Напоминание

Историческая память россиян


Авторы: Картавенкова Татьяна Александровна, Атюнина Людмила Ивановна
Должность: Преподаватели социально-экономических и гуманитарных дисциплин
Учебное заведение: Смоленский колледж телекоммуникаций (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича»
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Историческая память россиян
Раздел: среднее профессиональное





Назад




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО СВЯЗИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

СМОЛЕНСКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ (ФИЛИАЛ)

СПБГУТ (СКТ(Ф)СПБГУТ)

Открытое внеклассное мероприятие на тему: «Историческая память россиян»

Авторы методической разработки: преподаватель высшей категории СКТ (ф)

СПбГУТ почётный работник среднего специального образования Атюнина

Л.И.,

Картавенкова

Т.А.

преподаватель

высшей

категории,

Мастер

связи,

Почётный работник сферы образования Российской Федерации.

Смоленск, 2019

Цель:

способствовать расширению базы для межпоколенческих контактов;

содействовать укреплению связей между гражданским обществом и

органами государственного управления для решения социально-значимых

проблем;

создать условия для осознания участниками мероприятия нравственной

ценности патриотизма, формирования и развития патриотических чувств.

Задачи:

исследовать

ценностное

проявление

патриотических

чувств

через

соприкосновение с исторической темой;

способствовать

принятию

студентами

базовых

нравственных

ценностей, главной из которых является патриотизм;

развивать нравственную сферу мировоззрения студентов в процессе

погружения в тему;

стимулировать развитие патриотических чувств;

развивать творческие, коммуникативные способности студентов.

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная, коллективная.

Методы: проблемно-диалогический, личностно-ориентированный,

исследовательский.

Подход: системно-деятельностный.

Обеспечение мероприятия:

плакаты с цитатами;

выставка фотоматериалов;

компьютер;

мультимедийный проектор;

компьютерная презентация;

выставка книг;

выставка индивидуальных проектов и рефератов по теме: «История

войны в истории семьи»;

военный китель ветерана Великой Отечественной войны с наградами.

ЛИТЕРАТУРА

1.

Концепция Федеральной целевой программы «Молодёжь России на

2016-2020 годы». Министерство образования и науки Российской Федерации

- М., 2015.

2.

Ручкин Б.А. Молодёжь и становление новой России // Социологические

исследования. - 2015. - №5. - С. 90-98.

3.

Положение

молодёжи

и

реализация

государственной

молодёжной

политики в Российской Федерации. / Под ред. Э.Ш. Камалдиновой. - М.:

Социум, 2014. – 284 с.

4.

Смирнов А.С. Государственная молодежная политика в современных

условиях.// ЭКО.- 2014. - №5. - С. 23-25.

СЦЕНАРИЙ МЕРОПРИЯТИЯ

1 ведущий

Память – это незнания каких-либо событий. Память – это жизненный

опыт,

знание,

пережитых

событий,

прочувствованных,

отражающихся

эмоционально. Историческая память – понятие коллективное. Она заключена

в сохранении, а также понимании исторического опыта. Коллективная память

поколений может быть, как среди членов семьи, населения города, так и у

всей нации, страны и всего человечества, у каждого из нас.

2 ведущий

Память

народа

к

прошедшим

событиям

выражалась

в

различных

формах.

В старину это были сказки, легенды и предания. Персонажи устного

народного

творчества

наделялись

героическими

чертами,

отличившихся

подвигами

и

смелостью.

Былинные

сюжеты

всегда

воспевали

мужество

защитников Отечества. Позже это были книги, а сейчас это самые различные

средства массовой информации. Сегодня в основном они формируют наше

восприятие

и

отношение

к

опыту

прошлого,

событиям

в

политике,

экономике,

культуре

и

науке.

Важность

исторической

памяти

народа

в

современном мире особо актуальна.

Выступления Ратушняка Андрея и Козлова Андрея. Группа ПКС9516

на тему: «Философский аспект понятия историческая память»

Ратушняк Андрей

В начале XX столетия знаменитый российский философ Н. А. Бердяев

писал, что память представляет собой не просто пассивное воспроизведение

прошлого; что это род «духовной активности», избирающей и творческой,

направленной не только на понимание прошлого, но и на его преображение.

Наше представление о прошлом делится на несколько компонентов:

Информативное - сведения о том или ином историческом событии,

лице, явлении;

Концептуальное

-

целостное

представление

о

ходе

и

смысле

исторического процесса, о его факторах, о силах, борющихся в истории и т.

д.;

Аксиологическое - оценка исторических событий и явлений с точки

зрения определённых ценностных приоритетов.

