Автор: Кабанова Марина Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ
Населённый пункт: г.Иваново
Наименование материала: Статья
Тема: Пути художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС
Раздел: дошкольное образование
ПУТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС
Интеграционные процессы, протекающие во всех сферах человеческой
общественной жизни, оказываются сегодня чрезвычайно существенными
для развития отдельных регионов, стран и всего человечества. Они входят
в современное мировоззрение, активно воздействуют на способы решения
актуальных проблем нашего времени, во многом определяют стиль мышле-
ния, характерный для XXI века. Всестороннее изучение проблемы интегра-
ции в образовании подтвердило её значимость и положительное влияние на
педагогический процесс.
Принцип интеграции - состояние связанности, взаимопроникновения и
взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающих
целостность образовательного процесса.
При этом подчёркивается значимость не только интеграции содержания
образования, но и организационных форм, в которых в той или иной степени
будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Являясь дидактическим принципом, интеграция требует преднамеренного и
последовательного включения взаимосвязей в образовательный процесс
дошкольного образовательного учреждения. Данное преобразование
возможно посредством интеграции в содержании учебного материала с
целью раскрытия сущности научных понятий; интеграции методов обучения
с целью всестороннего изучения понятий и явлений; интеграции теории и
практики с целью практического использования теоретических знаний.
Популярность направления интегрированного обучения связана с тем, что
оно способствует созданию у детей целостной картины окружающего мира,
обогащает их представления о разных областях действительности, сохраняет
здоровье. Интеграция, с одной стороны, позволяет взаимообогащать
целостность восприятия содержания различных областей действительности,
с другой – не нарушает собственной внутренней логики освоения каждой из
областей.
Тенденция к интегрированию содержания педагогического процесса
наблюдается в теории и практике дошкольного образования, где накоплен
богатый опыт решения проблем образования, воспитания и развития подрас-
тающего поколения с помощью взаимодействия искусств. Приобщение детей
к различным видам искусства в ФГТ выделяется в качестве важной задачи
художественно-эстетического развития дошкольников.
В теории и практике дошкольного образования наиболее показательна
интеграция средств обучения детей. В качестве таковой выступает интегра-
ция выразительных средств искусств, представленная в разных современных
образовательных программах, экспериментальных технологиях. В психолого-
педагогических исследованиях интеграция искусств рассматривается в
нескольких аспектах: как средство художественно-эстетического развития
личности ребёнка, как творческий процесс, как проблема художественного
восприятия (А.Л. Андреев, Е.В. Квятковский, Н.И. Киященко, Е.Н.
Колокольцев,А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский, Б.П. Юсов и другие).
Целью является ребёнок, его мировосприятие, мироощущение,
миропонимание через разные языки описания (язык музыки, язык живописи
и т.д.).
Процесс интеграции разных видов искусства способен играть важ-
ную роль в формировании художественно-творческих способностей и
художественно-творческих видов деятельностей. В этом процессе искусство
является фактором формирования личности. Художественная культура
выступает как компонент образования. Для развития художественной
культуры личности важно знать специфику каждого вида искусства и их
взаимодействие.
Процесс интеграции осуществляется на уровне пространственно-
временных закономерностей, свойственных каждому виду искусства,
раскрывающих различные стороны содержания художественного
произведения при гибком взаимодействии выразительных средств. Исследуя
данную проблему,
Б.П. Юсов отмечает, что в общем художественном развитии дети стано-
вятся свидетелями и участниками живого формообразования, когда слово,
звук, цвет, движение возникают у ребёнка в живом явлении.
В процессе интеграции различных видов художественной деятельно-
сти (музыкальной, художественно-речевой, изобразительной, театрализован-
ной) заложен огромный потенциал творческого развития ребёнка и, прежде
всего, формирующейся личности. Как отмечает Е.Ф. Корой, все виды худо-
жественной деятельности объединяются художественным образом. Это по-
зволяет детям понять, как один и тот же художественный образ реализуется
различными выразительными средствами искусств, и тем глубже вникнуть
в художественное содержание. Это особенно важно, так как не всегда содер-
жание музыкального произведения может непосредственно восприниматься
детьми, в то время как картина своими выразительными средствами помога-
ет восприятию, дополняет художественный образ.
