Напоминание

«От игры к спектаклю» для воспитанников 5-7 лет


Автор: Кокорина Мария Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ
Населённый пункт: г. Новокузнецк, Кемеровская обл.
Наименование материала: Дополнительная общеразвивающая программа
Тема: «От игры к спектаклю» для воспитанников 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МБ ДОУ

«Детский сад № 173»

___________ Е.С. Паденова

Приказ № 13/во от «30» августа 2019

Дополнительная общеразвивающая программа

художественной направленности

«От игры к спектаклю»

для воспитанников 5-7 лет

СОСТАВИТЕЛИ:

Кокорина М.В.

воспитатель первой квалификационной категории

ПРИНЯТА

на педагогическом совете

МБ ДОУ «Детский сад № 173»

Протокол № 1 от 30.08.2019

1

Новокузнецкий городской округ, 2019г.

Содержание

1. Пояснительная записка…………………………………………….……………3

2. Календарный учебный график……………………………………….…………5

3. Учебно-тематический план………………………………………….………….6

4. Содержание программы……………………………………………….……….6

5. Материально-техническое обеспечение………………………………………14

6. Диагностическое обеспечение…………………………………………………14

7. Литература…………………………………………………………….…………18

2

1. Пояснительная записка

Дополнительная

общеразвивающая

программа

по

театрализованной

деятельности

художественной направленности «От игры к спектаклю» для детей 5 – 7 лет МБ ДОУ детского

сада

173

на

2018-2020

г.г.,

(далее

по

тексту

Программа)

является

дополнительной

общеразвивающей

программой

направленной

на

художественно-эстетическое

развитие

воспитанников

дошкольного

возраста

в

процессе

театрализованной

деятельности

и

имеет

нормативный срок освоения 2 года.

Программа разработана с учетом требований ФГОС дошкольного образования к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание

Программы

обеспечивает

социально-личностное,

познавательно-речевое

и

художественно-эстетическое

развитие

воспитанников

в

возрасте

от

5

-

7

лет

с

учетом

их

возрастных и индивидуальных особенностей.

Новизна программы состоит в систематизации средств и методов театрально-игровой

деятельности,

обосновано

использование

разных

видов

детской

творческой

деятельности

в

процессе театрального воплощения.

Даная программа является актуальной, так как театрализованная деятельность может

явиться мощным инструментом развития всех качеств личности воспитанника: познавательных и

психических

процессов,

формирования

коммуникативных

навыков,

как

основ

социальной

культуры. Сформированность этих качеств поможет будущему первокласснику быстро входить в

контакт, в любой сложной ситуации не растеряться, смело задавать вопросы учителю, учиться у

одноклассников, самому оказывать помощь другим. Посещая театральный кружок, воспитанник

учится

коллективно

работать

над

замыслом

будущего

спектакля,

создавать

художественные

образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой

деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д.), а также

координировать свои функции. Театрализованная деятельность позволяет воспитаннику решать

многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает

преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.

Педагогическая

целесообразность

программы

заключается

в

возможности

средствами

театра помочь воспитанникам раскрыть их творческие способности, развить свои психические,

физические и нравственные качества, а так же повышение уровня общей культуры и эрудиции

(развитие памяти, мышления, речи, музыкально-эстетического воспитания, пластики движений,

что в будущем поможет воспитанникам быть более успешными в школе. А также одной из самых

важных потребностей воспитанников является потребность взаимодействия со сверстниками. В

этой связи приоритетной задачей воспитания является развитие у воспитанников таких качеств,

которые помогут в общении со сверстниками и не только: понимания, что все люди разные,

принятия

этих

различий,

умения

сотрудничать

и

разрешать

возникающие

противоречия

в

общении.

Цель:

Развитие

творческих

способностей

воспитанников

средствами

театрального

искусства.

Задачи:

1.Создать условия для развития творческой активности воспитанников, участвующих в

театрализованной деятельности.

2.

Создать

условия

для

совместной

театрализованной

деятельности

воспитанников

и

взрослых (постановка совместных спектаклей с участием воспитанников, родителей (законных

представителей), сотрудников ДОУ, организация выступлений воспитанников старших групп

перед младшими и пр.).

3.

Совершенствовать

артистические

навыки

воспитанников

в

плане

переживания

и

воплощения образа, а также их исполнительские умения.

