Автор: Чуев Вячеслав Викторович
Должность: Учитель технологии
Учебное заведение: МОБУ ООШ №19
Населённый пункт: п. Заводской Чунского района Иркутской области
Наименование материала: учебная программа
Тема: РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ 6 КЛАСС
Раздел: среднее образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19 п.ЗАВОДСКОЙ
«Согласовано»
Зам.директора по УВР:
________И.Б. Жаворонкова
«___» августа 2019 г.
«Утверждаю»
Директор школы:
________Т.В. Минёнок
Приказ № «__» сентября 2019 г.
.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТРУДОВОМУ ОБУЧЕНИЮ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
6 КЛАСС
Составитель: Чуев Вячеслав Викторович
п. Заводской
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) для 6
класса составлена на основе программы, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое
обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год. Программа по
трудовому обучению ориентирована на обучение и воспитание детей с лёгкой умственной
отсталостью.
Программа 6 класса рассчитана на 204
Количество учебных недель – 34
Количество часов в неделю – 6
Цель: подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, при
этом
образовательные
предметы
решают
в
основном
общеразвивающие
и
практические
задачи.
Так
же
подготовить
школьников
к
поступлению
в
профессиональные
учебные
заведения соответствующего типа и профиля. Коррекция личности ребёнка с ограниченными
возможностями
здоровья
(умственной
отсталостью)
средствами
образования.
Подготовка
учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях.
Задачи:
коррекции недостатков умственного и физического развития;
воспитанию связной речи;
формированию общих трудовых навыков;
осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;
формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и
поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными
возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога,
учителей, родителей.
приобретение навыки владения столярными инструментами и приспособлениями
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности
обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых
умений
и
навыков
для
дальнейшей
работы
в
трудовом
коллективе;
воспитание
гражданственности, трудолюбия. Данная программа предполагает формирование у учащихся
необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашей школе
профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело. Некоторые из
инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на
сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом,
учатся
применять
лаки,
клеи,
краски,
красители.
Составление
и
чтение
чертежей,
планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей
и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике
безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного
изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с
ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-тематический план
№п/п
Наименование раздела
Количество
часов
1.
Вводное занятие
2
2.
Изготовление изделий из деталей круглого сечения
35
3.
Строгание. Разметка рейсмусом
20
4.
Геометрическая резьба по дереву
18
5.
Угловое концевое соединение брусков вполдерева
14
6.
Сверление древесины
12
7.
Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки
изделия
16
8.
Долбление сквозного и несквозного отверстия
32
9.
Свойства основных пород древесины
11
10.
Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной
одинарный УК-1
10
11.
Заточка стамески и долота
10
12.
Склеивание
9
13.
Изготовление изделий с применением приобретенных знаний
15
Итого
204
Содержание разделов и тем предмета
Тема 1. Вводное занятие(2 часа)
Вводное занятие. План работы на четверть. Техника безопасности.
Тема 2. Изготовление изделия из деталей круглого сечения (35 часов)
Изделия. Швабра. Детская лопатка. Ручка для лопатки. Грабли.
Теоретические сведения. Диагонали. Нахождение центра квадрата, прямоугольника
проведением
диагоналей. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Правила безопасности при
строгании и отделке изделия.
Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание
бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер
восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой
продукции.
Тема 3. Строгание. Разметка рейсмусом (20 ч.)
Изделие. Заготовка для будущего изделия. Теоретические сведения. Столярный
рейсмус: виды, устройство, назначение, правила безопасной работы. Лицевая сторона бруска:
выбор, обозначение, последовательность строгания прямоугольной заготовки.
Практические работы. Измерение заготовки (определение припусков на обработку).
Выбор лицевой стороны. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения
работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и
строгание до риски.
Отпиливание бруска в размер по длине. Проверка выполненной работы.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (18 ч.)
Изделия. Учебная дощечка. Детали будущего изделия.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, виды, материал,
инструменты, геометрические узоры и рисунки. Правила безопасности при резьбе.
Возможный брак при выполнении резьбы.
Практические работы. Нанесение рисунка на поверхность заготовки. Вырезание
геометрического орнамента. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный
анализ выполненных работ.
Тема 5. Угловое концевое соединение брусков вполдерева (14 ч.)
