Напоминание

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»


Автор: Маскалевич Татьяна Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №94
Населённый пункт: города Калуги, Калужская область
Наименование материала: учебно-методический материал
Тема: Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного

возраста»

Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в

жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий мир. А в

детском саду ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми,

пытается найти свое место среди них, учится жить в ладу с самим собой и

окружающими и получает первые элементарные знания.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь

малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути

дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в

школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но

часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может

толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет

собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической

помощи,

основанный

на

творчестве

и

игре.

Другими

словами,

это

лечение

творчеством.

Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через

развитие способности самовыражения и самопознания. Арт-терапия ненавязчиво

исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг

себя прекрасным и гостеприимным.

В чем преимущества арт-терапии?

У метода арт-терапии есть масса преимуществ. Главными из них являются

действенность

и

безопасность

побочных

явлений

лечение

искусством

не

производит.

Арт-терапия,

в

отличие

от

вербального

подхода,

позволяет

снять

напряженность и обойти самоконтроль. Ведь часто, говоря с психотерапевтом,

человек не может сформулировать свои мысли в нужном ключе, либо просто не

хочет это делать, боясь пускать незнакомого человека в свой внутренний мир. При

лечении искусством такая проблема снимается. Особенно это касается изотерапии

или песочной терапии. Здесь человек остается один на один с предметами –

бумагой и красками (песочницей и песком), которым не опасается доверить свои

чувства,

и

вместе

с

тем

информация,

в

обход

сознания

пациента

получаемая

психотерапевтом, поистине бесценна. Имеет значение все, от расположения линий

до выбора цвета, если это касается изотерапии. В песочной терапии играет роль

выбор персонажей, их расположении относительно друг друга. И каждое такое

проявление – слово врачу, показатель состояния души.

Творчество

обладает

уникальным

свойством

выносить

на

поверхность

(например, на лист бумаги) все скрытое и потаенное, все то, что мы не осознаем, но

что

нас

«грызет»

и

«душит»

изнутри.

Арттерапевтические

упражнения

способствуют «прорыву» страхов, комплексов, зажимов в сознание. Еще одно

весомое

преимущество

арт-терапии

заключается

в

том,

что

она

не

имеет

противопоказаний

и

дает

изумительные

результаты

как

при

работе

с

детьми

дошкольного возраста так и школьного возраста.

Какие формы и виды арт-терапии существуют?

Существует две формы арт-терапии: пассивная и активная.

При пассивной форме ребенок "потребляет" художественные произведения,

созданные другими людьми: рассматривает картины, читает книги, прослушивает

музыкальные произведения.

При активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества:

рисунки, скульптуры, придумывает сказки и т.д.

Виды арт-терапии:

Рисуночная терапия, лепка

Музыкотерапия

Библиотерапия (терапия чтением)

Имаготерапия (терапия образами)

Сказкотерапия

Игровая терапия

Песочная терапия

Как арт-терапия может применяться в педагогическом процессе?

В педагогическом процессе можно широко применять арт-терапию. Работать с

детьми можно как в группе, так и индивидуально. Есть задачи, которые эффективно

решаются в ходе встреч один на один – снятие эмоционального напряжения,

преодоление негативизма, коррекция страхов и пр. А группа сверстников дает

возможность удовлетворить потребность во взаимодействии с детьми, научиться

учитывать мнение других и отстаивать свое, проявлять активность и т.п.

Дети на таких занятиях в созданном воображаемом сюжете активно играют с

различными

предметами

песком,

цветной

манкой,

волшебными

красками

и

тестом. Их не учат рисовать, брать "нужную" краску, лепить по образцу, им дают

возможность создавать уникальное личное произведение.

Арт-терапевтические занятия помогают детям выражать свои мысли, чувства,

настроения

в

процессе

творчества.

Работа

выстраивается

таким

образом,

что

личность и характер ребенка не обсуждаются, его не сравнивают с другими детьми,

в общении не применяются негативные оценочные суждения.

Выбор

материала

индивидуален.

Один

ребенок

быстрее

согласится

рисовать

красками, другой проявит интерес к песочнице. Как показывает практика, младшие

дети чаще выбирают песок, а школьники – гуашь.

Безоценочное восприятие всех работ: ведь в арт-терапии нет «правильного»

или «неправильного», и это нужно четко объяснить. Детям нужно чувствовать себя

в безопасности, знать, что создание образов — это способ передачи своего опыта,

мыслей и чувств и что их не будут оценивать.

