Напоминание

Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью


Автор: Трубачнова Ирина Валерьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ № 11
Населённый пункт: г.Нижний Новгород
Наименование материала: презентация
Тема: Развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста через ознакомление с дымковской росписью
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие чувства цвета у детей

Развитие чувства цвета у детей

среднего дошкольного возраста

среднего дошкольного возраста

через ознакомление

через ознакомление

с дымковской росписью.

с дымковской росписью.

Воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада

Воспитатель МБДОУ ЦРР детского сада

№ 11 «Семицветик»

№ 11 «Семицветик»

Трубачнова Ирина Валерьевна

Трубачнова Ирина Валерьевна

Дымковская игрушка — это чудо-ремесло. Детей всегда привлекали яркие, забавные

игрушки, сделанные руками мастеров из села Дымково Кировской области. Изделия

эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника.

Дымковские игрушки просты, но своеобразны, наивны, но выразительны. Они дают

возможность показать и фантазию ваятеля, и творчество художника-декоратора, отразить

в своей работе эстетическое видение и чувствование окружающего мира.

Дымковская игрушка вошла в наш быт, вписалась в интерьеры помещений, стала

любимым подарком и сувениром, желанной гостьей выставок и экспозиций. Поэтому,

было организованно и проведено исследование, направленное на выявление роли

дымковской игрушки на развитие чувства цвета у детей дошкольного возраста.

Научные исследования

Научные исследования

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в

Важную роль народного декоративно-прикладного искусства в

воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского

воспитании детей отмечали искусствоведы, исследователи детского

изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П .Сакулина ,

изобразительного творчества (А.П.Усова, Н.П .Сакулина ,

Т.С.Комарова, Т .Н. Доронова и др.) Они убедительно показывают, что

Т.С.Комарова, Т .Н. Доронова и др.) Они убедительно показывают, что

ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства

ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства

побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее

побуждает в детях первые яркие представления о Родине, о ее

культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно

культуре, приобщает к миру прекрасного, и поэтому их нужно

включать в педагогический процесс в детском саду.

включать в педагогический процесс в детском саду.

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей,

Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей,

зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не

зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не

навязывая собственных мнений и вкусов.

навязывая собственных мнений и вкусов.

Обследование детей:

Обследование детей:

по методике Г.Г.Григорьевой для

по методике Г.Г.Григорьевой для

выявления способностей к

выявления способностей к

самостоятельному созданию и

самостоятельному созданию и

реализации замысла.

реализации замысла.

Цель: изучить возможности развития чувства

Цель: изучить возможности развития чувства

цвета у детей среднего дошкольного возраста

цвета у детей среднего дошкольного возраста

в декоративном рисовании

в декоративном рисовании

Задачи:

Задачи:

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития

Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития

чувства цвета у детей дошкольного возраста.

чувства цвета у детей дошкольного возраста.

Проанализировать методическую литературу по методике

Проанализировать методическую литературу по методике

ознакомления с народным прикладным искусством.

ознакомления с народным прикладным искусством.

Провести ознакомление детей среднего дошкольного возраста с

Провести ознакомление детей среднего дошкольного возраста с

народным прикладным искусством.

народным прикладным искусством.

Выявить диагностику уровня чувства цвета детей (констатирующий

Выявить диагностику уровня чувства цвета детей (констатирующий

эксперимент).

эксперимент).

Продумать и провести работу по развитию чувства цвета через

Продумать и провести работу по развитию чувства цвета через

ознакомление с дымковской росписью.

ознакомление с дымковской росписью.

Определить эффективность проделанной работы по развитию чувства

Определить эффективность проделанной работы по развитию чувства

цвета у детей (контрольный эксперимент)

цвета у детей (контрольный эксперимент)

Этапы работы:

Этапы работы:

I

I

этап:

этап:

Накопление

Накопление

непосредственных впечатлений.

непосредственных впечатлений.

II

II

этап:

этап:

«Овладение техникой и

«Овладение техникой и

развитие изобразительных умений и

развитие изобразительных умений и

навыков детей в изобразительной

навыков детей в изобразительной

деятельности».

деятельности».

III

III

этап:

этап:

«Творческий

«Творческий

»

»

Предметно-пространственная

Предметно-пространственная

среда

среда

При ее создании мы опирались :

При ее создании мы опирались :

На особенности развития детей 4-ого

На особенности развития детей 4-ого

года развития

года развития

Требование ООП и ФГОС ДО

Требование ООП и ФГОС ДО

Принципы создания предметно-

Принципы создания предметно-

развивающей среды

развивающей среды

Содержание среды

Содержание среды

Дидактические игры

Дидактические игры

Иллюстрации для рассматривания

Иллюстрации для рассматривания

Книги о народных промыслах

Книги о народных промыслах

Задачи первого этапа:

Задачи первого этапа:

Расширять представление у детей об

Расширять представление у детей об

особенностях дымковской росписи.

