Напоминание

"Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"


Автор: Гладкова Людмила Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ
Населённый пункт: город Ярославль
Наименование материала: Перспективный план по экологии для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Тема: "Экологическое воспитание детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Перспективный план по экологическому

воспитанию в средней группе

МДОУ «Детский сад № 16»

Воспитатель: Гладкова Л. Н.

Тема занятий

Цель и задачи

Формы работы

СЕНТЯБРЬ

1.Сад, огород.

2. Деревья

Закреплять представления детей

об овощах и фруктах; учить их

классифицировать, правильно

называть и различать; знать их

место произрастания.

Определить взаимосвязь сезона и

развития растений (действия

тепла и холода на растение).

Развивать сенсорные чувства,

речь, внимание.

Накапливать впечатления о

деревьях; учить детей различать

их по коре, листьям, цветам,

плодам (берёза, клён, тополь,

дуб, рябина).

Продемонстрировать

приспособленность растений к

сезонным изменениям в природе;

находить и называть отличия,

сходство лиственных и хвойных

Наблюдения

Сбор урожая

Дидактические игры:

"Чего не стало"

"Угадай на ощупь"

"Узнай по описанию"

Беседа: "Что нам осень

принесла"

Пальчиковая гимнастика

"Засолка капусты"

Чтение -Н. Егоров

"Тыква", "Морковка",

"Горох", "Лук".

Ю. Тувим "Овощи"

Игра "-Дорисуй овощ"

Рассматривание картины

"В поле осенью"

Аппликация "Яблоня»

Лепка "Овощи для

магазина"

Наблюдения

Рассматривание листьев,

коры, плодов деревьев

Отгадывание загадок

Игры

"

Дорисуй листочек",

"Соедини листья с

плодами"

Д.и -лото "С какого дерева

листочек"

Рисование "Разноцветные

листочки"

Чтение А. Майков "Кроет

3. "Зелёная аптека"

деревьев. Воспитывать интерес к

познанию.

Познакомить детей с

лекарственными растениями:

ромашкой и подорожником.

Закрепить понятие о взаимосвязи

растительного мира и человека.

Воспитывать бережное

отношение к растениям.

уж лист золотой"

И. Токмакова "Сосны"

Беседа о лекарственных

травах

Загадки

Рассматривание

иллюстраций с растениями

ОКТЯБРЬ

1.Путешествие в

осень

2.Грибы

3.Ягоды

Уточнять и расширять

представления детей о сезонных

изменениях в природе и их

влиянии на жизнь растений,

животных, на деятельность

людей.

Показать связь между живой и

неживой природой. Воспитывать

любовь к природе и интерес к её

явлениям.

Познакомить детей с грибами,

учить выделять съедобные и

несъедобные грибы (рыжик,

белый гриб, мухомор, поганка).

Дать знания о полезных

свойствах грибов.

Расширять знания детей о

ягодах: лесных, садовых; их

пользе, среде произрастания,

качествах (лечат, имеют запах)

Наблюдения за погодой ,

за трудом взрослых

Чтение Ерихеев

"Осень",Э. Мошковская

"Чужая морковка", И.Бунин

"Листопад"(отрывок)

И, Токмакова "Ветрено"

Рассматривание картины

"Времена года"

Дидактические игры:

"Найди такой листок, как

на дереве"

"Кто скорее соберёт"

"Так бывает или нет"

"Детки на ветке"

Развлечение "Осень»

Рисование "Грустная

осень", "Радостная осень"

Лепка "Как ёж готовится к

зиме"

Загадки о грибах

Рассматривание муляжей

грибов и иллюстраций.

Рассказ о месте

произрастания грибов, их

строении, размножени.

Аппликация "Поможем

белочке заготовить грибы"

Рассматривание

иллюстраций и муляжей

ягод

Загадки про ягоды

4. Воздух

Учить выявлять свойства воздуха

(невидим, без запаха, не имеет

формы); учить сравнивать

свойства воды и воздуха (воздух

легче воды). Подвести детей к

выводу о необходимости воздуха

для роста растений.

Д.и."Лесные и садовые

ягоды"

-

Опыт с воздухом (вкус,

запах, цвет)

Надувание мыльных

пузырей

Наблюдение за растениями

(как воздух в почве влияет

на рост и развитие

растения)

Беседа о значении чистого

воздуха на жизнь людей

НОЯБРЬ

1. Мир растений

2.Рыбы

Учить различать и называть

садовые и дикорастущие

растения, классифицировать их

по окраске, строению, запаху.