Какие существуют диагностические приемы для выявления нарушений в

эмоционально-волевой сфере детей 6 – 7лет?

Ответ.

Диагностические приемы для выявления нарушений эмоционально-волевой

сферы детей 6-7лет включают в себя:

анкетирование родителей (для выявления причин эмоциональных

нарушений),

результаты наблюдений за поведением ребенка:

Есть ли страхи, проявляется ли тревожность? Что больше всего обижает? Как

проявляет обиду и раздражение? Что мотивирует? Что интересует?

Поведенческие особенности: как играет со сверстниками, поведение в школе,

детском саду, поведение на внешкольных мероприятиях.

Можно использовать методику В. М. Минаевой. «Диагностика

эмоциональной сферы ребенка» Цель: развитие эмоционально – волевой

сферы детей дошкольного возраста: знакомство с основными эмоциями,

различие и анализирование.

• Анкеты для педагогов «Изучение эмоциональной сферы дошкольников»

составитель Ю. Е. Веприцкая

.

Каковы проблемы адаптации детей к школе?

Проблеме

адаптации

детей

к

школе

в

современных

психологических

исследованиях

уделяется

большое

внимание.

Несмотря

на

это,

по

данным

исследователей,

число

дезадаптированных

учащихся

продолжает

оставаться

достаточно высоким (Л.Н. Винокуров, В.Е. Каган и др). В связи с чем данная

проблема продолжает интересовать психологов и не теряет актуальности.

Исследования младших школьников Г.Г. Кравцова и Е.Е. Кравцовой (1985)

позволили

им

выделить

три

основные

сферы

трудностей

первоклассников,

которые, по нашему мнению, также могут соотноситься с рассматриваемыми

уровнями школьной адаптации ребенка и характеризуют факторы, приводящие к

ее нарушению. Первая группа трудностей обусловлена непониманием детьми

специфической

позиции

учителя,

его

профессиональной

роли,

неправильным

восприятием

ситуации

урока.

Вторая

группа

трудностей

связывается

с

недостаточным развитием общения и способности взаимодействовать с другими

детьми, со сверстниками. Третья группа трудностей обусловлена специфическим

отношением ребенка к самому себе, к своим возможностям и способностям, к

своей

деятельности

и

ее

результатам.

Безусловно,

все

эти

трудности,

в

зависимости

от

степени

их

выраженности,

могут

приводить

к

различным

проблемам

прохождения

процесса

школьной

адаптации

ребенка

и,

соответственно, способствовать различной степени выраженности дезадаптации.

Подводя краткий итог, можно выделить основные проблемы адаптации детей

к школе:

Ребенок боится идти в школу;

Не умеет взаимодействовать со сверстниками;

Не готов соблюдать школьные правила, проявляет независимость, не хочет

следовать требованиям коллектива (проблемы с дисциплиной);

Проявляет демонстративное поведение (хочет привлечь к себе внимание);

Ведет себя замкнуто, отстраненно;

Не проявляет интереса к учебе

Как проявляются симптомы невротизации ребенка? Чем отличается

невротическая и психопатическая симптоматика?

Невроз у детей дошкольного возраста имеет под собой 2 комплекса причин:

психологические и физиологические.

К психологическим причинам можно отнести стрессы, чрезмерные нагрузки,

неблагоприятные

отношения

в

семье,

проблемы

в

детском

с адике.

Физиологические причины более обширны, на них стоит остановиться подробнее.

Детские неврозы чаще всего проявляют себя на «благоприятной» для этого

почве, то есть у ребенка, обладающего определенными особенностями нервной

системы и психики:

1.

Повышенная чувствительность, эмоциональность. Такие дети очень сильно

реагируют на разлуку с мамой, могут расплакаться от жалости, и.т.д.

2.

Неумение защитить свои интересы, беззащитность.

3.

Тревожность, склонность к беспокойствам и страхам.

4.

Впечатлительность (надолго запоминают обиду, неприятную ситуацию).

5.

Противоречивость, неустойчивость (как правило между рационализмом и

эмоциональной составляющей).

6.

Интроверсия (вся масса эмоциональных ощущений и противоречий редко

озвучивается, ребенок «переваривает» их внутри себя).

7.

Высокая потребность ребенка в самоутверждении.

Неврозы у школьников тоже образуются аналогичным образом:

физиологические причины (то есть тип нервной системы, на базе которой

легко формируются неврозы у детей и подростков);

психологические причины.