4. Приобщить воспитанников к театральной культуре, обогатить их театральный опыт.

5. Закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать

работать над интонационной выразительностью речи.

3

6.

Совершенствовать

диалогическую

и

монологическую

формы

речи,

воспитывать

культуру речевого общения

7. Развить у воспитанников интерес к театрально-игровой деятельности.

8. Воспитывать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности через постановку

музыкально- драматических спектаклей.

Принципы и подходы к формированию программы

1. Доступность:

учет возрастных особенностей воспитанников;

адаптированность материала к возрасту.

2. Систематичность и последовательность:

постепенная подача материала от простого к сложному;

частое повторение усвоенных норм.

3. Наглядность:

учет особенностей мышления.

4. Динамичность:

интеграция программы в разные виды деятельности

5. Дифференциация:

учет возрастных особенностей;

создание

благоприятной

среды

для

реализации

театрализованной

деятельности,

организации театрализованных игр.

Программа

определяет

важнейшие

дидактические

принципы

организации

театрализованной деятельности с воспитанниками дошкольного возраста:

Принцип психологической комфортности — это прежде всего – создание условий, в

которых

воспитанники

чувствуют

себя

«как

дома»,

снятие

стрессобразующих

факторов,

ориентация

воспитанников

на

успех,

а

главное,

ощущение

радости,

получение удовольствия от самой деятельности.

Принцип

творчества.

Это

максимальная

ориентация

на

творческое

начало,

приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.

Принцип целостного представления о мире. Это личностное отношение воспитанника

к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности.

Принцип вариантности Он предполагает у воспитанников понимание возможности

различных вариантов решения задач.

Срок реализации программы.

Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «От

игры

к

спектаклю»,

направленной

на

художественно-эстетическое

развитие

воспитанников

дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности и имеет нормативный срок

освоения 2 года.

Возраст воспитанников, обучающихся по программе дополнительного образования.

По программе дополнительного образования обучаются:

- воспитанниками старшей группы (6-й год) – первый год обучения,

- воспитанники подготовительной группы (7- й год) – второй год обучения.

Формы, методы работы, структура и режим занятий.

Методы, используемые при организации занятий:

1. Словесный метод используется при беседе, рассказе, при анализе музыкального или

художественного произведения.

2. Наглядный метод используется при показе репродукций, фотографий, видеоматериалов.

3. Практический – импровизации, игры.

Занятия строятся по единой схеме:

1. Введение в тему, создание эмоционального настроения (тренинг, психогимнастика).

2. Театрализованная деятельность (в разных формах).

3. Эмоциональное заключение.

Каждый воспитанник имеет возможность, проявить себя в какой - то роли. Для этого

используются разнообразные приёмы:

4

- выбор воспитанниками роли по желанию;

- назначение на главные роли застенчивых воспитанников;

- распределение воспитанников по карточкам (воспитанники берут из рук воспитателя

любую карточку со схематическим изображением будущего персонажа).

Программа рассчитана на воспитанников 5 – 7 лет, срок реализации 2 года, 72 занятия.

Продолжительность занятия: 25 мин. – старшая группа (5 – 6 лет), 30 мин. – подготовительная

группа (6 – 7 лет). Занятия проводятся 1 раз в неделю во 2- ю половину дня вне основных

режимных моментов.

Оптимальное количество детей на театральных занятиях – 10 – 15 человек.

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

Критерии отслеживания:

1. Владение выразительностью речи.

2.

Способность

сопереживать

героям

сказок,

эмоционально

реагируя

на

поступки

действующих лиц

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

4.

Творческая

активность

воспитанника,

его

самостоятельность,

инициатива,

ярко

выраженная эмоциональность

5. Желание участвовать в театральных постановках и праздниках

6. Умение преодолевать страх публичных выступлений

2. Календарный учебный график

Начало учебного года

2 сентября 2019 года

Окончание учебного года

29 мая 2020 года

Продолжительность учебного года,

всего

39 недель

Продолжительность учебной

недели

5 дней (понедельник – пятница). Выходные дни –

суббота, воскресенье, а также праздничные дни,

установленные законодательством РФ

Режим работы ДОУ

12-часовое пребывание детей, кроме выходных и

праздничных дней

(6.30-18.30)