Убеждать детей в необходимости

ухаживать за растениями.

Воспитывать эстетические

чувства.

Познакомить с аквариумными

рыбками (телескоп, гуппи)и

рыбами, обитающими в водоёмах

нашего края (щука, окунь,

карась) Учить выделять и

называть части тела рыб,

повадки. Знакомить с

особенностями внешнего вида

рыб, позволяющими

приспосабливаться к жизни в

окружающей среде. Побуждать к

наблюдениям за аквариумными

Рассматривание

иллюстраций с

изображением знакомых

садовых и дикорастущих

растений

Чтение рассказа "Зелёные

страницы"

Беседа "Мой любимый

цветок"

Дидактические игры:

"Собери букет"

"Узнай растение"

Рисование "Поляна цветов"

Рассматривание

иллюстраций с

изображением рыб.

Игра "Мы весёлые рыбки"

Лепка "Рыбка"

Аппликация "Аквариум"

(коллективная)

Чтение Л. Берг "Рыбка"

-

3.Вода

ДЕКАБРЬ

1.

Домашние

животные

рыбками. Воспитывать интерес и

желание ухаживать за рыбками.

Продолжать знакомить со

свойствами и признаками воды

(вода может быть холодной,

тёплой, может нагревать другие

вещества; вода прозрачная, но

может менять окраску; имеет

запах, если в ней растворить

пахучие вещества: чем больше

этого вещества, тем интенсивнее

запах и цвет; чем теплее вода,

тем быстрее растворяется

вещество), с различным его

состоянием. Расширять знания

детей о значении воды в нашей

жизни

.

Уточнить и расширить

представления детей о домашних

животных, их внешнем виде.

Дать первоначальные знания

детям об их образе жизни и

приносимой ими пользе.

Познакомить детей с трудом

людей по уходу за домашними

животными (их кормят, лечат,

выгуливают). Прививать добрые

чувства к животным.

Чтение К. Д. Ушинский

«Хотела галка пить»,Н.

Рыжов "Вы слыхали о

воде", Николаева

«Путешествие капельки»

Изготовление цветных

льдинок

Опыты с водой

Окрашивание воды

(сравнение чистой и

грязной воды),растворение

сахара, ванилина.

Загадки о домашних

животных

Рассматривание игрушек,

иллюстраций, картин с

изображением домашних

животных, иллюстраций к

сказкам, в которых героями

являются домашние

животные.

Дидактические игры:

"Назови детёнышей"

"Какая польза от домашних

животных"

"Кто, где живёт"

Чтение сказки "Как собака

друга искала"

Драматизация сказки

"Три поросёнка"

2.

Лесные

жители

3.

Белый снег,

пушистый

Дать первоначальное

представление о лесе и жизни в

нём диких животных (как

передвигаются, чем питаются,

как

спасаются в зимних условиях,

о запрещении охоты на диких

животных).

Помочь детям устанавливать

зависимость изменений в жизни

животных от изменений в

неживой природе. Воспитывать

любовь и заботу к животным.

Способствовать установлению

свойств и качеств снега и льда,

их сравнение.

Подвести детей к пониманию

защитных свойств снега

и зависимости свойств снега от

температуры воздуха ( на

морозе снег рассыпчатый, чтобы

можно было лепить, он должен

быть влажным).

Аппликация «Кисонька»

Беседа о лесе

Рассматривание картины

"Звери в зимнем лесу"

Игра- имитация "Звериная

зарядка"

Д. и.

"Назови ласково","Найди

детёныша".

"Кто, что ест", "Кто, где

живёт"

Рисование "Животные в

лесу" (трафарет)

Сюжетно-ролевая игра

"Зоопарк"

Чтение "Лисичка-

сестричка и волк",

"Зимовье зверей",

"Заюшкина избушка",

Е. Чарушин "Что за

зверь?",Н, Носов "Лисята"

Лепка "Заяц-длинные

уши"

Подвижная игра

медведя во бору"

Опыт со снегом (таяние)

Беседа "Нужен ли зимой

растениям снег?"

Наблюдение за снежинкой

Рисование "Снежинки"

Постройка горки с

помощью взрослых

ЯНВАРЬ

1. Птицы

Продолжать знакомить детей с

зимующими и перелётными

птицами (сорока, ворона, голубь,

Беседа о зимующих и

перелётных птицах

Отгадывание загадок

2. Зимушка-зима

скворец, грач). Расширять знания

детей о жизни птиц зимой, об их

повадках, питании. Воспитывать

сочувствие, сопереживание к

"братьям нашим меньшим"

Расширить представления детей

о сезонных изменениях в природе

и их влиянии на жизнь растений,

животных, на деятельность

людей. Показать детям связь

между живой и неживой

природой. Воспитывать любовь и

интерес ко всему живому.

