Автор: Кузьмина Татьяна Борисовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 274
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Познавательно-исследовательский проект
Тема: Как сберечь воду?
Раздел: дошкольное образование
Познавательно-исследовательский
проект
для
детей
старшего
дошкольного возраста «Как сберечь воду?»
Проблема: отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни
человека, о свойствах и качествах воды и бережном к ней отношении.
Что нужно делать, чтобы сохранить пресную воду?
Актуальность: Проект ориентирован на изучение вопросов, связанных
с водным миром.
Вода играет огромную роль в жизни человека, животных, растений, она
– постоянная наша спутница.
В человеке 90 частей из 100 – это вода, то есть организм человека
большей частью состоит из воды. Вода нужна всему живому на Земле.
Вода находится везде – в океанах, морях, реках и озерах, под землей и в
почве, может быть в виде снега и льда, облаков, тумана, пара, дождя, снега,
подземных рек и озер.
Общее
количество
воды
на
Земле
не
меняется.
Основные
запасы
пресной
воды
сосредоточены
в
полярных
льдах.
Ограниченные
запасы
пресной воды сокращаются из-за загрязнения.
К
сожалению,
многие
считают
водные
ресурсы
неисчерпаемыми.
Отсюда – незакрытые краны в квартирах, протекающие трубы, мусор в реках
и озерах. Уже многие регионы испытывают нехватку питьевой воды. И в
будущем их количество будет расти. Как же замедлить этот процесс?
Данный проект позволяет расширить и углубить знания дошкольников
о воде, ее свойствах, качествах, о животном и растительном мире воды, дает
возможность познакомить детей с природоохранительными мероприятиями,
которые формируют навыки бережного отношения к природе.
Цель: систематизирование знаний детей о свойствах воды, воспитание
бережного отношения к пресной воде.
Задачи:
• закрепить свои знания о свойствах воды;
узнать о запасах пресной воды;
выяснить, где мы теряем воду;
определить, как устранить потери воды;
• развивать образное мышление, воображение, фантазию, активную
речь, творческие способности;
• иметь желание беречь природу, не засорять водоемы, заботиться об их
обитателях.
Тип проекта: среднесрочный, познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет,
воспитатели, родители.
Гипотеза: если каждый человек будет беречь воду, то мы будем меньше
терять пресной воды.
Объект проектной деятельности: познавательная активность.
П р е д м е т
п р о е к т н о й
д е я т е л ь н о с т и:
п р о ц е с с
развития познавательной деятельности
детей
старшего
дошкольного
возраста.
Срок реализации проекта: одна неделя.
Результат: воспитание бережного отношения к водным ресурсам.
Этапы реализации проекта:
1.Создание проблемной ситуации.
Придя в детский сад, ребенок рассказал историю о том, что у него дома
была утечка воды из крана и что много воды было израсходовано напрасно.
Воспитатель обратила внимание на то, что существует международный
день
воды
–
отличный
повод
напомнить
всем
жителям
планеты
о
том,
насколько она важна для жизни, что водопроводная вода в наших кранах
является частью глобального круговорота.
На следующий день ребенок сообщил о том, что посмотрел фильм
«Великая тайна воды» и узнал, что:
Человек на 70-90 % состоит из воды и ежедневно выпивает 2,5 л
воды.
Доступной пресной воды в мире всего 0,5 % от мировых запасов.
1 млрд. людей в мире не имеют доступа к пресной воде.
Следовательно, у ребенка появилась цель рассказать о важности воды
другим детям и объяснить, почему нужно беречь пресную воду.
2.Оформление
проекта р е б е н ко м
п р и
у ч а с т и и
в з р о с л о г о
(вспомогательная функция).
2.1.Формулировка
основного
вопроса
исследования: Как
сохранить
пресную воду?
2.2.Важность
поставленного
вопроса: Пресная вода – единственное
вещество, без которого невозможна жизнь на планете Земля!
2.3.Выбор наиболее правильного (с точки зрения ребенка) ответа на
вопрос: папа предложил провести эксперимент.
2.4 Возможные способы проверки предложенного ребенком ответа:
Эксперимент «Отношение к воде»
Записали показания водомера. Два дня пользовались водой как раньше.
Отметили новые показания счетчика. А потом два дня старались беречь воду.
И снова посмотрели показания водомера. Оказалось, что за два дня можно
экономить 1 кубометр воды!
2.5.Результат проверки правильности ответа: получили ответ, что воду
можно сохранить и сделали выводы.
Чтобы сократить потери воды, надо:
не оставлять краны открытыми;
следить за исправностью кранов;
регулировать силу струи воды;
выключать воду, пока чистим зубы;
уменьшать напор, когда моем посуду;
в унитазе снизить уровень заполнения;
в душе чаще отключать кран, пока намыливаемся или мылим
голову.
2.6. Область применения проекта: показать сверстникам.
3.Защита проекта. Выступление перед аудиторией сверстников.
Продукт: памятка на тему «Правила сохранения пресной воды».
4.Выставка проекта, включение в ПРС группы.
- Оснащение уголка экспериментирования (опыты с водой).
- Продуктивная деятельность: рисование «Берегите реки».
Цель: развивать умение отражать полученные знания в продуктивной
деятельности; развивать творческие способности.
- Чтение рассказов: Н. А. Рыжова Жила-была Река», «Как люди речку
обидели», «Волшебная вода».
Цель: показать значимость воды при помощи средств художественной
литературы
- Экологическая акция «Сохраним воду».
Цель:
привлечь
к
активным
действиям
по
охране
и
экономному
использованию воды.