Мониторинг качества освоения

программного материала

с 02.09.19 по 13.09.19

с 13.01.20 по 17.01.20 (для подготовительных к

школе групп)

с 20.04.20 по 30.04.20

График каникул

Зимние – 01.01.20 по 08.01.20

Летние - с 01.06.20 по 31.08.20

Летний оздоровительный период

с 01.06.2020 по 31.08.2020

Праздничные (выходные) дни

1-8 января–Новогодние каникулы;

7 января-Рождество Христово;

23 февраля-День защитника Отечества;

8 марта –Международный женский день;

1 мая – Праздник Весны и Труда;

9 мая – День Победы;

12 июня – День России;

4 ноября – День народного единства.

В

целях

рационального

использования

работниками выходных и нерабочих праздничных

дней

Правительство

Российской

Федерации

в

соответствии

со

статьей

112

ТК

РФ

вправе

переносить выходные на другие дни.

Периодичность проведения

1 собрание – сентябрь – октябрь

5

родительских собраний

2 собрание – январь – февраль

3 собрание – апрель – май

3. Учебно-тематический план

Специфика работы с воспитанниками дошкольного возраста не позволяет разделить

конкретное количество часов на теоретический и практический материалы. Поэтому в учебно-

тематическом плане программы предложено общее количество часов по каждой теме.

п/п

Наименования разделов

Количество часов

I год обучения

II год обучения

1

Введение в искусство

3

3

2

Основы актёрского мастерства

10

9

3

Культура и техника речи

9

8

4

Ритмопластика

7

7

5

Работа над репертуаром

4

5

6

Премьеры

2

2

7

Проведение праздников и развлечений

1

2

Всего часов:

36

36

4. Содержание программы.

Программа состоит из 7-ти разделов, работа над которыми продолжается в течение 2-х лет

с воспитанниками старшей (5-6 лет) и подготовительной к школе (6-7 лет) группы.

1 раздел – Введение в искусство. Знакомство с коллективом. Создание предпосылок для

свободного

выражения

своих

чувств,

эмоций,

артистических

и

творческих

способностей,

создание психологического комфорта в группе. Беседа о театре. Значение театра, его отличие от

других видов искусств.

2 раздел - Основы актерского мастерства. Знания и навыки сценического поведения

воспитанникам необходимы. Их значения значительно может облегчить репетиционный период.

Воспитанникам дается задание сделать сценические импровизации на заданную тему или просто

изобразить кого-то. На этих этапах педагог объясняет, как нужно говорить и двигаться на сцене.

Упражнения проводятся чтобы слушать партнера, стараться понять его, оценить его слова и

поведения.

Воздействовать

на

него

в

заданном

направлении:

убеждать,

ругать,

хвалить,

призывать, просить, требовать, разоблачать и т.д. Дать возможность исполнителям подвигаться,

сочетая словесное действие с физическим.

3

раздел

Культура

и

техника

речи.

Призван

обеспечить

условия

для

овладения

воспитанниками

элементарными

знаниями

и

понятиями,

профессиональной

терминологией

театрального искусства.

В раздел включены:

Особенности театрального искусства.

Виды театрального искусства.

Рождение спектакля.

Театр снаружи и изнутри.

Культура зрителя.

6

Объединение игры и упражнений, направленных на развитие дыхания и свободы речевого

аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией,

логикой речи и орфоэпией. В этот же раздел включены игры со словами, развивающие образную

речь,

творческую

фантазию,

умение

сочинять

небольшие

рассказы

и

сказки,

подбирать

простейшие рифмы.

4 раздел - Ритмопластика. Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные,

пластические

игры

и

упражнения,

призванные

обеспечить

развитие

естественных

психомоторных способностей воспитанников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с

окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

5 раздел - Работа над репертуаром. Является вспомогательным, базируется на авторских

сценариях и включает в себя следующие темы:

Знакомство с пьесой.

От этюда к спектаклю.

Основные этапы работы:

Выбор пьесы или инсценировка и обсуждение ее с воспитанниками.

Деление пьесы на эпизоды и пересказ их воспитанниками.

Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев

(если есть необходимость). Создание совместно с воспитанниками эскизов декораций

и костюмов.

Переход

к

тексту

пьесы:

работа

над

эпизодами.

