Автор: Зверева Светлана Алексеевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 57"
Населённый пункт: город Воронеж, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Раздел: дошкольное образование
Закаливание детей в дошкольном образовательном учреждении.
Закаливание - комплекс мероприятий по повышению устойчивости орга-
низма к воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий (низ-
кой и высокой температуры воздуха, повышенной влажности, пониженного
атмосферного
давления). Закаливание - это система мероприятий, неодно-
кратно повторяющихся в течение дня, месяца, года.
Естественные природные факторы (солнце, воздух и вода) являются
главными закаливающими воздействиями, затрагивающими практически все
системы организма как единого целого.
Как показал анализ литературы, наиболее эффективным является ис-
пользование
разнообразных
закаливающих
процедур,
отражающих
весь
комплекс естественных сил природы, ежедневно воздействующих на челове-
ка.
При проведении закаливания в дошкольном образовательном учрежде-
нии (ДОУ) необходимо внимательно следить за самочувствием ребенка, его
настроением, аппетитом, сном. Особая осторожность нужна при закаливании
детей
с
хроническими
заболеваниями,
врожденными
пороками
развития,
ослабленных и часто болеющих простудными заболеваниями. Эти дети, как
никто другой, нуждаются в закаливании, правда - при более осторожном под-
ходе.
Важным является тот факт, что эффективность действия закаливающих
процедур значительно повышается, если их сочетать с выполнением физиче-
ских упражнений. При этом важно добиваться, чтобы величина нагрузок на
организм была также различной.
Организация и методика закаливающих мероприятий с дошкольниками
базируется на известных педагогических и методических принципах. Мето-
дики специального закаливания предусматривают выполнение основных ме-
тодических принципов проведения физкультурных занятий с детьми данного
возраста. В то же время специфика детей дошкольного возраста обязывает
2
адаптировать некоторые из известных принципов в соответствии с особенно-
стями образовательного процесса.
Примерная схема закаливания детей в ДОУ:
1.
Сквозное проветривание (5-7 минут) в отсутствие детей:
1.1.
утром перед приходом детей: групповой, спальни, туалетной ком-
наты, музыкально-спортивного зала;
1.2.
перед основной образовательной деятельностью: музыкального и
спортивного зала
1.3.
перед возвращением с прогулки: групповой, спальни, туалетной
комнаты, музыкального и спортивного зала;
1.4.
во время дневного сна: групповой.
Сквозное проветривание осуществляется в течение всего года.
2.
Одностороннее проветривание:
2.1.
в присутствии детей в групповой комнате летом;
2.2.
в отсутствие детей в групповой комнате (во время дневного сна);
2.3.
в отсутствие детей в туалетной комнате;
3.
Облегченная одежда в помещениях в течение всего года.
4.
Нахождение на открытом воздухе:
4.1.
прогулки не менее 4-5 часов;
4.2.
все организованные формы физического воспитания (по погоде);
4.3.
летом вся жизнь на открытом воздухе.
5.
Использование воды (мытье рук) в течение года.
6.
Специальные закаливающие мероприятия:
6.1.
Закаливание воздухом:
6.1.1.
воздушные местные ванны летом (от 22ºС до 16-14ºС продолжи-
тельностью от 3-5 минут до 10-15 минут);
6.1.2.
воздушные общие ванны летом (от 22ºС до 19-18ºС от 3-5 минут
до 10-15 минут);
6.2.
Закаливание водой:
6.2.1.
умывание лица, шеи, рук до локтя в течение года;
6.2.2.
мытье ног летом после прогулки;
6.2.3.
ежедневное полоскание рта и горла в течение года;
6.3.
Закаливание солнечными лучами:
6.3.1.
свето-воздушные ванны летом;
6.3.2.
местные солнечные ванны летом (оголенные руки и ноги);
6.3.3.
общие солнечные ванны от 5-6 мин. до 10 минут.
6.4.
Нетрадиционное закаливание:
6.4.1.хождение босиком:
3
6.4.1.1.по траве, гравию, песку (летом от 2-3 минут до 10-12 минут при
температуре не ниже +22ºС);
6.4.1.2.утренняя гимнастика и занятия физкультурой в носках или боси-
ком (индивидуально);
6.4.2.
контрастные воздушные ванны в течение года (от 22ºС до 19-18ºС с
контрастом от 3-5 ºС до 9-10 ºС).
Литература.
1.
Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст] / В. Г. Аля-
мовская. – М., 2003. – 152 с.
2.
Анохин, П.К. Закаливание детей различного возраста [Текст] / П. К.
Анохин. – М.: Медгиз, 2008. – 56 с.
3.
Большая медицинская энциклопедия [Текст]. – М.: Советская энцикло-
педия, 1991. – С. 208.
4.
Змановский, Ю. Ф.Комплексное закаливание в дошкольных учреждени-
ях: методические рекомендации Минобразования РФ [Текст] / Ю. Ф. Зма-
новский, М.Н. Кузнецова. - Нижний Новгород, 1992. – 203 с.
5.
Кузнецова, М. Р. Контрастное закаливание [Текст] / М. Р. Кузнецова //
Дошкольное воспитание. – 2012.- № 3. - С. 34-36.
6.
Празников, В. П. Закаливание детей дошкольного возраста [Текст] / В.
П. Празников. – Л.: Медицина, 1983. – 176 с.