Автор: Гечер Кристина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ№58
Населённый пункт: Республика Крым, г.Симферополь
Наименование материала: Конспект
Тема: Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе "Поле чудес"
Раздел: дошкольное образование
Цель: Обобщить у детей подготовительной группы полученные знания по
обучению грамоте.
Задачи:
Обучающие : систематизировать знания детей о звуках: закрепить навыки
звукового анализа слов, дифференцируя звуки (гласные и согласные,
согласные твёрдые и мягкие); закреплять умение делить слова на слоги,
подчёркивая словообразующую роль «гласного»; упражнять в составлении
предложений по заданной схеме, используя предлоги; упражнять в
составлении букв и слов с помощью «цветных палочек Кюизенера».
Развивающие: развивать фонематический слух, восприятие, мышление,
память; активизировать внимание и речь детей.
Воспитательные: прививать интерес к обученю грамоте;воспитывать умение
внимательно слушать и выполнять указания педагога; воспитывать
самостоятельность, инициативу, активность; формировать в игре чувство
товарищества.
Оборудование:
Демонстративный материал: план-конспект занятия, магнитная доска,
таблица с буквами, атрибуты : карточки с изображением предметов, карточки
с изображением схемы предлогов, ребусы, карточки для определения образа
звуков в слове, обручи с цифрами;
Раздаточный материал: наборы для звукового анализа слов, предметные
картинки, цветные палочки Кюизенера.
Предварительная работа:
Звуковой анализ слов, деление слов на слоги, составление предложений
(работа с дидактической игрой «Живые странички»), разучивание
кинезиологических упражнений
Ход занятия:
Организационный момент.
Эмоциональная настройка:
Воспитатель: Ребята, вот и подходит к концу наш учебный год, сегодня к
нам пришли гости, чтобы посмотреть , чему вы научились за год, как умеете
дружно заниматься и готовы ли вы к школе. Давайте дружно поздороваемся,
будем внимательны и покажем, на что мы способны.
Встаньте удобно в круг(дети на ковре). Говорят, что ум находится на
кончиках пальцев рук , и чтобы наша головка хорошо работала, я предлагаю
1
размять наши пальчики. (дети выполняют по показу воспитателя упражнения
: разогреть ладошки, соединить пальцы, сделать замок, вывернуть ладони; а
также кинезиологические упражнения «Звёздочка», «Козырёк»)
Молодцы!
Сегодня я предлагаю вам сыграть в интересную игру «Поле чудес».
Скажите, кто знает, в чём смысл этой популярной игры?
Ответы детей: Отгадывание слов по буквам.
Воспитатель: Правильно, и мы сейчас будем отгадывать буквы и слова.
Давайте настроимся на игру и выполним задание на внимание. Закройте
глаза и про себя произнесите своё имя. Сейчас на свои места пройдут те дети,
чьи имена начинаются на звук «с», следующими присядут за столы те, в чьих
именах есть звук «р», «р`», далее, чьи имена начинаются на звук «а», в чьих
именах есть звук «и», в чьих именах есть звук «н», «н `». (все дети садятся за
столы в порядке очереди, называя вслух своё имя).
Воспитатель: Итак, перед вами фраза из 3-ёх слов, которую нужно
прочитать, но буквы в этой фразе спрятались, и открыть мы их сможем
только, если правильно выполним все задания :
(на мольберте выложены перевёрнутые буквы фразы)
С К О Р О В Ш К О Л У
1 задание: « Поймай звук»
Прослушать внимательно текст , выделить звук, который встречается
чаще других, а также запомнить и назвать слова, в которых есть этот звук :
«Кто живёт в часах?»
Я знаю, чайки живут в море, а чайники на кухне. Черепахи живут в песке,
червяки – в земле, а чучело – на огороде.
Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок - на чердаке, а в
старом чемодане –мыши. Я даже знаю, хотя ни разу не видел, что в чёрном
чулане живёт какое-то чёрное чудовище. Я слышал, как оно там чешется и
чихает от сырости.
Но вот, кто живёт в часах, я до сих пор не знаю. Сколько раз их ни
развинчивал, ничего, кроме колёсиков, там нет.
Кто же тогда там тикает?
Вот чудеса!
2
Молодцы, и вы получаете право открыть первую букву «С»
2 задание: «Отгадай загадку»
Сели на странички
Тридцать три сестрички
Чёрные, кривые
От рожденья все немые
Встанут в ряд - сейчас заговорят!