Уточнение

предлагаемых

обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

Работа

над

выразительностью

речи

и

подлинностью

поведения

в

сценических

условиях; закрепление отдельных мизансцен. Репетиция отдельных картин в разных

составах, с музыкальным оформлением.

Репетиция всей пьесы целиком. Уточнение темпоритма спектакля.

6 раздел - Премьера. Это итог длительной работы всего коллектива, момент наивысшего

напряжения. Выявление всех творческих способностей воспитанников.

7

раздел

-

Проведение

праздников

и

развлечений.

Привлечение

воспитанников

к

активному участию в подготовке и проведении праздников, развлечений. Участие воспитанников

в тематических мероприятиях ДОУ «Праздник Осени», «День матери», «Масленица», «День

смеха», «День защиты детей» и т.д.

I год обучения

Разделы

Задачи

Содержание занятий

1.Введение в

искусство

Сентябрь: Знакомство с коллективом.

Познакомить воспитанников с

искусством театра, театральными

профессиями, театральной лексикой

(афиша, сцена, занавес, кулисы,

декорации, грим, зрительный зал.),

правилами поведения в театре.

Развивать интерес к сценическому

искусству

Чтение стихотворения

В.Василенко «Ты

становишься зрителем»

Беседы о театре, театральных

профессиях (актёр, режиссёр,

костюмер, гримёр)

Презентации для детей «Всё о

театре» Загадки о

театральных профессиях

Рассматривание иллюстраций

7

«Виды театров», «Устройство

театра» Игра «И я тоже» Игра

«Птицы, на гнезда!»

2.Основы

актёрского

мастерства

Сентябрь – ноябрь: развивать внимание,

память, мимику; учиться снимать

зажатость и скованность, а также

согласовывать свои действия с другими

воспитанниками.

Декабрь – февраль: развивать

воображение и фантазию

Март – май: развивать способность

искренне верить в любую воображаемую

ситуацию, превращать предметы.

Развивать навыки действия с

воображаемыми предметами.

Этюды «Ой,ой,живот болит»,

«Три характера», «Вкусные

конфеты», «Покупка

театрального билета»,

«Утешение». Сочинить этюд

на тему: «Коллективный

выход в театр» Игра «Одно и

то же по-разному».

Инсценировка «Спор

овощей», «Кто сказал Мяу?»

(по В.Сутееву)

Пантомимическая игра

«Угадай, кого встретил

щенок?» (разыгрывание

диалога из сказки «Кто сказал

«мяу»?» между щенком и

собакой). Игра

«Превращение предмета».

Игра «Кругосветное

путешествие». Инсценировка

«Колобок на новый лад».

Этюд «Запомни свою позу»,

«Заколдованный ребёнок»,

«Любитель-рыболов», этюд

на воспроизведение черт

характера «Страшный зверь».

Игра «Изобрази вкус яблока»,

«Руки-ноги». Упражнение с

предметами, упражнение со

стульями. Этюды по русским

народным сказкам

(«Колобок», «Теремок»)

Инсценировка: «Кто колечко

найдёт?» по стихотворению

С.Маршака

3. Культура и

техника речи

Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое

дыхание и правильную артикуляцию.

Развивать дикцию, учить строить диалог.

Декабрь – февраль: Упражнять

артикуляционный аппарат. Учить

пользоваться интонациями, произнося

фразы радостно, грустно, удивлённо.

Учить строить диалоги, самостоятельно

выбрав партнёра.

Март – май: Пополнять словарный

запас. Развивать образное мышление.

Подбирать к словам слова – действия и

Упражнения на произношение

гласных и согласных.

Упражнения на развитие

дыхания: «Одуванчик»,

«Мыльные пузыри»,

«Веселый пятачок»,

«Фыркающая лошадка». Игра

«Вопрос – ответ»

Скороговорки «Шесть мышат

в камышах шуршат», «Сшила

Саша Сашке шапку».

Артикуляционная гимнастика

«Хомяк», «Рожицы», на

8

слова, противоположные по значению.

Совершенствовать навык чёткого

произношения

вытягивание губ «Хоботок».

Упражнения на дыхание

«Насос», «Цветочный

магазин», «Свеча»

Скороговорки

(проговаривание в разном

темпе) Речевая пальчиковая

игра со стихами «Кто

приехал?», «Тра-та-та!»

