Автор: Смирнова Елена Викторовна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: МБОУ
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: формы сотрудничества педагогов и родителей детей с ОВЗ при выстраивании индивидуальной образовательной траектории
Раздел: среднее образование
Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с
родителями.
Семья – один из шедевров природы.
Д.Сантаяна
О современной семье много пишут и говорят. По данным многочисленных
социологических опросов, 7,8% педагогов обвиняют семью в том, что
ребёнок в ней не воспитывается. В то же время и родители не очень радужно
оценивают действия педагогов. Многие из них считают, что у педагогов
низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Попав в
ножницы между школой и семьёй, дети вынуждены лавировать,
приспосабливаться, что приводит, в конечном счёте, к безнравственности. В
свою очередь, изменилась и сегодняшняя семья. Родители предпочитают не
думать о том, кого они хотят вырастить, каким будет их ребёнок. Всё труднее
педагогу находить общий язык с родителями учащихся. Во многих семьях
считается дурным тоном советоваться с учителями по поводу возникающих
проблем в воспитании ребёнка, но, тем не менее, когда становится невмоготу,
и родители приходят к учителю, бывает уже поздно.
Какую бы информацию ни давали нам различные социологические опросы,
педагоги делают порой просто невозможное, чтобы взаимодействие с
родителями учащихся было эффективным. Оно должно быть направлено на
создание единого воспитательного поля, единой социальной среды, где
наивысшие ценности станут основой жизни, достойной Человека.
На каких основах должны складываться отношения учителя и семьи, чтобы
воспитание детей было успешным и помогало совершенствованию
личностных качеств ребёнка? На этот вопрос отвечает В.А.Сухомлинский:
«Как можно меньше вызовов в школу матерей и отцов для моральных
нотаций детям, для устрашения сыновей отцовской «сильной рукой», для
предупреждения об опасностях, «если и дальше так будет продолжаться», - и
как можно больше такого духовного общения детей с родителями, которое
приносит радость матерям и отцам. Всё, что у ребёнка в голове, в душе, в
тетради, дневнике, - всё это мы должны рассматривать с точки зрения
взаимоотношений детей и родителей, и совершенно недопустимо, чтобы
ребёнок приносил матери и отцу одни только огорчения! – это уродливое
воспитание».
Многие взрослые часто повторяют фразу: «Всё начинается с детства». И это в
действительности так.
И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими
людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье – всё берёт
начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая
определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую
очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребёнок
встретится на своём пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не
менее важна для ребёнка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут
помогать учиться искусству жизни. Огромна роль классного руководителя –
он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Особенно это важно при работе в предпрофильном и профильном классе.
Дети не всегда могут адекватно оценить важность и пользу выбранного
профиля. Им просто необходима поддержка и помощь взрослых. И кто, как
не классный руководитель, способен организовать эту помощь, устанавливая
тесную связь с родительским коллективом.
Ребёнок в семье.
Счастье мыслящего человека состоит не в том,
чтобы играть в жизни милыми игрушками, а в том,
чтобы вносить как можно больше света и теплоты
в существование всех окружающих людей.
Д.И.Писарев
Что такое семья? С чем можно сравнить радость обретения собственной
семьи и горечь её потери? Можно ли прожить полноценную жизнь, не имея
семьи? На эти и другие вопросы пытается давать ответы человек в течение
стольких столетий, сколько существует сама планета Земля.
И именно в семье рождается маленький человечек, жизнь и будущее которого
зависит от того, насколько семья готова к его рождению и воспитанию.
Как сделать так, чтобы как можно большее число семей было счастливо,
чтобы ребёнок гордился своей семьёй, а семья радовалась успехами своего
ребёнка и гордилась им? Ведь зачастую то, что значимо для взрослых в
воспитании их детей, совершенно не значимо в понимании самого ребёнка.
Всё это приводит к тому, что взрослые и дети никак не могут понять друг
друга, и это сказывается на их взаимоотношениях и реальных результатах
семейного воспитания.
И именно здесь играет огромное значение заранее продуманная и чётко
организованная система сотрудничества классного руководителя с
родителями учащихся. В большей степени от классного руководителя
зависит, насколько чётко видят родители школьные проблемы своего ребёнка
и готовы помочь ему в решении этих проблем.
В свою очередь, чтобы это сотрудничество было эффективным, классному
руководителю необходимо знать типы семей, влияние родительского
авторитета на ребёнка, а так же хорошо разбираться в стилях семейного
воспитания.
