Автор: Забоева Ангелина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" п. Усть- лэкчим
Населённый пункт: П. Усть- Лэкчим ,Корткеросского р- на,Республики Коми
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок литературы в 8 классе по повести Капитанская дочка А. С. Пушкина
Раздел: среднее образование
Урок литературы в 8 классе по повести «Капитанская дочка» А.С.Пушкина. «ЛЮБОВЬ КАК ЧУВСТВО,
ПОМОГАЮЩЕЕ СОХРАНИТЬ ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО В СЛОЖНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ».
Цели: научить детей характеризовать героев литературного произведения по их поступкам, отношению к
окружающим, развивать умение ориентироваться в тексте, сравнивать, сопоставлять; способствовать
развитию интереса к творчеству А.С. Пушкина; воспитывать активную жизненную позицию.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, компьютер, проектор, листы цветной бумаги со словами ,
произведения с текстами, рабочие тетради.
Оформление: портреты М. Мироновой , портрет А. Гринева, А .Швабрина, расположенные в виде
треугольника, эпиграф, тема урока,
Использована проектная технология.
Ход урока:
1.Организационный момент, сообщение темы урока, работа с эпиграфом.
2.Мотивация учебной деятельности.
Составление ассоциативного куста к слову «любовь»
-В теме нашего урока первое слово- любовь. Давайте составим ассоциативный куст к нему, используя
следующие слова: (слова напечатаны на цветной бумаге) счастье, ненависть, подлость, искренность,
благородство, радость , коварство, наслаждение, привязанность, симпатия, уважение, сочувствие ,
лицемерие, страдание, жестокость ,эгоизм, способность к самопожертвованию.
В результате работы получается схема (слайд№1)
- Из оставшихся слов составляем следующий ассоциативный куст.(Слайд№2)
2.Мозговой штурм: почему мы создали два ассоциативных куста к одному слову? (В зависимости от
жизненных обстоятельств, характеров людей, любовь может быть разной.)
-С какими героями можно связать такое представление об этом чувстве?
(Учащиеся отмечают ,что именно двоякое понимание любви связано с героями повести Пушкина: П.
Гриневым, А.Швабриными М.Мироновой).
Работа над темой урока.
Защита проектов.
1)Проект «Психологический портрет Петра Алексеевича Гринева».(Слайд№3).
(Проект готовится двумя учащимися)
По ходу рассказа учащиеся прикрепляют вокруг портрета П. Гринева листы цветной бумаги , на которых
написаны черты характера героя. В такой последовательности формировался характер главного героя .
Беспечность- легкомыслие-смелость-мужество-честность-сила духа-чувство долга-верность присяге-
искренность в любви- настойчивость-целеустремленность-благородство-преданность- ответственность-
чувство собственного достоинства.(Слайд№4)
2)Проект «Психологический портрет Алексея Ивановича Швабрина»(Слайд№5)
(Проект готовится двумя учащимися)
По мере защиты проектов ученики прикрепляют вокруг портрета Швабрина листы цветной бумаги с чертами
характера героя, что позволяет зрительно убедиться в динамике развития характера Гринева и в
отрицательных чертах характера Швабрина.
Ум-образованность-общительность- подлость- лицемерие-мстительность-беспринципность-мелочность-
жестокость-цинизм…(Слайд№6).
4)Проект «Маша Миронова в повести «Капитанская дочка».
(Проект подготовлен двумя учениками)(Слайд№7)
По аналогии прикрепляют вокруг портрета Маши Мироновой листы цветной бумаги, на которых написаны
черты характера героини.(Слайд №8).
Черты характера Маши Мироновой.
Застенчивость-скромность-стеснительность- воспитанность-решительность-сила характера-смелость-
твердость-выдержка- разумность-искренность-сила духа-настойчивость.
Рефлексия.
Сегодня я на уроке понял(а)….
Домашнее задание: Написать сочинение – миниатюру «Гринев и Швабрин»..