Автор: Забоева Ангелина Вячеславовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ "СОШ" п. Усть- лэкчим
Населённый пункт: П. Усть- Лэкчим ,корткеросского р- на, республики Коми
Наименование материала: конспект урока
Тема: Урок русского языка в 6 классе Лексика. Орфография. Синтаксис
Раздел: среднее образование
Конспект урока по русскому языку в 6 классе.
Тема: Приставки «пре- и при-».
Форма урока: Урок-путешествие
Тип урока: изучение нового материала.
Технология: информационная.
Оборудование : презентация, компьютер, проектор, экран.
Цель: способствовать формированию умений различать приставки пре-и при-.
Задачи:
1Познакомить учащихся с приставками пре- при-
2.Формиповать навыки употребления слов с приставками пре-и при-
3.Развиватьумения распознавать приставки пре- и при-
4. Воспитывать интерес к языку, доброжелательное, уважительное отношение друг к другу, побудить детей
делать добро.
Ход урока:
-Ребята, вы любите путешествовать? А где можно путешествовать?
- Тогда в путь. А куда мы отправимся, вы сейчас узнаете.
-В какой стране живут части слова: корень, суффикс, окончание, приставка? (Словообразование)
- К какому именно, вы сейчас увидите сами (Слайд№1)
- А кто они такие? (Приставки).
-А как вы думаете, почему мы отправляемся к ним в гости?
-Все ли готовы отправиться в путешествие? Приготовились…раз, два, три…
-Итак, мы с вами приблизились к мудрецу, который нам поведает одну историю о пре- и при.(Слайд№2)
(Сказка о приставке пре- и при-)
-Какую историю нам поведал мудрец?
-Что нового узнали о пре- и при-?
-Как различать приставки? ПРЕ- или ПРИ-
-Следовательно пришла нам пора с ними встретиться и познакомиться поближе.
(СЛАЙД№4)
Прибыл ли поезд, приплыл пароход.
Космонавт прилетел из Вселенной-
Обо всех, кто придет, прилетит, приплывает
Пишется ПРИ, несомненно.
- Итак, какая приставка встречается в словах? (при-)
-В каких словах?
-Какое значение имеют все эти слова? (приближение)
(Слайд№5)
Винт привинтил, прикрутил колесо,
Приклеил, пришил умело-
Помни, что ПРИ говорят обо всем,
Что добрые руки приделали…
-Назовите слова с приставками…
-В каком значении употреблены слова с приставками при-?(присоединение)
(Слайд№6)
-Язык прикусил-не совсем откусил.
Пригрело- не значит горит,
Помни ,что сделано, но не совсем,
Пишут с приставкой ПРИ-.
(Незаконченность действий, неполнота действия)
(Слайд№7)
На пригорке придорожном
В пригороде приморском…
На пришкольном участке пригожем
Даже привередливому-приволье.
(Нахождение по близости)
(Слайд№8)
-Вывод: при каких условиях пишется приставка ПРИ?
(Нахождение по близости, приближение, присоединение, неполнота действия).
(Слайд№9)
Предлинный достанет до крыши рукой,
Прежадный не даст вам конфету.
Кто очень такой или очень сякой-
ПРЕ мы напишем при этом.
(В значении очень)
(Слайд№10)
Дожди непрерывные льют в октябре,
Но грамотным дождь не помеха.
Где очень похожи ПЕРЕ и ПРЕ,
Там только ПРЕ ставить надо…
(Слайд11)
Пренебрегать, преследовать. Презрение-
Ты не найдешь им объяснение.
Пренебрегать, преследовать, презрение.
Запомнить их- разумное решение!
-О чем надо помнить? (Есть слова, которые надо запомнить)
(Слайд№12)
Превратить, прекратить, преобразовать, препятствовать, претворить, преодолеть, препятствие. (Запомнить)
-В каком случае пишется приставка ПРЕ?
Вывод: значение приставки сходно со значением слова «очень», сходна с пере, слова, которые надо
запомнить-ПРЕ-.
-Научились различать пре- и при-? Сейчас проверим..
(Слайд№14).
Задания.
1.Вставьте пропущенные буквы ,объясните правописание приставок. Распределите слова в два столбика пре-и
при-
Проверка. (Слайд№15)
2.Диктант.
Читаю текст. Выписать только слова с приставками пре- и при-
Он в другой раз закинул невод.
Пришел невод с травою морскою…
Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»
На него прикрикнула старуха.
На конюшню служить его послала…
Час обеда приближался,
Топот по двору раздался .(А. Пушкин)
Проверка .( Слайд16)
(Слайд№17)
Поупражняемся еще?
К словам 1-й группы подберите близкие по значению слова с приставкой пре- или при- из 2-й.Напишите
синонимы рядом, вставляя пропущенные буквы.
1.
Прикрыть(дверь), учитель, граница, нагнуться купить(книгу), находиться.
2.
Пр…сутствовать, пр…дел, пр…обрести, пр…творить, пр…подаватель, пр…клониться
Проверка, (Слайд 18)
Прикрыть- притворить
Учитель- преподаватель
Граница- предел
Нагнуться- приклониться купить- приобрести
Находиться- присутствовать
Молодцы!
Рефлексия.
-Пришло время возвращаться обратно в школу.
-Путешествуя, что нового нам поведали приставки? –Чему научились?
Чем показались интересными ПРЕ- и ПРИ-?
Надо ли с ними дружить?
Главное, не забывайте о них, не путайте, не обижайте их. Употребляйте в речи правильно!
Урок русского языка в 7 классе.
Тема: Лексика, орфография, синтаксис.
Цели: проверить знания по русскому языку; развивать и совершенствовать навыки грамотного письма;
развивать умение работать с источниками; создать условия для саморазвития и самореализации учеников в
процессе сотрудничества в группах.
Тип урока: урок обобщения изученного материала;