Напоминание

Литературное чтение – инструмент развития ребенка.


Автор: Сидоренко Ирина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 31
Населённый пункт: ЗАТО Железногорск, Красноярский край
Наименование материала: статья
Тема: Литературное чтение – инструмент развития ребенка.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Литературное чтение – инструмент развития ребенка.

Сидоренко Ирина Викторовна

Воспитатель первой квалификационной категории

МБДОУ № 31 «Колокольчик», ЗАТО Железногорск

«Чтение – вот лучшее учение!»

А.С.Пушкин

Литература

занимает

важное

место

в

жизни

детей

дошкольного

возраста и образовательном процессе. Это инструмент развития ребенка.

Попробуем разобраться в проблемах приобщения детей к художественной

литературе и чтению. Подберем детскую литературу для чтения; обозначим

актуальные

проблемы

детского

чтения;

как

сформировать

у

детей

дошкольного возраста интерес к чтению и любви к литературе; умению

педагога увлечь чтением и «влюбить» ребенка в литературу.

Проводником дошкольников в мир современной детской литературы

должен быть подготовленный руководитель детского чтения (воспитатель,

библиотекарь, педагог, родитель), ориентирующийся в процессе.

Под современной литературой мы понимаем произведения для детей,

написанные в последние 20-25 лет. Современная

отечественная детская

литература

пришла

на

смену

детской

литературе

советского

периода.

Отечественная детская литература

всегда была связана

с общественным

развитием. Трансформация государственного устройства в стране не могла

не привести к изменениям в детской литературе как части культуры.

Важно, что детская литература продолжает жить, и она изменилась:

освободилась

от

идеологической

заданности,

обновилась

проблемно,

предметно-тематически

(есть

бизнес

-

Э.Успенский;

барабашка

и

инопланетяне

-

Усачев;

мокрушник,

вор-домушник,

мать-одиночка

Бородицкая; йети, свалка – Игнатова)

Принципиальные изменения в проблематике произведений для детей

существенно

расширилась:

православная

тематика

свободном

доступе

Библия для детей, учебники по Закону Божьему, «История России в рассказах

для

детей»

А.О.Ишимовой),

идея

свободы

и

человеческого

достоинства,

реализация

прав

человека

(А.А.Усачев

«Приключения

маленького

человечка»).

Появились

современные

писатели:

Г.Н.

Юдин,

С.Н.Рыбакова,

М.

Бородицкая, Д. Бурачевская, С. Махотин, А.Усачев и др. Писатели должное

внимание

уделяют

изображению

игры

детской

фантазии,

воображению,

детской игры и игрушек. Интересна и тема изображения взрослых («хмурый

дядька бородатый», старый портной

«творит» платье для внучки, добрые

чудаки…).

Активно

представлены

произведения

о

природе

(«Красная

книжка», «Имя для рыбы», «Ягодно-ювилирное»)

Современная

детская

литература

очень

внимательна

к

детской

психологии, что проявляется и в учете возрастных особенностях читателей.

Уровень толкования текста зависит от возраста и компетентности читателя:

простое прочтение текста (его нужно понять); оценка его художественной

стороны; психологический комментарий. Существенную роль в современной

детской

литературе

играют

межтекстовые

связи.

Взаимодействия

можно

проследить

сопоставив

«Живую

азбуку»

Усачева

и

«Мохнатую

азбуку»

Заходера;

«Увеличительное

стекло»

М.Л.

Москвиной

и

«Муха-Цокотуха»

К.И.Чуковского. Наличие межтекстовых связей ставит задачу помощи детям

в освоении прочитанного.

Приходится

с

сожалением

признать,

что

ситуация,

связанная

с

чтением, резко ухудшилась. Современный человек, стал меньше читать – его

вытесняют телевидение, интернет, компьютерные игры, свободное чтение

уступает место деловому. Социологи и психологи фиксируют негативное

влияние

масс-медиа

на

детское

чтение

и

детскую

литературу

(печатная

информация на бумажном носителе сдает свои позиции перед визуальной).

