Автор: Лаптева Ольга Афанасьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Кыласовская СОШ" структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Населённый пункт: Пермский край Кунгурский район село Кыласово
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия, как один из методов "лечения" детских проблем
Раздел: дошкольное образование
Лаптева О. А.,
МБОУ «Кыласовская СОШ» структурное подразделение
для детей дошкольного возраста
Кунгурский муниципальный район
СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ «ЛЕЧЕНИЯ»
ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ.
Сказка-ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам-урок!
А. С. Пушкин.
Все мы: и дети, и даже порой и взрослые - любим читать и слушать сказки. Многие из нас
помнят, как в далеком детстве наши родители читали их нам на ночь. А мы, затаив дыхание,
слушали эти чудесные произведения и порой представляли себя на месте сказочных героев.
Сказки Пушкина, сказы Бажова, русские народные сказки и сказки народов мира-вот далеко
не весь полный список произведений, с которыми мы познакомились в детстве. Откуда же
появились
сказки,
какими
магическими
силами
они
обладают?
В
толковых
словарях
прописано четкое определение этого термина. «Сказка» - это повествовательное, обычно
народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием
волшебных фантастических сил. Иными словами в кратком варианте - неправда, вымысел,
ложь- то есть то, чего нет на самом деле.
Откуда берут свои истоки сказки? История слагания сказок идет из далеких времен, и сейчас
уже сложно определить, как давно они появились на свет. Самыми первыми, кто начал
сочинять сказки, были, конечно, обыкновенные простые люди - пастухи и крестьяне. А далее
они уже стали издаваться отдельными авторами. Персонажи сказок существуют почти во
всех странах. Это и Баба-Яга, и Иван-царевич, и злые колдуны и колдуньи, феи, эльфы,
гномы, домовые и многие другие. Хотя сказки - это вымысел, но каждая из них содержит
смысл и поучает чему-либо. Вспомним сказки: «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Теремок»,
«Золушка» «Иван-царевич и серый волк» и. т. д. Они учат нас отличать добро и зло, ум и
глупость, жадность и коварство. Созданные простым человеческим языком, сказки обладают
особой «мелодичностью». Учат детей красивой и складной речи, развивают их фантазию,
расширяют словарный запас. Самой главной отличительной чертой всех сказок является то,
что в них добро всегда побеждает зло. Иначе бы не было смысла сказок вообще.
В наше непростое время, когда дети читают и слушают все меньше книг, а предпочитают
проводить время у телевизоров и ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов, роль сказки
в жизни ребенка, как никогда важна!
В последнее время популярным стало такое направление психологического воздействия на
эмоциональное состояние ребенка, как метод «СКАЗКОТЕРАПИИ».
«СКАЗКОТЕРАПИЯ» - это психотерапевтическое направление, использующее сказки для
решения
тех
или
иных
психологических
проблем
ребенка:
это
и
детские
страхи,
и
неуверенность в себе, агрессивность, тревожность и так далее. Правильно подобранная
сказка, с учетом возраста ребенка и специфичностью его проблемы, поможет переосмыслить
тот или иной конфликт и найти пути решения той или иной проблемы. Сказки имеют также
свой «терапевтический эффект» - помогают расслабиться, отвлечься, перенестись в мир
вымышленных героев. Сказки, которые используют психологи в своей работе - решают
конкретные задачи и работают более целенаправленно. Они также бывают нескольких видов:
Дидактические - способствуют процессу обучения, прививают любовь к чему-
либо (трудолюбие, например) –сказка «Морозко», «Рукоделица и ленивица» и
др.;
Психокоррекционные
-
вырабатывают
терпение,
п р е од ол е ва ют
стеснительность, застенчивость (как пример - русские народные сказки);
Художественные
-
способствуют
воспитанию
нравственности
(«Заюшкина
избушка», «Волк и семеро козлят» и др.);
Все эти формы и методы психологического воздействия применяются также для работы с
детьми - дошкольниками. Вот несколько из них:
1. Обсуждение сказки после ее прочтения. Обсуждение идет посредством как фронтального,
так и индивидуального опроса детей (Для чего эта сказка, чему она нас учит? Какие
персонажи вам понравились больше всех?)
2. Сказочные задачи, поставленные перед детьми (можно дать готовые, а можно попросить
придумать
самим)
Приме:
усложнить
задачу
в
сказке
Ивану-царевичу
или
Аленушке,
придумать им непростые маршруты следования по пути сказки и.т.д.
3.
Рассказывание
сказок.
Может
быть
совместным
с
воспитателем
как
в
игровой
и
музыкальной форме, так и персонально от лица героев в масках и костюмах. Пример:
«Репка», «Теремок», «Рукавичка». Это может быть настольный и пальчиковый театр, театр
теней.
4. Сочинение сказки. Также может быть как совместным с детьми, а может быть дано как
индивидуальное задание ребенку. Очень хорошо привлекать к этой работе родителей и
создавать на этой основе совместные творческие конкурсы и онлайн-чтения.
Вот мы с вами и рассмотрели кратко, что такое «сказкотерапия» и как она может помочь для
решения тех или иных проблем. Самое главное, чтобы прочитав сказку, ребенок мог понять и
прочуствовать ту атмосферу, в которой находится его сказочный герой, сравнить себя с ним,
сделать какие-то выводы и научиться чему-либо. А то, как мы это сделаем, зависит от нас,
уважаемые педагоги и взрослые.
Список использованной литературы:
1.
«Место сказки в дошкольном образовании.» Большунова Н. Я., 1993 № 5
2.
«Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко-СПб.,2006 г.
3.
«Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии» Понаморева В. И.-М.:
Академический проект, 2008 г.
4.
Н. Н. Амбросьева «Классный час с психологом», ООО «Планета», 2018 г.
5.
Интернет-источники.