Автор: Гришина Светлана Георгиевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: СПб ГБПОУ
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Скелет верхних и нижних конечностей"
Раздел: среднее профессиональное
Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Медицинский колледж № 2»
Учебно-методическая разработка для преподавателя
Практическое занятие по теме: «Скелет верхних и нижних
конечностей»
по дисциплине «Анатомия и физиология человека»
по специальности 34.02.01 «Сестринское дело»
автор: Гришина С.Г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2019 год
Пояснительная записка
Учебно-методическая разработка составлена в соответствии с требованиями
ФГОС СПО и соответствует уровню подготовки по специальности
34.02.01
«Сестринское дело» по дисциплине «Анатомия и физиология человека».
В учебно-методической разработке по теме «Скелет верхних и нижних
конечностей»
представлены
все
необходимые
элементы
проведения
занятия:
обоснование
темы,
цель,
задачи
занятия,
знания
и
умения
по
данной
теме,
осваиваемые
профессиональные
и
общие
компетенции,
вопросы
для
теоретического
освоения
материала,
оснащение,
схемы
межпредметных
и
внутрипредметных связей, план проведения занятия, список литературы, а также
контролирующие
задания:
вопросы
для
устного
опроса,
тесты,
групповые
и
индивидуальные задания.
В учебно-методической разработке использованы современные педагогические
приёмы и методики, стимулирующие критическое мышление, память, внимание,
навыки работы в команде: работа малыми группами, блиц опрос, фронтальный
опрос, работа с немыми рисунками, тест-контроль.
Актуальность темы занятия
Функции скелета в организме важны и разнообразны. Прежде всего, если мы говорим
о костях конечностей, то это функция движения. Верхние конечности являются для нас
орудием труда. Соединения костей верхних конечностей являются наиболее
подвижными.
Поэтому они позволяют осуществлять многочисленные мелкие и точные движения,
которые в целом ведут к выполнению определенной работы. Нижние конечности – это
функция опоры и ходьбы. Кости таза и кости свободной нижней конечности несут на
себе всю тяжесть верхних отделов скелета вместе с мягкими тканями и органами
человека. Кроме того, образуют тазовую полость, защищая органы, которые в ней
залегают – мочевой пузырь, матка, влагалище, маточные трубы, яичники у женщин и
простата у мужчин. Выполняя функции ходьбы, кости нижних конечностей
перемещают нас в пространстве, удерживают в вертикальном положении.
В настоящее время большое значение уделяется биологической функции. Кости
конечностей – преимущественно трубчатые. В эпифизах этих костей залегает основная
масса красного костного мозга – органа кроветворения и центрального органа
иммунной системы. Велико значение скелета конечностей и в минеральном обмене.
Знания о строении кости позволяют правильно оценить возможные последствия травм
и заболеваний костей. Знания о строении скелета конечностей поможет в освоении
других учебных дисциплин и профессиональных модулей – хирургии, травматологии,
акушерстве и т. д.
Здоровье населения является важнейшей государственной задачей. Знание о скелете
конечностей, строении кости позволит медсестре оказать больному
квалифицированную медицинскую помощь и уход, которые позволят снизить
последствия травм и заболеваний, приводящих к статодинамическим нарушениям и
инвалидизации населения.
Поэтому медицинской сестре необходимы достаточные знания по костной системе
человека, а так же для просветительской и лечебно-профилактической работы среди
населения и больных с целью эффективного оказания медицинской помощи,
укрепления здоровья, улучшения качества жизни и продления активного образа жизни.
Данная тема вносит вклад в формирование следующих компетенций: ОК 2, ОК 6; ПК
2.2.
Технологическая карта занятия
Вид занятия: практическое занятие.
Продолжительность занятия: 90 минут.
Место проведения: СПБ ГБПОУ «Медицинский колледж №2» аудитория № 104.
Цель занятия:
Закрепить теоретические знания и сформировать умения студентов по теме: «Скелет
верхних и нижних конечностей».
Задачи:
1. Учебные:
- закрепить знания студентов по вопросам костной системы, необходимые для
лечебно- диагностических мероприятий (ПК 2.2).
- помочь осознать значение полученных знаний в профилактической и
реабилитационной деятельности (ПК 2.2)
2. Развивающие:
- развивать память, логическое, критическое мышление студентов (ОК 2);
- формировать профессионально значимые качества (ОК 6).
3. Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, терпение, самостоятельность в решении
профессиональных задач (ОК 2);
-работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами (ОК 6).
Студенты должны знать:
-отделы скелета верхних и нижних конечностей;
- кости этих отделов;
- расположение костей в отделах скелета;
- строение костей верхних и нижних конечностей;
- анатомические структуры, составляющие эти кости;
- соединения костей конечностей;
Студенты должны уметь:
- называть отделы скелета верхних и нижних конечностей и показывать их;
- называть и показывать кости отделов;
- определять положение костей в отделах;
- определять строение кости по классификации;
- показывать и называть анатомические структуры костей конечностей;
- показывать и называть суставы конечностей.
КОНКРЕТНЫЕ ЗАДАЧИ
Номер и название и
компетенции
Студент должен знать
Студент должен уметь
ПК 2.2.Осуществлять
лечебно-диагностические
вмешательства,
взаимодействуя с
участниками лечебного
процесса.
1.Знать отделы скелета
конечностей и кости их
составляющие.
2.Знать строение костей
конечностей.
3.Знать соединения костей
конечностей.
Применять знания о скелете
верхних и нижних
конечностей при оказании
сестринской помощи.
ОК 2. Организовывать
собственную деятельность,
выбирая типовые методы и
способы выполнения
профессиональных задач,
оценивая их эффективность и
качество.
Знать особенности строения
костей конечностей и
расположение костей в
отделах скелета конечностей.
Применять различные методы
решения профессиональных
задач при проведении
сестринских манипуляций с
пациентами.
ОК 6. Работать в коллективе
и в команде, эффективно
общаться с коллегами,
руководством, пациентами.
Знать строение костной
системы в целом и ее
функции в организме.
Применять знания для
эффективного общения с
коллегами, руководством,
пациентами и
демонстрировать умение
работать в коллективе.
Оптимизация учебного процесса:
Активизация познавательной деятельности студентов, с использованием проблемно –
развивающего коммуникативного обучения: организация дискуссии, самостоятельная
работа малыми группами, побуждение обучаемых к принятию самостоятельного
решения, работа с немыми рисунками.
Оснащение занятия:
1.
муляжи костей конечностей;
2.
муляж скелета человека;
3.
плакаты;
4.
немые рисунки;
5.
мультимедиа
Схема интегративных связей темы занятия
Межпредметные
связи
Истоки
(обеспечивают
предметы)
Биология
Основы микробиологии
и иммунологии
Химия
Физика
Скелет верхних и
нижних конечностей
Выходы
(обеспечиваемые
модули)
ПМ.01 «Проведение
профилактических
мероприятий».
ПМ.02 «Участие в лечебно-
диагностическом и
реабилитационном
процессах».
ПМ.04 «Младшая
медицинская сестра по
уходу за больными».
ПМ.03 «Оказание
доврачебной медицинской
помощи при неотложных и
экстремальных состояниях»
Внутрипредметные связи
Истоки
Лекция № 1. Тема:
«Ткани: эпителиальная,
соединительная, мышечная,
нервная».
Практическое занятие № 1.
Тема: «Ткани и их
разновидности».
Лекция № 2. Тема: «Общие
сведения о костях и их
соединениях».
Лекция № 4. Тема: «Кости
туловища и конечностей».
Скелет верхних и нижних
конечностей
Выход
Практическое занятие
№5 . Тема: «Мышцы
головы, шеи и туловища».
Практическое занятие № 6.
Тема: «Мышцы
конечностей».
Практическое занятие № 2,
3 (2 семестр). Тема:
«Артериальная и венозная
система человека».
Практическое занятие №6(2
семестр). Тема:
«Мочеполовая система
человека».
Практическое занятие №10
(2 семестр). Тема:
«Иммунная система».
План проведения занятия
№
№ п/п
Этап
занятия
Цель
Содержание и методы
проведения
Приме
рное
время
Обеспечение
этапа
1
Организаци
я занятия
Сконцентрировать
внимание студентов,
создать деловую и
творческую
атмосферу.
Проверка
присутствующих,
оформление журнала,
установление
дисциплины
2 мин.
Журнал
2
Формулиро
вка темы и
ее
обосновани
е
Создать
положительную
мотивацию
познавательной
деятельности.
