Напоминание

Сказкотерапия, как один из методов "лечения" детских проблем


Автор: Лаптева Ольга Афанасьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "Кыласовская СОШ" структурное подразделение для детей дошкольного возраста
Населённый пункт: Пермский край Кунгурский район село Кыласово
Наименование материала: Статья
Тема: Сказкотерапия, как один из методов "лечения" детских проблем
Раздел: дошкольное образование





Назад




Лаптева О. А.,

МБОУ «Кыласовская СОШ» структурное подразделение

для детей дошкольного возраста

Кунгурский муниципальный район

СКАЗКОТЕРАПИЯ, КАК ОДИН ИЗ МЕТОДОВ «ЛЕЧЕНИЯ»

ДЕТСКИХ ПРОБЛЕМ.

Сказка-ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам-урок!

А. С. Пушкин.

Все мы: и дети, и даже порой и взрослые - любим читать и слушать сказки. Многие из нас

помнят, как в далеком детстве наши родители читали их нам на ночь. А мы, затаив дыхание,

слушали эти чудесные произведения и порой представляли себя на месте сказочных героев.

Сказки Пушкина, сказы Бажова, русские народные сказки и сказки народов мира-вот далеко

не весь полный список произведений, с которыми мы познакомились в детстве. Откуда же

появились

сказки,

какими

магическими

силами

они

обладают?

В

толковых

словарях

прописано четкое определение этого термина. «Сказка» - это повествовательное, обычно

народно - поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием

волшебных фантастических сил. Иными словами в кратком варианте - неправда, вымысел,

ложь- то есть то, чего нет на самом деле.

Откуда берут свои истоки сказки? История слагания сказок идет из далеких времен, и сейчас

уже сложно определить, как давно они появились на свет. Самыми первыми, кто начал

сочинять сказки, были, конечно, обыкновенные простые люди - пастухи и крестьяне. А далее

они уже стали издаваться отдельными авторами. Персонажи сказок существуют почти во

всех странах. Это и Баба-Яга, и Иван-царевич, и злые колдуны и колдуньи, феи, эльфы,

гномы, домовые и многие другие. Хотя сказки - это вымысел, но каждая из них содержит

смысл и поучает чему-либо. Вспомним сказки: «Лиса и заяц», «Волк и лиса», «Теремок»,

«Золушка» «Иван-царевич и серый волк» и. т. д. Они учат нас отличать добро и зло, ум и

глупость, жадность и коварство. Созданные простым человеческим языком, сказки обладают

особой «мелодичностью». Учат детей красивой и складной речи, развивают их фантазию,

расширяют словарный запас. Самой главной отличительной чертой всех сказок является то,

что в них добро всегда побеждает зло. Иначе бы не было смысла сказок вообще.

В наше непростое время, когда дети читают и слушают все меньше книг, а предпочитают

проводить время у телевизоров и ноутбуков, планшетов и мобильных телефонов, роль сказки

в жизни ребенка, как никогда важна!

В последнее время популярным стало такое направление психологического воздействия на

эмоциональное состояние ребенка, как метод «СКАЗКОТЕРАПИИ».

«СКАЗКОТЕРАПИЯ» - это психотерапевтическое направление, использующее сказки для

решения

тех

или

иных

психологических

проблем

ребенка:

это

и

детские

страхи,

и

неуверенность в себе, агрессивность, тревожность и так далее. Правильно подобранная

сказка, с учетом возраста ребенка и специфичностью его проблемы, поможет переосмыслить

тот или иной конфликт и найти пути решения той или иной проблемы. Сказки имеют также

свой «терапевтический эффект» - помогают расслабиться, отвлечься, перенестись в мир

вымышленных героев. Сказки, которые используют психологи в своей работе - решают

конкретные задачи и работают более целенаправленно. Они также бывают нескольких видов:

Дидактические - способствуют процессу обучения, прививают любовь к чему-

либо (трудолюбие, например) –сказка «Морозко», «Рукоделица и ленивица» и

др.;

Психокоррекционные

-

вырабатывают

терпение,

п р е од ол е ва ют

стеснительность, застенчивость (как пример - русские народные сказки);

Художественные

-

способствуют

воспитанию

нравственности

(«Заюшкина

избушка», «Волк и семеро козлят» и др.);

Все эти формы и методы психологического воздействия применяются также для работы с

детьми - дошкольниками. Вот несколько из них:

1. Обсуждение сказки после ее прочтения. Обсуждение идет посредством как фронтального,

так и индивидуального опроса детей (Для чего эта сказка, чему она нас учит? Какие

персонажи вам понравились больше всех?)

2. Сказочные задачи, поставленные перед детьми (можно дать готовые, а можно попросить

придумать

самим)

Приме:

усложнить

задачу

в

сказке

Ивану-царевичу

или

Аленушке,

придумать им непростые маршруты следования по пути сказки и.т.д.

3.

Рассказывание

сказок.

Может

быть

совместным

с

воспитателем

как

в

игровой

и

музыкальной форме, так и персонально от лица героев в масках и костюмах. Пример:

«Репка», «Теремок», «Рукавичка». Это может быть настольный и пальчиковый театр, театр

теней.

4. Сочинение сказки. Также может быть как совместным с детьми, а может быть дано как

индивидуальное задание ребенку. Очень хорошо привлекать к этой работе родителей и

создавать на этой основе совместные творческие конкурсы и онлайн-чтения.

Вот мы с вами и рассмотрели кратко, что такое «сказкотерапия» и как она может помочь для

решения тех или иных проблем. Самое главное, чтобы прочитав сказку, ребенок мог понять и

прочуствовать ту атмосферу, в которой находится его сказочный герой, сравнить себя с ним,

сделать какие-то выводы и научиться чему-либо. А то, как мы это сделаем, зависит от нас,

уважаемые педагоги и взрослые.

Список использованной литературы:

1.

«Место сказки в дошкольном образовании.» Большунова Н. Я., 1993 № 5

2.

«Игры в сказкотерапии» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко-СПб.,2006 г.

3.

«Там, на неведомых дорожках... Из практики сказкотерапии» Понаморева В. И.-М.:

Академический проект, 2008 г.

4.

Н. Н. Амбросьева «Классный час с психологом», ООО «Планета», 2018 г.

5.

Интернет-источники.



В раздел образования