Остановимся на этих вопросах поподробнее.
Типы семей
У ребёнка своё особое умение думать
и чувствовать, нет ничего глупее пытаться
подменить это умение нашим.
Ж.-Ж. Руссо
Семья – это часть общественной системы. Общество, влияя на семью,
формирует определённый её тип. Семья тоже оказывает воздействие на
процессы и отношения в обществе.
Педагог, работающий с коллективом учащихся, должен хорошо представлять
исторические типы семей, различающиеся по своим ценностным
ориентациям. Владея такой информацией, можно предвидеть, как отношения
в семье повлияют на личностное развитие ребёнка, его характер,
поведенческие реакции.
Российские психологи выделяют несколько типов семей.
Семья патриархальная, или традиционная.
Это наиболее архаичная форма отношений в семье. Она опирается на
зависимость жены от мужа и детей от родителей. Главенство мужа состоит в
том, что в его руках экономические ресурсы, и в силу этого он принимает
основные решения.
В таких семьях дети вырастают с преобладанием низкой самооценки. Если
родители игнорируют интересы ребёнка, у него не развивается чувство
собственного достоинства. Детские эмоциональные проблемы, возникающие
в патриархальных семьях, психологи делят на четыре группы.
«Я недостаточно хорош» - и в результате могут проявиться застенчивость,
стеснительность, хамелеонство.
«Я беспомощен» - у ребёнка отсутствует поисковая активность, он
безразличен к собственным успехам и неудачам, постоянно оглядывается на
того, кто сильнее, удачливее.
«Я чужой» - это позиция отверженного ребёнка. Такие дети не находят
контакта и со сверстниками, они необщительны, не делятся ни с кем своими
проблемами, не доверяют людям, проявляют жестокость и агрессию.
«Я сверхответственный» - в эту группу попадают дети, которые часто
испытывают тревогу, страх за то, что могут получить низкую оценку. Они
боятся наказания и поэтому совершают немотивированные поступки. Такие
детские проблемы нередко возникают в семьях современных богатых,
которые считают, что степень их богатства определяет уровень
интеллектуальных возможностей и нравственных качеств их детей.
Детоцентристская, или современная семья.
В семье этого типа функция продолжения рода ограничивается
непродолжительным временем (примерно 10 лет) и рождением одного-двух
детей. В такой малодетной семье желанный ребёнок превращается в объект
родительской любви и привязанности.
Родители с гипертрофированным чувством долга по отношению к ребёнку
обеспечивают своим трудом удовлетворение всех его потребностей,
ограждают его от каких бы то ни было забот, усилий, трудностей, принимают
этот груз на себя. Дети страдают от отсутствия самостоятельности,
инициативы, ответственности. Эти дети любят повелевать, командовать, в
общении с друзьями у них часты истеричные нотки, хамство, грубость, что
создаёт им много проблем.
Супружеская, или постсовременная семья.
В семье такого типа отношения определяются не родством, а супружеством.
Особенность таких семей проявляется в известной автономии супругов, когда
интересы каждого из них шире семейных, а круг общения выходит за рамки
супружества. Члены семьи руководствуются не только обычаями и
традициями, но и идеалами, нравственно-этическими ценностями каждого из
них. Главные ценности семьи – сочувствие, сопереживание, отзывчивость.
Если слово родителей будет подкреплено делом, поступком, действием, в
такой семье не возникнет проблем в воспитании ребёнка.
А.С.Макаренко считал, что духовный облик детей, формирование их
характера определяется всем строем семейной жизни, воздействующим на
ребёнка независимо от субъективных желаний родителей, зачастую даже
вопреки этим желаниям. Иногда родители стараются скрыть от детей свои
разногласия, ссоры. Но ребёнок очень чуток к изменению общего настроения
в семье, к малейшему проявлению лжи и обмана. Таким образом, существует
закономерная связь между психологическим климатом и результатами
воспитания детей: крепкая, истинная, нравственная семья воспитывает
прямой и искренний характер.
Родительский авторитет и его характеристика
Чтобы счастье наше было полно, мы нуждаемся
в привязанности и помощи окружающих нас людей,
последние же согласятся любить и уважать нас,
помогать нам в наших планах, работать для нашего
счастья лишь в той мере, в какой мы готовы работать
для их благополучия, эту необходимую связь называют
нравственным долгом, нравственной обязанностью.