И,

что

немаловажно,

исторические

представления

несут

в

себе

эмпатическую

составляющую,

основанную

на

способности

человека

к

сопереживанию,

к

эмоциональному

отклику.

Мы

способны

испытывать

восхищение или ужас, сострадание или гордость по отношению к событиям

давних

лет,

как

будто

речь

идёт

о

фактах

нашей

собственной

жизни.

«Вспоминая» то или иное историческое событие или явление, мы вместе с

тем

помещаем

его

в

определённый

смысловой

контекст;

характер

этой

интерпретации

определяется

нормами

и

ценностями

нашей

собственной

культуры, социальным кругом и интеллектуальным климатом современности,

спектром

настроений

общества

от

ностальгии

до

попыток

осознанно

«забыть» нежелательный исторический опыт.

Особенно актуальной становится проблема отношения к прошлому в

исторической

памяти,

если

общество

проходит

через

период

серьёзных

социокультурных перемен, ломки традиционных стандартов и стереотипов

мышления,

если

в

сознании

людей

сталкиваются

несхожие,

а

подчас

и

противоположные

ценностные

системы.

Как

мы

знаем

из

собственного

опыта,

смысл

любого

исторического

события

и

значение

деятельности

любого

исторического

персонажа

могут

подвергнуться

радикальному

переосмыслению на протяжении жизни одного и того же поколения. Более

того:

в

коллективной

памяти

могут

одновременно

уживаться

различные

образы прошлого и способы повествования о прошлом; в каждом из таких

повествований

могут

присутствовать

одни

и

те

же

опорные

моменты,

персонажи,

сюжетные

эпизоды,

но

смысловое

наполнение

этих

сюжетов

будет различным.

Подробная биография какого-либо человека даёт нам преимущество в

исследовательской работе. Любая биография - это история, то есть то, из чего

строится будущее, в том числе и наша интерпретация события из жизни

человека, чью биографию мы исследуем. Тем самым даётся возможность

решить является ли данный человек авторитетной личностью в том или ином

моменте, на мнение которого мы можем опереться.

Александр Маркович Эткинд (род. 1955, Ленинград) — советский

психолог, впоследствии британский и американский культуролог, историк

культуры

и

литературовед.

Профессор

русской

литературы

и

истории

культуры

в

Кембридже;

профессор

Нью-Йоркского

и

Джорджтаунского

университетов, проводил исследования в Принстоне, Берлине, Кэнтербери

(Новая Зеландия).

Основные

области

научных

интересов

психоанализ,

история

культуры; темы — историческая память, внутренняя колонизация.

Отец — Марк Григорьевич Эткинд (1925—1979) — искусствовед,

исследователь русской художественной культуры XIX — начала XX веков.

Отчим — философ и культуролог Моисей Самойлович Каган (1921—2006).

Мать,

Юлия

Освальдовна

Каган

(род.

1929)

историк

искусства,

заслуженный работник культуры РФ. Дядя — литературовед Ефим Эткинд

(1918—1999).

В

1978

году

окончил

психологический

факультет

Ленинградского

государственного

университета.

В

1985

году

защитил

кандидатскую

диссертацию

«Разработка

медико-психологических

методов

исследования

эмоциональных

компонентов

отношений

личности

и

их

применение

в

изучении неврозов и аффективных расстройств». В 1998 году защитил в

университете Хельсинки докторскую диссертацию по славянской филологии.

В России она опубликована отдельным изданием под названием «Хлыст.

Секты, литература и революция».

В 1986 г. уволен с работы по политико-идеологическим мотивам.

Судился с дирекцией института и выиграл процесс. До 1988 года работал в

Психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева, в 1988—1990 годах —

научный сотрудник Института истории естествознания и техники АН СССР, а

в

1990—1993

годах

филиала

Института

социологии

РАН

в

Санкт-

Петербурге.

В

1990

г.

эмигрировал

из

СССР,

после

чего

десять

лет

жил

и

преподавал

в

Гарварде,

Стэнфорде,

Нью-Йорке,

Париже,

Стокгольме,

Констанце,

Вене,

Берлине.

Член

оргкомитета

(1994)

и

профессор

(1999)

Европейского университета в Санкт-Петербурге. Профессор Европейского

университетского института во Флоренции. В 2005 году работал Кембридже,

продолжая сотрудничать с Европейским университете в Санкт-Петербурге.

Был

приглашённым

профессором

в

Нью-Йоркском

и

Джорджтаунском

университетах, научным сотрудником с правом постоянного проживания в

Гарвардском

и

Принстонском

университетах,

Международном

научном

центре имени Вудро Вильсона, Институте высших исследований Берлина и

Кентерберийском университете в Новой Зеландии.

