Напоминание

Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.


Автор: Зверева Светлана Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 57"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.

Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости орга-

низма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низ-

кой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного

атмосферного

давления). Закаливание - это система мероприятий, неодно-

кратно повторяющихся в течение дня, месяца, года.

Естественные природные факторы (солнце, воздух и вода) являются

главными закаливающими воздействиями, затрагивающими практически все

системы организма как единого целого.

Как показал анализ литературы, наиболее эффективным является ис-

пользование

разнообразных

закаливающих

процедур,

отражающих

весь

комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на челове-

ка.

При проведении закаливания в дошкольном образовательном учрежде-

нии (ДОУ) необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка, его

настроением, аппетитом, сном. Особая осторожность нужна при закаливании

детей

с

хроническими

заболеваниями,

врожденными

пороками

развития,

ослабленных и часто болеющих простудными заболеваниями. Эти дети, как

никто другой, нуждаются в закаливании, правда - при более осторожном под-

ходе.

Важным является тот факт, что эффективность действия закаливающих

процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением физиче-

ских упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на

организм была также различной.

Организация и методика закаливающих мероприятий с дошкольниками

базируется на известных педагогических и методических принципах. Мето-

дики специального закаливания предусматривают выполнение основных ме-

тодических принципов проведения физкультурных занятий с детьми данного

возраста. В то же время специфика детей дошкольного возраста обязывает

2

адаптировать некоторые из известных принципов в соответствии с особенно-

стями образовательного процесса.

Примерная схема закаливания детей в ДОУ:

1.

Сквозное проветривание (5-7 минут) в отсутствие детей:

1.1.

утром перед приходом детей: групповой, спальни, туалетной ком-

наты, музыкально-спортивного зала;

1.2.

перед основной образовательной деятельностью: музыкального и

спортивного зала

1.3.

перед возвращением с прогулки: групповой, спальни, туалетной

комнаты, музыкального и спортивного зала;

1.4.

во время дневного сна: групповой.

Сквозное проветривание осуществляется в течение всего года.

2.

Одностороннее проветривание:

2.1.

в присутствии детей в групповой комнате летом;

2.2.

в отсутствие детей в групповой комнате (во время дневного сна);

2.3.

в отсутствие детей в туалетной комнате;

3.

Облегченная одежда в помещениях в течение всего года.

4.

Нахождение на открытом воздухе:

4.1.

прогулки не менее 4-5 часов;

4.2.

все организованные формы физического воспитания (по погоде);

4.3.

летом вся жизнь на открытом воздухе.

5.

Использование воды (мытье рук) в течение года.

6.

Специальные закаливающие мероприятия:

6.1.

Закаливание воздухом:

6.1.1.

воздушные местные ванны летом (от 22ºС до 16-14ºС продолжи-

тельностью от 3-5 минут до 10-15 минут);

6.1.2.

воздушные общие ванны летом (от 22ºС до 19-18ºС от 3-5 минут

до 10-15 минут);

6.2.

Закаливание водой:

6.2.1.

умывание лица, шеи, рук до локтя в течение года;

6.2.2.

мытье ног летом после прогулки;

6.2.3.

ежедневное полоскание рта и горла в течение года;

6.3.

Закаливание солнечными лучами:

6.3.1.

свето-воздушные ванны летом;

6.3.2.

местные солнечные ванны летом (оголенные руки и ноги);

6.3.3.

общие солнечные ванны от 5-6 мин. до 10 минут.

6.4.

Нетрадиционное закаливание:

6.4.1.хождение босиком:

3

6.4.1.1.по траве, гравию, песку (летом от 2-3 минут до 10-12 минут при

температуре не ниже +22ºС);

6.4.1.2.утренняя гимнастика и занятия физкультурой в носках или боси-

ком (индивидуально);

6.4.2.

контрастные воздушные ванны в течение года (от 22ºС до 19-18ºС с

контрастом от 3-5 ºС до 9-10 ºС).

Литература.

1.

Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Аля-

мовская. – М., 2003. – 152 с.

2.

Анохин, П.К. Закаливание детей различного возраста [Текст] / П. К.

Анохин. – М.: Медгиз, 2008. – 56 с.

3.

Большая медицинская энциклопедия [Текст]. – М.: Советская энцикло-

педия, 1991. – С. 208.

4.

Змановский, Ю. Ф.Комплексное закаливание в дошкольных учреждени-

ях: методические рекомендации Минобразования РФ [Текст] / Ю. Ф. Зма-

новский, М.Н. Кузнецова. - Нижний Новгород, 1992. – 203 с.

5.

Кузнецова, М. Р. Контрастное закаливание [Текст] / М. Р. Кузнецова //

Дошкольное воспитание. – 2012.- № 3. - С. 34-36.

6.

Празников, В. П. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / В.

П. Празников. – Л.: Медицина, 1983. – 176 с.



В раздел образования