Интеграция разных видов художественно-эстетической деятельности
в дошкольном детстве носит естественный характер. Дошкольник легко пе-
реключается с одного вида деятельности на другой, активно общается и бы-
стро вступает в игру, увлекаясь придуманным образом, действием. Поэтому
любой вид творческой работы детей целесообразно подкреплять разными ви-
дами художественной деятельности (словом, жестом, песней, игровой ситуа-
цией, игрой-драматизацией).
В настоящее время реальная картина педагогического процесса до-
школьного образовательного учреждения характеризуется преобладанием
рационально-логических способов познания, в которых доминирующим
является анализ, классификация, опора на понятийное мышление. Худо-
жественно-образные методы познания, лежащие в основе искусства и опи-
рающиеся преимущественно на интеграцию, представлены недостаточно.
В связи с этим целостно-интегративный подход к педагогическому процес-
су в области искусства должен предполагать сотворение эмоционального, об-
разного, культурного мира ребёнка с помощью разных видов искусства и их
взаимодействия с различными знаниями из областей наук, развития обще-
ства, природы и культуры; формирование осмысленного отношения к искус-
ству, к направлениям творческой деятельности и выбор оптимального вида
художественного творчества для выражения собственного «Я»; развитие вос-
приимчивости, отзывчивости к искусству, к особенностям авторской инди-
видуальности, своеобразию каждого произведения искусства; формирование
способности критически оценивать художественные явления, произведения
искусства, творчество сверстников и собственную художественную деятель-
ность; понимание художественного произведения как продукта осмысления
художником (писателем, композитором) своего представления о мире.
Ориентируясь на все многообразие искусств, в дошкольном образова-
тельном учреждении традиционно используют изобразительное искусство
и музыку, так как данные виды искусства воплощают особенности зритель-
ного и синтетического отражения действительности, а также лежат в основе
других видов искусства. Обладая спецификой, изобразительно- выразитель-
ные средства имеют тенденцию к объединению и слиянию. В качестве ин-
тегрирующего начала должна выступать музыка, природа которой состоит
в познании внутреннего и внешнего изнутри познающего. Музыка становит-
ся смыслообразующим стержнем, организующим творчество детей, являет-
ся ключом к проникновению в образно-смысловое содержание художествен-
ных произведений. При наличии одновременно слухового и зрительного
восприятия музыка выступает как способ оживления живописи, как символ
одухотворённости.
В связи с этим встаёт вопрос о необходимости последовательного
изучения общих для данных видов искусства средств художественной выра-
зительности, на основе которых дети ищут параллели в различных видах ис-
кусства, раскрывая художественный образ. При этом важное значение при-
обретают такие выразительные средства, как композиция, ритм, гармония,
динамика, тембр и другие. В результате происходит подлинная художествен-
ная интеграция музыкального и изобразительного искусства как на основе
содержания, так и на основе художественного языка каждого из них.
Как показывают разные исследования, дети дошкольного возраста мо-
гут проанализировать и сравнить произведения по одному из средств худо-
жественной выразительности: динамизму образов, насыщенности звучания,
по тональной окраске, ритмической и метрической организации. Привле-
чение разных видов искусства способно возбудить в ребёнке широкий круг
представлений, связанных с жизненным и культурным опытом.
Интересный аспект проблемы затронут в исследованиях И.П. Манако-
вой , Н.Г. Салминой , посвящённый формированию у детей первоначальной
ориентировки в музыке. Авторы рассматривают музыку и другие вида
искусства как знаково-семиотические системы и отмечают, что освоение
музыки как семиотической системы должно осуществляться через
сопоставление знаково-символических средств музыки и других
семиотических систем (изобразительного искусства и литературы). Умение
выделить и дифференцировать выразительные средства других видов
искусства обогащает понимание музыки.