С

2013

г.

по

наст.

время

он

занимает

пост

профессора

кафедры

истории и цивилизаций имени М.М. Бахтина в Европейском университетском

институте во Флоренции.

В таких ситуациях, по словам А. Эткинда, «борьба за содержание

исторической

памяти

подобна

театру

военных

действий,

на

котором

совершаются стратегические и тактические акции, выполняемые разными

силами и средствами».

В

силу

этого

реконструкция

исторических

представлений,

существовавших

в

памяти

той

или

иной

эпохи,

представляет

собой

благодатное

поле

для

исследований,

поскольку

позволяет

нам

«изнутри»

понять мир культурных предпочтений и ценностных конфликтов не только

«вспоминавшегося»

времени,

но

и

главным

образом

времени

«вспоминавшего». Обращаясь к знаниям о прошлом, существовавшим в ту

или иную эпоху, и к образам прошлого, созданным в её художественной

культуре,

мы

вправе

поставить

ряд

вопросов:

каковы

были

побуждения,

заставлявшие

людей

данной

эпохи

обращаться

к

прошлому?

Какие

исторические

сюжеты

были

наиболее

востребованы

общественным

сознанием

того

времени?

Какие

способы

реконструкции

исторического

прошлого

существовали

в

науке

и

искусстве,

и

насколько

осознавалась

учёными и художниками задача исторического понимания — проникновения

во внутренний мир, в сферу побуждений и ценностей людей прошлого?

Какие ценностные конфликты крылись за спорами об историческом значении

того или иного события, о моральной стороне поступков того или иного

исторического деятеля?

Козлов Андрей

Слово

«история»

имеет

в

большинстве

европейских

языков

два

основных значения: одно из них отсылает к прошлому человечества, другое -

к литературно-повествовательному жанру, рассказу, нередко вымышленному.

В первом значении под историей подразумевается прошлое в самом широком

смысле

-

как

совокупность

человеческих

деяний.

Кроме

того,

термин

«история»

указывает

на

знание

о

прошлом

и

обозначает

совокупность

социальных представлений о минувшем времени. Синонимами истории в

этом

случае

выступают

понятия

«историческая

память»,

«историческое

знание» и «историческая наука».

Историческая

память,

по

сути,

является

объединяющим

для

всех

названных

видов

сохранения

личной,

общественной

и

культурной

информации.

С

одной

стороны,

историческая

память

это

хранилище

исторического опыта, с другой стороны это механизм восприятия, понимания

и актуализации этого общества. Заметим, что историческая память не только

актуализирована,

но

и

избирательна

-

она

нередко

делает

акценты

на

отдельные исторические события, игнорируя другие.

Актуализация

и

избирательность

обычно

связаны

со

значимостью

исторического

знания

и

исторического

опыта

для

современности,

для

происходящих в настоящее время событий и процессов, и их возможной роли

в

будущем.

В

этой

ситуации

историче ская

память

н е р е д ко

персонализируется,

тем

самым,

через

оценку

деятельности

конкретных

исторических личностей формируются впечатления, суждения, мнения о том,

что же представляет особую ценность для сознания и поведения человека в

данный период времени.

Наиболее

существенными

для

современных

дискуссий

о

смысле

истории как науки являются два вопроса. Существует ли единое прошлое, о

котором

историк

должен

говорить

правду,

или

оно

распадается

на

бесконечное множество «историй», подлежащих истолкованию и изучению?

Имеет ли исследователь возможность постичь истинный смысл прошлого и

поведать

правду

о

нем?

Оба

вопроса

касаются

кардинальной

проблемы

социального предназначения истории и её «пользы» для общества.

В 1980-е годы в западной историографии был проблематизирован

термин

«историческая

память».

И

к

концу

1990-х

годов

«список»

исследований

по

«исторической

памяти»

выглядел

уже

достаточно

разнообразно. Он обычно начинается с работ Мориса Хальбвакса, который

исследовал

влияние

социальных

факторов

на

индивидуальную

память

и

использовал понятие «коллективная память» задолго до того, как эта тема

привлекла

внимание

историков,

а

далее

следовали

работы

последних

десятилетий XX в. как общего, так и специального характера. Таким образом,

историческая

память

и

основывающееся

на

ней

историческое

сознание

относятся к числу тех явлений социальной и культурной жизни, содержание

которых определяется представлениями разных обществ и социальных групп

о реальности, истинности и достоверности. Эти представления менялись со

временем и были укоренены в мировоззрении и интеллектуальных традициях

отдельных

народов

и

цивилизаций.