На период младшего школьного возраста (7-12 лет) приходится еще один

возрастной кризис, который ребенок проходит на седьмом году жизни. Ребенок

вступает в эпоху школьного обучения, самым значимым взрослым становится

первый учитель. И утверждение своей социальной значимости теперь происходит в

условиях

учебы,

и

зависит

от

школьных

достижений.

Значительно

возрастает

информационная нагрузка. У неврологически слабого ребенка, на этой почве может

возникать детский невроз.

Чем отличается невротическая и психопатическая симптоматика?

Прежде

всего

неврозы

это

временное

состояние

ребенка.

Если

убрать

психотравмирующие факторы, то тогда ребенок начнет вести себя адекватно.

Психопатия – это особенность характера ребенка. Вряд ли можно, что-то

изменить кардинально. При психопатическом складе характера можно помочь

ребенку адаптироваться в социуме.

Основные различия невротической и психопатической симптоматики

(по А.И.Захарову)

Сфера отграничения

Неврозы

Психопатии

Наследственность

Не значима

Предопределяющая

Патологические

изменения характера

Только отдельные черты

Тотальные изменения

Расторможенность

Отсутствует

Выражена

Ко н фл и к т н о с т ь

в

с о ч е т а н и и

с

агре ссивно стью

и

жестокостью

Отсутствует

Выражена

Чувства вины, стыда,

сочувствие

Выражены

Отсутствуют

Устойчивость

проявлений

Обратимость в результате

благоприятных изменений

Устойчивость

Отношение к помощи,

критичность к себе

Поиск помощи,

критичное отношение к

себе

Отказ от помощи, отсутствие

критичности к себе

Каковы возможные причины коммуникативных проблем детей дошкольного

возраста?

Причины коммуникативных проблем детей дошкольного возраста могут быть

разными. Одна из самых существенных — нарушение состояния здоровья ребенка:

наличие

легкой

органической

симптоматики,

функциональных

расстройств,

длительных соматических заболеваний и пр. (биологический фактор развития).

Однако

недостаточно

быть

только

физически

здоровым.

Ребенок

нуждается

в

благоприятной социально-педагогической

(развивающей)

среде,

включающей

специально

организованное

предметно-игровое

окружение,

условия

для

эмоционального,

познавательного,

коммуникативного

развития,

для

овладения

детскими видами деятельности (социальный фактор развития). В последние годы,

несмотря на увеличение информационного потока, на достижения науки и техники,

стало

распространенным

явление,

известное

под

названием

"педагогическая

запущенность".

Причем

педагогически

запущенные

дети

часто

имеют

обеспеченных родителей, живут в полных семьях, но при этом налицо выраженный

содержательный дефицит детско-родительских отношен..."

Специальные наблюдения показывают, что определенная часть детей в разной

степени испытывает трудности в овладении коммуникативной деятельностью.

Это

обнаруживается

при

внимательном

изучении

системы

взаимодействия

ребенка со взрослыми и сверстниками в быту, в партнерской ролевой игре, в

ситуациях

нерегламентированного

общения. Трудности

вхождения

в

детское

сообщество,

недостаточное

умение

учитывать

в

совместной

деятельности

деловые и игровые интересы партнера приводят к обеднению коммуникативного

опыта ребенка, оказывают отрицательное влияние на характер и содержание

ролевых игр, межличностных отношений, определяют невысокий социальный

статус в группе сверстников.

Каковы рекомендации для родителей детей с синдромом дефицита

внимания и гиперактивности (СДВГ)? Какие арт-терапевтические

приемы помогают снизить проявления СДВГ?

Рекомендации для родителей:

1.

Обратиться за консультацией к детскому психоневрологу.

2.

В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели»

3.

Избегать слов «нет», «нельзя»

4.

Говорить с ребенком сдержанно, спокойно

5.

Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, четко

регламентировать время.

6.

Для

подкрепления

устных

инструкций

использовать

дополнительно

зрительную стимуляцию.

7.

Поощрять ребенка за все виды деятельности, в чем у него наблюдается даже

незначительный прогресс, за любой успех, особенно в том, что требует

концентрации внимания.

8.

Необходимо придерживаться четкого распорядка дня.

9.

Избегать по возможности мероприятий, где большое скопление народа.

10.Во время игр желательно, чтобы у ребенка был только один партнер.

11.Оберегать ребенка от переутомления и стрессовых факторов.

12.Ребенку

необходимо

ежедневная

физическая

активность

длительные

прогулки, бег, спортивные занятия.