Раскрыть
актуальность и
значимость темы.
Формулируется тема
занятия,
обосновывается её
значение в
профессиональной
деятельности
медсестры
5 мин.
Рабочие
тетради
3
Определени
е целей
занятия.
Сформулировать
конечные результаты
работы.
Цели занятия
объявляются и
записываются
3 мин.
Рабочие
тетради
4
Предварите
льный
контроль
Выявить исходный
уровень знаний
студентов по этой
теме.
1. Фронтальный опрос
2. Блиц – опрос
5 мин.
10
мин.
Приложение №
1, 2
5
Самостояте
льная
работа
студентов.
Реализация
образовательных и
воспитательных
целей. Оптимизация
учебного процесса.
Формирование
навыков
самостоятельной
деятельности и
взаимодействия в
команде.
Работа малыми
группами с муляжами
костей конечностей и
скелета человека.
25 мин
Муляжи костей
конечностей и
скелета
человека.
6
Итоговый
контроль.
Закрепить,
систематизировать
знания, создать
убеждение в
практической
ценности
полученных знаний.
Итог работы в
группах: устный
опрос по проверке
самостоятельной
работы.
20
мин.
Приложение №
3
7
Работа с
немыми
рисунками
Выявить вопросы
сложные в освоении;
повторить и
закрепить знания по
костям конечностей.
Работа студентов
коллективная.
10
мин.
Немые рисунки
(мультимедиа)
8
Итоговый
контроль.
Подведение итогов
по освоению темы
занятия.
Проверка
индивидуальной
работы студентов с
10
мин.
Приложение №
4.
выставлением оценок
в журнал.
Домашнее задание.
Приложение 1
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
1. Какая костная ткань преобладает в организме?
2. Кости конечностей, по классификации строения, преимущественно являются какими?
3. Перечислите части трубчатой кости?
4. Назовите отделы верхних конечностей.
5. Назовите отделы нижних конечностей.
6. Назовите отделы свободной верхней конечности.
7. Назовите отделы свободной нижней конечности.
8. Назовите кости предплечья.
9. Назовите кости голени.
10.Назовите тип соединения костей свободных верхних и нижних конечностей.
Эталон ответов.
1.
Пластинчатая костная ткань.
2.
Преимущественно длинные и короткие трубчатые.
3.
Части: верхний и нижний эпифизы (концы), тело, метафизы.
4.
Отдел плечевого пояса и свободной верхней конечности.
5.
Отдел тазового пояса и свободной нижней конечности.
6.
Отделы: плечо, предплечье, кисть.
7.
Отделы: бедро, голень, стопа.
8.
К предплечью относится лучевая и локтевая кости.
9.
К костям голени относится малая и большая большеберцовая кости.
10. Кости свободных верхних и нижних конечностей соединяются суставами.
Критерии оценки знаний студентов по фронтальному опросу:
«5 - отлично» - ответ полный, правильный;
«4 – хорошо» - ответ частично не полный;
«3 – удовлетворительно» - ответ на половину не полный или на половину не правильный;
«2 – неудовлетворительно» - ответ более чем на половину не полный или более чем на
половину не правильный.
Приложение 2
БЛИЦ-ОПРОС
Инструкция: разделитесь на две группы, внимательно прочитайте вопросы на экране и
сформулируйте краткие правильные ответы.
Вариант 1.
1. Как называется кость, расположенная на задней поверхности грудной клетки?
2. Как называется кость, расположенная на передней поверхности грудной клетки?
3. К какому отделу относятся эти кости?
4. Какие отделы выделяют в кисти?
5. Какой отдел кисти участвует в образовании лучезапястного сустава?
6. Сколько фаланг приходится на каждый палец кисти?
7. По классификации строения плечевая кость, какая?
8. К какому отделу она относится?
9. В образовании, какого сустава она принимает участие?
10. Какое положение занимает лучевая кость в предплечье?
Вариант 2.
1. Как называется кость, расположенная на задней поверхности таза?
2. Как называется кость, образующая боковые и переднюю стенки таза?
3. К какому отделу относятся эти кости?
4. Какие отделы выделяют в стопе?
5. Какой отдел стопы участвует в образовании голеностопного сустава?
6. Сколько фаланг приходится на каждый палец стопы?