Различные

общества,

а

внутри

них

отдельные

социальные

группы

не

только

формируют

присущие

исключительно им типы исторического сознания и исторической памяти, но

и обнаруживают разную степень осмысления прошлого.

В настоящее время школа и вуз не могут в полной мере решить

проблему формирования исторической памяти молодого поколения. Все это

усугубляется падением престижа истории. Не менее плачевен тот факт, что

фактически вся историческая идентичность российского общества держится

на памяти о Великой Отечественной войне, что является недостаточным. Как

указывает

советский

и

российский

историк,

доктор

исторических

наук,

профессор Алексей Ильич Миллер: «У России трудная, но великая история,

полная крупных достижений, блистательных побед и масштабных трагедий.

Их

нужно

вернуть

в

сознание

людей,

чтобы

они

ощущали

себя

ответственными наследниками прежних поколений».

Задача

формирования

и

сохранения

исторической

памяти

должна

решаться

при

активном

участии

государства

и

институтов,

реализующих

единую стратегию развития исторического сознания молодёжи. Проблема

формирования исторической памяти у современной молодёжи представляет

собой

сложный

и

многогранный

процесс.

Главными

механизмами

формирования

исторической

памяти

молодёжи

являются:

социальные

институты, окружающие молодых людей в процессе их социализации.

В

свете

выше

сказанного

можно

отметить,

что

очевидна

необходимость

выработки единой стратегии в вопросе формирования исторической памяти у

современного поколения со стороны государства, школы, вуза и социальных

институтов.

1 ведущий

Сохранение исторической памяти – главная задача большей части

общества, что не принимает искажения событий истории своего народа.

Почему

сегодня

так

много

говорят

о

нравственном

кризисе

памяти

поколений?

Проблема исторической памяти объединяет вокруг себя множество

наук: философию и психологию, этнографию, историю и социологию. Все

они

едины

во

мнении,

что

восприятие

событий

настоящего

времени

напрямую зависит от знаний и оценки событий прошлого.

Историческая

память

это

мощный

регулятор

общественного

сознания. Если говорить о российском обществе современного периода, то

смело можно констатировать, что среди россиян, так же, как и у других

народов,

очевиден

нравственный

кризис.

Поэтому

основной

задачей

для

старшего поколения нашей страны уже в XXI веке становится формирование

у молодого поколения приоритетов и желания хранить память о прошлом

своей страны.

Формирование

исторической

связи

поколений

россиян

сегодня

встречает множество препятствий. С экрана телевизора, в газетах и журналах

и

о собенно

в

интернете

по стоянно

появляются

ка рд и н а л ь н о

противоположные освещения одних и тех же событий. Причём это касается

не только фактов современности, но и событий прошлых лет и минувших

столетий.

2 ведущий

Тема исторической памяти россиян сегодня звучит практически на

каждой

научной

конференции,

на

всех

симпозиумах,

посвящённых

проблемам

молодёжи.

Прежде

всего,

надо

понимать,

что

проблема

формирования исторической памяти у молодого поколения многогранна, и

влияние

на

неё

оказывают

многие

факторы.

Это

сложнейший

процесс,

включающий

как

социальные

и

экономические

условия,

идеологию

и

образование, так и общее отношение к истории своей страны. Главная задача

науки

в

этом

вопросе

достоверное

освещение

исторических

фактов.

Только так мы сможем воплотить в жизнь лозунг: «Сохраним историческую

память россиян».

1 ведущий

Понимание

и

представления

современного

общества

о

годах

и

событиях

Второй

мировой

войны

сегодня

неоднозначно.

Главным

объяснением

этой

неоднозначно сти

можно

по

праву

сч и т ат ь

информационную войну, развёрнутую в средствах массовой информации в

последние

годы.

Сегодня,

не

гнушаясь

никакими

этическими

нормами,

мировые СМИ дают слово тем, кто в годы войны принимал сторону фашизма

и участвовал в массовом геноциде людей. Некоторые признают их действия

«положительными», тем самым пытаясь стереть в памяти их жестокость и

бесчеловечность. Бандера, Шухевич, генерал Власов и Гельмут фон Паннвиц

сегодня

стали

героями

для

радикально

настроенной

молодёжи.

Все

это

результат информационной войны, о которой наш предки не имели понятия.

Попытки исказить исторические факты иногда доходят до абсурда, когда

заслуги Советской Армии принижаются.

2 ведущий

Историческая память о войне – это главная ценность нашего народа.

