Напоминание

Использование детских тренажеров, как средство развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста.


Автор: Наумова Тамара Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ детский сад № 10
Населённый пункт: город Нижние Серги Свердловской области
Наименование материала: статья
Тема: Использование детских тренажеров, как средство развития психофизических качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование детских тренажеров, как средство развития психофизических качеств у

детей старшего дошкольного возраста.

Одним из актуальных направлений в настоящее время является охрана и укрепление

здоровья подрастающего поколения. Как для отдельного человека, так и для общества в

целом самое дорогое богатство – здоровье. Фундамент здоровья и формирования тела

закладывается уже в дошкольном возрасте.

Сущность

физкультурно-оздоровительной

работы

в

ДОУ

состоит

в

том,

чтобы

для

каждого

ребенка

дошкольного

возраста

выбрать

подходящую

форму

двигательной

активности.

Ведь

именно

она

является

основным

фактором,

определяющим

уровень

обменных процессов в организме.

Достижение

всестороннего

двигательного

развития

невозможно

без

поиска

новых

эффективных и разнообразных форм физкультурно-оздоровительной работы, способных

не

только

повысить

физическую

подготовленность,

но

и

развивать

умственные

познавательные способности.

Поэтому в качестве одной из современных форм работы с детьми в детском саду является

использование детских тренажеров в совместной деятельности.

Тренажеры — это учебно-тренировочные приспособления, используемые для развития

двигательных навыков, выработки и совершенствования техники управления механизмом,

восстановления опорно-двигательного аппарата человека. Они способствуют укреплению

разных групп мышц и всего организма в целом, достаточно просты и удобны в обращении,

могут

использоваться

в

непосредственно

образовательной

деятельности,

во

время

гимнастики, как после дневного сна, так и утром, в самостоятельной деятельности. В

дошкольном учреждении применяются как простые тренажеры так и тренажеры сложного

устройства.

Отсутствие методических разработок по использованию тренажеров в образовательном

процессе предоставляют педагогу большие возможности для творческого моделирования

образовательной системы.

Для

эффективности

их

использования

возникла

необходимость

уточнения

функциональных возможностей каждого спортивного снаряда и разработки серии занятий.

Данные занятия имеют ряд отличительных особенностей:

сюжетная линия;

фиксированная и гибкая структура (в зависимости от этапа освоения ребенком

движений на тренажере);

строгая дозировка во времени и нагрузки;

более тесный контакт педагога и ребенка;

непосредственное отслеживание и коррекция результата.

Период обучения дошкольников работе на тренажерах можно разделить на три этапа.

На

первом

этапе

обучения

проводится

ознакомление

с

тренажерами,

а

также

первоначальное разучивание упражнения с ними. Это необходимо для того, чтобы создать

у детей правильное представление о движении в целом и на тренажере в частности. С этой

целью используется показ, объяснение и практическое апробирование тренажера самими

детьми.

На втором этапе упражнение на тренажере разучивается углубленно – уделяется внимание

технике выполнения упражнения.

На третьем этапе происходит закрепление навыка выполнения упражнений на тренажерах

и совершенствование техники выполнения.

Структура

занятий

с

использованием

тренажеров

включает:

вводную,

основную

и

заключительную части, что позволяет рационально распределить учебно-тренировочный

материал.

Вводная часть – разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более

интенсивной работе в основной части занятия. Ей отводится до 3-5 минут.

Основная

часть

включает

комплекс

общеразвивающих

упражнений,

упражнения

на

тренажерах и подвижную игру.

После

выполнения

общеразвивающих

упражнений

дошкольники

приступают

к

выполнению упражнений непосредственно на тренажерах. Способ организации детей –

круговая тренировка, которая достаточно эффективна для данного вида занятия.

Заключительной части занятия на тренажерах отводится не более 3-4 минут. Она включает

элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, релаксации, игровые упражнения для

формирования правильной осанки, укрепления свода стопы.

Помимо

круговой

тренировки

используются

фронтальный

и

поточный

метод,

предполагающие

выполнение

одного

движения

или

упражнения

всеми

детьми

одновременно или поочередное выполнение нескольких движений друг за другом.

В спортивном зале нашего детского сада имеются сложные тренажеры:

«тяга верхняя» (для тренировки мышц рук, груди и туловища), «брусья опорные» для

тренировки мышц рук, верхней части живота), «жим ногами» (для тренировки мышц ног),

«бегущая дорожка» (для тренировки мышц ног), «скамья наклонная» (для укрепления

мышц брюшного пресса, «степ платформа» (укрепление и развитие сердечно-сосудистой и

дыхательной системы).