7. По классификации строения бедренная кость, какая?
8. К какому отделу она относится?
9. В образовании, какого сустава она принимает участие?
10. Какое положение занимает большеберцовая кость в голени?
Эталон ответов
Вариант 1.
1. Лопатка.
2. Ключица.
3. Кости плечевого пояса.
4. Запястье, пястье, фаланги пальцев.
5. Запястье.
6. По 3 фаланги на каждый палец, кроме большого-2.
7. Длинная трубчатая.
8. Отдел свободной верхней конечности, отдел плеча.
9. Участвует в образовании плечевого и локтевого сустава.
10. Занимает положение по ходу большого пальца, т. е. латерально.
Вариант 2.
1. Крестец.
2. 2 тазовые кости.
3. Отдел тазового пояса.
4. Предплюсна, плюсна, фаланги пальцев.
5. Предплюсна.
6 . По 3 фаланги на каждый палец, кроме большого-2.
7. Длинная трубчатая.
8. Отдел свободной нижней конечности, отдел бедра.
9. Участвует в образовании тазобедренного и коленного сустава.
10.Занимает медиальное положение.
Критерии оценки знаний студентов по блиц-опросу:
1 ошибка – «5»
2 ошибки – «4»
3 ошибки – «3»
4 и более – «2»
Приложение 3
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА
1.
Студенты работают самостоятельно малыми группами. Каждая группа для работы
берет муляжи костей конечностей, пользуется муляжом скелета человека, использует
лекционный материал и «Атлас анатомии человека» (Р.П. Самусев). Используя
перечисленное оснащение, студенты должны изучить кости конечностей и их
соединения. Для оптимизации процесса, предлагаем студентам, в ходе
самостоятельной работы, ответить на вопросы по каждой кости конечностей.
1.
Как называется кость (указать: парная или непарная).
2.
К какому отделу она относится.
3.
Положение кости в отделе.
4.
По классификации строения костей, какой является кость.
5.
Какие части выделяют (для трубчатых костей).
6.
Указать форму, поверхности, края и другие особенности внешнего строения (если
они имеются).
7.
Если кость трубчатая, указать, что выделяют на верхнем и нижнем эпифизах.
8.
В образовании, каких соединений принимает участие кость.
9.
Назвать вид соединения и дать краткую характеристику.
Перечисленные вопросы будут представлять структуру ответа студентов при итоговом
контроле преподавателем.
Работая в группах, студенты учатся работать в коллективе, помогая друг другу освоении
материала, разборе сложных вопросов и выявлении ошибок.
Итоговый контроль проводится преподавателем в устной форме, индивидуально.
Преподаватель каждому студенту дает любую кость конечности. Студент должен ответить,
пользуясь предложенной структурой ответа и показать все анатомические структуры кости,
которые он называет.
1.Ключица;
2. кость плечевого пояса; парная;
3.находиться на передней поверхности грудной клетки;
4.длинная трубчатая кость;
5.части кости: тело и 2 конца (эпифиза): проксимальный (грудной) и дистальный
(акромиальный);
6.S- образной формы;
7.грудной конец утолщен, а акромиальный-уплощен;
8.ключица образует 2 сустава: грудной конец участвует в формировании грудино-
ключичного сустава, а акромиальный - акромиально-ключичном суставе;
9.акромиально-ключичный сустав: плоский, простой, трехостный, но с незначительной
амплитудой движения. Грудино-ключичный сустав: простой, комплексный, седловидный,
трехостный.
1.Лопатка;
2. кость плечевого пояса; парная;
3.находиться на задней поверхности грудной клетки;
4.плоская;
5.выделяют:
поверхности: заднюю, которая делится остью лопатки на надостную и подостную ямки и
переднюю (реберную) с подлопаточной ямкой;
края: латеральный, медиальный и верхний с вырезкой лопатки;
углы: нижний, медиальный и латеральный с суставной впадиной и клювовидным
отростком.
Ость лопатки переходит в отросток-акромион.
6.Лопатка соединяется суставами с ключицей, образуя акромиально-ключичныйсустав и
плечевой костью, образуя плечевой сустав;
7.плечевой сустав: простой, комплексный, шаровидный, многоостный. Акромиально-
ключичный сустав: плоский, простой, трехостный, но с незначительной амплитудой.
1.Плечевая кость.
