Напоминание

"Работа с ребёнком ЗПР"


Автор: Мингалимова Илюза Фидаритовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ ДЕТСКИЙ САД "СОЛНЫШКО"
Населённый пункт: пгт Аксубаево
Наименование материала: статья
Тема: "Работа с ребёнком ЗПР"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Каждый ребенок — особенный, это бесспорно. Но есть дети, о которых говорят

«особенный» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для

того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности.

В середине ноября к нам в группу пришел мальчик с диагнозом задержка

психического развития. Как и у всех к кому в группу пришел такой ребенок,

наверное, первым вопросом у нас было как работать с таким ребенком?

Давайте сперва узнаем, что же такое задержка психического развития?

ЗПР относится к разряду слабовыраженных отклонений в психическом развитии и

занимает промежуточное место между нормой и патологией. Дети с задержкой

психического развития не имеют таких тяжелых отклонений в развитии, как

умственная отсталость, первичное недоразвитие речи, слуха, зрения, двигательной

системы. Основные трудности, которые они испытывают, связаны прежде всего с

социальной адаптацией и обучением.

У мальчика манипулятивные действия с предметами сочетаются с предметными

действиями. При помощи взрослого он начал активно осваивать дидактические

игрушки, однако способы выполнения соотносящих действий несовершенны.

Ребенку требуется гораздо большее количество проб и примеров для решения

наглядной задачи. Общая моторная неловкость и недостаточность тонкой моторики

обуславливает несформированность навыков самообслуживания – то есть

затрудняется в использовании ложки в процессе еды, испытывает большие

трудности при раздевании и особенно в одевании, в предметно-игровых действиях.

Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны

удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при

смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость. Деятельность

носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют

импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются.

Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на

исследование свойств и качеств предметов. Ребенок, называет основные цвета, но

уже затрудняется в названиях промежуточных цветовых оттенков. Может сосчитать

до 10. Не использует слова, а только говорит 1,2 буквы слова. Например: аки -это у

него очки, па- спать и так далее.

Так же у него ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания.

Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации.

На уровне игровой деятельности снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом

возникает замысел игры. Ролевое поведение отличается импульсивностью,

например, ребенок собирается играть в "Больницу", с увлечением надевает белый

халат, берет чемоданчик с "инструментами" и идет… в магазин, так как его

привлекли красочные атрибуты в игровом уголке и действия других детей.

Несформирована игра и как совместная деятельность: дети мало общаются между

собой в игре, игровые объединения неустойчивы, часто возникают конфликты и

коллективная игра не складывается.

И после всего вышеперечисленного в рамках коррекционной работы с такими

детьми я лично составила «Мои правила» работы с ребенком ЗПР

1.

Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без

внимания.

2.

Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.

3.

Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время

режимных моментов.

4.

Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания.

5.

Проводить дополнительную индивидуальную работу по закреплению

материала.

6.

Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на

части.

7.

Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро

истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности.

8.

Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при

усвоении нового материала.

9.

Так как у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная

мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.

10.

Моя речь должна служить образцом: быть четкой, предельно внятной,

хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения.

Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов,

усложняющих понимание моей речи детьми.

11.

Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.

12.

Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность,

ответственность, критичность к своим действиям.

13.

Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать

решения, брать на себя ответственность.

14.

Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам

своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.

15.

Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в

социуме, учить осознавать себя личностью.

16.

Установить доверительные партнерские отношения с родителями

ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд,

важно и нужно в данный момент для их ребенка, и конечно же договариваться о

совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.

Для начало работы с ребенком с ЗПР я выбрала Систему Монтессори

Монтессори-педагогика – оптимальный выбор, на мой взгляд для детей с

особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность

ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам.

А так же игры на базе конструктора ЛЕГО благоприятно отражаются на

развитие речи, облегчают усвоение ряда понятий, постановку звуков,

гармонизируют отношения ребенка с окружающем миром.



В раздел образования