Автор: Мосьпан Юлия Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "ДС"Елочка"
Населённый пункт: г. Новый Уренгой , ЯНАО, Тюменской области
Наименование материала: Использование информационно – коммуникационных технологий в формировании познавательного интереса и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Тема: Использование информационно – коммуникационных технологий в формировании познавательного интереса и познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Педагогический опыт работы по теме: «Использование информационно –
коммуникационных технологий в формировании познавательного интереса и
познавательной деятельности у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Мосьпан Юлия Анатольевна, 2018г.
Использование информационно – коммуникационных технологий в
формировании познавательного интереса и познавательной
деятельности у детей дошкольного возраста.
Здравствуйте! Мои ожидания меня не обманули: я вижу снова в зале моих коллег –
умных, красивых, талантливых людей, преданных своей профессии. Воспитатель сам
должен быть воспитан – эти слова К. Маркса, являются моим профессиональным
кредо, моим девизом в профессиональной деятельности и в жизни. Ведь невозможно
воспитать в ребенке нравственную чистоту, гуманность к окружающей природе и
миру, ответственность и честность, любознательность и творческую активность, если
этими качествами не владеет педагог, рядом с которым каждый день находятся дети.
И, конечно, в наше бурно развивающееся время, время, когда мобильные дети живут в
мобильном мире, невозможно развитие творчески работающего педагога, не
владеющего и не использующего в образовательном процессе современные
образовательные технологии и методы. Вопрос в зал. Вы можете представить себе
сегодняшнюю жизнь без гаджетов, компьютеров и интернета? А ведь и наши дети, как
и мы, уже не могут обойтись без полезной, нужной, интересной информации и
практических знаний - источником которых является его Величество Интернет.
Актуальность опыта
повышение социального статуса дошкольного образования;
существование проблемы в формировании познавательного интереса у
дошкольников;
в соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в
дошкольное образование, компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей
предметной среды;
использование ИКТ предоставляет возможность средствами мультимедиа, в
наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества
знаний у дошкольников. Немаловажно и то, что на сегодняшний день, ФГОС ДО
направлен на повышение социального статуса дошкольного образования,
ориентированного на вхождение в мировое пространство, что требует существенных
изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений,
совершенствования использования педагогических технологий. Кроме этого, педагог
должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании
образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся
познавательных интересов детей. А современные педагогические исследования
показывают, что главная проблема дошкольного образования – потеря живости,
притягательности процесса познания. Увеличивается число дошкольников, не
желающих идти в школу; снизилась положительная мотивация к занятиям, в
результате - успеваемость детей падает.
Исходя из вышеизложенного, назрела необходимость использования в работе
инновационных образовательных технологий.
В образовательной деятельности с дошкольниками я использую информационно –
коммуникационные технологии, являющиеся одним из инновационных направлений
совершенствования системы образования, и, как сказано в Концепции внедрения
новых информационных технологий в дошкольное образование, компьютер должен
стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Использование ИКТ в
образовательном процессе предоставляет возможность, средствами мультимедиа, в
наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества
знаний у дошкольников, овладевать практическими способами работы с
информацией; перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к
деятельностному, при котором ребенок становится активным участником, а не
пассивным созерцателем педагогического воздействия. Это способствует осознанному
усвоению знаний дошкольниками.
Ежегодно мною разрабатывается планирование работы с детьми с использованием
ИКТ в НОД и режимных моментах: дидактических играх, индивидуальной работе по
математике, познавательному развитию и развитию речи. При применении
информационно-коммуникационных технологий, соблюдаю требования к
использованию технических средств в работе с дошкольниками, учитывая санитарно-
эпидемиологические требования к временным рамкам, соответствующие возрастным
особенностям детей.
Цель опыта: формирование познавательного интереса и познавательной деятельности
у детей дошкольного возраста через использование в образовательном процессе
современных информационных компьютерных технологий.
Образовательные задачи:
повышение качества знаний дошкольников;
формирование познавательной деятельности дошкольников;
формирование познавательного интереса дошкольников;
формирование у дошкольников элементарных математических представлений через
активизацию познавательного интереса средствами ИКТ;
формирование умений у детей в овладении практическими способами работы с
информацией;
обогащать знания детей об окружающем мире;
оснащение образовательной среды (создание мультимедиа библиотеки авторских
разработок).
