Автор: Кондаурова Анастасия Юрьевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА 1566 ДО 6
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»
Раздел: дошкольное образование
План самообразования воспитателя второй
младшей группы на тему «Влияние устного
народного творчества на развитие речи детей 3-4
лет»
«
Тема:
Влияние устного народного творчества на
развитие речи детей 3-4 лет»
Цель: объединить усилия педагогов и родителей по
воспитанию детей с помощью произведений
русского фольклора, развить творческие,
познавательные, коммуникативные способности
детей на основе устного народного творчества.
Задачи: 1.Выявить значение устного народного
творчества в системе воспитания детей.
2.Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь
народными сюжетами. 3.Обогащать чувства
детей, воображение и речь. 4.Воспитывать чуткое
отношение к народному творчеству
Актуальность выбранной темы: Возраст от 3 до
4 лет имеет особое значение для речевого развития
ребенка. Главная задача педагога в области
развития речи детей младшего дошкольного
возраста – помочь им в освоении разговорной речи,
родного языка. Важнейшим источником развития
выразительности детской речи являются
произведения устного народного творчества, в
том числе малые фольклорные формы (загадки,
заклички, потешки, прибаутки, песенки,
скороговорки, пословицы, поговорки, считалки,
колыбельные). Воспитательное, познавательное и
эстетическое значение фольклора огромно, так как
он расширяет знания ребенка об окружающей
действительности, развивает умение
чувствовать художественную форму, мелодику и
ритм родного языка. Через устное народное
творчество ребёнок не только овладевает родным
языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность,
приобщается к культуре своего народа, получает
первые впечатления о ней. К тому же словесное
творчество народа представляет собой особый
вид искусства, то есть вид духовного освоения
действительности человеком с целью творческого
преобразования окружающего мира "по законам
красоты". Возможность использования устного
народного творчества в дошкольном учреждении
для развития речи детей дошкольного возраста
обусловлена спецификой содержания и форм
произведений словесного творчества русского
народа, характером знакомства с ними и речевым
развитием дошкольников. Дети хорошо
воспринимают фольклорные произведения
благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому
дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое
богатство каждого народа, выработанный веками
взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его
способностей и таланта. Через устное народное
творчество ребёнок не только овладевает родным
языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность
приобщается к культуре своего народа, получает
первые впечатления о ней.
Месяц
Самореализаци
я
Работа с детьми
сентябрь
-Изучение темы:
«Роль потешек в
развитии речи
ребенка» -Создание
картотеки потешек
для работы с детьми.
- Показ кукольного
театра по сказке
«Колобок».
-Разучивание и
проговаривание
потешек.
-Применение
потешек в режимных
моментах.
октябрь
-Создание картотеки
загадок.
-Консультация для
воспитателей
«Использование
элементов устного
народного
творчества как
средство развития
речи детей
дошкольного
возраста».
Игры-имитации
отдельных действий
человека, животных,
птиц. -Досуг «Вечер
загадок».
ноябрь
-Изучение темы:
«Настольно –
печатные игры по
русским народным
сказкам»
-Обустройство уголка
ряженья с русскими
национальными
костюмами.
-Создание
библиотеки
красочных книг с
русскими народными
сказками.
Театрализованная
постановка русских
народных сказок
«Теремок», «Репка»,
«Курочка Ряба»
-Дидактические игры
«Узнай сказку»,
«Угадай, из какой
сказки герой?»,
-Настольнопечатные
игры по мотивам
русских народных
сказок (разрезные
картинки, лото )
декабрь
Изучение темы:
«Использование
Хороводы, народные
подвижные игры. -
фольклора в работе с
детьми».
Просмотр кукольного
театра по русской
народной сказке
«Заюшкина
избушка».
январь
Консультация для
педагогов «Не
забывайте народные
игры».
-Игровая
деятельность
«Поиграем с
пальчиками».
(Пальчиковые игры
на основе русских
народных потешек)
«Пришла Коляда» -
разучивание
колядок.
Колядование
февраль
-Изучение темы: «
Устное народное
творчество как
средство духовно-
нравственного
развития личности
ребенка».
- Разучивание песен
и стихов про
Масленицу.
-Знакомство с
пословицами и
поговорками.
март
-Изучение темы:
«Театрализованные
игры как средство
развития речи
детей» -Создание
театрального уголка
в группе (настольный
(конусный,
пальчиковый театры)
-Знакомство с
закличками,
потешками о солнце.
-Досуг «Солнышко,
нарядись, красное,
покажись!»
Театрализованные
игры по мотивам
русских народных
сказок
апрель
-Приобретение в
группу раскрасок по
русским народным
сказкам и потешкам.
Разучивание
потешек, песенок,
скороговорок,
выступление для
родителей.
-Дидактические игры
«Угадай сказку», «Из
какой сказки герой»
май
-Выступление на
педсовете: «Отчёт о
проделанной работе
по теме
самообразования.
Самоанализ плана
самообразования»
-Открытый показ
НОД во второй
младшей группе .
-Игрыдраматизации
по знакомым
сказкам
Список литературы
1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в
воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы
и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки:
Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост.
Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д.
Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-
метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5.
Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи
у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский
фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.