Изделие. Подрамник.
Теоретические сведения. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина),
элементы (боковые грани, заплечики). Основные свойства столярного клея.
Последовательность подготовки клея к работе. Условия прочного склеивания деталей:
плотность подгонки деталей, сухой материал, прессование, скорость выполнения операций.
Практические работы. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения.
Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка
соединения в зажимах).
Тема 6. Сверление древесины (12 ч.)
Теоретические сведения. Сверлильный станок: устройство, назначение. Правила
безопасности при работе. Зажимной патрон: назначение, устройство. Спиральное сверло
с цилиндрическим хвостовиком: элементы. Диаметры. Инструменты для выполнения
больших отверстий.
Понятие диаметр отверстия. Обозначение диаметра отверстия на чертеже.
Практические работы. Работа на сверлильном станке по бросовому материалу.
Практическая работа. Изготовление самодельного сверла перового из проволоки,
пробные сверления .
Тема 7. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки изделия. (16 ч.)
Изделие. Плечики-вешалка. Кронштейн для ампельных растений. Полочка с
криволинейными
деталями.
Теоретические сведения. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Учет
направления волокон древесины при разметке деталей. Исправимый и неисправимый
брак при пилении.
Напильник драчевый, виды, назначение, формы. Стальная щетка для очистки
напильника.
Правила безопасной работы стамеской, напильником, шлифовальной шкуркой. Выпуклые
и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Точки
сопряжения.
Практические работы. Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка
выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности
пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок
стамеской, напильником и шкуркой. По выбору учителя два—три изделия.
Тема 8. Долбление сквозного и несквозного отверстия (32 ч.)
Изделия. Учебный брусок. Средник для лучковой пилы.
Теоретические сведения. Гнездо как элемент столярного соединения. Виды
(сквозное и глухое), размеры (длина, ширина, глубина). Столярное долото: назначение,
устройство, сравнение со стамеской, определение качества, заточка, правила безопасного
пользования. Прием долбления при ширине гнезда больше ширины долота.
Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда.
Линия невидимого контура чертежа.
Практические работы. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда.
Крепление детали при долблении. Последовательность долбления сквозного гнезда.
Подчистка гнезда стамеской.
Тема 9. Свойства основных пород древесины (11 ч.)
Теоретические сведения. Хвойные (сосна, ель, пихта, лиственница, кедр),
лиственные (дуб, ясень, бук, клен, вяз, береза, осина, ольха, липа, тополь) породы:
произрастание, свойства древесины (твердость, прочность, цвет, текстура), промышленное
применение. Определение древесных пород по образцам древесины.
Практические работы. Определение пород древесины по образцам. Проверка на
прочность и упругость различных пород .
Тема 10.Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный
УК-1 (10 ч.)
Изделия. Рамка для табурета. Подрамник для стенда.
Теоретические сведения. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон
деталей при разметке и сборке изделия: Условия прочности соединения. Чертеж и образец
соединения УК-1.
Правила безопасности при выполнении соединения.
. Практические работы. Выполнение соединения из материалоотходов.
Практические работы. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с
кромок и торца.
Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и
справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и
обозначение деталей. Проверка качества работы.
Тема 11 . Заточка стамески и долота (10 ч.)
Объекты работы. Стамеска, долото.
Теоретические сведения. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки
(заострения).
Виды абразивных материалов. Бруски для заточки и правки стамески и долота.
Способы определения качества заточки. Правила безопасной работы при затачивании.
Предупреждение неравномерного износа абразивного бруска.
Практические работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия.
Проверка правильности заточки.
Тема 12 . Склеивание ( 9 ч.)
Объект работы. Детали изделия.
Теоретические сведения. Клей: назначение, виды (животного происхождения,
синтетический),
свойства, применение, сравнение. Критерии выбора клея. Определение качества клеевого
раствора. Последовательность и режим склеивания при разных видах клея. Склеивание в
хомутовых струбцинах и механических ваймах.
Практические работы. Определение вида клея по внешнему виду и запаху.
По выбору учителя изготовление 3-4 изделий.
Тема 13. Изготовление изделий с применением приобретенных знаний. (15 ч.)
Практическая работа. Изготовление стульчика, полки, шкафа и т.д.
