Напоминание

Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности


Автор: Понарьина Наталия Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д\с № 32
Населённый пункт: город Елец,Липецкая обл.
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: «Развитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста в изобразительной

деятельности»

Цель: изучить особенности и возможности развития и активизации творческих способностей детей младшей группы в

процессе занятий изобразительной деятельностью.

Задачи:

1. Проанализировать психологическую, методическую и историческую литературу по данной теме.

2. Изучить процесс развития творческих способностей.

3. Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы по теме самообразования.

4. Разработать перспективный план работы с детьми.

5. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

6. Раскрыть особенности творческого развития детей дошкольного возраста и его связь с интересами и эмоциями.

7. Определить особенности изодеятельности детей и ее значение для развития творческих способностей.

8. Определить возможные пути развития творческих способностей детей в процессе изодеятельности.

9. Разработать рекомендации по развитию творческих способностей детей.

Предполагаемый результат:

если в работе с детьми дошкольного возраста в творческом развитии использовать изодеятельность, то формирование способностей произойдет быстрее и

эффективнее.

Этапы самообразования

1.Подбор и изучение методической литературы: сентябрь – октябрь

2.Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования: в течение года

3.Формирование опыта по теме. Внедрение в практику: ноябрь - апрель.

4.Представление опыта работы по теме: май 2019г.

i.

Изучение методической литературы

1. Боровик О.В. Роль рисунка при изучении детей // Личностно-ориентированный подход в развивающем и

коррекционном образовании. – Биробиджан, 1998. – С.

2. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Под ред. Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой. – М.,

1967.

3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1967..

4. Гаврилушкина О.П. Особенности формирования изобразительной деятельности умственно отсталых детей. – М.,

1976.

5. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

6. Дьяченко О.М. Об основных направлениях развития воображения у детей // Вопросы психологии. – 1988. - № 6..

7. Дьяченко О.М. Развитие воображения дошкольника. – М., 1996.

8. Забрамная С.Д. Развитие ребенка в ваших руках. – М., 2000.

9. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. – М., 1990..

10. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., 1963..

11. Комарова Т.С. Дети в мире творчества. – М., 1995.

12. Мухина В.С. Возрастная психология. – М., 1997.

13. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. – М., 1981..

14. Речицкая Е.Г., Сошина В.А. Развитие творческого воображения младших школьников. – М., 2000.

15. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям // Избранные педагогические сочинения: В 3 т. – М., 1979. – Т. 3.

16. Давыдов В.В.Проблемы развивающего обучения. Учебное пособие – М.: Академия, 2004.

17. Доронова Т.Н.Развитие детей от 2 до 5 лет в изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2005.

ii.

Участие в мероприятиях посвященных теме самообразования

1. Проведение консультации для педагогов по теме «Развитие творческих способностей на занятиях по

изобразительной деятельности».

Консультация для воспитателей.

«Развитие творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности».

Влияние изобразительной деятельности на развитие творческих способностей детей очень велико. Средствами

изобразительного искусства и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к

окружающей действительности, сопереживание при восприятии художественных образов. В процессе изобразительной

деятельности происходит становление художественного творчества, развитие которого невозможно без обучения детей

способам художественно-образного воплощения замыслов, передачи предметов, явлений. Это обучение направлено на

создание детьми художественного образа и находится в тесной зависимости от развития способностей к

изобразительной деятельности. Благодаря восприятию художественных образов в изобразительном искусстве ребенок

имеет возможность полнее и ярче воспринять окружающую действительность, и это способствует созданию детьми

эмоционально окрашенных образов в изобразительном творчестве.

Консультация:

Ребенок живет в мире, который является частью жизни.

Важно, чтобы дошкольника в детском саду и в семье окружали предметы декоративно-прикладного искусства,

произведения изобразительного искусства.

Собственная изобразительная деятельность ребенка (при взаимосвязи ее видов) становится синтетической, так как

ребенок одновременно использует разные способы цветной, пластической выразительности при создании собственных

композиций сюжетного или декоративного характера.

Можно сказать, что процесс детского изобразительного творчества приобретает характер дизайнерской деятельности.

Ребенок ограничен в средствах передачи художественного образа. Поэтому необходима взаимосвязь видов

изобразительной деятельности, при которой у ребенка есть право выбора наиболее выразительного средства при

создании конкретного образа. Поэтому важно дать детям возможность проявлять свои способности, реализовывать

творческие замыслы.