Только она позволит России оставаться сильнейшим государством. Готовясь к

75-летию победы в Великой Отечественной войне, о чем подписан указ

президента В.В. Путина, в колледже организован конкурс рефератов по теме:

«История семьи в истории войны». Студенты пишут

о членах семьи, о

самых близких людях, которые защищали Россию, Советский Союз во второй

мировой войне и Великой Отечественной войне, пережили ужасы оккупации

и плена, но остались верны Отечеству.

Студенты с большим интересом

изучают родословную семьи, что даёт им понять, что такое историческая

память.

Доклады студентов 1 курса

Поддубного Ивана, Григорьевой Дарины,

Жаворонкова Сергея.

Выступление Поддубного Ивана.

Война коснулась каждой семьи. О войне так много написано, что не

хватит целой книги, если вспоминать одни только названия произведений. В

истории каждой российской семьи есть страницы Великой Отечественной

войны. Не исключением стала и моя семья.

Мой

прадедушка

Грибулин

Владимир

Алексеевич

родился

в

селе

Закамышловка. (Челябинская область) 30.07.1917 года. На момент войны в

1941

году

оканчивал

физико-математический

факультет

Смоленского

педагогического института. В июле 1941 года прадедушка был призван на

службу в Рабоче-Крестьянскую Армию и в октябре того же года направлен на

фронт. Как владеющий немецким языком, он был назначен переводчиком.

Допрашивал военнопленных, после чего обрабатывал материалы допросов и

докладывал их командованию. 2 августа 1943 года был ранен. После этого

стал

офицером

связи

штаба.

На

завершающем

этапе

войны

прадедушка

служил старшим помощником начальника разведывательного отдела корпуса,

выполнял

специальные

задания

по

налаживанию

связи

с

соседними

подразделениями.

Как и любой солдат того времени, мой прадедушка писал письма с

фронта своим родным. Одно из таких писем сохранилось и до наших дней.

Вот фрагмент из письма: «Дорогие мои сестрички! Моя смоленская родня и

земляки Смоляне. Простите, что задержался немного с письмом. Дело в том,

что сегодня удалось наконец поймать нашего почтаря и отправить с ним эту

весточку. Вот уже 10 дней как мы без устали гоним проклятую немчуру.

Удирает она настолько быстро, что в погоне за ним мы едва успеваем и

поэтому

не

имеем

возможности

останавливаться

ни

на

минуту.

Сколько

белорусских городов и сел пройдено за это время, вы себе представить не

можете. И вот сейчас я урвал наконец минутку отдыха, сижу замыленный и

уставший, несколько ночей не спал, но знали бы вы как мне сейчас приятно и

радостно…

Сразу после окончания войны мой прадедушка остался в Германии в

городе Дрезден. Там он работал учителем математики в советской школе.

Проработал вплоть до демобилизации и ещё во время нахождения в Дрездене

познакомился

с

моей

прабабушкой

Галиной.

Позднее

в

1949

году

возвратился

в

Смоленский

пединститут,

на

родном

факультете

которого

работал учителем математики и мат. анализа. В 1984 году вышел на пенсию.

А спустя 13 лет, 4 июля 1987 года умер, был похоронен на Новом кладбище в

городе Смоленск.

За всю жизнь прадедушка был награждён множеством медалей. Был

Награждён орденом Отечественной войны 1-й степени (17.02.1945), двумя

орденами

Отечественной

войны

2-й

степени

(15.07.1944,

06.04.1985),

орденом Красной Звезды (15.09.1943), а также медалями за оборону Москвы

и за взятие Берлина.

Война оставила глубокий след в истории нашего государства. Долгих

4 года шёл народ дорогами тяжелейшей из войн, чтобы спасти свою Родину

от

фашизма

и

формирование

исторической

памяти

об

этом

периоде

чрезвычайно

важное

дело,

нельзя

забывать

об

ужасах

и

подвигах

того

времени. Я горжусь тем, что свой вклад в победу внесли представители

Смоленского края, в том числе и мой прадедушка.

Презентация. Видеоролик о школьниках – поисковиках Вяземского района.

Выступление Григорьевой Дарины и Жаворонкова Сергея.

Презентация. Видеоролик о волонтёрском отряде «Связист».

Мой

прадедушка

был

участником

ВОВ.

Мой

прадед

Шаченков

Владимир Нилович (14.02.1924 – 20.05.2012) родился в деревне Андроново

(Смоленской области). Будучи ещё совсем юным, он помогал по хозяйству

матери. Она одна растила 5-ых детей. Как единственный мужчина в семье -

он имел право не идти на войну, но по собственному желанию пошёл в

военкомат, чтобы его взяли в армию, он хотел защищать свою родину.