Образовательные задачи направлены на повышение качества знаний детей,
формирование элементарных математических представлений, формирование
познавательного интереса и познавательной деятельности. В своей работе я опираюсь
на дидактические принципы, обеспечивающий педагогический процесс,
наглядностью, систематичностью, последовательностью, доступностью.
Условия внедрения ИКТ
Создание развивающей предметно – пространственной среды
Комплексный подход к подбору материала и созданию собственных авторских
разработок.
Работа с ресурсами Интернета. Для реализации опыта необходимо соблюдать
условия, представленные на слайде.
Ожидаемые результаты:
Создание базы авторского анимационно-дидактического материала.
Проявление детьми познавательного интереса и познавательной деятельности,
инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности.
Обогащение знаний об окружающем мире.
Положительная динамика формирования элементарных математических
представлений у дошкольников.
Владение практическими способами работы с информацией. По результатам
реализации опыта будет создана база анимационно – дидактического материала для
работы с детьми, у детей будет сформирован познавательный интерес и
познавательная деятельность, будет достигнута положительная динамика ФЭМП.
Содержание опыта. 2015– 2019 учебный год Разработка и использование электронных
презентаций Использование компьютерных и мультимедийных технологий в
образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы я начала в
2017 – 2018 учебном году. Работа начиналась с использования в образовательном
процессе электронных презентаций. Электронные презентации - это наиболее
распространенный вид представления демонстрационных материалов. Мне нравится
превращать презентацию, в увлекательный способ вовлечения детей в
образовательную деятельность. Яркий светящийся экран привлекает внимание, а
демонстрационный материал в виде презентаций позволяет приобщить детей к миру
нового и интересного, расширить знания об окружающем мире, позволяет давать
материал в привлекательной для ребёнка форме, способствует повышению его
познавательной активности. Мною были составлены интересные презентации с
демонстрационными материалами по ознакомлению дошкольников с окружающим
миром: «Знакомство с профессией «Повар», «Профессии моих родителей», «Морские
чудеса», «Стеклодув и гончар», «Откуда к нам пришла елка», «Из чего сделаны дома»,
«Части тела», «Мир стекла» и многие другие. Используя презентации как часть
непосредственно образовательной деятельности, я знакомила детей с профессиями
людей, традициями, историями происхождения предметов, символов, проводила
заочные путешествия и экскурсии, закрепляла знания и представления детей о
космосе, морских глубинах, недрах земли, животных и природных явлениях.
Грамотно подобранный материал помогает отследить уровень знаний детей и
спланировать дальнейшую работу. Презентация дает возможность рассмотреть
сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и
повторить предыдущую тему. Например, при использовании материала в «Игротеке с
веселым пиратом» даются понятия «геометрических форм», используя слайд можно
провести с детьми 3-х ступенчатый урок: 1 урок - дать понятия, 2 - урок попросить
показать ту или иную форму и 3 урок – попросить назвать геометрическую форму.
(Гиперссылка «Игротека с веселым пиратом» слайд 8). Слайд 14. Презентации - игры
по речевому развитию. «Использование предлогов», «Дифференциация звуков Р, Рь,
Л, Ль», «Описание», «Звуки Д, Ж, Ч», «Дифференциация звуков Ж-Ш» «Речевые
тренинги» и т.д. Например, в игре «Речевой тренинг на дифференциацию звуков С-
Ш» Мною было разработано 12 презентаций - игр для индивидуальной работы с
детьми по звуковой культуре речи. При использовании такой презентации ребенок
может самостоятельно выполнить задание, а остальные дети - его проверить.
(Гиперссылка на игру «Речевой тренинг С-Ш » слайд 6) Дидактические задания с
использованием элементов анимации дают возможность закрепить знания детей по
изучаемой теме, развивают познавательную активность и познавательный интерес,
логическое мышление, речь, воспитывают такие важные для дошкольника качества,
как умение выслушать ответы товарищей, формируют готовность к обучению в
школе.
Презентации - игры по ОБЖ.
«Что мы знаем об электричестве?»
