Напоминание

Развитие познавательных способностей школьников


Автор: Маркова Валентина Афанасьевна
Должность: воспитатель пришкольного интерната
Учебное заведение: МБОУ "Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова"
Населённый пункт: Намский район,с.Аппаны Республики Саха (Якутия)
Наименование материала: Использование мнемотехники для развития познавательных способностей школьников способностей школьников
Тема: Развитие познавательных способностей школьников
Раздел: среднее образование





Назад




Мастер-класс для воспитателей пришкольных интернатов.

Тема: «Использование мнемотехники для развития познавательных

способностей школьников »

Маркова Валентина Афанасьевна, воспитатель интерната

при МБОУ«Хатын-Арынская СОШ им.И.Е.Винокурова»

Цель занятия:

-рассмотрение теоретических рекомендаций по улучшению механизма запоминания

путём применения мнемонических приёмов

-оказание информационной и методической поддержки воспитателям

Задачи:

-Дать общее представление о мнемонике.

-Познакомить с мнемоническими приёмами

-Провести тестирование на определение уровня запоминания.

-Измерить объём памяти групп , сравнить результаты

Оборудование:

Мультимедийная презентация «Мнемотехника-метод развития памяти»;

Материалы для проведения практикума.

Структура мастер-класса:

постановка проблемы (цели, задач);

занятие с мультимедийной презентацией;

практикум, привлечение слушателей к ходу мастер-класса:

-первичное определение объёма памяти.

-знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.

-повторное определение объёма памяти

-сравнение результатов и вывод.

1. Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современном мире человеку

постоянно нужно запоминать и хранить в голове большое количество информации и при

этом наблюдается всё большее его увеличение, постоянное пополнение все большим

количеством новой информации. Поэтому развитие памяти, совершенствование процессов

запоминания, сохранения и воспроизведения информации является одной из

актуальнейших задач человека в современном обществе, ведь компьютерные технологии

открыли для нас неограниченный доступ к информации.

Целью данного занятия является рассмотрение теоретических

рекомендаций по

улучшению

механизма

запоминания

путём

применения

мнемонических

приёмов,

изучение изменения объёма памяти с помощью этих приёмов.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Дать общее представление о мнемонике.

Познакомить с мнемоническими приёмами

Провести тестирование на определение уровня запоминания.

2 . Объем общих и профессиональных знаний в мире возрос за последнее столетие по

сравнению с предыдущими веками во много раз. При этом наблюдается всё большее его

увеличение,

постоянное

пополнение

все

большим

количеством

новой

информации.

Поэтому

развитие

памяти,

совершенствование

процессов

запоминания,

сохранения

и

воспроизведения

информации

является

одной

из

актуальнейших

задач

человека

в

современном

обществе.

Изучение

и

применение

определённых

способов,

приёмов

и

методов

запоминания

значительно

способствует

качественному

и

количественному

улучшению запоминания и удержания в памяти необходимой информации. Особенно

важно знание этих приёмов для студентов и школьников, поскольку усвоение учебного

материала, общеобразовательной или специальной информации является основной сферой

их деятельности. И без умения обработки, анализа, усвоения, систематизации и прочного

удержания в памяти изученного процесс обучения потеряет для них всякий смысл.

Наш мозг состоит из огромнейшего числа нервных клеток – нейронов. От них

напрямую зависит наша память – чем их больше, тем память лучше. Начиная с 43-45 лет

человеку

для

того,

чтобы

вспомнить

какое-либо

событие

или

просто

информацию,

необходимо гораздо больше времени, чем молодому. Это происходит оттого, что с годами

объем головного мозга несколько уменьшается: ежедневно клетки мозга погибают, и с

возрастом, когда мы становимся старше, это происходит быстрее. В 20 лет в день погибает

около 20 тысяч клеток, а в 40 лет погибает уже целых 50 тысяч клеток. Последние данные

ученых говорят о том, что такое утверждение: «нервные клетки не восстанавливаются»,

его

можно

оспорить,

так

как

в

некоторых

отделах

мозга

практически

всю

жизнь

обновляются клетки мозга. Так сказать «ответственность» за производство новых клеток,

несут стволовые клетки. Они отвечают за созревание мозга еще в утробе матери, позднее

решают тоже важные задачи, клетки у взрослого человека могут трансформироваться в

зрелые нейроны. Не так давно ученые обнаружили, что новые нервные клетки возникают

в отделе головного мозга, который связан со свойствами памяти. Но в этом организму

нужно помогать:

память сохраняет свою остроту лишь в том случае, если её регулярно

тренировать.