В сентябре 1943 года был призван на службу призывной комиссией

при Полевом районном военном комиссариате и в тот же год направлен на

фронт. В части был назначен миномётчиком 653-го стрелкового полка.

В октябре 1943 года получил тяжёлое ранение под Оршей и был

отправлен в госпиталь в деревню Комиссарово. Врачи извлекли огромный

осколок

из

головы

Владимира

Ниловича.

Он

писал

в

письме

родным:

«Доктор вытянула осколок. Сказала в шутку - вот тебе на память, чем тебя

Гитлер наградил! Какой орден большой тебе дал!»

После ранения прадед вернулся на передовую и сражался уже в 673-ем

стрелковом

полку,

где

был

назначен

командиром

пулемётного

расчёта.

Участвовал

в

освобождении

Венгрии

от

фашистских

захватчиков,

сохранилась даже фотография того времени. Также он являлся участником

Кёнигсбергской операции, за что был удостоен медали. Во время боевых

действий на фронте получил 4 лёгких ранения.

Шаченков

Владимир

Нилович

прошёл

войну

до

самого

Берлина,

именно

там

в

последние

дни

боевых

действий

он

совершил

настоящий

подвиг – вынес из здания немецкую девочку. Всю её семью убило снарядом.

Его подвиг лёг в основу сюжета известного монумента Воина-освободителя в

Трептов-парке.

После демобилизации из армии в 1948 году возвратился в Смоленск,

здесь

он

встретил

свою

будущую

жену,

воспитал

2-х

детей.

Все

они

с

гордостью вспоминают своего отца, рассказывают своим детям и внукам об

этом скромном и добром человеке.

Я хочу показать и назвать награды прадедушки Владимира Ниловича

Ордена: Отечественной войны II ст., Отечественной войны I ст., Славы III ст.

Медали: «За отвагу», «За взятие Берлина», «За взятие Кёнигсберга»,

«Отличник Красной армии», «За победой над Германией». К сожалению

часть медалей была утеряна.

И все же, главная награда для солдата, как и для каждого из нас —

победа

в

Великой

Отечественной

войне.

Я

бесконечно

благодарна

всем

защитникам нашей родины и очень горжусь своим прадедом Шаченковым В.

Н.

1 ведущий

На

нашу

встречу

мы

пригласили

нашего

выпускника

Александра

Константиновича

Клименкова.

После

окончания

школы

служил

в

армии

танкистом,

учился,

а

потом

работал

преподавателям

в

Смоленском

электротехникуме

связи.

Александр

Константинович

создал

и

руководил

известным на всю страну ВИА «Кривичи». Окончив Московскую высшую

партийную

школу,

работал

инструктором

горкома

партии,

секретарём

парткома

совхоза,

а

затем

директором

совхоза.

При

участии

Александра

Константиновича

Клименкова

был

построен

посёлок

Кайдаково

с

благоустроенным

жильём,

объектами

социально-бытового

и

культурного

назначения.

Александр

Константинович

заботится

о

нравственности

и

духовности

земляков.

В

память

о

советских

воинах,

павших

на

полях

сражения в годы Великой Отечественной Войны, по его инициативе создано

первое в стране Поле Памяти. В деревне Покров на месте храма, взорванного

фашистами,

построена

церковь

Покрова

Божьей

Матери,

а

в

Вязьме

восстановлен

храм

Рождества

Пресвятой

Богородицы.

На

поле

памяти

построена часовня в честь иконы Смоленской Божьей Матери «Одигитрии».

2 ведущий

Александр Константинович Клименков - член Союза журналистов

России, член Союза писателей России. Творчество его разносторонне. Он

поэт, композитор, писатель. Но, пожалуй, лучше всего о себе он сказал

своими стихами:

Я в жизни стал не лучше и не хуже.

Я остаюсь таким же, как тогда.

Все также ветер за окошком кружит.

И нервы, словно в поле провода.

И с болью от жестокого мороза,

Летит под ним тревожной дали связь.

О, только бы стальная эта проза.

От напряженья не оборвалась.

Выступление А.К. Клименкова.

1 ведущий

В колледже ведётся большая работа по сбору материалов об истории

нашего учебного заведения. Об этой работе расскажут студенты 1 курса

Николаева Анна и Матющенкова Кристина.

Введение

Историческая

память

является

основой

духовной

и

культурной

преемственности поколений. Человек сам выбрал своё учебное заведение,

направление и учебную основу будущей профессии. По сути, сразу выбрал

область занятий на оставшуюся жизнь. И если же, человек подошёл к этому

выбору осознанно, он должен изучить и историю своего учебного заведения.