Итак, основой художественно-творческого развития ребенка средствами изобразительного искусства и изобразительной

деятельности являются:

-личностная позиция ребенка, желание самовыразиться;

-развитие способностей к изобразительной деятельности (в их структуру входят эмоциональная отзывчивость,

сенсорика, творческое воображение, чувство цвета, формы, композиции, ручная умелость);

-создание художественного образа – личностное отношение ребенка, эмоциональный отклик, самоутверждение, выбор и

предпочтение средств выразительности (живописных, графических, пластических, декоративно – силуэтных);

взаимосвязь разных способов и самостоятельный их выбор детьми;

-синтез искусства для создания художественного образа, атмосфера эмоционального сопереживания, сотворчества, т.е.

акцентирование внимания на отдельных видах искусства (доминанта) и моделях синтеза:

-музыка, изобразительное искусство, изобразительная деятельность, художественное слово (трехуровневая модель);

-изобразительное искусство, художественная литература (двухуровневая модель);

-музыка, художественная литература, театрализованная деятельность, изобразительная деятельность (многоуровневая

модель).

Совместная деятельность взрослого и ребенка принимает характер сотворчества, которое на каждом возрастном этапе

несет свою функцию (более активная роль сотворчества на ранних этапах и постепенное изменение его содержания на

более старших возрастных этапах, когда педагог принимает роль советчика, партнера). На всех возрастных этапах

личностная позиция ребенка остается главной, ведущей, и педагог должен принимать ее во внимание. Уже в школьном

возрасте можно говорить о воспитании у детей зачатков художественной культуры, так как именно в этот период

детства формируется эстетическое восприятие художественного образа в картине, скульптуре, графике; происходит

развитие способностей к изобразительной деятельности.

Система занятий с детьми дошкольниками по изобразительной деятельности направлена на обучение детей

изображению окружающих предметов и явлений, использование для этого усвоенных изобразительных навыков и

умений, применение доступных средств выразительности при создании изображения и развития детского

художественного творчества.

Изобразительная деятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки,

аппликации, способствующих более эффективному овладению детьми всеми этими видами деятельности, а также более

теплому эстетическому развитию детей.

Эффективность обучения, а, следовательно, и развития детского творчества и всестороннего воспитания детей в

детском саду зависит от целого ряда условий. Главное из них: построение процесса обучения в соответствии с

программой, методами обучения направленными на овладение детьми всеми компонентами деятельности и

отвечающим совместным требованиям.

Переход к педагогике сотрудничества, педагогике развития позволяет эффективно развивать изобразительные

способности дошкольников. Работу по развитию важно осуществлять комплексно.

Широкое включение в педагогический процесс, в жизнь ребят разнообразных занятий по художественно-творческой

деятельности максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни

дошкольников и оформлении помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них

обстановку эмоционального благополучия.

Сравнивая свои работы дети убеждаются в преимуществе того или иного способа, так они подготавливаются к

самостоятельным поискам лучших средств изображения, а это в свою очередь подготавливает детей к творческой

деятельности, которая отличается поисковым характером. Исходя из того, что каждый ребенок должен усваивать

определенный объем знаний, навыков и умений в организованном порядке на занятиях и в самостоятельной свободной

деятельности под руководством педагога, работа по ознакомлению детей с художественной деятельностью в детском

саду ведется по схеме:

-На специально организованных занятиях с подгруппой детей в изостудии решаются задачи освоения технических и

изобразительных навыков, осуществляется закрепление результатов знакомства с миром изобразительного искусства.

-Сокращение числа занятий рисованием компенсируется за счет организации обучения детей в процессе игры в группе

с воспитателем, с одаренными детьми на кружке в изостудии и с отстающими в индивидуальных занятиях. Для

обеспечения органичного единства обучения и творчества детей занятия включают в себя следующие виды

деятельности:

1. Изложение учебного материала (в форме игры, беседы, экскурсии). Введение новых способов художественной

деятельности, новых материалов через творческие задачи, которые дети решают совместно с педагогом и

индивидуально, способствует решению учебных задач и заданий.

2. Самостоятельная практическая работа детей, которая является основой в учебном процессе. Ее цель творчество.

Создание художественных образов развивает у детей умение обобщать их, приводить к единству, целостности.

3. Обсуждение творческих работ детьми и педагогом помогает ребенку видеть мир не только со своей собственной

точки зрения, но и с точки зрения других людей, принимать и понимать интересы других людей.

