Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Литературное чтение – инструмент развития ребенка.
Раздел: дошкольное образование
Литературное чтение – инструмент развития ребенка.
Сидоренко Ирина Викторовна
Воспитатель первой квалификационной категории
МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск
«Чтение – вот лучшее учение!»
А.С.Пушкин
Литература
занимает
важное
место
в
жизни
детей
дошкольного
возраста и образовательном процессе. Это инструмент развития ребенка.
Попробуем разобраться в проблемах приобщения детей к художественной
литературе и чтению. Подберем детскую литературу для чтения; обозначим
актуальные
проблемы
детского
чтения;
как
сформировать
у
детей
дошкольного возраста интерес к чтению и любви к литературе; умению
педагога увлечь чтением и «влюбить» ребенка в литературу.
Проводником дошкольников в мир современной детской литературы
должен быть подготовленный руководитель детского чтения (воспитатель,
библиотекарь, педагог, родитель), ориентирующийся в процессе.
Под современной литературой мы понимаем произведения для детей,
написанные в последние 20-25 лет. Современная
отечественная детская
литература
пришла
на
смену
детской
литературе
советского
периода.
Отечественная детская литература
всегда была связана
с общественным
развитием. Трансформация государственного устройства в стране не могла
не привести к изменениям в детской литературе как части культуры.
Важно, что детская литература продолжает жить, и она изменилась:
освободилась
от
идеологической
заданности,
обновилась
проблемно,
предметно-тематически
(есть
бизнес
-
Э.Успенский;
барабашка
и
инопланетяне
-
Усачев;
мокрушник,
вор-домушник,
мать-одиночка
–
Бородицкая; йети, свалка – Игнатова)
Принципиальные изменения в проблематике произведений для детей
существенно
расширилась:
православная
тематика
(в
свободном
доступе
Библия для детей, учебники по Закону Божьему, «История России в рассказах
для
детей»
А.О.Ишимовой),
идея
свободы
и
человеческого
достоинства,
реализация
прав
человека
(А.А.Усачев
«Приключения
маленького
человечка»).
Появились
современные
писатели:
Г.Н.
Юдин,
С.Н.Рыбакова,
М.
Бородицкая, Д. Бурачевская, С. Махотин, А.Усачев и др. Писатели должное
внимание
уделяют
изображению
игры
детской
фантазии,
воображению,
детской игры и игрушек. Интересна и тема изображения взрослых («хмурый
дядька бородатый», старый портной
«творит» платье для внучки, добрые
чудаки…).
Активно
представлены
произведения
о
природе
(«Красная
книжка», «Имя для рыбы», «Ягодно-ювилирное»)
Современная
детская
литература
очень
внимательна
к
детской
психологии, что проявляется и в учете возрастных особенностях читателей.
Уровень толкования текста зависит от возраста и компетентности читателя:
простое прочтение текста (его нужно понять); оценка его художественной
стороны; психологический комментарий. Существенную роль в современной
детской
литературе
играют
межтекстовые
связи.
Взаимодействия
можно
проследить
сопоставив
«Живую
азбуку»
Усачева
и
«Мохнатую
азбуку»
Заходера;
«Увеличительное
стекло»
М.Л.
Москвиной
и
«Муха-Цокотуха»
К.И.Чуковского. Наличие межтекстовых связей ставит задачу помощи детям
в освоении прочитанного.
Приходится
с
сожалением
признать,
что
ситуация,
связанная
с
чтением, резко ухудшилась. Современный человек, стал меньше читать – его
вытесняют телевидение, интернет, компьютерные игры, свободное чтение
уступает место деловому. Социологи и психологи фиксируют негативное
влияние
масс-медиа
на
детское
чтение
и
детскую
литературу
(печатная
информация на бумажном носителе сдает свои позиции перед визуальной).
Другая
проблема
–
это
появление
новых
типов
книг,
которые
составляют
серьезную
конкуренцию
традиционной
печатной
книге,
в
частности, электронные и аудиокниги. Трудно воспринимать новый текст с
чужого
голоса,
слушать
и
не
видеть
при
этом
человека.
Традиционная
печатная книга имеет следующие преимущества (мнение О.В. Поздняковой) :
1.Книга
физиологична
в
плане
формата,
фактуры
бумаги,
цветового
оформления, шрифта.
2.Книга терапевтична особенно для детей гиперактивных, агрессивных, с
трудностями в концентрации внимания, с плохо развитой речью.
3.Книга
обеспечивает
осмысленное
восприятие
за
счет
возможности
перечитать, перелистать, переспросить, пересказать услышанное
Основное
преимущество
–
это
организация
общения
взрослого
и
ребенка,
в
возможности
выстраивать
их
совместную
деятельность.
При
слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на
ребенка,
а
их взаимодействие, так как источник действия исходит и от
взрослого, и от ребенка. Для ситуации совместного чтения в семейном кругу
важно, чтобы взрослый:
1. откликался на любую просьбу ребенка почитать.
2.
не
воспринимал
это
как
тяжелую
обязанность
и
не
заменял
чтение
просмотром телевизора, компьютера.
3. читал ребенку любимые в своем детстве книги.
4. использовал метод медленного «равномерно-внимательного»
чтения с
остановками, возвращением назад, рассматриванием иллюстраций.
5. поддерживал инициативу ребенка сделать что-то на основе прочитанного
(рисунок, поделку, игру)
6. продолжал читать ребенку, даже если тот уже научился этому.
Методика литературного слушания в детском саду условно может
включать следующие этапы:
1. прогнозирование содержания текста (по картинкам, предметам, заголовку,
обложке)
2.
первичное
восприятие
(читать
текст,
пользуясь
приемом
«получтение-
полурассказывание»,
следя
за
эмоциональными
впечетлениями
детей
-
происходит обмен и проверка ранее высказанных предположений.)