В этом небольшом выступлении мы расскажем об истории нашего

учебного заведения, руководителях, преподавателях, сотрудниках, ветеранах,

студентах, творивших его историю.

До войны оставалось 10 лет

Днём организации Смоленского электротехникума связи считается 5

апреля 1930 года. Временно техникум размещался в здании 4-й средней

школы. Сейчас это музей Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Техникуму был установлен план приёма 120 человек. За 10 довоенных лет

техникум подготовил более 1000 молодых специалистов.

Они сражались за Родину

21 июня 1941 года все радиостанции страны передали сообщение

правительства о вероломном нападении фашистской Германии на Советский

Союз.

Начиналась

Великая

Отечественная

война.

Преподаватели,

сотрудники,

выпускники

и

совершеннолетние

учащиеся

техникума

по

мобилизации были призваны в войска связи и другие подразделения всех

фронтов.

1

октября

1944

года

в

техникуме

возобновились

занятия.

В

холодных

помещениях

замерзали

чернила,

конспекты

писали

на

старых

газетах

между

строк,

не

было

мебели.

Но,

несмотря

на

такие

условия,

учебный

год

был

завершён

успешно.

Сразу

по

окончании

семестра

преподаватели,

сотрудники

и

учащиеся

техникума

организованно

начали

ремонтно-восстановительные работы. Благодаря мужеству, огромному труду

всего

коллектива

уже

в

1946

году

были

отремонтированы,

обустроены

помещения

учебного

корпуса.

Учебный

год

был

начат

в

более

сносных

условиях.

Восставший из пепла

Быстрое развитие техники связи в послевоенный период потребовало

увеличения числа высококвалифицированных специалист связи - инженеров

и техников, повышения качества их подготовки. В 1954 году новый учебный

корпус

начали

возводить

«всем

миром».

Преподаватели,

сотрудники

и

учащиеся техникума безвозмездно работали на строительстве корпуса.

Новая страна – новая связь.

К

началу

90-х

годов

стало

ясно,

что

страна

на

пороге

больших

перемен.

1991

год

стал

переломным

в

истории

страны,

Россия

стала

независимым государством – Российская Федерация. 25 марта 1993 года

Смоленский электротехникум связи был преобразован в Смоленский колледж

связи и информатики. Колледж определялся как высшее профессиональное

училище среднего специального образования с двумя уровнями подготовки.

К

концу

90-х

годов

колледж

полностью

адаптировался

к

новым

экономическим условиям, реформам.

Новый век. Новый статус.

А

31

июля

1999

года

колледж

был

определён

филиалом

университета

с

наименованием

«Смоленский

колледж

телекоммуникаций

(филиал)

Санкт-Петербургского

государственного

университет а

телекоммуникаций им. Проф. М.А. Бонч-Бруевича».

Спорт, студенты, друзья филиала.

Традиционно, как и раньше, в колледже художественное творчество и

спорт идут рядом с работой и учёбой. Многие мероприятия «идут из далека»,

то

есть

из

техникума,

колледжа:

конкурсы,

смотры,

концерты,

КВН,

дискотеки

и

спортивные

соревнования,

вечера

отдыха

преподавателей.

Продолжается ежегодная спартакиада студентов.

Наши выпускники – наша гордость.

За все годы существования техникум, колледж-филиал университета

подготовил и направил на предприятия отрасли связи и других ведомств

свыше 30 тысяч специалистов.

Мы должны гордиться этими людьми и брать с них пример. Они

обучались

в

очень

трудных

условиях

и

можно

сказать

«по

кирпичику»

собрали колледж, но это не помешало стать им профессионалами. Студенты

являются основой своего учебного заведения. Вот и наш колледж за 90 лет

прошёл огромный путь с разными переменами в образовании, кризисом в

стране и даже войной. А всё благодаря сильным людям, которые понимали

важность связи и тянулись за знаниями. Они всегда будут служить для нас

примером и идеалом человеческой личности.

Заключение

Проблема исторической памяти является важной проблемой любого

времени и не теряет актуальности и в современном мире. Ведь история всегда

была, есть и будет частью нашей жизни. Эта неотъемлемая часть позволяет

нам узнавать наше прошлое, нашу историю и культуру.

Я считаю, что память о наших предках является богатством человека.

Ведь для того чтобы мы сейчас жили и были такими, какие мы есть, многие

поколения

людей

создавали

наше

общество,

делали

жизнь

такой,

какой

увидели её мы. Да и в нас самих — прямое продолжение нравственных,

культурных, исторических ценностей дедов и прадедов. Именно прошлые

поколения влияли на нас теперешних, потому мы всегда должны хранить в

своей памяти след той человеческой красоты, который они передали нам.