«Школа пешеходных наук»,
«Не разговаривай с незнакомцами», «Знакомство с дорожными знаками», «Праздник
дорожной азбуки», «По дороге со Смешариками», «Перекресток» Использование
презентаций с элементами игры способствует не только обогащению знаний и
представлений детей об окружающем мире, но и формированию правил безопасного
поведения, как в доме, так и на улице: при переходе дороги, в поведении с
незнакомыми людьми. В игровых презентациях, из предложенных иллюстраций,
которые появляются на экране, детям предлагается выбрать ту иллюстрацию, которая
соответствует правильному ответу. Если ребенок находит правильный ответ, то данная
картинка или вращается, или раздается звук аплодисментов. Например, в презентации
- игре «Школа пешеходных наук», при правильном выборе двух одинаковых
дорожных знаков они начинают вращаться. Цифровой образовательный ресурс
«Анимационно – дидактические игры для подготовки детей к школе» В 2013 году
мною был создан собственный компьютерный обучающий продукт с помощью
шаблона немецкого программиста Ханса Хофмана, работая в нем, можно с помощью
макроса задавать действие предметам, картинкам. Используя шаблон, я разработала
цифровой образовательный ресурс «Анимационно – дидактические игры для
подготовки детей к школе», представленный на слайде. Дидактические игры носят
обучающий и развивающий характер, а так же используются мной как программы –
тренажеры, которые могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Например, выполняя задания при нажатии на предмет, раздается определенный
сигнал, который дает ребенку понять, что ответ выбран неправильно и наоборот –
раздается сигнал одобрения (аплодисменты, колокольчик), если выбран правильный
ответ. Данный образовательный ресурс я использую в индивидуальной работе с
воспитанниками на закрепление материала в утренние и вечерние часы. Эти игры
вызывают у ребенка большой интерес, выполняя поставленное задание, он может сам
перенести предмет, символ, цифру, геометрическую фигуру. (Гиперссылка на игру
«Готов ли ты в школу 1» слайд 13). 2014-2015 учебный год разработка анимационно –
дидактического материала для 2 младшей группы Анализируя проводимую мной
работу, я видела, что использование ИКТ на занятиях обеспечивает мотивационную
готовность дошкольников к восприятию, как нового материала, так и материала на
закрепление знаний, способов действий, радовало то, что при каждом использовании
ИКТ все дети не теряют интерес к работе в течение всего НОД и являются активными
участниками познавательной деятельности. Поэтому в 2014-2015 учебном году мною
было принято решение разработать анимационно-дидактический материал по ФЭМП
для всех возрастных групп. На сегодняшний день разработан анимационно –
дидактический материал для 2-ой младшей группы на весь учебный год, часть из него
представлена на слайде. Например, в игре «Много и один» дети учатся составлять
группу из отдельных предметов и выделять из нее один. (Гиперссылка на игру «Много
и один»). Создана авторская мультимедиа библиотека Очень значимым результатом
является создание личной авторской мультимедиа библиотеки, которая включает 93
разработки. Результаты мониторинга по ФЭМП. Результаты мониторинга по ФЭМП в
сравнении (я брала для сравнения 2 параллельные возрастные группы ежегодно) (за
2012 - 2015 учебные годы) показывают динамику в развитии математических
способностей детей, что отражено в диаграммах. Результаты опыта.
проявление детьми познавательного интереса и познавательной активности на
каждом НОД;
осуществление детьми активной познавательной деятельности в течение всего НОД;
происходит обогащение знаний об окружающем мире, правилах безопасного
поведения;
развиваются звуковая культура речи и связная речь детей, познавательные
процессы;
дети овладевают приемами самоконтроля, ориентируясь на привлекательную
графику.
развивается зрительно-двигательная координация, это способствует повышению
эффективности образовательного процесса в целом.
Стабильность эффективности опыта подтверждается следующими результатами:
по моим наблюдениям дети проявляют познавательный интерес и познавательную
активность на каждом НОД и в разных видах деятельности с использованием ИКТ;
осуществляют активную познавательную деятельность в течение всего НОД; знания
детей об окружающем мире значительно расширяются и обогащаются, развиваются
познавательные процессы, дети овладевают приемами самоконтроля, ориентируясь на
привлекательную графику; развивается зрительнодвигательная координация, что
способствует повышению эффективности образовательного процесса.
Педагог, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет
другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке
возникающих проблем, организации своей деятельности.
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский Сад «Ёлочка»
Педагогический опыт работы по теме:
«Использование информационно – коммуникационных технологий в
формировании познавательного интереса и познавательной деятельности у детей
дошкольного возраста»
Воспитатель:
Мосьпан Юлия Анатольевна.
2018 год