3.углубленное
восприятие
(открытые
вопросы
взрослого
и
детей
о
непонятном, выборочное перечитывание, моделирование текста)
4. обобщение прочитанного (обобщающий вопрос, осмысление заголовка,
рассматривание книги)
5. р ечетворческая деятельность на основе прочитанного (инсценирование,
творческое продолжение, пересказ, совместное рассказывание)
Методические приемы литературного слушания:
1. Прогнозирование содержания по заголовку, обложке
2.
Первичное
чтение
с
остановками,
где
происходит
прогнозирование
развития событий, поведения героев.
3.
Коллективное
воссоздание
прочитанного:
педагог
начинает
фразу
(отрывок), а ребенок заканчивает.
4. «Ловушка»: взрослый читает с фактическими ошибками, дети реагируют и
исправляют.
5. Реконструирование и конструирование заголовка.
6.
Игра
«Да-нет»:
дети
реагируют
на
утверждение
по
тексту
ответом,
карточкой или действием – по договоренности.
7. Игра «Поставь по порядку»: к тексту прилагается ряд картинок, которые
нужно поставить по порядку и пересказать прослушанный текст.
Специалисты говорят о смене моделей чтения: дети читают меньше.
Просто они читают по-другому. Поменялись задачи, которые дети ставят,
обращаясь к книге. Они стремятся получить информацию и мы видим, как
уходит стремление получить наслаждение от чтения. Дети не «включают»
эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою.
Причины:
- по своей инициативе они никогда не обращаются к книге;
- быстро теряют интерес к чтению, отвлекаются.
Анализ рекомендаций, содержащихся в методическом сопровождении
образовательных программ, выявил преобладание классических методов в
работе
с
книгой
и
художественным
текстом. К новым можно отнести:
моделирование и метод проектов.
Моделирование
с од е р ж а н и я
л и т е р ат у р н ы х
п р о и з в е д е н и й ,
рекомендуемые
авторами
программы
«Развития»,
не
получило
широкого
распрастронения. Он используется как «опорная схема», наглядный план для
запоминания. Помогает осмыслению литературного текста, выделить в нем
узловые моменты. Но формирует он интерес к чтению? Вопрос открыт.
Метод
проектов:
при
правильной
организации
проектной
деятельности
действительно вызывает у детей интерес к книге, чтению и
способствует воспитанию читателя.
Рукотворная
книга.
Побуждает
детей
внимательно
слушать
литературное
произведение,
вдумываться,
анализировать,
рассматривать,
замечать особенности
* тематическая книга
* аудиокнига
И все же основной метод был и остается - чтение. Главное, чтобы
стремление помочь детям понять произведение, не убило эмоциональную
сторону его восприятия.
Обязательные этапы чтения художественных произведений:
1.Рассматривание
книги
с
целью
вызвать
у
детей
желание
прочитать.
Обсуждение названия текста, иллюстраций к нему….
2.Чтение текста в режиме «диалогового» чтения ( остановки, комментарии,
вопросы, эмоции, воображение). Задача – помочь детям «войти» в текст.
3.Работа
с
текстом
после
чтения
(беседа-обсуждение,
эмоциональное
проживание…)
Основное
внимание
при
организации
чтения
детям
уделяется
восприятию текста.
Огромное
внимание
уделяется
организации
окружающей
художественно-речевой среды. Грамотная организация – забота воспитателей
и
родителей.
Ежедневное
чтение
и
рассказывание
детям
должно
стать
ритуалом.
Пример
взрослых,
их
заинтересованное
отношение
к
книгам
побуждает к погружению детей в художественно-речевую среду. Домашняя
библиотека, литературный центр, уголок книги, библиотека – составляющие
художественно-речевой среды.
Требования к организации работы литературного центра:
1.
Динамичность
содержания
(обновление,
размещение,
иллюстрации,
рисунки)
2. Коммуникативный подход к работе с книгой, ознакомлению с книжной
культурой, детской литературой.
3. Разнообразие форм организации деятельности детей (починка книг, их
классификация, оформление книжных выставок).
4. Гармоничное сочетание совместной со взрослым и самостоятельной
Вызвать
интерес
к
чтению
у
детей
можно
используя
в
работе
современные
экранные
средства:
просмотр
мультфильмов,
фильмов,
мультимедиапроекторов, интерактивные доски…
Немаловажно, что приобщение детей к чтению способствует развитию
внеситуативного общения со взрослыми: внеситуативно-позновательного и
внеситуативно-личностного. А это способствует развитию у дошкольников
восприимчивости
к
воспитательным
воздействиям
педагогов,
родителей,
учителей (считает М.И. Лисина).
Формирование интереса к чтению невозможно без взаимодействия и
сотрудничества
с
семьей
ребенка.
Это
индивидуальные
беседы,
консультации,
лектории,
конкурсы
иллюстраций
детей
и
родителей,
совместное
сочинение
сказок,
проектная
деятельность
по
созданию
рукотворных книг, издание домашних литературных журналов, газет…)
Важно
понимать,
что
«знакомство
с
книжной
культурой,
детской
литературой - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и
понимания произведения искусства» - это задачи, решение которых будет
способствовать
формированию
интереса
к
чтению,
желания
и
умения
слушать художественные произведения, воспитанию будущего читателя.
Список литературы:
Журнал «Детский сад: теория и практика» № 3.2015г.
«Развитие
речи
у
детей
в
общении
с
взрослыми»
М.И.
Лисина:
М.Педагогика1985г.
К.И.Чуковский «От двух до пяти»
Л.С.
Выготский
«Детская
педагогика»/Под
ред.
Д.Б.
Эльконина.
М.:Педагогика,1984г.