Автор: Пестрикова Светлана Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Олененок"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Олененок»
Методическая разработка
«Патриотическое воспитание в ДОУ»
Автор : Пестрикова С. В.
старший воспитатель
г. Новый Уренгой
2019 г
Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем
поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная
проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и
политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере
морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В
нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:
книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.
Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные
дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой
духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над
духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и
патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне
за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость
работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и
духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без
этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как
результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой
личности.
В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться
недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и
правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного
социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому на
современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание
является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.
Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном
государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного
воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,
общества и государства».
Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот
период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом
возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У
дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и
к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания
углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются
навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о
непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).
Именно эти понятия стали основой для определения темы моей методической
работы.
Как же, какими приемами и методами заинтересовать ребенка в такой сложной
на первый взгляд теме? Рассмотрим работу по возрастным группам.
2 младшая группа:
Цель патриотического воспитания: Воспитание у дошкольников
патриотических качеств и гражданской принадлежности, как важнейшей
духовно-нравственной и социальной ценности.
Задачи патриотического воспитания:
- Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.
- Воспитание любви к культурному наследию своего народа, собственного
достоинства, как представителя своего народа.
- Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,
детскому саду, городу).
- Формирование толерантного отношения к представителям других
национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
В настоящее время я работаю воспитателем второй младшей группы. Работу по
нравственно – патриотическому воспитанию детей осуществляю на основе
следующих задач:
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства
сопричастности к семье, родном дому, родному краю.
Задачи:
- Прививать детям чувство любви к своей семье, родному краю, родной природе,
культуре и традициям своего народа.
- Воспитывать проявление сострадания, заботы, внимания к родным людям.
- Создавать эмоционально - благополучную атмосферу во взаимоотношениях
между взрослыми и детьми.
Для самых маленьких это в первую очередь заучивание потешек, стихов, чтение
сказок. Дети этого возраста любят кукол Машу и Катю, жалеют их, укладывают
спать. Особой популярностью пользуются игры с пальчиками: «Этот пальчик
дедушка, этот пальчик бабушка…», «Дом и ворота».
Средняя группа
Цель: Прививать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город,
желание больше узнать о нем.
Задачи:
- Развивать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на
основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому родного
края.
- Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего
города.
Дети этого возраста с большим удовольствием рассматривают не только фото
детского сада, семьи, но и родного города. Вместе с родителями участвуют в
фотоконкурсах, таких как «Родного города краса», «Я люблю тебя мой край».
Старшая группа
Цель: Расширение представлений дошкольников о родном городе, республике,
стране.
Задачи:
- Развивать чувство гордости за достижения своего народа, родной страны;
- Воспитывать любовь к родному краю, е природе, бережное отношение к ней;
- Знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);
- Формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их
традициям.
Дети этого возраста с большим удовольствием рассматривают книги,
энциклопедии. Любят слушать сказки о добре и зле, о хороших поступках.
Знакомятся с символикой родного города, района, России, с народными
праздниками: России (масленица, Рождество, пасха) и Татарстана (сабантуй,
навруз, Курбан байрам).
Подготовительная к школе группа
Цель: Формирование личности ребенка как самостоятельного, активного,
уважающего права других граждан, живущих в демократическом обществе.
Задачи:
- Развивать интерес к традициям и промыслам своего народа.
- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому
саду, улице, городу, родной стране.
- Формировать элементарные знания о правах человека; о городах Татарстана,
России; о символике района, Татарстана и России.
- Формировать представление о главе района, Президенте Татарстана и России.
Дети подготовительной к школе группы знакомятся с народным промыслом:
«Хохломская роспись», «Гжель», «Городецкая роспись», а также активно
участвуют в народных празднованиях. В игровой форме формируют знания о
правах человека, как гражданина своей родины. Продолжают ознакомление с
символикой города, района, республики и страны.
Большое внимание в своей работе я уделяю работе с семьями воспитанников.
Родители активно участвуют во всех направлениях деятельности детского сада и
группы: участвуют в конкурсах, выставках, праздничных мероприятиях.
Воспитанники второй младшей группы получили сертификаты участника:
Драгунов Данил - 1 Всероссийского конкурса детского творчества «Мой
Татарстан» и Канифадина Элина - конкурса детского творчества «Золотые
краски осени».
Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского
сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Я в работе по данному
направлению ставлю немаловажную задачу – формирование представления о
том, что главным богатством и ценностью нашей страны является
высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный человек,
который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего
ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в
духовных и культурных традициях многонационального народа России.
Проблема патриотического воспитания дошкольников является предметом
исследований многих ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г.
Белинского, М.И. Богомоловой. Н.Ф. Виноградовой, Е.И. Корнеевой, А.С.
Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.
«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное
и сохраненное, предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать е, стать подлинным патриотом»
С. Михалков