
«Школьный психолог», февраль 2009, № 3
Приложение 1
Рекомендации старшеклассникам
1.
Придерживайтесь основного правила: «не теряйте времени зря». Перед
началом подготовки к экзаменам необходимо просмотреть весь материал и
отложить тот, что хорошо знаком, а начинать учить незнакомый, новый.
2.
Используйте время, отведенное на подготовку, как можно эффективнее.
Новый и сложный материал учите в то время суток, когда хорошо думается,
то
есть
высока
работоспособность.
Обычно
это
утренние
часы
после
хорошего отдыха.
3.
Подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно
расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и пр.
можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку
они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно
какой-либо картинки в этих тонах.
4.
Начинай готовиться к экзамену заранее, понемногу, по частям, сохраняя
спокойствие.
Составь
план
занятий.
Составляя
план
на
каждый
день
подготовки,
необходимо
четко
определить,
что
именно
сегодня
будет
изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какими именно разделами и
темами займусь. А также необходимо определить время занятий с учетом
ритмов организма.
5.
К
трудно
запоминаемому
материалу
необходимо
возвращаться
несколько раз, просматривать его в течение нескольких минут вечером, а
затем еще раз – утром.
6.
Очень полезно составлять план конкретных тем и держать их в уме, а
не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно также практиковать
написание вопросов в виде краткого, тезисного изложения материала.
7.
Заучиваемый материал лучше разбить на смысловые куски, стараясь,
чтобы
их
количество
не
превышало
семи.
Смысловые
куски
материала
необходимо укрупнять и обобщать, выражая главную мысль одной фразой.
8.
Пересказ
текста
своими
словами
приводит
к
лучшему
его
запоминанию,
чем
многократное
чтение,
поскольку
это
активная,
организованная
целью
умственная
работа.
Вообще
говоря,
любая
аналитическая работа с текстом приводит к его лучшему запоминанию. Это
может
быть
перекомпоновка
материала,
нахождение
парадоксальных
формулировок для него, привлечение контрастного фона или материала и др.
9.
Всегда, а во время подготовки к экзаменам особенно, заботьтесь о
своем здоровье. В это время нужно хорошо и вовремя питаться (соблюдайте
режим).
Не
забывайте
о
прогулках
и
спортивных
развлечениях,
делайте
перерывы, активно отвлекайтесь. Хорошо отдыхайте – сон вам необходим.
Ни в коем случае не засиживайтесь допоздна перед экзаменом!
10.
Ежедневно
выполняйте
упражнения,
которые
способствуют
снятию
внутреннего напряжения, усталости, достижению расслабления.