Речевая игра с движением:

«Курочка и цыплята»

(сл.В.Берестова) , «Воробьи»

Упражнение «Прыгуны»

Пальчиковые игры со стихами

«Дождик» (сл.А.Парунова),

«Молоточек» (сл.

Е.Руженцева), «Девочки,

мальчики» Речевая игра с

движением «Петрушка»,

«Игра в дирижёра»

Проговаривание скороговорок

и чистоговорок. Творческие

игры со словом «Сочини

сказку», «Ручной мяч». Игра

со скороговорками

«Испорченный телефон».

4.Ритмопластика

Сентябрь – ноябрь: Развивать умение

пользоваться жестами. Развивать

двигательные способности детей,

ловкость, подвижность. Упражняться в

попеременном напряжении и

расслаблении основных групп мышц.

Декабрь – февраль: Развивать чувство

ритма и координацию движений,

пластическую выразительность. Учить

создавать образыживых существ с

помощью выразительных пластических

движений.

Март – апрель: Развивать умение

использовать разнообразные жесты

«Мокрые котята» П/игра

«Пугало», упражнение

«Медведи в клетке», игра

«Веселые обезьянки».

Упражнение-пантомима

«Лесная полянка».

Музыкально-пластические

импровизации «Поварята»,

«Подарок»

Игры и упражнения: «Ёжик»,

«В царстве золотой рыбки»,

«Снежинки», «Не ошибись»,

«Поймай хлопок», «Шея есть,

шеи нет», «Весёлая зарядка»,

«Цыплята». Игры на

напряжение и расслабление

мышц «Снеговик», «Баба

Яга».

Жесты: иди сюда – уходи,

согласие – несогласие, плач –

утешение, приветствие –

прощание. Игры на развитие

двигательных способностей:

9

«Конкурс лентяев», «Как

живёшь?», «Бабушка

Маланья», «Заводная кукла».

5. Работа над

репертуаром

Сентябрь – май: Учить сочинять этюды

по сказкам, развивать навыки действий

с воображаемыми предметами; учить

находить ключевые слова в отдельных

фразах и предложениях и выделять их

голосом, развивать умение пользоваться

интонациями, выражающими

разнообразные эмоциональные

состояния пополнять словарный запас,

образный строй речи.

Основные этапы работы: -

Выбор пьесы или

инсценировка и обсуждение

ее с детьми. - Поиски

музыкально-пластического

решения отдельных эпизодов,

постановка танцев (если есть

необходимость). - Переход к

тексту пьесы: работа над

эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств

и мотивов поведения

отдельных персонажей. -

Работа над выразительностью

речи и подлинностью

поведения в сценических

условиях. - Репетиция

отдельных картин в разных

составах с деталями

декорации и реквизита

(можно условно), с

музыкальным оформлением.

- Репетиция всей пьесы

целиком.

6. Премьеры

Сентябрь – май: Выявление всех

творческих способностей детей.

7.Проведение

праздников и

развлечени

Сентябрь – май: приучать детей к

активному участию в подготовке и

проведении праздников, развлечений.

Воспитывать

эмоциональноположительное

отношение к праздникам.

Участие детей в тематических

мероприятиях ДОУ

«Праздник Осени»,

«Новогодние утренники»,

«День матери»

II год обучения

Разделы

Задачи

Содержание занятий

1.Введение в

искусство

Сентябрь: Углублять знания детей о

театре как виде искусства, закреплять

правила поведения в театре.

Рассматривание фотографий

«Известные театры России»

Беседа – диалог «Зачем

нужны декорации? Музыка?

Что делает режиссёр? Что

должен уметь актёр?». Игра

«Путешествие с театральным

10

билетом», «Волшебная

корзинка». Изготовление

афиш «Наши представления»

2.Основы

актёрского

мастерства

Сентябрь – ноябрь: Воспитывать

готовность к творчеству. Развивать

произвольное внимание, память,

наблюдательность. Способствовать

расширению диапазона эмоционального

восприятия и выражения различных

эмоций, обучать выражению различных

эмоций и воспроизведению отдельных

черт характера.

Декабрь – февраль: Воспитывать

инициативность и выдержку. Развивать

коммуникабельность и умение общаться

со взрослыми людьми в разных

ситуациях. Развивать воображение и

веру в сценический вымысел. Учить

детей самостоятельно сочинять этюды.