Память, как мышцы, требует ежедневной тренировки. Если ей не пользоваться, она

ухудшается. Чем больше вы будете загружать мозг и заставлять его работать, тем лучше

вы сможете анализировать и запоминать информацию.

Одна из самых популярных методик тренировки памяти это мнемотехника.

Что такое мнемоника.

Мнемоника (мнемотехника)– искусство запоминания, совокупность

приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем

образования искусственных ассоциаций.

Само слово «мнем» греческое и означает «память». Слово мнемоника имеет однокоренное

слово – Мнемозина. В греческой мифологии Мнемозина является богиней памяти,

воспоминаний и матерью 9 муз.

К виду мнемотехники следует отнести те приемы запоминания, которые так прочно

вошли в нашу жизнь, что многие люди их даже не замечают, эти

методы и приемы

буквально встроены в нашу жизнь, окружают нас со всех сторон. Посмотрите на монитор

своего

компьютера.

Вы

увидите

большое

количество

зрительных

образов

.

Благодаря

визуализации информации, даже ребенок, не умеющий читать, знает, что для записи

информации на дискету, необходимо кликнуть по значку дискеты. Дорожные знаки - это

тоже

яркий

пример

внедрения

мнемотехники

в

повседневную

жизнь.

На

больших

скоростях человек не способен воспринимать текстовые сообщения. Дорожные знаки же,

которые по существу являются символами тех или иных правил, воспринимаются быстро.

Обычный

алфавит

-

это

тоже

мнемонический

прием.

Олимпийские

пиктограммы

символизируют различные виды спорта, всем хорошо знакомы символы мира («Белый

голубь»), смерти («Череп»), медлительности («Черепаха»), власти («Корона») и многие

другие.

“Секрет” мнемотехники прост и всем известен – это ассоциация, т.е. связь

нескольких образов. Вспомнив один образ (или увидев конкретный предмет), вы

непременно вспомните и все остальные образы! Нужно только научиться представлять

образы и соединять их искусственной ассоциацией. Вот и весь “секрет”!

Мнемонические приемы и упражнения

Рассмотрим некоторые приемы и упражнения для развития памяти, облегчения

запоминания. Все они основаны на внесении какой-либо ясности в бессмысленный

материал, то есть хаос преобразуется в порядок посредством некоторой систематизации.

1. Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации

(«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — о последовательности цветов в

спектре: красный, оранжевый и т. д.).

Примеры мнемонических правил

1.Время, календарь

Количество дней в месяцах года

По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком

друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш.( рис.5). Счёт месяцев идёт по

выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц

приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку — значит

короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь — костяшка мизинца,

февраль — впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март — костяшка

безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев,

между ними ложбинки нет.

Переход на зимнее\летнее время

Порядок перевода стрелок часов на летнее/зимнее время: определяется правилом первых

букв: «ВВ — весной вперед, ОО — осенью обратно»

2.Использование вспомогательных предметов

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить

запоминание некоторой важной информации.

Например,

для

запоминания

того,

«растущей»

ли

является

фаза

Луны,

можно

использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р

— растущая, иначе С — стареющая (вариант: Р — ребёнок, С — старик)

Рисунок 1. Запоминалки фаз развития Луны

3. Флаги:

Россия - БоСяКи, Франция – СоБаКи или

Россия - бесик (белый - синий - красный, а кто-то еще спрашивал, почему у нас все

бесовское).

Франция - сибек (синий - белый - красный).

Нидерланды - крабес

4.Геологический термин.

Сталактит, сталагмит, и сталагнат

Вряд ли найдётся много людей, которые смогут сказать чем отличаются между собой

сталактит, сталагмит и сталагнат.

Сталактит - каменная сосулька, свисающая с потолка пещеры. Капли воды, веками и

тысячелетиями, капают с потолка пещеры. Одни могут вырасти на два сантиметра за год,

другие на столько же за век. Содержащиеся в них минералы и учавствуют в образовании

сталактита.

Сталагмит - та же сосулька, но растущая с пола пещеры.