особенностях дымковской росписи.

Знакомить с характерными отличительными

Знакомить с характерными отличительными

чертами дымковской росписи.

чертами дымковской росписи.

Воспитывать интерес и положительное

Воспитывать интерес и положительное

эмоциональное отношение к декоративному

эмоциональное отношение к декоративному

искусству.

искусству.

Создать условия для возникновения

Создать условия для возникновения

потребностей детей в самостоятельной

потребностей детей в самостоятельной

художественной деятельности.

художественной деятельности.

Методы 1 этапа:

Методы 1 этапа:

экскурсии, тематические

экскурсии, тематические

занятия, беседы о

занятия, беседы о

предметах народного

предметах народного

быта, народных

быта, народных

промыслах;

промыслах;

выставки предметов

выставки предметов

декоративно-прикладного

декоративно-прикладного

искусства, рассматривание

искусства, рассматривание

различных предметов

различных предметов

дымковской росписи,

дымковской росписи,

составлялись совместно с

составлялись совместно с

помощью родителей

помощью родителей

альбом по данному виду

альбом по данному виду

декоративно-прикладного

декоративно-прикладного

искусства.

искусства.

Задачи второго этапа

Задачи второго этапа

:

:

закрепить представления об особенностях

закрепить представления об особенностях

дымковской росписи;

дымковской росписи;

формировать изобразительные умения и

формировать изобразительные умения и

навыки в рисовании различных элементов,

навыки в рисовании различных элементов,

узоров ,деталей и самих изделий;

узоров ,деталей и самих изделий;

развивать умения самостоятельно

развивать умения самостоятельно

использовать полученные знания и навыки в

использовать полученные знания и навыки в

собственной изобразительной деятельности

собственной изобразительной деятельности

.

.

Второй этап :

Второй этап :

В организованной,

В организованной,

мотивированной

мотивированной

деятельности дети

деятельности дети

закрепляли знания,

закрепляли знания,

полученные на этапе

полученные на этапе

ознакомления с предметами

ознакомления с предметами

декоративно-прикладного

декоративно-прикладного

искусства, и учились новым

искусства, и учились новым

способам работы с

способам работы с

изобразительными

изобразительными

материалами, с которыми

материалами, с которыми

дети познакомились и

дети познакомились и

пробовали с ними

пробовали с ними

действовать в предметно-

действовать в предметно-

развивающей среде группы

развивающей среде группы

Задачи третьего этапа

Задачи третьего этапа

создание условий для творческого

создание условий для творческого

использования полученных знаний,

использования полученных знаний,

умений, навыков в самостоятельной

умений, навыков в самостоятельной

деятельности;

деятельности;

формировать и поощрять умения детей

формировать и поощрять умения детей

замечать выразительность и своеобразие

замечать выразительность и своеобразие

своих работ и работ своих друзей,

своих работ и работ своих друзей,

выделять зависимость выразительности

выделять зависимость выразительности

образов от способов изображения.

образов от способов изображения.

Третий этап:

Третий этап:

Занятия проводились в игровой

Занятия проводились в игровой

форме и содержали в себе

форме и содержали в себе

проблемные ситуации, решение

проблемные ситуации, решение

которых зависило от

которых зависило от

самостоятельных творческих

самостоятельных творческих

действий детей.

действий детей.

Работы детей:

Работы детей:

Работа с родителями:

Работа с родителями:

При помощи

При помощи

консультаций, бесед,

консультаций, бесед,

родительских собраний,

родительских собраний,

показательных

показательных

мероприятий мы

мероприятий мы

приобщаем родителей к

приобщаем родителей к

совместной

совместной

педагогической

педагогической

деятельности в

деятельности в

воспитании у детей

воспитании у детей

интереса к народно-

интереса к народно-

прикладному искусству.

прикладному искусству.

Взаимодействие со

Взаимодействие со

специалистами

специалистами

Совместно со

специалистами

проводилось наблюдение

за детьми, педагоги

помогали в организации

диагностического этапа.

Результаты работы:

Результаты работы:

развитие творческих способностей детей

развитие творческих способностей детей

среднего дошкольного возраста

среднего дошкольного возраста

средствами декоративно-прикладного

средствами декоративно-прикладного

искусства.

искусства.

развитие способности самостоятельно

развитие способности самостоятельно

создавать замысел и реализовывать его.

создавать замысел и реализовывать его.

повышение педагогического опыта и

повышение педагогического опыта и

интереса родителей к развитию

интереса родителей к развитию

творческих способностей своих детей.

творческих способностей своих детей.

Литература

Литература

Алексеев С. С.

Алексеев С. С.