Март – май: Совершенствовать

импровизационные возможности детей.

Развивать инициативу и

самостоятельность в создании

образовразличных персонажей.

Воспитывать доброжелательность и

коммуникабельность в общении со

сверстниками.

Этюды: «Разное настроение»,

«Цветок», «Сердитый

дедушка». Общеразвивающие

игры: «Запомни

фотографию», «Летает – не

летает», «Внимательные

звери» Упражнения: «Угадай,

что я делаю?», «Превращение

предмета» Придумать свой

рассказ на тему «Осень в

лесу» (по желанию).

Этюды на выражение

различных эмоций «Разное

настроение» (на стихи

Н.Померанцева). Этюд на

выражение отдельных черт

характера «Карабас-Барабас».

Этюды в парах «Зеркало».

Этюд на воображение

«Шкатулка». Игры: След в

след», «Кругосветное

путешествие». Сочинение

этюдов: Знакомство, просьба,

благодарность, угощение,

покупка театрального билета.

Этюды по сказкам «Гадкий

утёнок», «Красная шапочка»,

«Золушка». Придумывание

диалога к сказке «Театральная

разминка». Игры и

упражнения: «Одно и тоже по

- разному», «Воробьи –

вороны».

3. Культура и

техника речи

Сентябрь – ноябрь: Развивать речевое

дыхание. Учить пользоваться

интонациями, улучшать дикцию.

Расширять диапазон и силу звучания

голоса. Развивать умение строить диалог

между героями разных сказок в

придуманных обстоятельствах.

Произношение скороговорок с

разным темпом. Речевая игра

«У кого что внутри?» (стихи

О.Вациетиса). Речевая сказка-

игра: «Про ёжика». Игры

«Испорченный телефон»,

«Снежный ком». Упражнения

11

Декабрь – февраль: Тренировать точное

и чёткое произношение гласных и

согласных звуков. Учить находить

ключевые слова в отдельных фразах и

предложениях и выделять их голосом.

Сочинять коллективно сказку, по

очереди добавляя своё предложение.

Март – май: Формировать чёткую

грамотную речь. Развивать умение

рассказывать сказку от имени разных

героев.

«Больной зуб», «Капризуля»,

«Колокольчики».

Игры: «Дрессированные

собачки», «Птичий двор»,

«Эхо», «Чудо лесенка».,

«Прятки» (на развитие

сценической речи, сл.

З.Александровой). Игры на

развитие дыхания «Комарик»,

Пальчиковая игра «Кто живёт

под потолком?» (сл.

С.Черного). Творческие игры

«Сочини сказку», «Вопрос –

ответ». Артикуляционные

упражнения для языка, губ,

челюсти.

Работа со скороговорками и

стихами. Игра «Подскажи

словечко». Речевая игра «Не

шумите!» (сл.А.Кушнера),

«Волшебный сон».

Творческие игры со словами

«Фантазии о…», «Моя сказка»

4

4.Ритмопластика

Сентябрь – ноябрь: Развивать умение

владеть своим телом, напрягать и

расслаблять мышцы. Развивать умение

равномерно размещаться по площадке,

двигаться, не сталкиваясь друг с другом,

в разных темпах.

Декабрь – февраль: Развивать чувство

ритма, быстроту реакции,

координациюдвижений.

Совершенствовать двигательные

способности и пластическую

выразительность. Развивать умение

создавать образы с помощью жеста и

мимики.

Март – апрель: Развивать воображение и

способность к пластической

импровизации. Совершенствовать

умение создавать образы с помощью

мимики и жеста.

Игры на развитие

двигательных способностей:

«Муравьи», «Осенние

листья», «Буратино и Пьеро»,

«Баба Яга», «Снежная

королева», «Марионетки».

Свободная двигательная

импровизация «Волшебство

осеннего луча» (муз.

П.И.Чайковского «Вальс»).

Игры: «Не ошибись»,

«Поймай хлопок»,

«Ритмический этюд», «Голова

или хвост», «Зёрнышко»,

«Заводная кукла». Жесты:

Приглашающий,

вопрошающий,отстраняющий

, негодующий.

Игры: «В замке спящей

красавицы», «Факир и змеи»,

12

«Умирающий лебедь».

Пластические движения под

музыку «В деревне» (муз.

