Автор: Миронова Ольга Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: п. Ибреси Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:
Тема: «В гости к бабушкам»
Раздел: дошкольное образование
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:
«В гости к бабушкам»
Составила воспитатель
МБДОУ Ибресинский детский сад «Радуга»
п. Ибреси Чувашской Республики
Миронова Ольга Вячеславовна
Тема: Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров
Цель: развивать интерес к культурным традициям чувашских и дымковских мастеров;
Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с культурными традициями, с историей
народной росписи, с элементами узора в чувашской и дымковской росписи и их
символическими значениями;
Развивающие задачи: развивать интерес к культуре русского и чувашского народа через
знакомство с народной игрушкой, желанием расписать игрушку самостоятельно используя
знакомые элементы; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине
(русской – чувашской культуре, русскому и чувашскому языку). Развивать у детей творческие и
познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Регионально национальный компонент: Нарспи – чувашское женское имя, хушпу – женский
головной убор для замужних женщин украшенный серебряными монетами, тухя - женский
головной убор для девушек украшенный серебряными монетами.
Технические задачи: упражнять в использовании карты схемы последовательности наложения
элементов узора; расширить знания о специфических цветах дымковской и чувашской росписи,
использовать кисти разных размеров на свое усмотрение.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и
уважения к своему народу, интерес к обычаям, русскому и чувашскому фольклору; чувство
эмпатии;
воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского, чувашского народа, к
предметам народно прикладного искусства.
Словарная работа: познакомить с новыми словами обозначающими элементы одежды: хушпу,
тухя, кокошник, сорока, кичка, маниста; упражнять в образовании существительных: в
Молдавии – молдаванка, в Татарии – татарка, в Грузии – грузинка…
Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно-
исследовательская.
Формы организации: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.
Формы реализации детских видов деятельности:
«Путешествие на выставку», «Прием гостей».
Оборудование: куклы в народных костюмах; набор карточек с элементами чувашской и
дымковской росписи; силуэты кукол в чувашских и дымковских костюмах, глиняные игрушки –
заготовки; краски, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой; мультимедийное
оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские и чувашские народные песни,
колыбельные, плясовые».
Предварительная работа: рассматривание игрушек из дерева, пластмассы, металла, глины,
выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками предметами быта из разных областей
с элементами узора, цветовой гаммой узора – Чувашская, Дымковская, Филимоновская,
Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка.
Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.
Ход организованной образовательной деятельности
Вступительная часть.
-Ребята сегодня я хочу вместе с вами посетить интересную выставку, которая, поможет нам
побывать во многих уголках нашей Родины.
-Ребята на чем можно путешествовать.
-Правильно мы живем с вами в современном мире и у нас с вами много быстрых и скоростных
средств передвижения: это самолеты, водные лайнеры, поезда, автобусы, машины. А мы с вами
совершим виртуальное путешествие:
Собрались скорее в круг
Я твой друг и ты мой друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Открываем мы глаза
А у нас тут чудеса…..
(пока дети стоят в кругу закрыв глаза убирается ширма, перед детьми предстает выставка).
-Посмотрите мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Куклы в народных
костюмах».
-Ребята обратите внимание на выставке собраны куклы в национальных костюмах людей,
которые проживают в России.
-Что вы можете сказать? Правильно их очень много! Наша страна большая, в ней много
республик, а в каждой республике свои национальные костюмы и традиции.
-Еще, что вы можете сказать? Все костюмы красивые, каждый костюм красив по своему и не
похож на другой.
-С некоторыми куклами мы с вами уже знакомы: вот кукла в костюме из Молдавии как мы ее
назовем – молдаванка.
-Эта кукла из Татарии как мы ее назовем? Татарка.
-Эта из Украины как мы ее назовем. Украинка.
-Эта кукла в грузинском костюме от куда? А как мы ее назовем?
-Эта кукла из Тульской области, как мы ее назовем?
- Эта кукла с нашей республики. Как она называется? Чувашка.
-Ребята а эта кукла откуда?
-Правильно из Кировской области. Чем запомнилась вам эта кукла?
-Мы с вами знакомы со многими куклами.
-А чем же они отличаются друг от друга?
-У них разные костюмы.
-А сами костюмы, почему не похожи друг на друга и каждый красив по своему?
-Правильно! У каждого костюма свой цвет, свои характерные узоры.
-Вот посмотрите на эти карточки (на карточках узоры с чувашским орнаментами и дымковским
узором) узоры перепутались и если мы их правильно разложим произойдет волшебство (дети
раскладывают чувашский отдельно дымковский узор отдельно).
В групповой комнате появляются бабушки в чувашском и кировском - дымковском костюме.
Бабушки - Здравствуйте внучатки милые!
- Проходите присаживайтесь. Эта бабушка Маша из Кировской области и бабушка Нарспи из
Чувашии.
