Напоминание

«В гости к бабушкам»


Автор: Миронова Ольга Вячеславовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Ибресинский детский сад "Радуга"
Населённый пункт: п. Ибреси Чувашская Республика
Наименование материала: Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:
Тема: «В гости к бабушкам»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе на тему:

«В гости к бабушкам»

Составила воспитатель

МБДОУ Ибресинский детский сад «Радуга»

п. Ибреси Чувашской Республики

Миронова Ольга Вячеславовна

Тема: Передача национальных традиций в росписи чувашских и дымковских мастеров

Цель: развивать интерес к культурным традициям чувашских и дымковских мастеров;

Образовательные задачи: продолжать знакомить детей с культурными традициями, с историей

народной росписи, с элементами узора в чувашской и дымковской росписи и их

символическими значениями;

Развивающие задачи: развивать интерес к культуре русского и чувашского народа через

знакомство с народной игрушкой, желанием расписать игрушку самостоятельно используя

знакомые элементы; способствовать общему развитию детей, прививая им любовь к Родине

(русской – чувашской культуре, русскому и чувашскому языку). Развивать у детей творческие и

познавательные способности с учетом их возрастных и психологических особенностей.

Регионально национальный компонент: Нарспи – чувашское женское имя, хушпу – женский

головной убор для замужних женщин украшенный серебряными монетами, тухя - женский

головной убор для девушек украшенный серебряными монетами.

Технические задачи: упражнять в использовании карты схемы последовательности наложения

элементов узора; расширить знания о специфических цветах дымковской и чувашской росписи,

использовать кисти разных размеров на свое усмотрение.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к истории Родины, чувство гордости и

уважения к своему народу, интерес к обычаям, русскому и чувашскому фольклору; чувство

эмпатии;

воспитывать интерес и уважение к истории и культуре русского, чувашского народа, к

предметам народно прикладного искусства.

Словарная работа: познакомить с новыми словами обозначающими элементы одежды: хушпу,

тухя, кокошник, сорока, кичка, маниста; упражнять в образовании существительных: в

Молдавии – молдаванка, в Татарии – татарка, в Грузии – грузинка…

Виды деятельности: коммуникативная, продуктивная, игровая, познавательно-

исследовательская.

Формы организации: индивидуальная, фронтальная, подгрупповая.

Формы реализации детских видов деятельности:

«Путешествие на выставку», «Прием гостей».

Оборудование: куклы в народных костюмах; набор карточек с элементами чувашской и

дымковской росписи; силуэты кукол в чувашских и дымковских костюмах, глиняные игрушки –

заготовки; краски, кисти разных размеров, палитры, баночки с водой; мультимедийное

оборудование (проектор, ноутбук, доска). Музыка «Русские и чувашские народные песни,

колыбельные, плясовые».

Предварительная работа: рассматривание игрушек из дерева, пластмассы, металла, глины,

выделение их свойств и качеств. Знакомство с игрушками предметами быта из разных областей

с элементами узора, цветовой гаммой узора – Чувашская, Дымковская, Филимоновская,

Богородская, Каргопольская, Тверская, матрёшка.

Методы и приемы: наглядный, практический, игровой, беседа, показ, объяснение.

Ход организованной образовательной деятельности

Вступительная часть.

-Ребята сегодня я хочу вместе с вами посетить интересную выставку, которая, поможет нам

побывать во многих уголках нашей Родины.

-Ребята на чем можно путешествовать.

-Правильно мы живем с вами в современном мире и у нас с вами много быстрых и скоростных

средств передвижения: это самолеты, водные лайнеры, поезда, автобусы, машины. А мы с вами

совершим виртуальное путешествие:

Собрались скорее в круг

Я твой друг и ты мой друг

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Открываем мы глаза

А у нас тут чудеса…..

(пока дети стоят в кругу закрыв глаза убирается ширма, перед детьми предстает выставка).

-Посмотрите мы с вами оказались в выставочном зале, который, называется «Куклы в народных

костюмах».

-Ребята обратите внимание на выставке собраны куклы в национальных костюмах людей,

которые проживают в России.

-Что вы можете сказать? Правильно их очень много! Наша страна большая, в ней много

республик, а в каждой республике свои национальные костюмы и традиции.

-Еще, что вы можете сказать? Все костюмы красивые, каждый костюм красив по своему и не

похож на другой.

-С некоторыми куклами мы с вами уже знакомы: вот кукла в костюме из Молдавии как мы ее

назовем – молдаванка.

-Эта кукла из Татарии как мы ее назовем? Татарка.

-Эта из Украины как мы ее назовем. Украинка.

-Эта кукла в грузинском костюме от куда? А как мы ее назовем?

-Эта кукла из Тульской области, как мы ее назовем?

- Эта кукла с нашей республики. Как она называется? Чувашка.

-Ребята а эта кукла откуда?

-Правильно из Кировской области. Чем запомнилась вам эта кукла?

-Мы с вами знакомы со многими куклами.

-А чем же они отличаются друг от друга?

-У них разные костюмы.

-А сами костюмы, почему не похожи друг на друга и каждый красив по своему?

-Правильно! У каждого костюма свой цвет, свои характерные узоры.