При ознакомлении работы с детьми на занятиях по изобразительной деятельности важно уделять внимание социально-

эмоциональному развитию, не ограничиваясь только передачей ребенку знаний, представлений и навыков.

Важно стимулировать проявление детьми самостоятельности и творчества в изобразительной деятельности.

Результатами работы в данном направлении должны стать:

- активность и самостоятельно детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.

Обучение на занятиях по изобразительной деятельности строятся как увлекательная проблемно-игровая деятельность,

обеспечивающая субъектную позицию ребенка и постоянный рост его самостоятельности и творчества.

Все занятия проводятся по подгруппам и имеют интегративный характер. Педагогический процесс включает также

индивидуальные занятия с отстающими детьми и занятия с одаренными детьми. С одаренными детьми два раза в

неделю может проводиться кружковая работа. На кружковых занятиях одаренные дети получают дополнительные,

более глубокие сведения изобразительной программы, а самое главное – приобретают возможность неограниченного

творчества. На занятиях между всеми видами изобразительной деятельности – рисованием, лепкой, аппликацией, а

также декоративно-прикладной работой – устанавливаются тесные связи. Обучение детей строится как увлекательная

проблемно-игровая деятельность, обеспечивающая субъективную позицию ребенка и постоянный рост его

самостоятельности и творчества.

Деятельность в условиях обогащенной развивающей педагогической среды позволяет ребенку проявить пытливость,

любознательность, познать окружающее без принуждения, стремиться к творческому отображению познанного. Так, на

занятиях дети попадают в интересные ситуации, в которых нужно придумать выход самим.

Готовясь к своим занятиям, мы постоянно думаем, как поступить, чтобы обучение изображению не порождало штампов

и не мешало детей возможности самостоятельно изобразить что-либо?

Очевидно, что детей можно и нужно учить. Но не художественной технике взрослых, а новому видению, новому

пластическому пониманию пространства. Но обязательно с учетом их возрастных особенностей. Для того, чтобы у

детей возникло желание выполнить учебное задание, проводится работа по формированию игровой мотивации.

Например, кратко, но убедительно рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа

(зайчика, клоуна и т.д.) и побуждаем им помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание

помогать им, создать мотивацию. Важно обязательно узнать хотят ли дети помочь сказочному герою, только после

утвердительного ответа продолжаем занятие.

Обычно занятия проводятся по структуре помогающей максимально выполнить все задачи.

I этап. В начале занятия обязательно проводится психологическое вхождение. Оно может быть музыкальным в виде

прослушивания музыки или пения песенки, или дети молча рассматривают картину, в виде игры, или рассказывания

сказки.

II этап. Познавательный:

1. Где раскрывается тема занятия в игровой форме, ставится учебная задача или создается проблемная ситуация.

2. Во время объяснения или повторения пройденного используются модели и алгоритмы, схемы и конструкции,

предлагаются развивающие игры и упражнения, что не только помогает запомнить процесс изображения, но и приводит

детей в состояние творческого подъема и желания творить.

III этап. Завершающий.

По окончании занятия проводится игра, или заканчивается сказка, начатая в начале занятия, иллюстрируя ее работами

детей. Происходит логическое завершение проблемы, созданной в начале занятия. Можно провести психологическую

разгрузку, следя за настроением детей. Например, пение веселой песенки, слушание веселой или спокойной мелодии

при рассматривании готовых работ .Каждая работа оценивается только положительно, корректные замечания возможны

только во время работы, иногда исходящие от игрового персонажа. Важным моментом в конце занятия является

настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Чтобы узнать, понравилось ли ребенку занятие, удовлетворен ли он

своим творчеством, своей работой.

Важным моментом в структуре занятий является применение пальчиковой гимнастики, релаксации для расслабления

мышц, физкультминутки. Игры на развитие мелкой моторики рук и имитационные двигательные упражнения

перекликающиеся с темой занятия способствуют не только физической разгрузке, но и максимальному усвоению

материала и развитию творчества. Вывод:

Таким образом, необходимыми условиями развития художественного творчества у детей является творческий подход к

организации занятий с детьми и к использованию разнообразных методов и приемов работы в этом напр

2.Консультация для родителей на тему: «Потенциал изобразительной деятельности в развитии творческих

способностей детей дошкольного возраста

В детском саду изобразительная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и

конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире.

Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей

каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.

Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности.

Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из

окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств

рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту

изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои

замыслы в сюжетных работах.

Однако осознание и техническое овладение приемами рисования представляют довольно большую сложность для маленького

ребенка, поэтому воспитатель должен с большим вниманием подойти к тематике работ.

