Автор: Маркова Валентина Афанасьевна
Должность: воспитатель пришкольного интерната
Учебное заведение: МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова"
Населённый пункт: Намский район,с.Аппаны Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Использование мнемотехники для развития познавательных способностей школьников способностей школьников
Тема: Развитие познавательных способностей школьников
Раздел: среднее образование
Мастер-класс для воспитателей пришкольных интернатов.
Тема: «Использование мнемотехники для развития познавательных
способностей школьников »
Маркова Валентина Афанасьевна, воспитатель интерната
при МБОУ«Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова»
Цель занятия:
-рассмотрение теоретических рекомендаций по улучшению механизма запоминания
путём применения мнемонических приёмов
-оказание информационной и методической поддержки воспитателям
Задачи:
-Дать общее представление о мнемонике.
-Познакомить с мнемоническими приёмами
-Провести тестирование на определение уровня запоминания.
-Измерить объём памяти групп , сравнить результаты
Оборудование:
Мультимедийная презентация «Мнемотехника-метод развития памяти»;
Материалы для проведения практикума.
Структура мастер-класса:
постановка проблемы (цели, задач);
занятие с мультимедийной презентацией;
практикум, привлечение слушателей к ходу мастер-класса:
-первичное определение объёма памяти.
-знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.
-повторное определение объёма памяти
-сравнение результатов и вывод.
1. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире человеку
постоянно нужно запоминать и хранить в голове большое количество информации и при
этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим
количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов
запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из
актуальнейших задач человека в современном обществе, ведь компьютерные технологии
открыли для нас неограниченный доступ к информации.
Целью данного занятия является рассмотрение теоретических
рекомендаций по
улучшению
механизма
запоминания
путём
применения
мнемонических
приёмов,
изучение изменения объёма памяти с помощью этих приёмов.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
Дать общее представление о мнемонике.
Познакомить с мнемоническими приёмами
Провести тестирование на определение уровня запоминания.
2 . Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по
сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его
увеличение,
постоянное
пополнение
все
большим
количеством
новой
информации.
Поэтому
развитие
памяти,
совершенствование
процессов
запоминания,
сохранения
и
воспроизведения
информации
является
одной
из
актуальнейших
задач
человека
в
современном
обществе.
Изучение
и
применение
определённых
способов,
приёмов
и
методов
запоминания
значительно
способствует
качественному
и
количественному
улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации. Особенно
важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного
материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой
их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного
удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.
Наш мозг состоит из огромнейшего числа нервных клеток – нейронов. От них
напрямую зависит наша память – чем их больше, тем память лучше. Начиная с 43-45 лет
человеку
для
того,
чтобы
вспомнить
какое-либо
событие
или
просто
информацию,
необходимо гораздо больше времени, чем молодому. Это происходит оттого, что с годами
объем головного мозга несколько уменьшается: ежедневно клетки мозга погибают, и с
возрастом, когда мы становимся старше, это происходит быстрее. В 20 лет в день погибает
около 20 тысяч клеток, а в 40 лет погибает уже целых 50 тысяч клеток. Последние данные
ученых говорят о том, что такое утверждение: «нервные клетки не восстанавливаются»,
его
можно
оспорить,
так
как
в
некоторых
отделах
мозга
практически
всю
жизнь
обновляются клетки мозга. Так сказать «ответственность» за производство новых клеток,
несут стволовые клетки. Они отвечают за созревание мозга еще в утробе матери, позднее
решают тоже важные задачи, клетки у взрослого человека могут трансформироваться в
зрелые нейроны. Не так давно ученые обнаружили, что новые нервные клетки возникают
в отделе головного мозга, который связан со свойствами памяти. Но в этом организму
нужно помогать:
память сохраняет свою остроту лишь в том случае, если её регулярно
тренировать.
Память, как мышцы, требует ежедневной тренировки. Если ей не пользоваться, она
ухудшается. Чем больше вы будете загружать мозг и заставлять его работать, тем лучше
вы сможете анализировать и запоминать информацию.
Одна из самых популярных методик тренировки памяти это мнемотехника.
Что такое мнемоника.
Мнемоника (мнемотехника)– искусство запоминания, совокупность
приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем
образования искусственных ассоциаций.
Само слово «мнем» греческое и означает «память». Слово мнемоника имеет однокоренное
слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти,
воспоминаний и матерью 9 муз.
К виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно
вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают, эти
методы и приемы
буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон. Посмотрите на монитор
своего
компьютера.
Вы
увидите
большое
количество
зрительных
образов
.
Благодаря
визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи
информации на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это
тоже
яркий
пример
внедрения
мнемотехники
в
повседневную
жизнь.
На
больших
скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же,
которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.