П.Гольбах
Важным условием воспитания является родительский авторитет –
влияние отца и матери на детей, основанное на знаниях, нравственных
достоинствах, воспитывающее уважение к родителям. Далеко не все
родители понимают значение собственного авторитета в воспитании детей.
Существует много ложных оснований авторитета, которые классный
руководитель должен знать, чтобы помочь ребёнку выйти из трудной
ситуации, складывающейся в семье.
Авторитет подавления.
Сегодня им страдают как отцы, так и матери. По каждому поводу родители
раздражаются, сердятся, повышают голос, прибегая подчас и к физическим
методам воздействия. Таким родителям совершенно не интересно, какие
проблемы испытывает их ребёнок. При таком терроре ребёнок вырастает
безвольным, забитым, запуганным или, наоборот, самодуром, мстящим за
подавленное детство.
Авторитет родительского положения.
Некоторые родители, занимающие высокие посты, демонстрируют своё
положение и заслуги на каждом шагу: соседям, знакомым и в школе, где
учится их ребёнок.
Если в семье это поощряется, дети очень быстро начинают пользоваться
родительскими заслугами, но, не умея критически взглянуть на себя со
стороны, становятся хвастливыми и высокомерными. Однако часто можно
наблюдать в семьях такого типа, как дети стыдятся проявления их
родителями своего положения, стесняются собственных родителей,
пытаются, как можно меньше бывать с родителями.
Авторитет педантизма.
Родители, не считаясь с мнением ребёнка, отдают приказы и требуют точного
и беспрекословного их выполнения.
Дети из таких семей либо подчиняются, и тогда страдают от отсутствия
самостоятельности, либо сопротивляются требованиям взрослых.
Авторитет назидания.
В такой семье ребёнка мучают бесконечными поучениями и назидательными
разговорами. В качестве примера приводится собственный опыт, который не
всегда является положительным.
Дети озлобляются против нравоучений, привыкают к ним и перестают на них
реагировать, отказываются слушать и слышать своих родителей.
Авторитет любви.
Это показная демонстрация родительской любви, заласкивание ребёнка,
выполнение его желаний в ответ на проявление нежности к родителям.
В этих семьях чаще всего вырастают циники, расчётливые дельцы, жестокие
и агрессивные люди.
Авторитет доброты.
Послушание детей приобретается родительской добротой, мягкостью,
уступчивостью, беспринципностью. Родители боятся конфликтов и уходят от
них, принося себя в жертву. Дети в такой семье капризны, требовательны,
командуют родителями.
Авторитет подкупа.
Хорошее поведение ребёнка подкупается подарками и обещаниями каких-
либо благ. Особенно тяжелы последствия такого авторитета в семье, где нет
согласия между отцом и матерью, где каждый пытается привлечь ребёнка на
свою сторону.
Каждой матери и каждому отцу хочется, чтобы ребёнок был хорошим, чтобы
он вырос счастливым, наделённым всевозможными талантами, душевным и
физическим совершенством. На практике, к сожалению, не всегда получается
так. Проблема состоит в том, что существует большая разница между тем,
что родители хотят видеть от своих детей и что они реально для этого делают.
Идеальный вариант родительского авторитета определить сложно. В работе с
родителями классному руководителю необходимо учесть, что некоторые
отрицательные качества в детском характере могут сформироваться и под
влиянием родительского авторитета.
Стили семейного воспитания
Посейте поступок – пожнёте привычку,
посейте привычку – пожнёте характер,
посейте характер – пожнёте судьбу.
У. Теккерей
Каждая историческая эпоха характеризуется своими стилями воспитания. Это
зависит от того, в каком типе личности заинтересовано общество. Вопросу
изучения стилей воспитания в различных исторических эпохах уделяли
большое внимание различные учёные. Среди них Я.К.Коменский,
И.Г.Песталоцци, Ж.Ж. Русо и другие.
Под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные
способы отношения родителей к ребёнку, применяющих определённые
средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в
своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.
Современный классный руководитель должен знать стили семейного
воспитания достаточно хорошо. Эти знания позволят ему чётко определить,
как складываются отношения в семье ребёнка, какие методы используют
родители для наказания и поощрения, какие нравственные ценности
формирует семья, как относятся родители к ребёнку.
Выделяют следующие стили семейного воспитания: попустительский,
состязательный, рассудительный, предупредительный, контролирующий,
сочувствующий, гармоничный.