В детском саду используются в основном цветные карандаши, акварельные и гуашевые краски, обладающие разными

изобразительными возможностями.

Карандашом создается линейная форма. При этом постепенно вырисовывается одна часть за другой, добавляются различные

детали. Затем линейное изображение раскрашивается. Такая последовательность создания рисунка облегчает аналитическую

деятельность мышления ребенка. Нарисовав одну часть, он вспоминает или видит на натуре, над какой частью следует работать

дальше. Кроме того, линейные контуры помогают в раскрашивании рисунка, ясно показывая границы частей.

В рисовании красками (гуашью и акварелью) создание формы идет от красочного пятна. В этом плане краски имеют большое

значение для развития чувства цвета и формы. Красками легко передать цветовое богатство окружающей жизни: ясное небо,

закат и восход солнца, синее море и т. п. В исполнении карандашами эти темы трудоемки, требуют хорошо развитых

технических навыков.

Программой детского сада определены виды графических материалов для каждой возрастной группы.

Своеобразие лепки как одного из видов изобразительной деятельности заключается в объемном способе изображения. Лепка

является разновидностью скульптуры, которая включает работу не только с мягким материалом, но и с твердым (мрамор,

гранит и др.)- Дошкольникам доступно овладение приемами работы лишь с мягкими пластическими материалами, легко

поддающимися воздействию руки,— глиной и пластилином.

Дети лепят людей, животных, посуду, транспорт, овощи, фрукты, игрушки. Разнообразие тематики связано с тем, что лепка, как

и другие виды изобразительной деятельности, в первую очередь выполняет воспитательные задачи, удовлетворяя

познавательные и творческие потребности ребенка.

Пластичность материала и объемность изображаемой формы позволяют дошкольнику овладеть некоторыми техническими

приемами в лепке скорее, чем в рисовании. Например, передача движения в рисунке является сложной задачей, требующей

длительного обучения. В лепке решение этой задачи облегчается. Ребенок сначала лепит предмет в статичном положении, а

затем сгибает его части в соответствии с замыслом.

Передача пространственных соотношений предметов в лепке также упрощается — объекты, как в реальной жизни,

расставляются друг за другом, ближе и дальше от центра композиции. Вопросы перспективы в лепке попросту снимаются.

Основное средство в создании изображения в лепке — передача объемной формы. Цвет используется ограниченно. Обычно

раскрашиваются те работы, которые будут впоследствии применяться в детских играх.

Основное место на занятиях лепкой занимает глина, как наиболее пластичный материал. Хорошо приготовленная, она легко

поддается воздействию руки даже 2—3-летнего ребенка. Просушенные глиняные работы могут храниться длительное время.

Пластилин обладает меньшими пластическими возможностями. Он требует предварительного согревания, в то время как в

сильно разогретом состоянии он теряет пластичность, прилипает к рукам, вызывая неприятные кожные ощущения.

Дошкольники работают с пластилином в основном вне групповых занятий.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты

которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так

как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и

признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их

частей (слева, справа, в углу, в центре и т. д.) и величин (больше, меньше). Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в

процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям.

В процессе занятий у дошкольников развиваются чувства цвета, ритма, симметрии и на этой основе формируется

художественный вкус. Им не надо самим составлять цвета или закрашивать формы. Предоставляя ребятам бумагу разных

цветов и оттенков, у них воспитывают умение подбирать красивые сочетания.

С понятиями ритма и симметрии дети знакомятся уже в младшем возрасте при распределении элементов декоративного узора.

Занятия аппликацией приучают малышей к плановой организации работы, которая здесь особенно важна, так как в этом виде

искусства большое значение для создания композиции имеет последовательность прикрепления частей (сначала наклеиваются

крупные формы, затем детали; в сюжетных работах — сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в

последнюю очередь предметы первого плана).

Выполнение аппликативных изображений способствует развитию мускулатуры руки, координации движений. Ребенок учится

владеть ножницами, правильно вырезывать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном

расстоянии друг от друга.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой. Игра часто

сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования: из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги,

природного и других материалов.

В процессе конструирования дошкольники приобретают специальные знания, навыки и умения. Конструируя из строительного

материала, они знакомятся с геометрическими объемными формами, получают представления о значении симметрии,

равновесия, пропорций. При конструировании из бумаги уточняются знания детей о геометрических плоскостных фигурах,

понятия о стороне, углах, центре. Ребята знакомятся с приемами видоизменения плоских форм путем сгибания, складывания,

разрезания, склеивания бумаги, в результате чего появляется новая объемная форма.