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания
стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание);
угловые (концевые, серединные), ящичные соединения и их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их
применения и использования;
способы контроля точности выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
устройство и правила работы на токарном и сверлильном станках;
устройство и правила эксплуатации ручных электроинструментов;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии;
инструменты для художественной отделки изделия;
цвет и текстуру разных древесных пород;
элементы детали столярного изделия;
трудовое законодательство;
виды пиломатериалов;
материалы, изделия для настилки полов и кровли;
технологию изготовления оконного блока;
приемы выявления и устранения дефектов столярных изделий;
основные свойства изоляционных и смазочных материалов;
технологию устройства перегородки и настилки дощатых полов;
виды древесностружечных и древесноволокнистых плит;
элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной
безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые,
концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать
и сращивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и
электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
устранять дефекты и пороки древесины;
изготовлять строгальный и разметочный инструменты;
изготовлять простейшее столярно-мебельное изделие;
выполнять черновое и чистовое точение;
выполнять внутреннюю расточку на токарном станке;
распознавать виды крепёжных изделий и мебельной фурнитуры;
организовать рабочее место;
изготовить модель мебели;
изготавливать строительные инструменты и приспособления;
изготавливать несложную мебель с облицовкой поверхности;
устранять дефекты в столярно-мебельных изделиях;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и
пожарной безопасности и охраны природы.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№
Наименование
Всего
Дата
План
Факт
1.
Вводное занятие
2
1.1
Вводное занятие. План работы на четверть.
1
1.2
Инструктаж по технике безопасности
1
2.
Изготовление изделий из деталей круглого сечения.
35
2.1
Чертеж детали и сборочный чертеж
2
2.2
Выбор изделия и подготовка материала.
2
2.3
Выпиливание заготовок заданным размерам.
4
2.4
Выстрагивание брусков квадратного сечения.
4
2.5
Разметка заготовок будущего изделия.
2
2.6
Сострагивание ребер восьмигранника (округление).
2
2.7
Проверка деталей штангенциркулем.
1
2.8
Обработка напильником, шерхебелем. Шлифование.
4
2.9
Разметка деталей, нахождение диагоналей, центра.
1
2.10
Сверление отверстий.
2
2.11
Изготовление паза.
2
2.12
Предварительная сборка изделия.
2
2.13
Проверка на комплектность, качество соединений.
2
2.14
Устранение ошибок при сборке изделия.
1
2.15
Сборка изделия на клей, шурупы, шканты.
3
2.16
Самоанализ выполненных работ.
1
3.
Плоское строгание.
20
3.1
Техника безопасности при строгании.
1
3.2
Проверка рубанка на пригодность к работе.
2
3.3
Заточка железки рубанка. Настройка рубанка.
3
3.4
Выбор заготовки.
1
3.5
Строгание плоских поверхностей.
3
3.6
Строгание сучков, торцов, свилеватостей.
4
3.7
Строгание смежных сторон.
4
3.8
Проверка работы с помощью рейсмуса.
2
4.
Геометрическая резьба по дереву.
18
4.1
Техника безопасности при работе с инструментом.
1
4.2
Выбор древесины.
1
4.3
Инструменты для геометрической резьбы.
1
4.4
Чертежи для практической работы.
2
4.5
Построение рисунков.
2
4.6
Виды домовой (геометрической) резьбы
2
4.7
Приемы выполнения геометрической резьбы.
5
4.8
Отделка готовых изделий: шлифование, морение, лакирование.
3
4.9
Коллективный анализ выполненных работ.
1
5.
Угловое концевое соединение в
полдерева.
14
5.1
Выбор заготовок для соединения.
1
5.2
Строгание, пиление по размерам.
4
5.3
Разметка заготовок по заданным размерам.
1
5.4
Изготовление паза.
1
5.5
Изготовление шипа
1
5.6
Предварительная сборка вполдерева.
2
5.7
Склеивание изделия . Сушка.
2
5.8
Проверка изделия на прочность.
1
5.9
Анализ выполненных работ.
1
6.
Сверление древесины.
12
6.1
Виды сверления техника безопасности при работе.
3
6.2
Виды сверл их назначение.
1
6.3
Сверлильный станок, механические дрели.
2
6.4
Устройство и назначение дрели.
1
6.5
Понятие «диаметр» Обозначение на чертеже.