Сталагнат - сросшийся сталактит с сталагмитом. Если очень долго подождать, то

сталактит и сталагмит удлиняются настолько, что соединятся друг с другом.

СталакТит - буква Т в середине слова по форме напоминает сосульку или сталактит

свисающий с потолка.

СталагМит - буква М напоминает две стоящие рядом сосульки, растущие снизу. Т.е.

Сталагмит растёт вверх. Второй способ запоминания этого слова - в слове

сталагМит и слове зеМля есть буква М. Поэтому Сталагмит и растёт вверх.

СталагНат - это сросшиеся сосульки. Ведь в букве Н есть линия посередине,

благодаря которой эти линии и срослись.

или

СталакТит - буква Т похожа на сталактит, свешивающийся с потолка пещеры.

СталагМит - буква М похожа на два сталагмита, растущие из пола.

5.Запоминание полярности электродов

В слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5

6. Русский язык

1 и 2 спряжение. Спряжение глаголов.

Как определить спряжение глаголов, чтобы правильно написать окончание?

Мы должны поставить глагол в начальную форму, а подсказка будет находиться перед

окончанием – ТЬ.

Только одна буква, которая стоит перед окончанием - ТЬ в Н. ф. означает, что перед вами 2

спряжение, эта буква – И.

Приложите ладонь тыльной стороной к листу бумаги или к доске. Загните безымянный

пальцы и мизинец. Обведите часть среднего и указательные

пальцы. Какая буква получилась?

Два пальца

=и=2 спр.

Значит, буква И перед ТЬ в начальной форме это и есть 2 спряжение, все остальные буквы

перед ТЬ в Н.ф. – о, а, е, у – это сигнал того, что перед нами не второе, а другое, то есть 1

спряжение.

2.

Практическая часть

2.1. Первичное определение объёма памяти.

1.Применяемая методика - вербальная (запоминание слов связыванием их в рассказ)

Слова, которые следует запомнить:

1.мяч

6.старик

2.стол 7.яблоко

3. костер 8.смех

4. борода 9.ковер

5. водопад 10.снеговик

2. Исследование памяти.

Для запоминания дается 40 секунд. Исследуемые должны написать все 10 слов с их

номерами так, как он их запомнил. Ответ считается правильным, если одновременно с

названием указывается и его порядковый номер.

Эффективность запоминания вычисляется по формуле:

Число правильно воспроизведенных слов делим на 10 и умножаем на 100 , получаем %

эффективного запоминания.

Оценивание эффективности запоминания :

при 90-100%– отличная

,

при 70-90% - очень хорошая,

при 50-70% - хорошая,

при 30-50% - удовлетворительная,

при 10-30% - плохая

при 0-10% - очень плохая

Общий процент памяти определяем по формуле:

2.2. Знакомство с вербальным мнемоническим приёмом.

Один из самых эффективных мнемонических приемов — метод, основанный на

составлении рассказов. Он используется для запоминания в правильном порядке перечня

не связанных между собой слов, для чего их помещают в контекст какой-то истории.

Обратите внимание на то, что этот метод требует не только составления предложений, но и

использования зрительных представлений. Чтобы продемонстрировать, как работает этот

метод, мы воспользуемся десятью словами (линкор, свинья, стул, овца, замок, ковер,

трава, пляж, доярка, бинокль): на кампусе линкора свинья сидела на стуле, там же была и

овца, которая прежде жила в замке; в порту матросы взяли ковер и устроились на траве

вблизи пляжа; сидя там, они увидели доярку, которая наблюдала за ними в бинокль.

2.3. Повторное определение объёма памяти .

Проводится повторное диагностическое исследование, но уже с другими словами.

Запоминание слов:

1.комар 6.клякса

2.сабля 7.медведь

3.кошка 8.черешня

4.солома 9.дворец

5.брюки 10.пианино

Сравнивая продуктивность запоминания можно сделать вывод:

С использованием приёмов мнемотехники продуктивность памяти увеличивается.

Изучая подобные приёмы и применяя их на практике можно значительно увеличить

объём памяти и, следовательно, качественно улучшить процесс обучения.

Поставленная

в

работе

цель

достигнута.

Выдвинутая

гипотеза

о

том,

что

мнемотехника увеличивает продуктивность памяти, подтверждена.



В раздел образования