2.кость свободной верхней конечности; отдел плеча;
3. отдел плеча;
4. длинная трубчатая кость;
5. части кости: тело и 2 утолщенных конца (эпифиза): проксимальный и дистальный
(верхний и нижний);
6.на верхнем эпифизе различают: головку, анатомическую и хирургическую шейку, большой
и малый бугорок. На нижнем эпифизе-мыщелок (блок) плечевой кости с венечной ямкой
выше блока и локтевой ямкой на задней поверхности; латерально от блока лежит шаровидная
головка для сочленения с лучевой костью, выше блока и головки расположены латеральный
и медиальный надмыщелки;
7.плечевая кость участвует в образовании локтевого сустава (сочленяется с локтевой и
лучевой костью, формируя 2 самостоятельных сустава, которые входят в состав локтевого);
8.локтевой сустав: блоковидный, сложный (одна суставная капсула окружает три сустава:
плечелучевой, плечелоктевой и лучелоктевой проксимальный), двухосный.
1.Бедренная кость;
2.кость свободной нижней конечности;
3.отдел бедра;
4. длинная трубчатая кость;
5. части кости: тело и 2 утолщенных конца (эпифиза): проксимальный и дистальный
(верхний и нижний);
6. на верхнем эпифизе различают: головку, шейку, большой и малый вертелы. На нижнем
эпифизе - латеральный и медиальный мыщелки бедренной кости, выше и сбоку находятся
соответствующие надмыщелки, а на задней поверхности мыщелки разделены
межмыщелковой ямкой;
7.участвует в формировании коленного и тазобедренного сустава;
8.тазобедренный сустав: шаровидный, простой, комплексный, трехостный.
Все остальные кости конечностей студенты описывают по той же схеме ответа.
Критерии оценки знаний студентов:
«5 - отлично» - ответ полный с небольшими недочетами; студент может показать все
структуры, о которых говорит;
«4 – хорошо» - ответ полный с 2 существенными неточностями; студент может почти
показать все структуры, о которых говорит;
«3 – удовлетворительно» - ответ не полный с ошибками; студент не может показать все
структуры (показывает меньше половины), о которых говорит;
«2 – неудовлетворительно» - отвечает только 2-3 вопроса с ошибками; студент не может
показать структуры, о которых говорит.
Приложение 4
Работа с немыми рисунками
Студенты работают все вместе с немыми рисунками, которые преподаватель выводит на
мультимедиа установке (всего 10 рисунков). Задача студентов: назвать кость, отдел, к
которому она относится и те или иные структуры костей, пронумерованные цифрами. Работа
направлена на закрепление пройденного материала и выявление ошибок. Например:
Итоговый контроль проводится преподавателем. Студенты отвечают устно, вместе.
Оценивается работа всей группы в целом.
Эталон ответа
На примере этого рисунка, ответ должен звучать так: кость бедренная, относится к отделу
свободной нижней конечности: 1- головка; 2-суставная поверхность; 3-большой вертел; 4-
шейка; 5-межвертельная ямка; 6- малый вертел; 7-тело кости; 8-медиальный и латеральный
мыщелки; 9-надмыщелок.
Критерии оценки знаний студентов:
«5 - отлично» - группа назвала все структуры, на всех рисунках, но были 2-4 ошибки;
«4 – хорошо» - группа назвала не все структуры (2-3 не назвала) или было 5-7 ошибок;
«3 – удовлетворительно» - группа назвала не все структуры (4-6 не назвала) и (или) было 8-
10 ошибок;
«2 – неудовлетворительно» - группа назвала меньше половины структур и (или) было
больше 10 ошибок.
5
10
Итоговый тест-контроль
Студенты работают индивидуально по 2 вариантам теста, который раздается каждому.
Оценивается освоение данной темы.
Вариант 1.
1.Ключица и лопатка относятся к отделу:
1.тазовому;
2.свободной верхней конечности;
3.плечевому;
4.предплечья.
2.Малоберцовая кость расположена в голени:
1.спереди;
2.латерально;
3.сзади;
4.медиально.
3.Кости запястья-это кости:
1.длинные трубчатые;
2.губчатые;
3.короткие трубчатые;
4.плоские.
4.Шаровидная головка есть у кости:
1.бедренной;
2.лучевой;
3.тазовой;
4.малоберцовой.
