Автор: Альгашова Надежда Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ №265
Населённый пункт: г.Самара
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Тихо ночь ложится на вершины гор..."
Раздел: дошкольное образование
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
по теме:
Аппликация из мятой цветной бумаги
«Тихо ночь ложится на вершины гор»
(подготовительная к школе группа)
Воспитатель:
Первой квалификационной категории
Альгашова Н.В.
Самара, 2019
Цель:
- Совершенствовать умение создавать пейзажную композицию в
технике бумажной пластики.
Образовательные задачи:
-Расширить возможности применения обрывной аппликации из рваной и
смятой бумаги для передачи выразительности образа.
Развивающие задачи:
- Развивать чувство формы, мелкую моторику, координировать работу обеих
рук.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать интерес к природе, желание отражать поэтический образ в
своей творческой работе.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, иллюстраций. Чтение стихотворений, рассказов.
Наблюдения в вечернее время за заходом солнца. Рисование горных
пейзажей.
Оборудование:
Ноутбук, демонстрационный вариант композиции горного пейзажа,
репродукции картин К.П.Брюллова «Долина Дельфийская»,
И.К.Айвазовского «Аул Гуниб в Дагестане», В.В.Верещагина «Гора Казбек»,
Николай Рерих «Гималаи (Голубые горы)».
Раздаточный материал:
Картон для фона – черного, фиолетового, темно – синего цвета, цветная
бумага, клей, салфетки бумажные и матерчатые, подставки, кисточки,
клеенки.
Ход занятия.
Воспитатель: -Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие, а куда
мы отправимся, вы сможете узнать, если отгадаете загадку.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
Воспитатель: Ну что ж, отправляемся в путь. (Воспитатель просит детей
построиться и идти за ней):
-Маленькие ноги шагают по дороге, большие ноги шагают по дороге,
Через речку -прыг. Через ямы-скок.
Шли мы шли, шли мы шли…
- А вот и наши первые горы. (Демонстрируется репродукция с картины
«Долина Дельфийская»). (Воспитатель сажает детей на свои места).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие цвета использовал художник в своей
картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, эти горы теплые или холодные?
Ответы детей.
Воспитатель: На переднем плане теплые, тут краска желтая, как будто песок.
А сзади горы холодные, темные.
Воспитатель: Идем дальше. (Репродукция с картины «Аул Гуниб в
Дагестане».)
Воспитатель: Посмотрите, какие цвета использовал художник в этой
картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Пойдем дальше. (Репродукция с картины «Гора Казбек».)
-Как вы думаете в какое время суток изобразил художник эту гору?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь только вершина освещена, а остальное все темное.
Картина написана поздно вечером, когда садилось солнце.
(Репродукция картины Н. Рерих «Гималаи (Голубые горы)»
Воспитатель: Ребята, какие горы видите на этой картине?
Ответы детей.
Воспитатель: Здесь снег кругом. Холодно. Горы полностью покрыты снегом.
Ребята, скажите, пожалуйста, а кто-то из вас был когда-нибудь в горах?
Ответы детей.
Воспитатель: Горы всегда поражали человека своим величием,
труднодоступностью и непредсказуемостью, и в тоже время они притягивали
человека. Многие художники любовались и писали картины с изображением
гор, писатели и поэты писали рассказы, стихи.
Послушайте, пожалуйста стихотворение Н. Никитиной «Тихо ночь ложится
на вершины гор…»
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркало озёр…
Воспитатель: Ребята, скажите, о чём оно? Что вы представляли, когда
слушали стихотворение?
Ответы детей.
Воспитатель: А меня это стихотворение – вдохновило и мне захотелось эти
горы изобразить, сделать их своими руками, например, с помощью
аппликации. Посмотрите, пожалуйста, на эту картину. Как вы думаете из чего
и как она сделана?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, я сделала горы из рваной и смятой бумаги. А для
фона взяла картон черного цвета. Для изображения снега я взяла салфетку
белого цвета, а еще мне захотелось изобразить воду, озеро. Для этого я взяла
бумагу голубого цвета и разорвала на длинные полоски.
Сегодня мы с вами постараемся в своих работах передать ночь или
приближение ночи в горах. Ну что, попробуем?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед работой предлагаю вам немного размяться, поиграть.
Игра «Гром»
Перед нами луг широкий, (Руки в стороны)
А над нами лес высокий, (Руки на пояс)
Справа сосны, (Поворот туловища вправо).
Слева ели головами зашумели (Поворот туловища влево)
Грянул гром (Хлопок в ладоши перед собой)
Побежали быстро в дом (Легкий бег на месте).
Воспитатель: Молодцы! А сейчас вы можете пройти на свои рабочие места.