Стили семейного воспитания формируются под воздействием объективных и
субъективных факторов и генетических особенностей ребёнка. На выбор
стиля семейного воспитания оказывают влияние:
Тип темперамента родителей, их совместимость;
Традиции, на которых воспитывались сами родители;
Научно-педагогическая литература, которую используют родители в
воспитании своего ребёнка, их образовательный уровень;
Нравственные устои семьи.
Попустительский стиль семейного воспитания.
Родители с самого раннего детства предоставляют ребёнку полную
бесконтрольную свободу действий. Взрослые в таких семьях очень часто
заняты собой, своими делами, друзьями, своей работой. Их мало волнует
душевное состояние их ребёнка, они безразличны к его потребностям и
запросам. Они могут наказать и тут же поощрить ребёнка, лишь бы он только
не расстраивался и при этом не мешал родителям. Они строят
взаимоотношения с ребёнком таким образом, что непроизвольно
культивируют поиск у ребёнка наиболее выгодных форм взаимодействия с
окружающими, стимулируя проявление у детей таких качеств, как
угодничество, лесть, подхалимаж. Дети рано постигают науку выгоды:
выгодные люди, выгодные взаимоотношения, выгодные для семьи решения
проблем. В результате такого воспитания
формируется конформный социально-психологический тип личности.
Дети такого типа во время урока очень быстро устают и стараются под
любыми предлогами увильнуть от работы. Часто такие учащиеся
недобросовестно относятся к поручениям учителей и к различным
обязанностям. Они могут проявлять самоуверенность, граничащую с
хамством. В характере этих детей проявляется такое качество, как умение
обещать, но свои обещания не выполняют.
Учащиеся конформного типа не требовательны к себе, но требовательны к
другим. Педагоги, работающие с такими детьми, должны знать, что их мало
интересует процесс учения. Но они готовы требовать от педагогов лучшую
отметку любой ценой. Такие учащиеся плохо реагируют на любую критику в
свой адрес, но при этом у них всегда кто-то виноват. Но, если такому ребёнку
что-то выгодно, то он может быть очень целеустремлённым и инициативным.
Эти учащиеся не умеют бескорыстно дружить, им трудно вжиться в
коллектив. Часто манеры поведения их приводят к конфликтным ситуациям,
ими же спровоцированным. Родители таких детей говорят о том, что в классе
ребёнка не любят, ему не дают проявить себя, в классе ничего интересного не
проводится, классный руководитель не уделяет внимания классу.
Занимаясь воспитанием таких учащихся, классный руководитель должен
обратить самое серьёзное внимание на сотрудничество с родителями. Их
необходимо привлекать к общению со сверстниками своего ребёнка,
приглашать на встречи с педагогами, даже если в этом нет острой
необходимости. Привлечение родителей к участию в работе родительского
комитета, попечительского совета позволит им иными глазами посмотреть на
своего ребёнка и изменить мир взаимоотношений в своей семье.
Классный руководить таких учащихся должен:
Сразу вникать в любую конфликтную ситуацию, связанную с
поведением ребёнка;
Обсуждать с учеником конфликтную ситуацию наедине;
Давать ученику возможность проявить себя, показать свои способности
в классном коллективе.
Состязательный стиль семейного воспитания.
При таком типе семейного воспитания родители с раннего детства ищут в
действиях своего ребёнка нечто выдающееся и необычное. Родители
постоянно сравнивают своего ребёнка с другими детьми и очень страдают,
если это сравнение не в его пользу. Для раскрытия своего таланта они дают
возможность попробовать себя в различных видах деятельности. Иногда это
приводит к тому, что ребёнок становится уверенным в своём превосходстве
над другими. Родители не терпят обидчиков своего ребёнка, не боятся
вступать с ними в конфликтную ситуацию, не обращая внимания на то,
взрослый это или ребёнок. В результате такого воспитания
формируется поисковый социально-психологический тип личности ребёнка.
Высокая активность этих детей позволяет им рано достигать значительных
успехов, особенно в условиях конкуренции. В любой деятельности их
привлекает результат. Такие учащиеся берутся за любые дела в классе,
участвуют в любых мероприятиях, лишь бы только их заметили и оценили.
Они могут быть очень агрессивны, если результаты их деятельности будут
оценены не по достоинству.