О цвете и красках. М., «Искусство», 1964.

О цвете и красках. М., «Искусство», 1964.

Алеева А.

Алеева А.

Рожь дымковской игрушке в эстетическом воспитании

Рожь дымковской игрушке в эстетическом воспитании

/А.Алеева// Дошкольное воспитание. - 1982.-№12. - с. 19-

/А.Алеева// Дошкольное воспитание. - 1982.-№12. - с. 19-

22.

22.

Богуславская И.Я.

Богуславская И.Я.

Дымковская игрушка. Ленинград «Художник

Дымковская игрушка. Ленинград «Художник

РСФСР», 1988.

РСФСР», 1988.

Богуславская И.Я.

Богуславская И.Я.

Русское народное искусство. Л., «Советский

Русское народное искусство. Л., «Советский

ХУДОЖНИК». 1968.

ХУДОЖНИК». 1968.

Волков Н.Н.

Волков Н.Н.

Цвет в живописи. М., «Искусство» 1965.

Цвет в живописи. М., «Искусство» 1965.

Венгер

Венгер

JUL

JUL

Восприятие и обучение (дошкольный возраст)

Восприятие и обучение (дошкольный возраст)

М.. «Просвещение», 1969.

М.. «Просвещение», 1969.

Григорьева ГГ.

Григорьева ГГ.

Развитие дошкольника в изобразительной

Развитие дошкольника в изобразительной

деятельности:

деятельности:

- М., 1989 - 344 с.

- М., 1989 - 344 с.

Грибовская А.А.

Грибовская А.А.

Знакомство с русским народным декоративно-

Знакомство с русским народным декоративно-

прикладным искусством и декоративное рисование, лепка,

прикладным искусством и декоративное рисование, лепка,

апп

апп

ликация

ликация

-дошкольников. - М.: МИПКРО, 1999г.

-дошкольников. - М.: МИПКРО, 1999г.

Доронина Г.

Доронина Г.

Использование дымковской игрушки в работе с детьми

Использование дымковской игрушки в работе с детьми

/Г.Доронина// Дошкольное воспитание. — 1990.-

/Г.Доронина// Дошкольное воспитание. — 1990.-

JN

JN

&12.

&12.

— с.13-14.

— с.13-14.

Доронина Г.

Доронина Г.

Ознакомление дошкольников с дымковской

Ознакомление дошкольников с дымковской

игрушкой./Г.Доронина.// Дошкольное воспитание. - 1984.-№8. -сЛЗ-

игрушкой./Г.Доронина.// Дошкольное воспитание. - 1984.-№8. -сЛЗ-

Комарова Т.С.

Комарова Т.С.

Размыслова А,В. Цвет в детском изобразительном

Размыслова А,В. Цвет в детском изобразительном

творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002..

творчестве. - М., Педагогическое общество России, 2002..

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева

Пантелеев Г.Н., Максимов Ю.В., Пантелеева

JI

JI

.

.

B

B

.

.

Декоративное

Декоративное

искусство — детям. - М.,

искусство — детям. - М.,

«Просвещение», 1976- 143с.

«Просвещение», 1976- 143с.

Саккулина Н.П., Комарова Т.С.

Саккулина Н.П., Комарова Т.С.

Изобразительная деятельность в

Изобразительная деятельность в

детском саду. - 2-е изд.,. - М., «Просвещение»,

детском саду. - 2-е изд.,. - М., «Просвещение»,

1982 -208с.

1982 -208с.

Саккулина Н.П.

Саккулина Н.П.

Рисование в дошкольном детстве. - М.,

Рисование в дошкольном детстве. - М.,

«Просвещение», 1965.

«Просвещение», 1965.

Скоролупова О.А.

Скоролупова О.А.

Знакомство детей дошкольного возраста с русским

Знакомство детей дошкольного возраста с русским

народным декоративно-прикладным искусством.

народным декоративно-прикладным искусством.

- М.,

- М.,

ООО «Издательство

ООО «Издательство

Скрипторий 2003», 2009 — 128с.

Скрипторий 2003», 2009 — 128с.

4

4

Темерин С.М

Темерин С.М

Русское прикладное искусство. — М., «Советский

Русское прикладное искусство. — М., «Советский

художник», 1960.

художник», 1960.

Усова АП.

Усова АП.

Обучение в детском саду. — М., «Просвещение», 1970.

Обучение в детском саду. — М., «Просвещение», 1970.

Федорченко Г.

Федорченко Г.

Как знакомить дошкольников с изобразительным

Как знакомить дошкольников с изобразительным

искусством. Т.Федорченко- Дошкольное воспитание. — 1987.-М.-

искусством. Т.Федорченко- Дошкольное воспитание. — 1987.-М.-

с.38-

с.38-

42.

42.

\

\



В раздел образования