Рассматривание

иллюстраций с

изображением птиц

Наблюдения за птицами на

участке

Дидактические игры:

"Кто , где живёт",

"Нарисуй птицам дорожку

в сказку"

Рассматривание альбома

"Пернатые друзья"

Рисование "Чудо- птица"

(по мотивам дымковской

игрушки)

Чтение стих-я "Покормите

птиц зимой"

Игра "Птички-невелички"

Устройство птичьей

столовой

Беседа о зиме

Рассматривание картины

"Зимние забавы"

"Как зимуют дикие звери"

Аппликация "Деревья

зимой" (коллективная,

обрывание полосок)

Рисование "Зимушка-

зима"

Лепка из снега крупных

фигур (совместно со

взрослыми)

Чтение "Зимовье", С.

Козлов "Зимняя сказка",

А.Фет "Мама, глянь-ка из

окошка:", И. Суриков

"Зима",А.Барто "Ёлка"

Игра "Жидкое- твёрдое"

Чтение пословиц,

поговорок

Подвижные игры

"Берегись, заморожу"

"Снежинки и ветер"

3. Песок, глина,

камень, почва

ФЕВРАЛЬ

1. Комнатные

растения

1.

Стекло и

металл

.

Научить узнавать и называть

песок, глину, камень. Выявлять

особенности взаимодействия с

водой, влияние воды на их

свойства.

Познакомить с новыми

растениями (бегония и герань) и

со способами их черенкования.

Закрепить названия знакомых

комнатных растений (фиалка,

фикус). Продолжать обучать

детей описывать растение,

отмечая различие и сходство

между ними, характерные

признаки. Поддерживать интерес

к комнатным растениям, желание

наблюдать и ухаживать за ними.

.

Познакомить детей с новым

материалом (стекло, металл);

учить определять признаки

свойства материалов (структура

поверхности, мягкость,

твёрдость, прочность, хрупкость).

Способствовать определению

материала, из которого сделан

предмет.

Расширить знания детей о

весенних изменениях в неживой

Опыт с песком,

глиной(сравнение)

Опыт: как почва влияет на

рост и развитие растений

(рыхление, прополка,

удобрение)

Рассматривание картины

из серии "Уход за

комнатными растениями"

Игры: "Какого растения не

стало", "Живые картинки",

"Опиши, я отгадаю"

Пальчиковая гимнастика

"Посадим цветы"

Рассматривание растений

Опыт по ознакомлению с

потребностями

растений (свет, тепло,

влага, почвенное питание)

Беседа о строении

растений, об уходе за

комнатными растениями

Рассматривание картины

"Цветущий кактус"

Лепка "Кактус"

Опыт со стеклом, металлом

(сравнение предметов)

Дидактическая игра "Из

чего сделан предмет"

Рассматривание

иллюстраций с предметами

из этих материалов

МАРТ

1. В гостях у весны

2. Береги живое!

природе и их влиянии на жизнь

растений и животных , на

деятельность людей. Учить

устанавливать связь сезонных

изменений с наступлением тепла,

появлением солнца. Воспитывать

любовь к природе и интерес к её

явлениям.

Познакомить детей с Красной

книгой, редкими, находящимися

под угрозой исчезновения

видами растений и животных;

вызвать чувство сопереживание,

умение видеть взаимосвязь в

природе. Приучать бережно

относится к цветам, животным,

как части природы, источнику

красоты, радости людей.

Познакомить с новым

материалом (резина и

пластмасса). Учить детей

определять признаки и свойства

материалов. Способствовать

Чтение К. Ф. Юон

"Мартовское солнце",

"Ранняя весна", А. К.

Саврасов "Грачи

прилетели", С. Вангели

"Подснежники"

Дидактические игры :

"Какие животные живут в

лесу", "Когда это бывает",

"Найди детёныша"

Беседа о том, где будут

первые проталинки, где

снег не тает, где быстрее

наступит весна?