В коллективе они претендуют на лидерство и официальное признание. Они
очень любят командовать другими и испытывают удовольствие, если кто-то
попадает от них в зависимость.
Учащиеся этого типа глубоко переживают свои промахи и ошибки. Их
характерными качествами являются самоуверенность, высокомерие,
эгоистичность, преувеличение своих возможностей, безразличие к интересам
коллектива. Однако если семья в совместных усилиях с педагогом поможет
таким детям открыть всё лучшее, что в них заложено природой, то они
смогут проявить такие качества характера, как общительность, интеллект,
самоконтроль и добросовестность.
В воспитании таких учащихся необходимо обратить внимание на
формирование критического мышления, осмысления своих поступков в
различных ситуациях. Особого внимания требует формирование культуры
общения со взрослыми и сверстниками, развитие умений слушать и слышать
не только себя, но других.
Классный руководитель должен помнить, что этим детям очень свойственно
проявление агрессивности. Заниматься её преодолением необходимо на
протяжении всех возрастов. Ни один факт проявления агрессивности не
должен быть оставлен без внимания, и оценку этим фактам должны давать
как взрослые, так и дети.
Во внеурочной деятельности необходимо уделить внимание проведению в
классе таких мероприятий, которые будут формировать у школьников умение
сопереживать, поддерживать другого человека, помогать в трудную минуту.
Рассудительный стиль семейного воспитания.
Родители с самого детства предоставляют ребёнку полную свободу действий,
дают ему возможность приобретать личный опыт путём собственных проб и
ошибок.
Они уверены, что ребёнка нельзя поощрять за то, что он делает с
удовольствием. В воспитании они не пользуются принудительными мерами и
физическими наказаниями. У родителей складываются тёплые и добрые
взаимоотношения. Ребёнок наравне со взрослыми принимает участие в
семейных советах, решает семейные ситуации. В результате такого стиля
семейного воспитания формируется сенситивный социально-
психологический тип личности.
Родители таких ребят с энтузиазмом принимают участие в жизни того
коллектива, в котором находится их ребёнок. Дети с раннего детства
привыкают уважительно относиться к старшему поколению.
Дети в таких семьях вырастают любознательными и активными, умеют
работать без понуканий, самостоятельны.
Педагоги, работающие с такими детьми должны помнить, что им нельзя
скучать на уроке. Иногда детям из таких семей очень трудно приспособиться
к школе и учителям, если педагоги авторитарного стиля управления. Дети
быстро привыкают к учащимся, к коллективу. В своей семье они приучены к
свободному общению со взрослыми людьми, которые считаются с их
мнением. Если педагог не будет учитывать эту особенность, то могут
сложиться ситуации, последствия которых бывают очень тяжёлыми. Дети
начинают протестовать против авторитарного управления классом, поэтому
учителя с авторитарным стилем общения называют таких детей трудными.
Предупредительный стиль семейного воспитания.
Этот стиль обусловлен некоторыми причинами: одной из причин может быть
болезненность ребёнка с раннего детства, а второй – особенности характера
родителей. В результате того, что ребёнок часто болел или болеет, родители
становятся чрезвычайно мнительными и болезненно реагируют на любое
проявление его нездоровья. Ребёнок в такой семье практически лишён
активной деятельности, родители сами определяют, что может быть ему
интересно, сами регламентируют поведение детей.
Родители делают всё возможное и невозможное, чтобы их ребёнок не
испытал никаких трудностей, особенно если они сами в своей жизни их
испытали. В результате такого стиля воспитания
формируется инфантильный социально-психологический тип.
Педагоги должны знать, что родители, использующие такой стиль
воспитания, готовы сотрудничать с теми учителями, которые их
поддерживают во всех начинаниях и сочувствуют им. Особое внимание
педагог должен обратить на мыслительную деятельность таких учащихся.
Теоретический анализ вызывает у таких ребят большие затруднения. Они
воспринимают учебный материал намного быстрее, если он подаётся ученику
в виде наглядного образа или примера.
В общении со сверстниками такие учащиеся зачастую безразличны, любят
наушничать и могут предать товарища, если им это выгодно. Однако если
таких детей поддержать в трудную минуту, они привязываются к тому, кто их
поддержал, и верят во всём, могут подчиняться беспрекословно.
Классный руководитель таких учащихся должен серьёзно работать с семьёй,
формировать у родителей культуру адекватного восприятия собственного
ребёнка. Родителям нужны индивидуальные консультации у психолога, им
необходимо участие в совместных с ребёнком тренингах родительской
эффективности. Очень полезным является активный обмен мнением по
проблемам воспитания, в котором участвуют родители других учащихся.