(Дети садятся). Перед вами лежит цветная бумага, салфетки, клей, блестки
и картон синего или фиолетового цвета. Посмотрите, как нужно делать горы.
Беру бумагу для гор, разрываю на большие куски, сминаю, слегка расправляю
очень и очень быстро формирую горы с «горными» складками, уступами,
образовавшимися в результате сминания бумаги. Наклеиваю горы на лист
картона. (Дети приступают к работе).
Рефлексия: Молодцы, ребята! Вы славно поработали! Какие разные,
интересные горы у вас получились.
Ребята, кто хочет рассказать про свою картину? Как вы думаете, чья работа
получилась лучше чем у других? Почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Я считаю, что все работы оригинальные. По своему
волшебные и очень красивые. Мы с вами вывесим работы в раздевалке,
чтобы вечером ваши мамы и папы могли посмотреть экспресс – выставку
горных пейзажей.
Деятельность педагога
Деятельность
детей
Примечание
1.
Организационный момент.
-Ребята, сегодня нас ждет
увлекательное путешествие, а
Дети стоят
куда мы отправимся, вы сможете
узнать, если отгадаете загадку.
Если скалы и хребты
Гордо смотрят с высоты,
Речки быстрые бегут,
Камнепады там и тут.
Ну, какие разговоры -
Знаешь ты, что это … (горы)
-Ребята, а кто-то из вас был когда-
нибудь в горах?
-Горы всегда поражали человека
своим величием,
труднодоступностью и
непредсказуемостью, и в тоже
время они притягивали человека,
вот послушайте,
пожалуйста,
отрывок из стихотворения Н.
Никитиной «Тихо ночь ложится на
вершины гор».
Тихо ночь ложится
На вершины гор,
И луна глядится
В зеркало озёр…
-Ребята, вы внимательно слушали
отрывок стихотворения, поэтому
скажите, о чём оно? Что вы
представляли, когда слушали его?
-А меня это стихотворение –
вдохновило,
и мне захотелось эти горы
изобразить, сделать их своими
руками, например, с помощью
аппликации.
Посмотрите, пожалуйста, на эту
картину. Как вы думаете из чего и
как она сделана?
Дети слушают.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Из бумаги.
полукругом.
Читаю загадку
про горы. Дети
отвечают.
Слушаю ответы
детей.
Слушаю ответы
детей.
Выслушиваю
ответы детей.
Показ картин с
изображением
гор.
Рассмотреть
глобус, найти
изображение гор.
-Правильно, я сделала горы из
рваной и смятой бумаги, . А для
фона взяла картон синего или
фиолетового цвета.
-Сегодня мы с вами постараемся в
своих работах передать
приближение ночи в горах.
Ну что, попробуем?
Физминутка.
-Перед работой предлагаю вам
немного размяться, поиграть.
Игра «Гром»
Перед нами луг широкий
А над нами лес высокий
Справа сосны
Слева ели головами зашумели
Грянул гром
Побежали быстро в дом
-Молодцы!
А сейчас вы можете пройти на
свои рабочие места
-Перед вами лежит цветная
бумага, салфетки, блестящий
картон, клей, ножницы, блестки и
картон синего или фиолетового
цвета.
- Посмотрите, как нужно делать
горы.
Беру бумагу для гор, разрываю на
большие куски, сминаю, слегка
расправляю очень и очень быстро
формирую горы с «горными»
складками, уступами,
образовавшимися в результате
сминания бумаги. Наклеиваю
Можно показать
закат солнца или
облака, освещенные
заходящим солнцем.
Ответы детей
Можно изобразить
луну и звездочки из
фольги.
Ответы детей
Перед нами луг
широкий
А над нами лес
высокий
Справа сосны
Слева ели головами
зашумели
Грянул гром
Побежали быстро в
Показ
композиции.
Читаю отрывок
из стихотворения
Н. Никитина
«Тихо ночь
ложится на
вершины гор»
Садимся за столы
Руки в стороны
Руки вверх
Руки на пояс
Поворот
туловища вправо.
Поворот
туловища влево
Хлопок в ладоши
перед собой
горы.
-Молодцы, ребята! Вы славно
поработали! Какие разные
интересные горы получились.
Артем, расскажи, пожалуйста,
про свою картину.
Мира, чья работа тебя особенно
поразила? Почему?
- Я считаю, что все работы
оригинальные. По своему
волшебные и очень красивые.
Мы с вами вывесим работы в
раздевалке, чтобы вечером ваши
мамы могли посмотреть экспресс
– выставку горных пейзажей.
дом.
Легкий бег на
месте.
Показ.
(Дети выполняют
задания).
Во время работы
детей напоминаю
им об осанке.
Об аккуратности
при работе с
клеем.