Тренажеры простейшего типа: детские эспандеры (для развития мышц плечевого пояса);

диски «Здоровье» (для укрепления мышц туловища и ног; тренировки вестибулярного

аппарата); гантели, гири (для укрепления рук и плечевого пояса); массажеры «Колибри»

для профилактики плоскостопия, массажа ступней ног); мячи-массажеры (для массажа

разных частей тела); резиновые кольца (для развития мышц кистей рук); массажные

коврики (для массажа ступней ног, профилактики плоскостопия); гимнастические мячи

(для развития гибкости позвоночника и координационных способностей).

Кроме стандартного оборудования в зале имеется инвентарь, изготовленный из бросового

материала. Многие предметы нашли самое неожиданное полезное применение.

Массажные коврики и дорожки, изготовленные из природных материалов (шишки, галька,

песок,

крупы)

и

бросового

материала

(пуговицы,

пробки,

крышки

из

пластиковых

бутылок), палочки для захвата пальцами ног; ленточки. Для коррекции осанки были

изготовлены тренажеры из медицинского резинового бинта. Выполнять упражнения с

ними

достаточно

просто:

нужно

только

растягивать

резиновый

бинт,

что

позволяет

тренировать различные мышцы.

Позже

пришла

идея

сделать

целый

комплект

тренажеров

для

коррекции

осанки

и

плоскостопия.

Постепенно

спортивный

зал

пополнили

«ходули»,

«лыжник»,

«бревнышко», « гусеничка», дорожки с наполнителями.

Теперь весь комплекс необычных тренажеров — незаменимый помощник в физкультурно

оздоровительной

работе

с

детьми.

Занятия

с

применением

детских

тренажеров

значительно повышают двигательную активность ребенка, обогащают двигательный опыт,

следовательно,

происходит

тренировка

средечно-сосудистой

системы,

тренируется

вестибулярный

аппарат,

что

положительно

сказывается

на

координации

движений,

у

ребенка повышается уверенность в своих движениях, повышается общий жизненный

тонус.

В ДОУ значительно снизилось количество детей с нарушением опорно-двигательного

аппарата, появился интерес к занятиям физической культурой и спортом, заметно выросло

желание участвовать в соревнованиях и побеждать.

Нетрадиционная форма работы с родителями в условиях ДОУ. (из опыта работы).

Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной.

Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть

многое, а трудной, потому что все родители разные, к ним, как и к детям, нужен особый

подход.

Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но как писал Антон Семенович

Макаренко: «Семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие, поручиться за то, что семья

воспитывает, как следует, мы не можем. Мы должны организовать воспитание»

Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как сделать родителей участниками

воспитательного процесса? Для этого я в своей работе стараюсь использовать, кроме

традиционной формы общения с родителями, и нетрадиционные.

1.

Информационно-аналитические

2.

Познавательные

3.

Досуговые

4.

Наглядно-информационные

Информационно-аналитические формы общения с родителями направлены на выявление

интересов,

запросов

родителей

через

проведение

социологических

опросов,

анкет,

тестирования,

а

также

относится

«Почта

доверия»,

«Волшебный

сундучок»,

«Ларец

пожеланий и предложений».

Кроме анкетирования, мне в моей работе с родителями помогает «Почта доверия» — это

сделанный мною почтовый ящик, куда родители кладут записки со своими проблемами,

идеями, предложениями, вопросами на любую тему воспитания, образования ребенка. Эти

вопросы

обсуждаются

на

родительских

собраниях

или

заседаниях

родительского

комитета, либо в виде консультаций как в письменной, так и в устной индивидуальной

формах.

Такая

форма

работы

позволяет

родителям

делиться

своими

мыслями

и

эффективна, когда нехватка времени мешает мне встретиться с родителями лично.

Для совершенствования образовательного процесса и информирования родителей детский

сад создал свой сайт, куда выкладываются нормативно – правовые документы ДОУ,

информация о сотрудниках, памятки и консультации, новости из жизни ДОУ и т.д.

Познавательная

форма

знакомит

родителей

с

возрастными

и

психологическими

особенностями детей.

К ним относятся:

практикумы;

нетрадиционные родительские собрания;

совместная работа по тематическому плану, проектам;

маршруты выходного дня или экскурсии.