В сложном процессе сопоставления двух языков – музыки и живо-
писи – у дошкольников возникают представления, понятия, отражающие
музыкальную образность. Расширяя круг задач, связанных с интеграцией вы-
разительных средств разных видов искусства, О.П. Радынова [2] подчёркива-
ет особое значение комплексных и интегрированных занятий, цель которых –
дать детям представление о специфике различных видов искусства, вырази-
тельных особенностях их художественных средств, возможностях по-разному
выразить мысли, настроение в различных видах художественной
деятельности. Сложно проводить комплексные занятия, темой которых
является само искусство, особенности его выразительных средств. В связи с
этим О.П. Радынова предлагает такие темы занятий, как «Язык искусств»,
«Настроения и оттенки в художественных произведениях», где будут
сравниваться краски живописи с тембрами различных музыкальных
произведений или другими средствами выразительности (регистром,
динамикой и их сочетаниями).
Очень важно не просто констатировать выразительные средства разных ви-
дов искусства, а выявить их роль в создании единого художественного образа.
Для внедрения интегративного подхода в ДОУ необходимо найти опти-
мальные приёмы, условия и соответствующее содержание, способствующее
эстетическому воспитанию дошкольников через занятия интегрированного
характера, целью которых является возможность развивать ребёнка всесто-
ронне, во взаимосвязи интеллектуальной и чувственной сфер. Подобные за-
нятия позволят гибко реализовать в режиме дня различные виды музыкально-
художественной деятельности, в которых можно выделить общие
психические процессы:
‒ образы восприятия, постепенно накапливаясь, формируют сенсорный опыт,
являющийся основой развития способностей как художественно-
эстетических, так и интеллектуальных;
‒ эстетически окрашенные образы восприятия формируют представления;
‒ сопровождение процесса восприятия цветовыми, музыкальными
характеристиками позволяет развивать наглядно-образное мышление до-
школьников.
К педагогическим условиям можно отнести общность целей интегриро-
ванных занятий; отбор учебного материала с точки зрения его доступности,
наглядности; применение эффективных и технологических методов и при-
ёмов, способствующих комплексному воздействию на мысли и чувства ре-
бёнка; при знакомстве с явлениями искусства сохранение специфических
особенностей каждого из видов искусства; обеспечение образовательной,
развивающей и воспитывающих функций педагогического процесса на инте-
грированных занятиях.
Интегрированные занятия должны отличаться, прежде всего, предель-
ной чёткостью, взаимосвязанностью и большой информативностью учебно-
го материала; способствовать формированию целостного эстетического вос-
приятия и ассоциативного мышления; формировать ценностное отношение
к культуре и искусству, человеку-творцу, к культурному наследию человече-
ства.
В нашем исследовании в процессе реализации принципа интеграции
искусств мы решали задачи по формированию у детей умений интегрировать
выразительные средства музыкального и изобразительного искусства в соз-
дании представлений о художественном образе в процессе вокальных, двига-
тельных, игровых импровизаций, через различные типы специально органи-
зованных синтезированных видов художественно-эстетической деятельности
на интегрированных занятиях. Для этого мы использовали творческие мето-
ды, осуществляли органическое слияние и одномоментное воздействие на
зрительные, слуховые, тактильные органы восприятия, что обеспечивало бо-
лее глубокое погружение ребёнка в мир цвета, звука.
Наиболее эффективным оказался практический метод, позволяющий
выразить во внешних проявлениях свои переживания о музыке («пропустить
музыку через себя»). Б.М. Теплов доказал факт сопровождения восприятия
музыки двигательными реакциями (вокализациями, движениями пальцев
и т.д.). Поэтому движения успешно используются в качестве приёмов, акти-
визирующих осознание детьми характера мелодии, качества звуковедения,
средств музыкальной выразительности.
Двигательно-пластические задания-импровизации «Создаём музыкаль-
но-сценический образ», связанные с перевоплощением, уподоблением кон-
кретному образу, были использованы в контексте раскрытия темы, а также
предполагали научить детей творческим способам действий, предусматрива-
ющих самостоятельное нахождение выразительно-изобразительных средств
в исполнении, передаче в движениях задуманного характера. Данные зада-
ния позволяли детям пропустить образ через себя, вжиться в него. Движение
помогало проследить за развитием образа, мобилизовало детей на вслуши-
вание в музыкальную ткань, различать смену её формы, средства музыкаль-
ной выразительности. Большое значение имела словесная установка вместе
со звучащей музыкой, которые побуждали детей к поиску образной пла-
стики движений для выражения представлений о художественном образе.