К.Сен-Санса из сюиты

«Карнавал животных»).

«Танец капелек» ( на развитие

творческого воображения,

муз. и сл. Е.Гомоновой).

5. Работа над

репертуаром

Сентябрь – май: Совершенствовать

импровизационные возможности детей,

побуждать к поиску выразительных

средств для передачи характерных

особенностей персонажей спектакля.

Продолжать работу над способностью

детей, свободно и раскрепощено

держаться во время выступлений.

Основные этапы работы: -

Выбор пьесы или

инсценировка и обсуждение

ее с детьми. - Поиски

музыкально-пластического

решения отдельных эпизодов,

постановка танцев (если есть

необходимость). - Переход к

тексту пьесы: работа над

эпизодами. Уточнение

предлагаемых обстоятельств и

мотивов поведения отдельных

персонажей. - Работа над

выразительностью речи и

подлинностью поведения в

сценических условиях. -

Репетиция отдельных картин в

разных составах с деталями

декорации и реквизита

(можно условна), с

музыкальным оформлением. -

Репетиция всей пьесы

целиком.

6. Премьеры

Сентябрь – май: Выявление всех

творческих способностей детей.

7.Проведение

праздников и

развлечений

Сентябрь – май: Привлекать детей к

активному участию в праздниках и

развлечения

Участие детей в тематических

мероприятиях «Праздник

Осени», «Новогодние

утренники», «День матери»,

«Масленица», «День смеха»,

«День защиты детей», а также

в районном фестивале

детского творчества

«Маленькие чудеса» в

номинации

«Театрализованная

деятельность»

5. Материально – техническое обеспечение

1. Музыкальный зал, театральная студия

2. Учебно-методические пособия

3. Музыкальный центр

4. Ноутбук

5. Мультимедийная установка, экран

13

6. А/диски и аудиотека на съёмном носителе

7.Видеоматериалы: сказки, детские спектакли

8. Презентации

9. Декорации

10. Театральные костюмы

11. Маски

12. Атрибуты для игр

13. Мягкие игрушки

14. Книги со сказками

15. Ширма

16. Фотографии, картинки, иллюстрации.

6. Диагностическое обеспечение

Методические рекомендации проведения диагностики по театрализованной деятельности.

1.Владеет выразительностью речи

Цель: уточнить произношение звуков, чёткое артикулирование их в звукосочетаниях и

словах;

выявить

умение

отчётливо

произносить

фразы,

используя

интонацию

целого

предложения и умение регулировать силу голоса и темп речи.

Задание №1

Материал: скороговорка:

Маша шла, шла, шла

И игрушку нашла:

Кошку, матрёшку, шишку, мартышку.

Мышку, машинку, пушку, зайчишку,

Шар, неваляшку, катушку, лягушек, -

Кто потерял столько игрушек?

Методика проведения: предложить ребёнку повторить скороговорку.

Задание №2 Методика проведения: исполнить песенку козы из сказки «Волк и семеро

козлят», то от лица Козы, то от лица Волка:

Козлятушки, ребятушки,

Отомкнитесь, отворитесь,

Ваша мать пришла,

Молочка принесла…

Задание №3 Методика проведения: Предложить воспитаннику задавать вопросы от лица

Михаила Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя», так, чтобы

слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает, и как они относятся к тому, о чём

спрашивают.

Оценка результатов:

3

балла

творческая

активность

воспитанника,

его

самостоятельность,

быстрое

осмысление задания, точное выразительное его выполнение без помощи взрослых, ярко

выраженная эмоциональность.

2

балла

эмоциональная

отзывчивость,

интерес,

но

воспитанник

затрудняется

в

выполнении задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ,

повтор.

1 балл – воспитанник малоэмоционален, не активен, не способен к самостоятельности.

14

2. Способность сопереживать героям сказок, эмоционально реагируя на поступки

действующих лиц.

Цель: выявить умение воспитанников выражать различные эмоции и воспроизводить

отдельные черты характера.

Задание №1.

Методика проведения:

Представьте раннее утро. Вчера вам подарили новую игрушку, вам хочется везде её носить

с собой. Например, на улицу. А мама не разрешила. Вы обиделись (губки «надули»). Но это же

мама – простили, улыбнулись (зубы сомкнуты).