Ответ: «Буквы»
Вопрос: Чем отличаются буквы от звуков?
Ответ: Звуки слышим и произносим, а буквы видим, читаем и пишем.
Воспитатель: Совершенно верно, открываем ещё одну букву «У»
3 задание: «Звуковой анализ слова-отгадки
БУКВЫ»
(работа за столами с раздаточным материалом)
Вопрос: Прежде чем приступить к работе, напомните, какие бывают звуки?
Ответ: Согласные и гласные.
Вопрос: Чем они отличаются?
Ответ: Гласные тянутся, их можго пропеть, согласные не поются.
Вопрос: Как обозначаются эти звуки в звуковой схеме?
Ответ:
Гласные Согласные «твёрдые» Согласные «мягкие» :
3
С
С
У
Б У К В Ы
Воспитатель: Я даю вам время, чтобы вы самостоятельно поработали за
столами. Кто первый справится, тот выполнит задание на доске.
Дети выполняют задание и открывают следующую букву «К»:
Если в фразе есть одинаковые буквы, то они открываются одновременно
Воспитатель: Наши глазки и ушки поработали и теперь им нужно
отдохнуть.
Гимнастика для глаз: Глазки влево, глазки вправа,
Глазки вверх и всё сначала,
Глазки влево глазки вправа,
Глазки вниз и всё сначала!
Физ. минутка: Руки вверх мы поднимаем,
А потом их опускаем,
А теперь их разведём,
И к себе сильней прижмём,
А теперь скорей скорей,
Хлопай, хлопай по-дружней!
Кинезиологическое упражнение: «Ухо-нос»
4 задание « Подбери слово по звуковой схеме»
В первом классе учатся две девочки, которых зовут Лиза и Лора. Кто из них
учится на одни пятёрки. Правильный ответ зашифрован в звуковой схеме:
4
У
К
К
С
Ответ:
Л` И З А
Молодцы! Открываем следующую букву « Л»
5 задание: «Загадки-ребусы»
По первым буквам названия картинок нужно расшифровать слова:
МИР
ДРУЖБА
Воспитатель: Одно из важных качеств, которые необходимо, чтобы
хорошо учиться в школе, это дружелюбие, только дружные дети добиваются
успеха.
Справились с заданием, открываем букву « В»
5
С
К
У
К
Л
С
К
В
К
Л
У
6 задание: « Раздели на слоги»
На столах карточки с картинками, на ковре лежат 3 обруча(3домика) под
номерами 1, 2, 3. Необходимо определить, сколько слогов в названии
картинки и поселить карточку в соответствующий количеству слогов домик.
Проверяем на ковре вместе с детьми.
Дети получают право открыть следующую букву «О»,таких букв три :
На ковре проводим дыхательную гимнастику А.Стрельниковой
Раз, два, три, четыре, пять,
Все умеем мы читать,
Отдыхать умеем тоже,
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
И тихонечко подышим:
Упр. « Ладошки» « Погончики»« Кошечка» « Насос»
7 задание: «Оживи картинки»
Воспитатель: Ребята, что такое предложение?
Ответ: Предложение - это ряд слов, связанных между собою по смыслу.
Необходимо составить предложение по заданной схеме:
ПРЕДМЕТ ДЕЙСТВИЕ ПРЕДЛОГИ ГДЕ?
ПРЕДМЕТА (на, под, в, за, над…)
Кто? Что? Что делает?
Используется набор разных картинок и предлогов.
6
С
У
Л
О
К
В
К
О
О
Отлично! Справились и открываем букву «Р»:
8 задание:
С помощью палочек Кюизенера необходимо выложить на столах своё
имя (или любое другое слово)
Воспитатель проверяет выложенные слова и ребята открывают последнюю
букву «Ш»:
Воспитатель: Ребята, я хочу вас похвалить, вы справились со всеми
заданиями, потому что были внимательными, активными и дружными!
Вам понравилась игра?
Какие задания понравились?
Какие из них были для вас лёгкими, какие трудными?
Дети делятся своими впечатлениями.
Воспитатель: До школы ещё есть время, если вы будете заниматься также
, как сегодня, уверенна, вас ждёт успех! А сейчас, давайте попрощаемся с
нашими гостями.
Спасибо за внимание!
7
С
К
О
Р
О
В
К
О
Л
У
С
К
О
Р
О
В
Ш К
О
Л
У