Напоминание

Урок литературы в 8 классе по повести Капитанская дочка А. С. Пушкина


Автор: Забоева Ангелина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" п. Усть- лэкчим
Населённый пункт: П. Усть- Лэкчим ,Корткеросского р- на,Республики Коми
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок литературы в 8 классе по повести Капитанская дочка А. С. Пушкина
Раздел: среднее образование





Назад




Урок литературы в 8 классе по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. «ЛЮБОВЬ КАК ЧУВСТВО,

ПОМОГАЮЩЕЕ СОХРАНИТЬ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО В СЛОЖНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ».

Цели: научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к

окружающим, развивать умение ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять; способствовать

развитию интереса к творчеству А.С. Пушкина; воспитывать активную жизненную позицию.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютер, проектор, листы цветной бумаги со словами ,

произведения с текстами, рабочие тетради.

Оформление: портреты М. Мироновой , портрет А. Гринева, А .Швабрина, расположенные в виде

треугольника, эпиграф, тема урока,

Использована проектная технология.

Ход урока:

1.Организационный момент, сообщение темы урока, работа с эпиграфом.

2.Мотивация учебной деятельности.

Составление ассоциативного куста к слову «любовь»

-В теме нашего урока первое слово- любовь. Давайте составим ассоциативный куст к нему, используя

следующие слова: (слова напечатаны на цветной бумаге) счастье, ненависть, подлость, искренность,

благородство, радость , коварство, наслаждение, привязанность, симпатия, уважение, сочувствие ,

лицемерие, страдание, жестокость ,эгоизм, способность к самопожертвованию.

В результате работы получается схема (слайд№1)

- Из оставшихся слов составляем следующий ассоциативный куст.(Слайд№2)

2.Мозговой штурм: почему мы создали два ассоциативных куста к одному слову? (В зависимости от

жизненных обстоятельств, характеров людей, любовь может быть разной.)

-С какими героями можно связать такое представление об этом чувстве?

(Учащиеся отмечают ,что именно двоякое понимание любви связано с героями повести Пушкина: П.

Гриневым, А.Швабриными М.Мироновой).

Работа над темой урока.

Защита проектов.

1)Проект «Психологический портрет Петра Алексеевича Гринева».(Слайд№3).

(Проект готовится двумя учащимися)

По ходу рассказа учащиеся прикрепляют вокруг портрета П. Гринева листы цветной бумаги , на которых

написаны черты характера героя. В такой последовательности формировался характер главного героя .

Беспечность- легкомыслие-смелость-мужество-честность-сила духа-чувство долга-верность присяге-

искренность в любви- настойчивость-целеустремленность-благородство-преданность- ответственность-

чувство собственного достоинства.(Слайд№4)

2)Проект «Психологический портрет Алексея Ивановича Швабрина»(Слайд№5)

(Проект готовится двумя учащимися)

По мере защиты проектов ученики прикрепляют вокруг портрета Швабрина листы цветной бумаги с чертами

характера героя, что позволяет зрительно убедиться в динамике развития характера Гринева и в

отрицательных чертах характера Швабрина.

Ум-образованность-общительность- подлость- лицемерие-мстительность-беспринципность-мелочность-

жестокость-цинизм…(Слайд№6).

4)Проект «Маша Миронова в повести «Капитанская дочка».

(Проект подготовлен двумя учениками)(Слайд№7)

По аналогии прикрепляют вокруг портрета Маши Мироновой листы цветной бумаги, на которых написаны

черты характера героини.(Слайд №8).

Черты характера Маши Мироновой.

Застенчивость-скромность-стеснительность- воспитанность-решительность-сила характера-смелость-

твердость-выдержка- разумность-искренность-сила духа-настойчивость.

Рефлексия.

Сегодня я на уроке понял(а)….

Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Гринев и Швабрин»..



В раздел образования