Автор: Брайко Светлана Михайловна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: КГБОУ
Населённый пункт: с. Ключи Ключевского района Алтайского края
Наименование материала: статья
Тема: «Формирование графомоторных навыков у учащихся с интеллектуальными нарушениями».
Раздел: среднее образование
« Ф о р м и р ов а н и е
г р а ф о м о т о р н ы х
н а в ы к ов
у
у ч а щ и хс я
с
интеллектуальными нарушениями».
Среди многих видов учебной деятельности школьника овладение им навыков
письма
является
наиболее
сложным.
Письмо
служит
одним
из
базовых
навыков, т. е. на нем практически строится все дальнейшее обучение.
Готовность руки во многом определяется индивидуальными особенностями
моторного развития детей и такими физиологическими показателями, как
развитие нервной регуляции движений, мелких мышц руки и др.
Согласно данным психологов и физиологов, у детей с ОВЗ слабо развиты
мелкие мышцы кисти руки, несовершенна координация движений, возможно
не
закончено
окостенение
запястий
и
фаланг
пальцев,
низкий
уровень
выносливости
к
статическим
нагрузкам.
Зрительные
и
двигательные
анализаторы,
которые
непосредственно
участвуют
в
восприятии
и
воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития,
на самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах
элементов. Они не могут выделить их из целой буквы, да и конфигурацию
буквы воспринимают не полностью, не замечая малых изменений элементов
ее структуры. Многие дети испытывают затруднения с письмом: быстро
устает рука, теряется рабочая строка, дети неправильно держат ручку, линии
оказываются
«дрожащими»,
нажим
неравномерный,
буквы
получаются
разного
размера,
расстояние
между
буквами
не
выдерживается,
дети
не
ориентируются на листе бумаги, не укладываются в общий темп работы.
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная
зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное
развитие
мелкой
моторики,
зрительного
восприятия,
внимания,
может
привести
к
возникновению
негативного
отношения
к
учебе,
тревожного
состояния в школе. Важным компонентом готовности руки к письму является
развитие
мелкой
моторики
руки.
Одним
из
практических
упражнений
является
графомоторика.
В
последнее
время
важность
развития
графомоторных
навыков
подчеркивают
все
специалисты,
работающие
с
младшими
школьниками.
Графические
прописи
применяют
логопеды
в
работе с детками, имеющими нарушения речи, но использовать их можно в
домашних условиях безо всяких ограничений: даже дети без существенных
проблем развития получают от них огромную пользу для своего развития.
Графомоторика – это не только развитие мелкой моторики. Данное понятие
намного шире и включает в себя: способ удержания карандаша/ручки, силу
нажима при рисовании и письме, точность, ритмичность и темп движений, их
плавность.
Кроме
того,
важны
произвольность
движений
и
развитие
сопутствующих умений, без которых не получится ни рисовать, ни писать:
зрительное восприятие, внимание, двигательные навыки.
Многие родители ошибочно полагают, что занятия рисованием – это и есть
развитие
графомоторных
навыков.
Это
не
совсем
так.
Рисование
очень
полезно,
но
достичь
полного
результата
позволяют
лишь
специфические
упражнения,
связанные
с
обведением
контуров.
Именно
так
тренируется
нажим, плавность, ритмичность письма.
Таким образом, уровень развития мелкой моторики- один из показателей
интеллектуальной готовности к школьному обучению, так как развитие руки
находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Значит,
чтобы развивался ребенок и его мозг, нужно тренировать руки. Развитие
интеллекта идет параллельно с развитием руки, все более тонких движений
пальцев.