Другая

проблема

это

появление

новых

типов

книг,

которые

составляют

серьезную

конкуренцию

традиционной

печатной

книге,

в

частности, электронные и аудиокниги. Трудно воспринимать новый текст с

чужого

голоса,

слушать

и

не

видеть

при

этом

человека.

Традиционная

печатная книга имеет следующие преимущества (мнение О.В. Поздняковой) :

1.Книга

физиологична

в

плане

формата,

фактуры

бумаги,

цветового

оформления, шрифта.

2.Книга терапевтична особенно для детей гиперактивных, агрессивных, с

трудностями в концентрации внимания, с плохо развитой речью.

3.Книга

обеспечивает

осмысленное

восприятие

за

счет

возможности

перечитать, перелистать, переспросить, пересказать услышанное

Основное

преимущество

это

организация

общения

взрослого

и

ребенка,

в

возможности

выстраивать

их

совместную

деятельность.

При

слушании художественного текста происходит не воздействие взрослого на

ребенка,

а

их взаимодействие, так как источник действия исходит и от

взрослого, и от ребенка. Для ситуации совместного чтения в семейном кругу

важно, чтобы взрослый:

1. откликался на любую просьбу ребенка почитать.

2.

не

воспринимал

это

как

тяжелую

обязанность

и

не

заменял

чтение

просмотром телевизора, компьютера.

3. читал ребенку любимые в своем детстве книги.

4. использовал метод медленного «равномерно-внимательного»

чтения с

остановками, возвращением назад, рассматриванием иллюстраций.

5. поддерживал инициативу ребенка сделать что-то на основе прочитанного

(рисунок, поделку, игру)

6. продолжал читать ребенку, даже если тот уже научился этому.

Методика литературного слушания в детском саду условно может

включать следующие этапы:

1. прогнозирование содержания текста (по картинкам, предметам, заголовку,

обложке)

2.

первичное

восприятие

(читать

текст,

пользуясь

приемом

«получтение-

полурассказывание»,

следя

за

эмоциональными

впечетлениями

детей

-

происходит обмен и проверка ранее высказанных предположений.)

3.углубленное

восприятие

(открытые

вопросы

взрослого

и

детей

о

непонятном, выборочное перечитывание, моделирование текста)

4. обобщение прочитанного (обобщающий вопрос, осмысление заголовка,

рассматривание книги)

5. р ечетворческая деятельность на основе прочитанного (инсценирование,

творческое продолжение, пересказ, совместное рассказывание)

Методические приемы литературного слушания:

1. Прогнозирование содержания по заголовку, обложке

2.

Первичное

чтение

с

остановками,

где

происходит

прогнозирование

развития событий, поведения героев.

3.

Коллективное

воссоздание

прочитанного:

педагог

начинает

фразу

(отрывок), а ребенок заканчивает.

4. «Ловушка»: взрослый читает с фактическими ошибками, дети реагируют и

исправляют.

5. Реконструирование и конструирование заголовка.

6.

Игра

«Да-нет»:

дети

реагируют

на

утверждение

по

тексту

ответом,

карточкой или действием – по договоренности.

7. Игра «Поставь по порядку»: к тексту прилагается ряд картинок, которые

нужно поставить по порядку и пересказать прослушанный текст.

Специалисты говорят о смене моделей чтения: дети читают меньше.

Просто они читают по-другому. Поменялись задачи, которые дети ставят,

обращаясь к книге. Они стремятся получить информацию и мы видим, как

уходит стремление получить наслаждение от чтения. Дети не «включают»

эмоции при чтении, они не умеют сопереживать герою.

Причины:

- по своей инициативе они никогда не обращаются к книге;

- быстро теряют интерес к чтению, отвлекаются.

Анализ рекомендаций, содержащихся в методическом сопровождении

образовательных программ, выявил преобладание классических методов в

работе

с

книгой

и

художественным

текстом. К новым можно отнести:

моделирование и метод проектов.