-Вот посмотрите на эти карточки (на карточках узоры с чувашским орнаментами и дымковским

узором) узоры перепутались и если мы их правильно разложим произойдет волшебство (дети

раскладывают чувашский отдельно дымковский узор отдельно).

В групповой комнате появляются бабушки в чувашском и кировском - дымковском костюме.

Бабушки - Здравствуйте внучатки милые!

- Проходите присаживайтесь. Эта бабушка Маша из Кировской области и бабушка Нарспи из

Чувашии.

Бабушки - Какие молодцы сколько они всего знают и умеют.

Воспитатель – А посмотрите ребята наши гости одеты в красивые национальные костюмы,

давайте мы их про них расспросим.

Ребенок – Бабушка Нарспи а расскажи нам пожалуйста про свой костюм.

Б. Нарспи – А вот на голове у меня головной убор, который называется – хушпу. А когда я была

молодая я носила другой головной убор. А вы знаете как он назывался?

Ребенок – Тухю.

Бабушка Нарспи рассказывает о своем костюме.

Воспитатель - Вот у бабушки Марии тоже есть, что нам интересное поведать о своем наряде.

Бабушка Мария рассказывает используя в своем рассказе элементы одежды кокошник, сорока,

кичка.

Воспитатель – Спасибо за интересный рассказ. А вот узоры на ваших костюмах очень

интересные, разные.

Бабушки - А вы знаете, что национальный узор это не просто узор. Это узор, который,

передается из поколения в поколение, от прабабушке к бабушке, а от бабушке к маме, а от мамы

к дочке, также от прадедушке к дедушке, от дедушке к папе, от папы к сыну – во всех областях,

во всех республиках, во всех странах мира существует такая традиция передачи своего опыта,

своих умений следующему поколению.

Бабушки - Вот и мы сегодня решили передать вам традиции своих уникальных узоров.

-Видно, что со многими узорами вы уже знакомы. Вот тут вы выбрали чувашские узоры, а тут

дымковские.

Бабушки - Чем же они отличаются?

Бабушки - Правильно в чувашском орнаменте интересные графические узоры, они как бы

нарисованы из полосок, квадратиков. А в дымковском узоре много круглых элементов.

Все сопровождается показом на мультимедийном проекторе.

Бабушки - Ребята, что вы можете сказать о цветах которые преобладают в каждой росписи?

Бабушки - Правильно в чувашском орнаменте основные цвета это: красный, зеленый, синий без

оттенков. Дымковский узор в цветовой гамме не ограничен, в нем встречаются все цвета и

оттенки.

Бабушки – Ребята несмотря на то, что узоры такие разные у них есть сходства.

Бабушки - Как вы думаете в чем они похожи?

Бабушки - Посмотрите вот на эти два на первый взгляд совершенно разных узора, а в них был

заложен один смысл нашими прадедами, смысловое значение этого узора солнце, которое не

просто светило и грело, но еще украшало человеческую одежду, предметы быта…

Бабушки - А вот еще узоры, которые на вид не похожи, но имеют одно смысловое значение,

посмотрите. Это дом. Посмотрите на экране мы видим множество предметов одежды и быта на

которых есть этот узор как на предметах чувашских мастеров, также и дымковских мастеров.

Бабушки - Есть еще одна очень важная семейная традиция, которая передается нам из

поколения в поколение: все узоры, орнаменты надо рисовать, вышивать всей семьей, для всей

семьи и с большой любовью, теплотой и добротой.

Бабушки - Вот по старой семейной традиции мы сегодня к вам не с пустыми руками пришли, а с

подарками да гостинцами.

Бабушки - Только вот подарочки мы для вас готовили да ручки уж теперь не те, а старенькие

стали немного не доделанные, а вы наверное нам поможете и нанесете узоры и орнаменты на

подарки. (Бабушки достают силуэты одежды, силуэты дымковских игрушек и раскладывают

на столе, дети выбирают работу по желанию).

Бабушка – А пальчики то у вас умелые, а сами то вы смелые?

Пальчиковая гимнастика

А семья у нас большая (По очереди разгибают пальчики, начиная с большого)

Это папа, это дед

Рядом с ними

Мама с бабой

Две сестры

Вот и с братом мы

Практическая часть. Звучит музыка. Бабушки Мария и Нарспи помогают – подсказывают

детям.

Заключительная часть.

- Ай да внучата у нас.

- Вот молодцы так молодцы.

Дети выставляют и вывешивают работы

Воспитатель - Бабушка Мария, бабушка Нарспи да и в правду ребята молодцы. Да и вы у нас

какие умницы вовремя подоспели и нам подсказали как и какими красками расписывать, да и

опыт своей нам передали, мы теперь всегда с любовью и добротой за работу садится будем.

Бабушки – А мы как рады, что к хорошим добрым ребятам попали да традиции в добрые теплые

руки передали. А вот за то, что вы такие молодцы и с такой работой хорошо справились да и

наши секреты применили вам гостинцев решили мы оставить, угощайтесь, да нас вспоминайте.

До свидание!

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие.

- Вам было интересно?

- Что нового и интересного вы узнали? О чём вы дома расскажете родителям?

- С кем познакомились?

- Что вам понравилось на занятии?

- Что было сложным?

- Ну а вам, ребятки, спасибо за работу вашу, за старание,

за пожелания и за слова добрые.



В раздел образования