1
6.6
Работа на сверлильном станке, электрической, механической
дрелью.
4
7.
Криволинейное пиление,
обработка криволинейной кромки.
16
7.1
Понятие о криволинейном пилении.
1
7.2
Лекало. назначение, применение.
1
7.3
Изготовление шаблонов для криволинейных деталей.
2
7.4
Лобзик. Назначение, устройство.
1
7.5
Пиление по кривым линиям.
3
7.6
Инструмент для обработки криволинейной кромки.
2
7.7
Обработка криволинейной кромки напильником, наждачной
бумагой.
3
7.8
Округление угла. Обработка фаски.
3
8.
Долбление сквозного и несквозного отверстия.
32
8.1
Гнездо, как элемент столярного соединения.
1
8.2
Виды гнезд.
2
8.3
Определение ширины, длины, глубины гнезда.
2
8.4
Инструменты для изготовления гнезд.
2
8.5
Столярное долото, стамеска.
2
8.6
Сверла и буравы.
2
8.7
Заточка сверл, долот, стамесок.
2
8.8
Ручные приемы долбления гнезд.
2
8.9
Механизированное долбление гнезд.
4
8.10
Использование рейсмуса при разметке гнезд.
1
8.11
Чертеж гнезда, детали.
2
8.12
Разметка несквозного и сквозного отверстий.
2
8.13
Крепление детали при долблении.
2
8.14
Последовательность долбления сквозного гнезда.
4
8.15
Виды брака и их устранение.
2
9.
Свойства основных пород древесины.
11
9.1
Хвойные породы. Сосна, пихта.
1
9.2
Хвойные породы. Лиственница, ель.
1
9.3
Хвойные породы. Кедр.
1
9.4
Промышленное применение хвойных пород.
1
9.5
Лиственные породы. Дуб, ясень, бук.
1
9.6
Лиственные породы. Клен, вяз.
1
9.7
Лиственные породы. Береза, тополь.
1
9.8
Лиственные породы. Осина, липа.
1
9.9
Промышленное применение лиственных пород.
1
9.10
Определение пород по образцам.
2
10.
Угловое концевое соединение на шип
одинарный сквозной УК-1.
10
10.1
Применение соединения УК-1
1
10.2
Разметка соединения УК-1
2
10.3
Чертеж детали.
2
10.4
Разметка проушины, кромок и торца.
2
10.5
Подготовка инструмента к работе.
2
10.6
Выполнение соединения УК-1 по размерам.
1
11.
Заточка стамески и долота
10
11.1
Бруски для заточки и правки инструмента.
1
11.2
Определение качества заточки.
1
11.3
Виды абразивных материалов
1
11.4
Резание древесины.
1
11.5
Зависимость резания от породы древесины.
1
11.6
Строгание стамеской.
2
11.7
Снятие фаски, кромок.
2
11.8
Резание по линейке.
1
12.
Склеивание
9
12.1
Клей. Назначение и свойства.
1
12.2
Виды клея.
1
12.3
Критерии выбора клея.
1
12.4
Последовательность и режим склеивания.
2
12.5
Склеивание в хомутовых струбцинах и ваймах.
1
12.6
Приготовление глютинового клея.
1
12.7
Приготовление казеинового клея.
1
12.8
Синтетические клеи.
1
13.
Изготовление изделий с применением
приобретенных знаний.
15
13.1
Выбор изделия, чертеж.
2
13.2
Подбор материала.
1
13.3
Выполнение технологических операций.
5
13.4
Сборка изделия.
4
13.5
Отделка изделия.
2
13.6
Самоанализ выполненных работ.
1
Итого
204
Список литературы
1.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2
сб./Под ред. В.В. Воронковой. -М.: Гуманит, изд. центр ВЛАДОС, 2012
2.
В.Д.Симоненко. Технология: учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений: вариант
для мальчиков / В. Д. Симоненко, А. Т. Тищенко, П. С. Самородский; под ред. В. Д.
Симоненко. - М.: Просвещение, 2009.
3.
Павлова О.В. Тематическое планирование по столярному делу в специальной
(коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Издательство «Учитель» , 2012 год
4.
Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных
мастерских. – М.: Просвещение,1992.
5.
Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. –
М.: Просвещение, 1992
6.
Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.
7.
Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая
школа, 1989.