Моделирование

с од е р ж а н и я

л и т е р ат у р н ы х

п р о и з в е д е н и й ,

рекомендуемые

авторами

программы

«Развития»,

не

получило

широкого

распрастронения. Он используется как «опорная схема», наглядный план для

запоминания. Помогает осмыслению литературного текста, выделить в нем

узловые моменты. Но формирует он интерес к чтению? Вопрос открыт.

Метод

проектов:

при

правильной

организации

проектной

деятельности

действительно вызывает у детей интерес к книге, чтению и

способствует воспитанию читателя.

Рукотворная

книга.

Побуждает

детей

внимательно

слушать

литературное

произведение,

вдумываться,

анализировать,

рассматривать,

замечать особенности

* тематическая книга

* аудиокнига

И все же основной метод был и остается - чтение. Главное, чтобы

стремление помочь детям понять произведение, не убило эмоциональную

сторону его восприятия.

Обязательные этапы чтения художественных произведений:

1.Рассматривание

книги

с

целью

вызвать

у

детей

желание

прочитать.

Обсуждение названия текста, иллюстраций к нему….

2.Чтение текста в режиме «диалогового» чтения ( остановки, комментарии,

вопросы, эмоции, воображение). Задача – помочь детям «войти» в текст.

3.Работа

с

текстом

после

чтения

(беседа-обсуждение,

эмоциональное

проживание…)

Основное

внимание

при

организации

чтения

детям

уделяется

восприятию текста.

Огромное

внимание

уделяется

организации

окружающей

художественно-речевой среды. Грамотная организация – забота воспитателей

и

родителей.

Ежедневное

чтение

и

рассказывание

детям

должно

стать

ритуалом.

Пример

взрослых,

их

заинтересованное

отношение

к

книгам

побуждает к погружению детей в художественно-речевую среду. Домашняя

библиотека, литературный центр, уголок книги, библиотека – составляющие

художественно-речевой среды.

Требования к организации работы литературного центра:

1.

Динамичность

содержания

(обновление,

размещение,

иллюстрации,

рисунки)

2. Коммуникативный подход к работе с книгой, ознакомлению с книжной

культурой, детской литературой.

3. Разнообразие форм организации деятельности детей (починка книг, их

классификация, оформление книжных выставок).

4. Гармоничное сочетание совместной со взрослым и самостоятельной

Вызвать

интерес

к

чтению

у

детей

можно

используя

в

работе

современные

экранные

средства:

просмотр

мультфильмов,

фильмов,

мультимедиапроекторов, интерактивные доски…

Немаловажно, что приобщение детей к чтению способствует развитию

внеситуативного общения со взрослыми: внеситуативно-позновательного и

внеситуативно-личностного. А это способствует развитию у дошкольников

восприимчивости

к

воспитательным

воздействиям

педагогов,

родителей,

учителей (считает М.И. Лисина).

Формирование интереса к чтению невозможно без взаимодействия и

сотрудничества

с

семьей

ребенка.

Это

индивидуальные

беседы,

консультации,

лектории,

конкурсы

иллюстраций

детей

и

родителей,

совместное

сочинение

сказок,

проектная

деятельность

по

созданию

рукотворных книг, издание домашних литературных журналов, газет…)

Важно

понимать,

что

«знакомство

с

книжной

культурой,

детской

литературой - развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и

понимания произведения искусства» - это задачи, решение которых будет

способствовать

формированию

интереса

к

чтению,

желания

и

умения

слушать художественные произведения, воспитанию будущего читателя.

Список литературы:

Журнал «Детский сад: теория и практика» № 3.2015г.

«Развитие

речи

у

детей

в

общении

с

взрослыми»

М.И.

Лисина:

М.Педагогика1985г.

К.И.Чуковский «От двух до пяти»

Л.С.

Выготский

«Детская

педагогика»/Под

ред.

Д.Б.

Эльконина.

М.:Педагогика,1984г.



В раздел образования