Обычный
алфавит
-
это
тоже
мнемонический
прием.
Олимпийские
пиктограммы
символизируют различные виды спорта, всем хорошо знакомы символы мира («Белый
голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие
другие.
“Секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь
нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы
непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять
образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!
Мнемонические приемы и упражнения
Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения
запоминания. Все они основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный
материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.
1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации
(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в
спектре: красный, оранжевый и т. д.).
Примеры мнемонических правил
1.Время, календарь
Количество дней в месяцах года
По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком
друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш.( рис.5). Счёт месяцев идёт по
выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц
приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит
короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца,
февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка
безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев,
между ними ложбинки нет.
Переход на зимнее\летнее время
Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время: определяется правилом первых
букв: «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно»
2.Использование вспомогательных предметов
Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить
запоминание некоторой важной информации.
Например,
для
запоминания
того,
«растущей»
ли
является
фаза
Луны,
можно
использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р
— растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик)
Рисунок 1. Запоминалки фаз развития Луны
3. Флаги:
Россия - БоСяКи, Франция – СоБаКи или
Россия - бесик (белый - синий - красный, а кто-то еще спрашивал, почему у нас все
бесовское).
Франция - сибек (синий - белый - красный).
Нидерланды - крабес
4.Геологический термин.
Сталактит, сталагмит, и сталагнат
Вряд ли найдётся много людей, которые смогут сказать чем отличаются между собой
сталактит, сталагмит и сталагнат.
Сталактит - каменная сосулька, свисающая с потолка пещеры. Капли воды, веками и
тысячелетиями, капают с потолка пещеры. Одни могут вырасти на два сантиметра за год,
другие на столько же за век. Содержащиеся в них минералы и учавствуют в образовании
сталактита.
Сталагмит - та же сосулька, но растущая с пола пещеры.
Сталагнат - сросшийся сталактит с сталагмитом. Если очень долго подождать, то
сталактит и сталагмит удлиняются настолько, что соединятся друг с другом.
СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит
свисающий с потолка.
СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е.
Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове
сталагМит и слове зеМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.
СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине,
благодаря которой эти линии и срослись.
или
СталакТит - буква Т похожа на сталактит, свешивающийся с потолка пещеры.
СталагМит - буква М похожа на два сталагмита, растущие из пола.
5.Запоминание полярности электродов
В слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5
6. Русский язык
1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов.
Как определить спряжение глаголов, чтобы правильно написать окончание?
Мы должны поставить глагол в начальную форму, а подсказка будет находиться перед
окончанием – ТЬ.
Только одна буква, которая стоит перед окончанием - ТЬ в Н. ф. означает, что перед вами 2
спряжение, эта буква – И.
Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный
пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные
пальцы. Какая буква получилась?
Два пальца
=и=2 спр.
Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы
перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед нами не второе, а другое, то есть 1
спряжение.
2.
Практическая часть
2.1. Первичное определение объёма памяти.
1.Применяемая методика - вербальная (запоминание слов связыванием их в рассказ)
Слова, которые следует запомнить:
1.мяч
6.старик
2.стол 7.яблоко
3. костер 8.смех
4. борода 9.ковер
5. водопад 10.снеговик
2. Исследование памяти.
Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемые должны написать все 10 слов с их
номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с
названием указывается и его порядковый номер.
Эффективность запоминания вычисляется по формуле:
Число правильно воспроизведенных слов делим на 10 и умножаем на 100 , получаем %
эффективного запоминания.
Оценивание эффективности запоминания :
при 90-100%– отличная
,
при 70-90% - очень хорошая,
при 50-70% - хорошая,
при 30-50% - удовлетворительная,
при 10-30% - плохая
при 0-10% - очень плохая
Общий процент памяти определяем по формуле:
2.2. Знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.
Один из самых эффективных мнемонических приемов — метод, основанный на
составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня
не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории.
Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и
использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот
метод, мы воспользуемся десятью словами (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер,
трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и
овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве
вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.
2.3. Повторное определение объёма памяти .
Проводится повторное диагностическое исследование, но уже с другими словами.
Запоминание слов:
1.комар 6.клякса
2.сабля 7.медведь
3.кошка 8.черешня
4.солома 9.дворец
5.брюки 10.пианино
Сравнивая продуктивность запоминания можно сделать вывод:
С использованием приёмов мнемотехники продуктивность памяти увеличивается.
Изучая подобные приёмы и применяя их на практике можно значительно увеличить
объём памяти и, следовательно, качественно улучшить процесс обучения.
Поставленная
в
работе
цель
достигнута.
Выдвинутая
гипотеза
о
том,
что
мнемотехника увеличивает продуктивность памяти, подтверждена.