Арт-терапевтические приемы, помогающие снизить проявление СДВГ.

Танце-двигательная терапия (для снятия напряжения)

Игра «Море волнуется…»

Игра «Кастинг»

Игра «Волшебный экран»

Что такое «терапевтическая метафора»

Терапевтическая метафора

Техника

метода

состоит

в

умении

рассказывать

поучительные

истории,

«психотерапевтические

сказки»

метафоры.

По

сути,

каждый

опытный

психотерапевт (и не только он), имеющий богатый жизненный опыт и некоторую

способность сочинять, фантазировать, владеет метафорой.

Правила

История должна быть в чём-то идентичной проблеме пациента, но ни в коем

случае не иметь с ней прямого сходства, лишь соприкасаться с ней.

Метафора

должна

предлагать

замещающий

опыт,

услышав

который

и

проведя его сквозь фильтры своих проблем, пациент смог бы «увидеть»

возможность нового выбора.

Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, предложите ему

сами

варианты

решения

сходных

проблем.

Только

не

делайте

это,

как

говорится, в лоб.

Как пример, можно использовать:

Упражнение «Карточки метафор»

Цель: научиться лучше понимать друг друга с помощью метафор, узнать с

кем

ребенок

идентифицирует

себя.

Упражнение

развивает

образное

мышление, способствует развитию коммуникативных навыков.

Упражнение «Игра в переформулирование»

Цель: повысить самооценку, научиться по-другому воспринимать себя, свои

«недостатки».

«Мои преимущества, что я умею делать лучше всего» (с 5-летнего возраста,

верхний уровень не ограничен)

Цель:

повышение

уровня

самооценки,

упражнение

способствует

личностному развитию и изменению жизненного сценария

Как с помощью арт-терапии можно развивать творческий потенциал

личности ребенка?

В дошкольном детстве закладываются основы развития личности и

формируются творческие способности к саморазвитию, самосовершенствованию,

то важным условие для развития творческих способностей является продуманное

сочетание современных методов и приемов. Рассмотрев подробно виды арт-

терапии можно сказать, что «творческий характер занятий помогает ребенку

открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с

другими людьми и миром. В каждом человеке предполагается существование

возможностей, которые можно освободить для самореализации личности».

Арт-терапия

состоит

в

гармонизации

развития

личности

через

развитие

способности самовыражения и самопознания. Она ненавязчиво исцеляет психику,

знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и

гостеприимным. Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с

помощью лепки, рисования и т.д.

Рассмотрим

некоторые

методы

арт-терапии,

применяемые

практиками

для

развития творческих способностей дошкольников.

Игротерапия - это вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в

результате её, а в самом процессе. У детей дошкольного возраста игра является

основным видом деятельности. В играх дети подражают трудовой деятельности

взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе

происходит

дифференциация

по

половому

признаку.

В

играх

проявляются

индивидуальные и возрастные особенности детей».

По мнению Нестеровой В. А «Основная цель игровой терапии - помочь

ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него образом -

через

игру,

а

также

проявить

творческую

активность

в

решении

сложных

жизненных

ситуаций.

Игры

можно

проводить

в

любое

свободное

время

как

индивидуально, так и с подгруппой детей, но при этом необходимо придерживаться

определенных правил. Например:

1.

Игры с правилами, игры-соревнования, длительные совместные игры

(«Лото» развивает память, сообразительность, речь, реакцию).

2.

Игры-драматизации, образно-ролевые игры, раскрепощающие игры в

преодолении конформного поведения детей (игра по сказке «Теремок» Эта игра

несет познавательный характер, тренирует речь ребенка, благотворно влияет на

творческие задатки).

3.

Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного

поведения детей (игра «Невпопад» игра способствует развитию речи, логического

мышления, памяти и сообразительности).

4.

Сюжетно-ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей

(игра «Розыгрыш» хорошо показывает, как во время игры развивается память, речь,

сообразительность, мышление).

5.

«Сказкотерапия - «Сочиняя сказки в целях самотерапии и развития

своего

творческого

потенциала,

мы

вскоре

с

удивлением

обнаруживаем,

что

сочинённые нами сказки приносят пользу не только нам. Эти сказки с интересом

слушают

и

просят

пересказать

ещё

и

ещё

наши

дети,

наши

ученики,

наши

пациенты. В конце-концов раз сочинённая сказка, выйдя из-под нашего пера, сразу

же

начинает

жить

самостоятельной

жизнью.