Рисование "Волшебница

весна"

Чтение В. Берестов

"Песенка весенних минут",

М. Пришвин "Мать-и -

мачеха", "Одуванчик",

"Ребята и утята"

П/и "Зайцы и волк",

"Птицы и лиса"

Игровое упражнение

"Посели цветы там, где они

выросли"

Игра "Где живут

животные"

Рассматривание Красной

книги, беседа

Рассматривание

предметов из этих

материалов

Сравнение резины и

3.Резина и

пластмасса

определению материала, из

которого сделан предмет.

пластмассы

Дидактическая игра "Из

чего сделан предмет"

АПРЕЛЬ

1.Насекомые

2. Плодовый сад в

период цветения

Дать элементарные знания о

жуках (майский, носорог, божья

коровка, пчела, кузнечик,

муравей); бабочках (крапивница,

капустница); на доступных

примерах показать, что

скрывается за названием

некоторых бабочек. Показать

пользу насекомых.

Воспитывать интерес и доброе

отношение к насекомым.

Познакомить с яркими

особенностями весеннего

состояния плодовых деревьев

(цветением), учить различать 2-3

дерева по цветкам.

Продолжать устанавливать связи

между изменением условий

(тепло, свет) и изменением

состояния растений (рост

и цветение, между

потребностями насекомых в

пище и тепле и их

поведением)..Воспитывать

эстетические чувства.

Отгадывание загадок

Наблюдения за

насекомыми

Рассматривание

иллюстраций

Дидактические игры:

"Найди насекомых,

поедающих листья"

"Как спрятаться бабочкам

Чтение М. Пришвина

"Божья коровка",

"Кузнечик", "Майский жук"

(из книги В. Зотова "Лесная

мозаика")

Рисование "Божья коровка"

Лепка "Зелёная гусеница"

Наблюдения за цветением

деревьев

Рассматривание

иллюстраций "Сравнение

различных периодов

весны"

Дидактические игры

"Раскрась предметы живой

и неживой природы"

"Найди такой же"

"Подбери листок к дереву"

Чтение художественной

литературы

Рисование "Яблоня в

цвету"

Рассказ о взаимосвязи

цветущих деревьях и пчёл

Игра "Что , где зреет"

Рассматривание картины

3.Земля - мой дом

Дать представления о суше и

водном пространстве,

разнообразии рельефа земной

поверхности, водоёмов (пруд,

болото, озеро, река, море), видах

поселения (деревня, город,

страна), о звёздах. Поощрять

желания делится своими

впечатлениями с окружающими.

"Цветущий сад"

Игра "Пчёлки"

Беседа "Где я живу"

Сравнение речки, болота,

моря

-Рассматривание картины

"Семья дома"

Рассматривание семейных

фотографий

Дидактические игры:

"Рассели животных"

"Кто живёт на суше, а кто в

воде"

"Наша семья"

Беседа о звёздах

Рисование "Звёздное небо"

МАЙ

1.Экологическая

тропинка

2.Человек

Приблизить детей к природе;

учить их общаться с ней, любить

ее. Уточнить имеющиеся знания

детей об окружающей природе (о

цветах на клумбе, о лесе, об

огороде, о зелёной аптеке)

Упражнять в практической

помощи природе (уборка мусора,

лечение деревьев)

Подвести к осознанию себя как

живого существа, имеющего

особенности и потребности.

Формировать представления

детей о некоторых органах и

системах строения человека, о

"+" и "-" влиянии на них.

Развивать сенсорную

Чтение стих-я Р.

Рождественского "Береги

природу"

Целевая прогулка по

экологической тропинке

Беседа "Что ты сделал

доброе для природы?"

Дидактическая игра "Кто

больше", "Опиши, а мы

отгадаем"

Подвижная игра "Раз, два,

три- к дереву беги"

Рассматривание плакатов,

иллюстраций со строением

органов человека

Дидактическая игра

"Понюхай и отгадай",

"Угадай на вкус"

Беседа о потребностях

человека, о вредных

3. Бумага, древесина,

ткань

чувствительность при решении

познавательных задач.

Расширять знания детей о

свойствах и качествах различных

материалов, уметь их сравнивать.

Продолжать учить пользоваться

различными материалами

(бумага, мягкая проволка, ткань,

нитки, "бумажное тесто",

соломка, пробки, крышки и т. д.)

и инструментами. Воспитывать

интерес и желание

преобразовывать из известных

материалов в поделки.

привычках

Гимнастика для глаз

Изготовление поделок,

построек

Оригами из бумаги

Рассматривание

предметов, игрушек из

знакомых материалов

Опыт с бумагой,

древесиной

Аппликация из ткани

"Полянка цветов"



В раздел образования