Задание №2. Методика проведения:

Весенний снеговик, которому весеннее солнце напекло голову, испуганный, ощущает

слабость и недомогание.

Задание №3. Методика проведения:

Представьте

себя

собачкой

в

будке.

Серьёзная

собачка.

Ага,

кто-то

идёт,

надо

предупредить (рычим).

Задание №4. Методика проведения:

На носочках я иду –

Маму я не разбужу.

Ах, какой искристый лёд,

а по льду пингвин идёт.

Оценка результатов:

3

балла

воспитанник

выполняет

задание

без

помощи

взрослого,

быстро

осмысливает его, эмоционально отзывчив.

2 балла – воспитанник эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении

задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

1

балл

воспитанник

малоэмоционален,

не

активен,

не

способен

к

самостоятельности.

3. Умение вживаться в создаваемый образ, используя мимику, жесты, движения.

Задание №1. «Лисичка подслушивает»

Методика

проведения:

Лисичка

стоит

у

окна

избушки,

в

которой

живут

Котик

с

Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

Поза: ногу выставить вперёд, корпус тела слегка наклонить вперёд. Выразительные

движения :голову наклонить в сторону (слушать, подставляя ухо), взгляд направить в другую

сторону, рот полуоткрыт.

Задание №.2. «Вкусные конфеты»

Методика проведения: У девочки в руках воображаемая коробка конфет. Она протягивает

её по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают

бумажки и кладут конфету в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.

Мимика: жевательные движения, улыбка.

Задание №3. «Цветок»

Методика проведения: Тёплый луч солнца упал на землю и согрел семечко. Из него

проклюнулся

росток.

Из

ростка

вырос

прекрасный

цветок.

Нежится

цветочек

на

солнце,

подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем.

15

Выразительные движения: сесть на корточки, голову и руки опустить, поднять голову,

распрямить

корпус,

руки

поднять

в

стороны,

затем

вверх

цветок

расцвел,

голову

слегка

откинуть назад, медленно поворачивать её вслед за солнцем.

Мимика: глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Оценка результатов:

3 балла – воспитанник быстро осмысливает задание, точно и выразительно его

выполняет без помощи взрослых.

2 балла – воспитанник эмоционально отзывчив, но затрудняется в выполнении

задания. Требуется помощь взрослого, дополнительные объяснения, показ, повтор.

1 балл – воспитанник не активен, не способен к самостоятельности.

Диагностическая карта

№ Фамилия и имя

Владение

выразительност

ью речи

Способность

сопереживать

героям сказок,

эмоционально

реагируя на

поступки

Умение

вживаться в

создаваемый

образ,

используя

мимику, жесты,

движения

Общий балл

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Итого:

Средний

балл

16

Литература:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст]: методические

рекомендации / Е. А. Антипина. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель

ДОУ»).

2. Вакуленко Ю.А., Власенко О.П. Театрализованные инсценировки сказок в детском

саду / - Волгоград: Учитель, 2008.- 153с.

3. Власенко О.П. Ребёнок в мире сказок: музыкально-театрализованные спектакли,

инсценировки, игры для детей 4 – 7 лет / - Волгоград: Учитель, 2009. – 411 с.

4. Григорьева Т.С. Программа «Маленький актёр»: для детей 5 – 7 лет. Методическое

пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 128с. (Библиотека Воспитателя).

5. Гончарова О.В. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания / - ТЦ Сфера, 2010. – 128 с. (Библиотека Воспитателя).

6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду [Текст] : методические

рекомендации / Е. В. Мигунова. - М.: Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель

ДОУ»).

17

7. Петрова, Т. И. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : разработки занятий для

всех возрастных групп с методическими рекомендациями / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С.

Петрова. – М. : Школьная Пресса, 2004. – 128 с.

8. Рик Т. Сказки и пьесы для семьи и детского сада. – АМ.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 208с.

с ил.

9. Сакович Н.А. Практика сказкотерапии / - СПб.: Речь, 2007.- 224с.

10. Танникова Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение

сочинению сказок). – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с. (Программа развития).

11. Чурилова, Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников

и младших школьников : Программа и репертуар. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 160 с.

12. Шиян О.А. Развитие творческого мышления. Работаем по сказке. – М.:

МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2013. – 112с.

13. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика – Синтез, 2008 год.

18



В раздел образования