Но

сочинять

сказки

в

рамках

сказкотерапевтического тренинга можно по-разному - спонтанно и туманно или со

знанием дела. Знание, умение ориентироваться в типологии чего бы то ни было -

ещё никому не повредило. Типы сказок, используемых в сказкотерапии» .

6.

«Музыкотерапия - все элементы упражнений по музыкотерапии дают

возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и

двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг

психических

процессов:

внимания,

памяти,

воли,

творческого

воображения

и

фантазии,

а

также,

как

средство

расслабления,

переключения

внимания

или

повышения

психофизического

тонуса

и

т.д.,

в

самых

различных

формах

организации педагогического процесса в детском саду.

7.

«Изотерапия» это арттерапия рисованием. «Один из основных методов

арттерапии - терапия изобразительным творчеством, в первую очередь рисованием.

В

его

основе

лежит

особая

«сигнальная

цветовая

система»,

согласно

которой

посредством цвета участник технологии сигнализирует о своем эмоциональном

состоянии. Современная изотерапия - это в основном процесс художественного

творчества. Арт-терапия рисованием используется широко. Процесс и результат

рисования анализируется по следующим параметрам: скорость заполнения листа,

характер линий и форм, изображенных на рисунке, и преобладающие цветовые

тона.

Итак,

на

основе

анализа

методов

арт-терапии

в

развитии

творческих

способностей мы выяснили, что в зависимости от возможностей и желания детей

занятия

арт-терапией

могут

нести

обучающую

функцию,

а

также

развивать

творческий потенциал личности ребенка.

Как можно применить сказкотерапию при работе с родителями детей,

испытывающих трудности в общении?

Необходимо отметить полезность проведения психотерапевтической работы с

группой

родителей,

поскольку

большая

часть

трудностей,

возникающих

в

дошкольном и младшем школьном возрастах, имеет в своей основе нарушение

детско-родительских отношений, и, следовательно, без положительного изменения

этих отношений работа с ребенком будет недостаточно эффективной.

Работа с родителями может вестись по нескольким направлениям, одно из

которых это психотерапевтические игры, прослушивание сказок и арт-терапию с

последующим групповым обсуждением темы сказки и рисунков родителей.

В том случае, если ситуация в группе родителей складывается благоприятнее и

заметны

очевидные

изменения

родительской

позиции

в

сторону

улучшения,

возможно объединение детской и родительской групп на совместных занятиях. На

таких

сеансах

очень

эффективно

использовать

сказки,

посвященные

детско-

родительским проблемам с последующим рисованием и обсуждением. При этом

можно использовать как индивидуальное рисование, так и коллективные рисунки

на заданную тему (в паре или всей группой), а также различные игровые приемы, в

том числе задания, для выполнения которых необходима поддержка партнера и

умение договориться друг с другом. Причем на начальном этапе родитель работает

в паре с чужим ребенком и лишь затем со своим собственным.

В

работе

детей

и

родителей

можно

использовать

такое

упражнение,

как

«Карточки метафор», с последующим рисованием. Применение проективных карт

также

хорошо

использовать

при

работе

с

родителями

детей,

испытывающих

трудности в общении.

С какими архетипами работает психолог для проработки агрессии в

песочной терапии?

Архетипы в песочной терапии и Аналитическая психология К.Юнга

В коллективном бессознательном содержится всё духовное наследие

человеческой эволюции»

Архетипы как врожденные идеи (в песочнице фигурки могут отражать тот

или иной архетип)

Архетип «Ребенок» - игрушки, с которыми ребенок может себя

индефицировать

Архетип «Герой» - фигурки рыцарей, воинов, победителя с мечом, черепашки

ниндзя, Человек-паук и т.п.

Архетип «Персона» (это маска – то каким надо быть; это роль (ученик) –

фигурки, отображающие профессии людей: врач, пожарный, милиционер и

т.п.)

Архетип «Самость» (сердцевина личности, как ребенок себя воспринимает в

этом мире) – фигурки могут быть самые различные: животные домашние,

дикие, различные предметы, такие как ракушки, камни, супергерои т.д.

Архетип «Тень» (это то, что выражает нашу непроявленную сторону, может

выражаться в агрессии или в наших страхах) – фигурки монстров, пауков,

скорпионов, змей.

Архетип «Шут» (умение несколько легко смотреть на вещи, воспринимать

ситуацию с юмором и иронией, то что помогает нам справляться с

трудностями) - фигурки смайликов, шутов, клоунов.



В раздел образования