Напоминание

"Патриотическое воспитание в ДОУ"


Автор: Пестрикова Светлана Валерьевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС "Олененок"
Населённый пункт: ЯНАО Тюменская область, г. Новый Уренгой
Наименование материала: Методические рекомендации
Тема: "Патриотическое воспитание в ДОУ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Олененок»

Методическая разработка

«Патриотическое воспитание в ДОУ»

Автор : Пестрикова С. В.

старший воспитатель

г. Новый Уренгой

2019 г

Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем

поколении, ее острота не ослабевали никогда. В современном обществе данная

проблема приобретает особую актуальность. Социально-экономические и

политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере

морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В

нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции:

книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера.

Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные

дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой

духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над

духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и

патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне

за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость

работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и

духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без

этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как

результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой

личности.

В последнее время в российском обществе стал очень остро ощущаться

недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и

правил жизни, отсутствие согласия в вопросах корректного и конструктивного

социального поведения, выбора жизненных ориентиров. Поэтому на

современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание

является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном

государственном образовательном стандарте дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного

образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного

воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи,

общества и государства».

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот

период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом

возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. У

дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и

к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания

углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются

навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о

непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Именно эти понятия стали основой для определения темы моей методической

работы.

Как же, какими приемами и методами заинтересовать ребенка в такой сложной

на первый взгляд теме? Рассмотрим работу по возрастным группам.

2 младшая группа:

Цель патриотического воспитания: Воспитание у дошкольников

патриотических качеств и гражданской принадлежности, как важнейшей

духовно-нравственной и социальной ценности.

Задачи патриотического воспитания:

- Развитие духовно-нравственных качеств дошкольников.

- Воспитание любви к культурному наследию своего народа, собственного

достоинства, как представителя своего народа.

- Формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье,

детскому саду, городу).

- Формирование толерантного отношения к представителям других

национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.

В настоящее время я работаю воспитателем второй младшей группы. Работу по

нравственно – патриотическому воспитанию детей осуществляю на основе

следующих задач:

Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувства

сопричастности к семье, родном дому, родному краю.

Задачи:

- Прививать детям чувство любви к своей семье, родному краю, родной природе,

культуре и традициям своего народа.

- Воспитывать проявление сострадания, заботы, внимания к родным людям.

- Создавать эмоционально - благополучную атмосферу во взаимоотношениях

между взрослыми и детьми.

Для самых маленьких это в первую очередь заучивание потешек, стихов, чтение

сказок. Дети этого возраста любят кукол Машу и Катю, жалеют их, укладывают

спать. Особой популярностью пользуются игры с пальчиками: «Этот пальчик

дедушка, этот пальчик бабушка…», «Дом и ворота».

Средняя группа

Цель: Прививать любовь к родному городу, чувство гордости за свой город,

желание больше узнать о нем.

Задачи:

- Развивать чувство любви к своему родному краю, своей малой Родине на

основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

- Воспитывать чувство патриотизма, уважение к культурному прошлому родного

края.

- Знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своего

города.

Дети этого возраста с большим удовольствием рассматривают не только фото

детского сада, семьи, но и родного города. Вместе с родителями участвуют в

фотоконкурсах, таких как «Родного города краса», «Я люблю тебя мой край».

Старшая группа

Цель: Расширение представлений дошкольников о родном городе, республике,

стране.

Задачи:

- Развивать чувство гордости за достижения своего народа, родной страны;

- Воспитывать любовь к родному краю, е природе, бережное отношение к ней;

- Знакомить детей с символами государства (гербом, флагом, гимном);

- Формировать чувство толерантности, уважения к другим народам, их

традициям.

Дети этого возраста с большим удовольствием рассматривают книги,

энциклопедии. Любят слушать сказки о добре и зле, о хороших поступках.

Знакомятся с символикой родного города, района, России, с народными

праздниками: России (масленица, Рождество, пасха) и Татарстана (сабантуй,

навруз, Курбан байрам).

Подготовительная к школе группа

Цель: Формирование личности ребенка как самостоятельного, активного,

уважающего права других граждан, живущих в демократическом обществе.

Задачи:

- Развивать интерес к традициям и промыслам своего народа.

- Воспитывать у ребенка любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому

саду, улице, городу, родной стране.

- Формировать элементарные знания о правах человека; о городах Татарстана,

России; о символике района, Татарстана и России.

- Формировать представление о главе района, Президенте Татарстана и России.

Дети подготовительной к школе группы знакомятся с народным промыслом:

«Хохломская роспись», «Гжель», «Городецкая роспись», а также активно

участвуют в народных празднованиях. В игровой форме формируют знания о

правах человека, как гражданина своей родины. Продолжают ознакомление с

символикой города, района, республики и страны.

Большое внимание в своей работе я уделяю работе с семьями воспитанников.

Родители активно участвуют во всех направлениях деятельности детского сада и

группы: участвуют в конкурсах, выставках, праздничных мероприятиях.

Воспитанники второй младшей группы получили сертификаты участника:

Драгунов Данил - 1 Всероссийского конкурса детского творчества «Мой

Татарстан» и Канифадина Элина - конкурса детского творчества «Золотые

краски осени».

Постепенно ребенок понимает, что он – частица большого коллектива – детского

сада, класса, школы, а затем и всей нашей страны. Я в работе по данному

направлению ставлю немаловажную задачу – формирование представления о

том, что главным богатством и ценностью нашей страны является

высоконравственный, творческий, компетентный и инициативный человек,

который принимает судьбу страны, как свою личную, осознающего

ответственность за настоящее и будущее своей Родины, укорененного в

духовных и культурных традициях многонационального народа России.

Проблема патриотического воспитания дошкольников является предметом

исследований многих ученых. Данные вопросы освещаются в трудах В.Г.

Белинского, М.И. Богомоловой. Н.Ф. Виноградовой, Е.И. Корнеевой, А.С.

Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и других.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное

и сохраненное, предшествующим поколением,

может любить Родину, узнать е, стать подлинным патриотом»

С. Михалков



В раздел образования