Форму проведения родительского собрания выбираю после обработки анкет, т. е. зависит

от запросов, интересов родителей. Это может быть и деловая игра или вечер вопросов и

ответов или, собрание в виде «аукциона», т. е. проходит в виде «продажи» полезных

советов по выбранной теме в игровой форме, либо заседание в виде круглого стола. В

конце таких встреч провожу обсуждения с родителями – что понравилось, какие мои

советы

применимы

на

практике,

какие

бы

вопросы

хотели

еще

обсудить.

Также

с

родителями

и

с

детьми

я

провожу

совместные

прогулки,

экскурсии.

Это

позволяет

добиться

положительных

результатов

во

взаимодействии

с

родителями,

повысить

их

педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей. Работая по тематическому плану

в течение года сделали с родителями коллекции «Осенние листья», «Русские народные

песни», создали гениалогическое древо семьи.

Досуговая

форма

для

установления

эмоционального

контакта

между

педагогами,

родителями и детьми. Это участие родителей в совместных мероприятиях, проводимых в

детском

саду.

Например,

«Мастер-класс»

где

родители

показывают,

как

они

умеют

вышивать,

вязать

крючком,

спицами,

также

делятся

любимыми

рецептами

или

изготавливают из соленого теста разные игрушки, которые потом участвуют в конкурсах

или выставках. Традиционно в нашей группе проводятся дни рождения детей с хороводом,

караваем, но я привлекаю в этот праздник и родителей, ведь это главный праздник в

семьях воспитанников. В праздничный день приходит мамочка, иногда с папой или

бабушкой и мы вместе с детьми смотрим семейный альбом, мама рассказывает семейные

случаи про своего ребенка. Все вместе мы садимся за стол, где готово угощение. Общение

на

таких

праздниках

между

мною

и

родителями

получается

непринужденным

и

доверительным.

Одной из результативных форм являются выставки совместного творчества. Перед этим я

показываю детям уже готовые работы, побуждаю к созданию совместных с родителями

композиций. Родители проявляют интерес, увлекаются, создают много разнообразных

совместных

с

детьми

поделок,

рисунков,

фотогазет,

активно

участвуют

в

выставках.

Например, у нас в саду проходила выставка рисунков совместного творчества к празднику

«День победы», выставка из природного материала «Удивительное рядом», «Осенний

букет»,

«Красные,

жёлтые

листья

по

ветру

вьются,

летят»,

стенгазет

«Моя

семья»,

«Здоровье малышей», фотогазеты «Моя мамочка», коллажи «Мы немножко пошутили,

мам порадовать решили», «Наши папы – бравые солдаты», «Полетим в космос», родители

охотно участвуют в акциях «Помоги птицам зимой» (делают кормушки и вместе с детьми

их

развешивают,

«Укрась

участок»,

«Наряди

елочку».

Очень

интересно

проходят

совместные праздники, но не только с родителями, еще привлекаю старшее поколение,

например, праздник «День Победы», после устраиваю «посиделки».

Наглядно-информационная форма используется для ознакомления с работой детского сада,

особенностями воспитания и развития, о формах и методах работы с дошкольниками.

Мною

сделан

групповой

альбом

«Наша

дружная

семейка»,

который

находится

в

родительском уголке, начиная с младшей группы, я записываю интересные случаи с

ребенком в группе, вклеиваю фотографии детей, а также участие ребенка в конкурсах,

детские поступки, достижения и рисунки. Родители с интересом рассматривают альбом и

у них появляется стимул для дальнейшего пополнения альбома интересными событиями в

группе с участием родителей.

Очень часто я привлекаю к помощи наших родителей. Они и красят, и строят, и цветы с

деревьями сажают и в различных конкурсах участвуют. Чем только не помогают! Поэтому

все слова благодарности хранятся в папке, которую я назвала «Копилка добрых дел».

В ходе моей работы с родителями я еще раз убедилась, что главное, чтобы подход к работе

не

носил

формальный

характер,

а

необходимо

применять

как

можно

больше

новых

современных приемов и методов. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать

новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих

созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется

верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.

Берегите друг друга!

Добротой согревайте!

Берегите друг друга,

Обижать не давайте.

Берегите друг друга,

Суету позабудьте

И в минуту досуга,

Рядом вместе побудьте! «

(0. Высоцкая)



В раздел образования