Бабушки - Какие молодцы сколько они всего знают и умеют.
Воспитатель – А посмотрите ребята наши гости одеты в красивые национальные костюмы,
давайте мы их про них расспросим.
Ребенок – Бабушка Нарспи а расскажи нам пожалуйста про свой костюм.
Б. Нарспи – А вот на голове у меня головной убор, который называется – хушпу. А когда я была
молодая я носила другой головной убор. А вы знаете как он назывался?
Ребенок – Тухю.
Бабушка Нарспи рассказывает о своем костюме.
Воспитатель - Вот у бабушки Марии тоже есть, что нам интересное поведать о своем наряде.
Бабушка Мария рассказывает используя в своем рассказе элементы одежды кокошник, сорока,
кичка.
Воспитатель – Спасибо за интересный рассказ. А вот узоры на ваших костюмах очень
интересные, разные.
Бабушки - А вы знаете, что национальный узор это не просто узор. Это узор, который,
передается из поколения в поколение, от прабабушке к бабушке, а от бабушке к маме, а от мамы
к дочке, также от прадедушке к дедушке, от дедушке к папе, от папы к сыну – во всех областях,
во всех республиках, во всех странах мира существует такая традиция передачи своего опыта,
своих умений следующему поколению.
Бабушки - Вот и мы сегодня решили передать вам традиции своих уникальных узоров.
-Видно, что со многими узорами вы уже знакомы. Вот тут вы выбрали чувашские узоры, а тут
дымковские.
Бабушки - Чем же они отличаются?
Бабушки - Правильно в чувашском орнаменте интересные графические узоры, они как бы
нарисованы из полосок, квадратиков. А в дымковском узоре много круглых элементов.
Все сопровождается показом на мультимедийном проекторе.
Бабушки - Ребята, что вы можете сказать о цветах которые преобладают в каждой росписи?
Бабушки - Правильно в чувашском орнаменте основные цвета это: красный, зеленый, синий без
оттенков. Дымковский узор в цветовой гамме не ограничен, в нем встречаются все цвета и
оттенки.
Бабушки – Ребята несмотря на то, что узоры такие разные у них есть сходства.
Бабушки - Как вы думаете в чем они похожи?
Бабушки - Посмотрите вот на эти два на первый взгляд совершенно разных узора, а в них был
заложен один смысл нашими прадедами, смысловое значение этого узора солнце, которое не
просто светило и грело, но еще украшало человеческую одежду, предметы быта…
Бабушки - А вот еще узоры, которые на вид не похожи, но имеют одно смысловое значение,
посмотрите. Это дом. Посмотрите на экране мы видим множество предметов одежды и быта на
которых есть этот узор как на предметах чувашских мастеров, также и дымковских мастеров.
Бабушки - Есть еще одна очень важная семейная традиция, которая передается нам из
поколения в поколение: все узоры, орнаменты надо рисовать, вышивать всей семьей, для всей
семьи и с большой любовью, теплотой и добротой.
Бабушки - Вот по старой семейной традиции мы сегодня к вам не с пустыми руками пришли, а с
подарками да гостинцами.
Бабушки - Только вот подарочки мы для вас готовили да ручки уж теперь не те, а старенькие
стали немного не доделанные, а вы наверное нам поможете и нанесете узоры и орнаменты на
подарки. (Бабушки достают силуэты одежды, силуэты дымковских игрушек и раскладывают
на столе, дети выбирают работу по желанию).
Бабушка – А пальчики то у вас умелые, а сами то вы смелые?
Пальчиковая гимнастика
А семья у нас большая (По очереди разгибают пальчики, начиная с большого)
Это папа, это дед
Рядом с ними
Мама с бабой
Две сестры
Вот и с братом мы
Практическая часть. Звучит музыка. Бабушки Мария и Нарспи помогают – подсказывают
детям.
Заключительная часть.
- Ай да внучата у нас.
- Вот молодцы так молодцы.
Дети выставляют и вывешивают работы
Воспитатель - Бабушка Мария, бабушка Нарспи да и в правду ребята молодцы. Да и вы у нас
какие умницы вовремя подоспели и нам подсказали как и какими красками расписывать, да и
опыт своей нам передали, мы теперь всегда с любовью и добротой за работу садится будем.
Бабушки – А мы как рады, что к хорошим добрым ребятам попали да традиции в добрые теплые
руки передали. А вот за то, что вы такие молодцы и с такой работой хорошо справились да и
наши секреты применили вам гостинцев решили мы оставить, угощайтесь, да нас вспоминайте.
До свидание!
Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.
- Вам было интересно?
- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?
- С кем познакомились?
- Что вам понравилось на занятии?
- Что было сложным?
- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,
за пожелания и за слова добрые.