Работа с природным и другими материалами позволяет детям проявить свои творческие способности, приобрести новые

изобразительные навыки.

Для конструктивных работ, как правило, используются готовые формы, соединяя которые дети получают нужное изображение.

Все виды конструирования способствуют развитию конструктивного мышления и творческих способностей детей. Ребенку

надо заранее представить создаваемый предмет (мысленно или на основе имеющегося образца), форму его частей, мысленно

примерить имеющиеся у него готовые формы, выявить их пригодность и после этого использовать (соединять отдельные части,

добавлять детали, если требуется — применять раскраску). Сложный процесс формирования конструктивного мышления

требует внимательного и четкого руководства со стороны воспитателя. Все рассмотренные виды изобразительной деятельности

тесно связаны между собой. Эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание работ. Некоторые темы являются

общими для всех видов — изображение домов, транспорта, животных и т. д. Так, если дошкольники старшей или

подготовительной групп во время лепки или аппликации изображали зайца, то полученные на этих занятиях знания о его

форме, размерах, соотношении частей они могут использовать в сюжетном рисовании без специального учебного занятия. При

этом важно учитывать, владеют ли дошкольники необходимыми для этой работы изобразительными и техническими приемами

— умением рисовать округлые формы, располагать предметы на листе.

Связь между различными видами изобразительной деятельности осуществляется путем последовательного овладения

формообразующими движениями в работе с различными материалами. Так, ознакомление с округлой формой лучше начать с

лепки, где она дается объемной. В аппликации ребенок знакомится с плоскостной формой круга. В рисовании создается

линейный контур. Таким образом, при планировании работы воспитатель должен тщательно продумать, использование какого

материала позволит детям быстро и легко овладеть навыками изображения. Знания, приобретенные дошкольниками на

занятиях одним видом изобразительной деятельности, могут с успехом использоваться на занятиях другими видами работы и с

другим материалом.

План по самообразованию по теме: Развитие творческих способностей детей

Создание необходимой обстановки для проведения занятий

Обстановка обязательно должна учитывать особенности ребенка. Желательно, чтобы помещение, в

котором происходят занятия, было одним и тем же, тогда ребенок может привыкнуть к нему и

чувствовать себя в безопасности. Некоторым детям трудно концентрировать внимание, для них важно,

чтобы в комнате было мало отвлекающих факторов и предметов. Ребенок может даже отвлечься

ящиками стола, которые он будет выдвигать и задвигать вместо того, чтобы рисовать. Такого ребенка

придется посадить за парту, а не за стол. Некоторых детей хорошо разместить лицом к стене, чтобы

они не отвлекались, и ни в коем случае не лицом к двери или к окну. Есть, наоборот, тревожные дети,

которые неизменно будут находиться в напряжении и не смогут рисовать, если их посадить спиной к

двери или так, что слегка повернувшись, они не смогут увидеть входящего человека. Соответственно

столы и их местоположение в комнате для занятий должны отвечать всем этим требованиям.

Тесный эмоциональный контакт с педагогом

Такой контакт служит необходимым условием для самовыражения ребенка. Заинтересованность

педагога в контакте вызывает ребенка не только на общение, но и на участие в деятельности. Чем

труднее для ребенка участие в деятельности, тем большая роль отводится эмоциональному контакту.

Различные формы совместной деятельности с родителем и с педагогом

Условия для творческого самовыражения ребенка также могут создавать:

– индивидуальная работа родителя или педагога с ребенком. Это основная и наиболее часто

повторяющаяся работа, которая позволяет максимально учитывать особенности ребенка и его

возможности, установить с ребенком глубокий контакт и взаимодействие. Индивидуальная работа

педагога с ребенком проводится обязательно до введения ребенка в группу сверстников и начала

работы в группе;

– работа двух детей в паре при участии педагога. Эта форма работы используется, когда у детей есть

возможность взаимодействия друг с другом, они готовы замечать деятельность друг друга и

воспринимать ее результаты. Она приемлема, если дети подходят друг другу, дополняют один другого,

совпадает темп их деятельности, возможности в концентрации внимания. Или когда один стимулирует

другого, поскольку более умелый и быстрый. Она востребована при условии, что дети могут получить

полезный опыт через восприятие деятельности другого ребенка и взаимодействовать в процессе этой

деятельности;