Двигательная импровизация дошкольников соответствовала музыкальному
и живописному образу, что включало в себя адекватность поиска
выразительно-изобразительных средств для передачи музыкально-
сценического образа, оригинальность созданных образов.
Широко использовались творческие задания, где дети при помощи зву-
ковых импровизаций (голосом, хлопками, постукиванием и т.д.) стремились
отобразить характер природных явлений, увиденных в репродукциях пейзаж-
ной живописи. Задания носили более сложный характер и проводились в со-
четании с проблемной и воображаемой ситуацией. Они помещали ребёнка
в ситуацию активного действия, поиска на интуитивно-чувственном уровне
тех выразительных средств музыкального и изобразительного искусства,
которые необходимы для создания представлений о художественном образе
в творческой деятельности.
В процессе выполнения творческого задания «Сочиняем мело-
дии на контрастные по настроению поэтические тексты к пейзажным ре-
продукциям» мы решали задачи на формирование способов сочинения
детьми простейших попевок контрастного характера на заданный текст,
развитие художественно-творческого воображения в процессе вокальной
импровизации, подбор адекватных живописному образу элементов
музыкального языка. Как отмечает Л.В. Школяр, чем глубже дети постигают
словесно-поэтический образ, тем легче создают образ музыкальный. После
выразительного прочтения четверостиший дети соотносили их с
определённой картиной, соответствующей по настроению. Рассматривание
контрастных репродукций помогало детям сравнивать их по цвету, колориту,
ритму, линиям, форме, что в дальнейшем способствовало осознанию мелодии
контрастного характера в своих собственных сочинениях. Действуя
совместно со взрослыми, дети получали представление о том, что музыка
может так же, как и картина, выражать различные чувства. Перед сочинением
мелодий внимание детей обращалось на яркие средства выразительности:
краски, выбранные художником для характеристики живописных образов,
ритм цветовых пятен, композиционное построение. Анализируя вокальные
импровизации, можно сказать, что тёмная палитра красок в репродукции И.
Левитана «Дождь» отражала в музыке детей мрачный, грустный характер
образа картины. Это выражалось в умеренно-громкой динамике, восходящей
или нисходящей мелодии, в быстром темпе, упругом ритме, минорном ладе.
Светлая яркая палитра репродукции В. Ван-Гога «После дождя» отражала в
музыке детей весёлое, радостное настроение образа картины. Это
выражалось за счёт громкой динамики, волнообразной мелодии, умеренного
темпа, равномерного ритма, мажорного лада. Положительным представляется
наличие в большинстве импровизаций определённой смысловой связи между
музыкальными интонациями и живописным образом; в импровизациях была
отмечена оригинальность созданных мелодий, яркое выражение в них
соответствующего настроения, точность и выразительность вокального
интонирования.
Такие творческие задания, составленные на основе музыкального и
изобразительного искусства, стимулировали восприятие художественной
образности песенного творчества, позволяли лучше ориентироваться в твор-
ческой деятельности: подбирать необходимую мелодическую линию, разноо-
бразную ритмическую сторону песни, использовать при исполнении нюансы
(громко, тихо, протяжно, легко и т.д.) в соответствии с характером и настрое-
нием картины, а также развивали творческую активность детей.
Таким образом, интеграция искусств в эстетическом воспитании де-
тей основывается на познании ребёнком выразительных средств каждого
вида искусства и постепенном понимании того, что образ одного и того же
объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими сред-
ствами. Кроме того, интеграция искусств обладает значительными педагоги-
ческими возможностями, заключающимися в активизации развития музы-
кального восприятия, продуктивного воображения, художественно-образного
мышления, а также способов творческого самовыражения дошкольников, их
способности к поиску собственных решений в процессе музыкальных заня-
тий. Введение интеграционной системы в дошкольное образование будет эф-
фективным при условии учёта возрастных особенностей детей, целей и задач
образования, различных факторов интеграции, а также необходимости соз-
дания специальной системы подготовки педагогов и детей.