Ведь

человек

утверждается

в

мире

не

только

как

мыслящее

и

чувствующее существо, но и как одно из звеньев в крепкой вечной цепи,

соединяющей прошлое и будущее. Чем больше дорожит человек памятью

своих отцов, дедов и прадедов, тем лучше осознает он своё место в этом

мире, тем глубже чувствует свою ответственность за будущее.

2 ведущий

Важную роль в формировании исторической памяти и сохранении

культурно-исторического

наследия

играют

внеурочные

воспитательные

мероприятия.

Большой

интерес

к

краеведению

проявляет

преподаватель

Владимир

Иванович

Бадюл.

Свою

работу

со

студентами

по

изучению

истории родного края он начинал на классных часах, а затем стал активно

привлекать студентов к экскурсиям по памятным местам. Об этом Владимир

Иванович расскажет сам.

Выступление Бадюла В. И.

Патриотическое воспитание студентов для Российского государства

всегда было актуальным вопросом. В современных реалиях тем более стране

требуется

молодое

поколение

с

высокой

нравственностью

и

стойкой

гражданской позицией.

Целью нравственно-патриотического воспитания студентов является

воспитание гражданина, гордого за свою страну, любящего и уважающего

свой

народ;

знающего

и

почитающего

историю

страны

и

её

культуру;

имеющего чувство долга и ответственности перед государством.

К

задачам

гражданско-патриотического

воспитания

студентов

относятся:

формирование позиции студента «Я – россиянин»;

поддержание желания молодых людей защищать Родину;

знакомство молодёжи с их собственными правами и обязанностями;

развитие чувства долга перед Отечеством, перед своими согражданами,

перед семьёй и родными.

Мы,

педагоги,

сами

вправе

выбирать

любые

методы

и

формы

нравственно патриотического воспитания студентов. Методы диктует и сама

современность, и традиции, и обычаи данного учебного заведения.

Мы организуем:

проведение поисковых экспедиций (поездки на места сражений);

более широкое использование возможностей Интернета – создание и

ведение студентами ресурсов, которые будут отражать историю государства,

малой родины, учебного заведения;

привлечение к волонтёрскому движению.

Я – патриот и горжусь своей Родиной. Как преподаватель и куратор

воспитываем эти качества на уроках и внеклассных мероприятиях. Вместе со

студентами мы посещаем все памятные места Смоленщины, связанные с

историей Великой Отечественной войны. Считаю работу по патриотическому

воспитанию очень важной. Через различные её формы мы сможем воспитать

достойных граждан России.

1 ведущий

Формирование

исторической

памяти

-

чрезвычайно

важное

дело.

Молодому

поколению

важно

видеть

новые

успехи

и

свершения

в

современной России. Мы верим в связь поколений. Мы продолжим дело

наших дедов и отцов.

Видеопрезентации

Песня.

Автор слов и музыки Рустем Булатов.

Исполнители: Канарский Игорь и Семенкова Вероника.

Снова снег идёт – думал я, но это пепел.

Слышишь голоса людей, он их всех собой отметил.

В душах глубоко шрам останется навечно,

Это след войны – горе всех, кто им отмечен.

Кто жив – те лечат свои души,

А есть и те, чей свет потушен.

Голоса могил громче всех напоминают:

Не жалейте сил повторять, что жизнь святая!

Пусть устанут врать те, кто нас всё время делит;

И ржавеют пули, не найдя ни разу цели.

Однажды небо станет светлым,

Не будет больше сыпать пеплом…

Припев:

Если слышите – добавьте в список наши имена!

Мы одни из тех, кто хочет, чтобы кончилась война!

Если слышите – добавьте в список наши имена!

Мы одни из тех, кто хочет, чтобы кончилась война!

Гильзами стынут тела на земле,

Пулями в небо срываются души.

Кто-то от горя сходит с ума,

Но есть и такие – их слёзы не душат.

Деньги и нефть им дороже, чем кровь,

Словно каждый из них родился машиной.

Мы просто хотим жить не так, как они,

Сердцем в груди выбирать, а не льдиной!

Припев:

Если слышите – добавьте в список наши имена!

Мы одни из тех, кто хочет, чтобы кончилась война!

Если слышите – добавьте в список наши имена!

Мы одни из тех, кто хочет, чтобы кончилась война!

Заключение: Студенты хором говорят ключевую фразу мероприятия.

Мы помним, гордимся, ценим!

Сохраним историческую память россиян.



В раздел образования