Контролирующий стиль семейного воспитания
В таких семьях свобода ребёнка регламентируется и контролируется.
Родители диктуют ребёнку, что он должен надевать, с кем дружить, они сами
определяют режим для ребёнка.
Родители достаточно активно используют методы наказания. В подобных
семьях дети лишены родительской ласки, тепла, похвалы и поддержки. В
результате формируется тревожныйсоциально-психологический тип
личности.
Такие дети хорошо знают свои слабые стороны и совсем лишены
возможности демонстрировать и подчёркивать лучшие стороны.
Родители мечтают о том, чтобы их ребёнок вырос высоконравственным
человеком.
Внешне эти учащиеся отличаются от других. Они угрюмы, подозрительны,
склонны к вступлению в конфликтную ситуацию. Они очень нерешительны и
замкнуты, но ценят товарищество и дружбу, ради дружбы готовы на всё.
У таких учащихся достаточно непросто складываются взаимоотношения в
коллективе. У них наблюдается гипертрофированная любовь к самому себе.
Замечания и критику в свой адрес они практически не воспринимают.
Сочувствующий стиль семейного воспитания.
Условием формирования такого стиля воспитания являются отсутствие
материального достатка в семье, плохие бытовые условия, отсутствие
духовной близости членов семьи, отсутствие в семье одного из родителей.
В таких семьях ребёнок с раннего детства предоставлен сам себе. Такие дети
жалеют своих родителей за то, что им приходится мн6ого и активно работать.
Они становятся малоактивными, безынициативными, их кругозор сужен.
В такой семье нет нужды использовать методы поощрения или наказания.
Дети в такой обстановке взрослеют рано, они видят и понимают те
трудности, которые есть в семье, и те радости, которыми живёт их семья.
Родители в таких семьях всегда благодарны учителям за разумную помощь и
поддержку в воспитании их ребёнка.
Семья старается быть примером для ребёнка нравственного поведения или
использует примеры ошибок других людей для выбора поведения. В
результате формируетсяинтровертированный социально-психологический
тип личности.
Дети этого типа чрезвычайно наблюдательны, у них богатый внутренний
мир. Они уделяют много внимания наблюдению за своими сверстниками и
взрослыми людьми, что формирует у них организованность и
ответственность.
В общении они осторожны, разговаривают тихим голосом и отвечают на
уроке неуверенно, хотя могут всё знать. Они не любят быть на виду, в поле
зрения других людей.
Классный руководитель может им поручать любую работу. Они всегда её
выполнят добросовестно и в срок.
Особенностью их характера является то, что, поставив перед собой какую-то
жизненную цель, они всегда добиваются своего, несмотря ни на какие
трудности. Такие учащиеся уважительно относятся к нормам морали,
старшим людям, они всегда думают о том, как их поступки могут отразиться
на других.
Педагог должен знать, что такие учащиеся тяжело переносят критические
замечания в свой адрес и в адрес своей семьи, особенно если они
несправедливы.
Они отличаются терпеливостью, исполнительностью, самокритичностью,
силой воли. Этот тип самый волевой. Такие дети стойко переносят все тяготы
жизни и не пытаются никого в них обвинять.
Гармоничный стиль семейного воспитания.
В таких семьях ребёнок является всегда желанным, и родители задолго до его
рождения размышляют о том, какого человека они хотят вырастить. Ребёнок
рождается, воспитывается и растёт в тёплой, дружеской атмосфере. Родители
уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи,
которых они строго придерживаются. В результате такого стиля воспитания
формируется гармоничный тип личности.
Дети такого стиля уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и
мотивируют свои поступки.
Для таких учащихся одинаково значимы уроки физкультуры и умственная
нагрузка. Они стараются быть активными.
Учёба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и
ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют,
является ли она для них трудной. У таких учащихся очень развита
самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать
его.
У них рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Такие
учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и
самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.
Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания
ребёнка в семье строго регламентированы и ребёнок абсолютно
соответствует описанной выше характеристике. Однако многое из того, что
сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания и
обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в
воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном
воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.
Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на
организацию работы классного руководителя с детским коллективом, создать
ситуацию успеха для многих учащихся, помочь преодолеть проблемы в
развитии некоторых ребят.