– коллективная, совместная, работа под руководством педагога над одним общим заданием. Такая

форма работы позволяет развивать коммуникацию детей между собой, чувство общности, понимание

зависимости друг от друга, чувство взаимопомощи. Она возможна в том случае, если в группе

основная часть детей достаточно самостоятельна и владеет навыками работы с изобразительным

материалом;

– работа в группе, предполагающая общую для всех детей задачу, которую каждый решает в той

мере, в какой может на своем индивидуальном рабочем месте одновременно со всеми. Такая работа

требует наличия у ребенка навыков изобразительной деятельности и пребывания в группе: подчинение

общим правилам, сидение за столом, умение слышать и понимать педагога. Работа в группе особенно

важна при подготовке ребенка к школе.

Применение названных форм работы невозможно без установления педагогом тесного

эмоционального контакта с каждым из детей. При этом индивидуальная работа остается основной. Все

иные формы ее дополняют и сочетаются с ней, в зависимости от поставленных задач и потребностей

ребенка.

Положительные задатки ребенка, особенности его темперамента

Эти факторы обязательно учитываются педагогом в процессе творчества. Например, у активного

ребенка творческий процесс происходит интенсивно, он быстро входит в работу, быстро ее

заканчивает, быстро переключается на другую деятельность. Поэтому для него нужно приготовить все

материалы заранее, вовремя предложить тему, иначе его внимание переключится на что-нибудь другое,

интерес может иссякнуть. Ребенок медлительный, наоборот, нуждается в большом количестве

времени, в возможности более скрупулезной работы. Активного и быстрого ребенка хорошо загружать

различными сопутствующими изобразительной деятельности поручениями, в которых он может быть

успешен. Ребенку, который любит наводить порядок, можно поручить закрывать баночки с краской и

расставлять их по местам. Многие дети с большим удовольствием вытирают мокрой тряпкой

испачканную краской столешницу. Все это, сопровождая основную деятельность, создает

дополнительный положительный настрой, повышает мотивацию.

Есть дети, которые быстро истощаются. С ними важно закончить работу до того, как они устали.

Есть дети с ограничениями зрения, с ними нужно, соответственно, рисовать вблизи, или, наоборот, на

расстоянии вытянутой руки, и изображение должно быть крупным. Если у ребенка ограничено левое

поле зрения, то педагогу, в качестве стимуляции, следует подходить к ребенку с левой стороны, с той

же стороны располагать краски, банку с водой для мытья кисточки. Но если ребенок очень устает от

этого, ослабляется внимание, исчезает мотивация к деятельности, банку и краски можно незаметно

переставить на правую сторону. При парезе одной из рук следует умеренно нагружать больную руку,

побуждая ребенка (раскрась правой рукой изображение в правом углу, возьми краску, которая

находится рядом с больной рукой, и пр.) к действиям этой рукой.

«Следование» за ребенком, использование его мотивации, учет его возможностей и ограничений,

использование его положительных задатков и особенностей темперамента позволяют создать

оптимальные условия для творческого самовыражения ребенка с особым развитием.

В течение всего года я использовала широкий спектр изобразительных средств, различных

материалов, приемов работы для творческого самовыражения ребенка

Это бумага разных форматов, фактур, цветов, картон, газета и пр.; кисти различной конфигурации

(плоские, круглые), из разного материала (щетина, белка, синтетика), разного размера; мелки, пастель,

цветные карандаши, акварель и гуашь, пластилин, глина, тесто, крупы, пуговицы, бисер, природные

материалы (шишки, желуди, листья, веточки) и пр. Постепенно обучала детей использовать различные

материалы и применять разные способы изображения (акварель по мокрой бумаге, краска поверх

восковых мелков, отпечатки руки и других предметов, рисование краской на стекле, кафеле и др.)

Для развития творческих способностей детей я провела следующие занятия используя различные

способы нетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на

бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются

салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого

формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с

помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными

разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого

или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа

вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур

или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или

карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит

изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет

изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый

рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет

берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с

пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы

размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда

рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом

придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно

нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы

отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Подготовила следующие выставки детских рисунков для родителей:

Февраль:

-«Лебеди»;

Март:

-«Весенний букет»

Апрель:

«Радуга»

Май:

«Самолёт»

В 2019-2020гг. я планирую продолжить работу по развитию творческих способностей детей

младшего дошкольного возраста в результате совмещения традиционных и нетрадиционных

способов в изобразительной деятельности.



В раздел образования