Автор: Волчецкая Марина Анатольевна
Должность: Воспитатель детского сада
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: с. Преображенка Тяжинского района Кемеровской области
Наименование материала: стотья
Тема: Роль кукольного театра в воспитании и развитии ребёнка
Раздел: дошкольное образование
Роль
кукольного
театра в
воспитании и
развитии
ребёнка
Театр кукол – наиболее
распространённая форма организации
детского досуга в детском саду.
Кукольные спектакли пользуются
заслуженной любовью детей и приносят
огромное удовольствие организаторам
постановок. Кукла сама по себе очень
близка детскому восприятию, ведь с
этой игрушкой они знакомы с самого
раннего детства, поэтому и
воспринимают её как близкого друга. А
если этот до сих пор безмолвный друг
неожиданно оживает у них на глазах,
сам рассказывает истории, поёт, смеётся
и плачет – это зрелище превращается
для них в настоящий праздник.
Однако нельзя рассматривать кукольный
театр только как развлечение. Очень
важно его воспитательное и
познавательное значение. В дошкольный
период у ребёнка начинают
формироваться отношение к
окружающему, характер, интересы.
Именно в этом возрасте очень полезно
показывать детям примеры дружбы,
доброты, правдивости, трудолюбия.
Роль кукольного театра в развитии
ребёнка-дошкольника невозможно
переоценить. Прежде всего, кукла
помогает установить контакт с
ребёнком, если он «закрепощён»,
эмоционально «зажат», боится
незнакомых людей. Маленькая кукла
вызывает меньше страха, опасений, и с
ней ребёнок, быстрее идёт на контакт,
нежели со взрослым. Дети, которые
избегают прикосновений, скорее
соглашаются дать руку и поздороваться
с куклой, чем с педагогом. Активно
взаимодействуя с куклой, ребёнок
постепенно становится более открытым,
смелым в прямых контактах с
окружающим миром, с людьми. Это
позволяет ребёнку-дошкольнику
наиболее безболезненно пройти период
адаптации к школе, новым педагогам,
учебным программам, а зачастую, и к
новому детскому коллективу.
Дети пятого и шестого года жизни уже,
как правило, знают и любят кукольный
театр, с большим желанием участвуют в
инсценировках. Перед педагогом стоит
задача побуждать дошкольников к
самостоятельным театрализованным
играм, к драматизации знакомых
литературных произведений. Детей
этого возраста уже можно обучать
вождению кукол – петрушек и
марионеток.
Театр является одной из самых ярких,
красочных и доступных восприятию
ребенка сфер искусства. Он доставляет
детям радость, развивает воображение и
фантазию, способствует творческому
развитию ребенка и формированию
базиса его личной культуры. По
эстетической значимости и влиянию на
общее развитие ребенка
театрализованной деятельности по
праву принадлежит почетное место
рядом с музыкой, рисованием и лепкой.
Играя роль, ребенок может не только
представлять, но и эмоционально
переживать поступки своего персонажа.
Это, безусловно, влияет на развитие
сферы чувств дошкольника.
Эстетические переживания помогают
ребенку испытать восхищение теми
проявлениями жизни, которые он раньше
не замечал, и передать их с помощью
движений, жестов, мимики и других
средств выразительности.
По мнению известного психолога А.Н.
Леонтьева, «развитая игра-
драматизация — это уже своеобразная
«предэстетическая» деятельность. Игра-
драматизация является, таким образом,
одной из возможных форм перехода к
продуктивной, а именно эстетической
деятельности с характерным для нее
мотивом воздействия на других людей».
Существует четыре вида кукольного
театра : настольный, пальчиковый, театр
кукол типа Петрушки , театр
марионетки.
Настольный театр самый доступный вид
театра для дошкольников. У детей
этого возраста отмечается первичное
освоение режиссёрской
театрализованной игры- настольного
театра игрушек.
Пальчиковый театр – это театр актёров ,
которые всегда с нами. Достаточно
надеть героя на палец. Ребёнок сам
действует за персонажа , изображённого
на руке. По ходу действия ребёнок
двигает одним или несколькими
пальцами, проговаривая текст сказки ,
стихотворения или потешки.
В театре бибабо, используются куклы
перчаточного типа:кукла, полая внутри ,
надевается на руку, при этом в голову
куклы помещается указательный
палец, в рукава костюма – большой и
средний. Остальные пальцы
прижимаются к ладони.
Занимаясь с детьми театром , мы
делаем жизнь наших воспитанников
интересной и содержательной ,
наполняем её яркими впечатлениями и
радостью творчества. А самое главное –
навыки. полученные в
театрализованных играх, дети смогут
использовать в повседневной жизни.