5.К костям предплечья относятся кости:
1. лучевая и локтевая;
2.малоберцовая и большеберцовая;
3.лопатка и ключица;
4.запястья и пясти.
6.Тазовые кости образует суставы с костями:
1.бедренными и крестцом;
2.лобковыми;
3.подвздошными;
4.седалищными.
7.Надостную, подостную и подлопаточную ямку имеет кость:
1.тазовая;
2.плечевая;
3.лопатка;
4.большеберцовая.
8.Запирательное отверстие имеет кость:
1.тазовая;
2.плечевая;
3.лопатка;
4.большеберцовая.
9.Голеностопный сустав образуют кости:
1.бедренная, большеберцовая, надколенник;
2. крестец и тазовые;
3.бедренная, малоберцовая, надколенник;
4. большеберцовая, малоберцовая и предплюсны.
10.Шиловидные отростки есть у кости:
1. лучевой;
2. локтевой;
3. плечевой;
4.лучевой и локтевой.
Вариант 2.
1.Крестец и тазовые кости относятся к отделу:
1. плечевому;
2.свободной нижней конечности;
3.тазовому;
4.предплечья.
2. лучевая кость расположена в предплечье:
1.спереди;
2.латерально;
3.сзади;
4.медиально.
3. Кости плюсны-это кости:
1.длинные трубчатые;
2.губчатые;
3.короткие трубчатые;
4.плоские.
4. Мыщелки есть у кости:
1.бедренной;
2.лучевой;
3.тазовой;
4.малоберцовой.
5.К костям голени относятся кости:
1. лучевая и локтевая;
2.малоберцовая и большеберцовая;
3.лопатка и ключица;
4.запястья и пясти.
6.Ключица образует суставы с костями:
1.предплечья;
2.грудиной и лопаткой;
3.плечевой;
4.запястья.
7.Отросток акромион имеет кость:
1.тазовая;
2.плечевая;
3. большеберцовая;
4. лопатка.
8.Подвздошное крыло и седалищный бугор имеет кость:
1.тазовая;
2.плечевая;
3.лопатка;
4.большеберцовая.
9.Лучезапястный сустав образуют кости:
1. локтевая и пясти;
2. локтевая и запястья;
3. лучевая и пясти;
4. лучевая и запястья.
10.Лодыжки есть у кости:
1. малоберцовая;
2.большеберцовая;
3.малоберцовая и большеберцовая;
4.бедренной.
Эталон ответов.
Вариант 1.
1.плечевому; -3
2.латерально; -2
3.губчатые; -2
4.бедренной; -1
5.лучевая, локтевая; -1
6.бедренными и крестцом; -1
7.лопатка; -3
8.тазовая; -1
9. большеберцовая, малоберцовая и предплюсны; -4
10. лучевой и локтевой. -4
Вариант 2.
1. тазовому; -3
2. латерально; -2
3. короткие трубчатые; -3
4. бедренной; -1
5. малоберцовая и большеберцовая; -2
6. грудиной и лопаткой; -2
7 лопатка; -4
8. тазовая; -1
9. лучевая и запястья; -4
10. малоберцовая и большеберцовая. -3
Критерии оценки итогового теста.
«5 - отлично» - все ответы правильные;
«4 – хорошо» - 1-2 ошибки;
«3 – удовлетворительно» -3-5 ошибок;
«2 – неудовлетворительно» - 6 и более ошибок.
ЛИТЕРАТУРА
Для преподавателей:
1.И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский – «Анатомия и физиология
человека»: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.
Издательский центр «Академия»-2018 год.
2.Р.П. Самусев - «Атлас анатомии человека»: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования. Издательство «Мир и образование»-2014 год.
Для студентов:
1.И.В. Гайворонский, Г.И. Ничипорук, А.И. Гайворонский – «Анатомия и физиология
человека»: учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования.
Издательский центр «Академия»-2018 год.
2.Р.П. Самусев - «Атлас анатомии человека»: учебное пособие для студентов учреждений
среднего профессионального образования. Издательство «Мир и образование»-2014 год.
3.Лекции по анатомии №2, 3.
.
Оценочный лист
№
п\п
ФИО
студента
Фронтальны
й опрос
Блиц-
опрос
Самостоятельная
работа
Тесты
Итог