Автор: Сурина Любовь Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: ОСП Детский сад №2 " Б-Березниковский детский сад Теремок"
Населённый пункт: Республика Мордовия
Наименование материала: проект
Тема: "Историю пишем вместе"
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ « МАРЬЯНОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД СОЛНЫШКО»
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ «Солнышко»
________________ В.А.Менякина
ПРОЕКТ
«Историю пишем вместе»
«Летопись детского сада с детьми и
родителями старшей группы.
Автор – разработчик:
Воспитатель
Сурина Любовь Викторовна
Марьяновка
…А в родимом краю и березки другие,
И душистей сирень, зеленей тополек.
Много мест на земле, только в нашей России,
Может каждый по сердцу найти уголок…
…Дыши, живи, тепло храни,
Любимый детский сад.
И много-много лет звени
От голосов ребят!..
Любой край, область, даже небольшая деревня – они неповторимы. В каждом
месте своя природа, свой быт, свои традиции. И огромное значение имеет
знакомство дошкольников с историческим, культурным, национальным и
бытовым наследием их малой родины. Беседуя с родителями и детьми,
посещающих МБДОУ «Марьяновский детский сад «Солнышко», мы
обратили внимание на то, что несколько поколений семей села Марьяновка,
посещали детский сад. Детский сад был открыт в 1956 году Приказом №3
от 15.01.1968 г. по откормочному совхозу «Вл-Марьяновский» директор
совхоза . Таким образом, мы предположили, что если проведём
исследовательскую работу, направленную на формирование интереса к
истории детского сада, познакомимся с воспоминаниями выпускников
детского сада, бывших сотрудников, мы создадим предпосылки для
восстановления взаимосвязи поколений. Знакомство с семейными
реликвиями, рассказами представителей старших поколений помогут
сформировать чуткое трепетное отношение к детскому саду, как у детей, так
и у взрослых. Для достижения положительного результата решено было
провести исследовательскую работу по ознакомлению детей ,родителей,
сотрудников ДОУ с историей развития МБДОУ «Марьяновский детский сад
«Солнышко»
Вид проекта: краткосрочный проект
Тип проекта: информационно - практико – ориентированный.
Цель проекта:
Познакомить детей с историей детского сада “Солнышко”.
Дать детям представления о строительстве, работе и достижениях
детского сада “Солнышко”.
Познакомить с сотрудниками, работающими с открытия детского сада,
а также бывшими воспитанниками, работающими в детском саду.
Воспитывать любовь и уважение к людям труда, занятых в процессе
воспитания детей.
Создать презентацию о детском саде “Солнышко”
Формировать коммуникативные компетентности, элементарные навыки
общения, познания, художественного творчества.
Краткое содержание проекта:
проект направлен на знакомство с историей возникновения детского
сада, его строительством и открытием. На знакомство с сотрудниками,
работающими с самого открытия детского сада через беседы,
рассматривание фотографий и создания презентации о детском саде.
Формировать уважительное отношение к профессии воспитателя
Срок реализации: 2 недели
Количество участников проекта: 11 человек
Возраст детей: 5-6 лет
Форма проведения: фронтальная
Ожидаемые результаты (продукт проекта): презентация “Летопись
детского сада Солнышко». История и современность.
Проблема: Современные жители села Марьяновка мало знают, каким был
раньше детский сад, где он располагался, и когда был создан в нашем селе.
Дети также не знают об истории детского сада. Не знают о сотрудниках,
работающих с открытия, бывших воспитанниках, об их количестве.
Как же познакомить детей с историей детского сада, воспитать уважение к
труду сотрудников детского сада?
Цель – изучить и собрать информацию по детскому саду. Расширить
круг представлений о детском саде, дать о нем некоторые доступные
для подрастающего поколения исторические сведения.
Предметом исследования является история создания детского сада,
его летопись с начала и по сей день.
Объектом исследования является МБДОУ «Марьяновский детский
сад «Солнышко».
Задачи:
Активизировать желание детей искать пути решения проблемной
ситуации.
Формировать начальные предпосылки исследовательской и
поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы.
Развивать интерес к истории детского сада, его жизни.
Исследовать по разным источникам информацию об истории
создания детского сада.
Опросить жителей села, сотрудников про детский сад.
Собрать воспоминания работников.
Воспитывать уважительнее отношение к труду сотрудников детского
сада.
Создать презентацию “Летопись детского сада ”« Вчера, сегодня
,завтра…»
Форма презентации: представление продукта – презентации “Летопись
детского сада”.
Актуальность: Детский сад – является вторым домом для ребенка. Это то
место, где дошкольник проводит большую часть времени. К сожалению,
современные дети и родители не знакомы с историей детского сада, его
традициями. И нашей задачей является формирование представления о
детском саде как о маленькой родине, о необходимости любить и беречь ее,
знать ее историю и соблюдать традиции. В 2018 году нашему детскому саду
исполнилось 35 лет! И в рамках юбилея особенно актуальным стала
реализация проекта “Летопись детского сада Солнышко”. Нынешнее
поколение дошкольников учреждения должно знать сведения об истории
детского сада, достижениях воспитанников.
Актуальность проблемы заключается еще и в том, что современные жители
села Марьяновка мало знают, каким был раньше детский сад, где он
располагался и когда был организован детский сад в нашем селе.
Детям был предложен ряд вопросов:
Что мы знаем о детском саде?
- здесь воспитываются дети (Маша С.)
- он называется “Солнышко” (Алена М.)
- здесь работают воспитатели (Кирилл К.)
Что мы хотим узнать?
- кто и когда его построил? (Юля К.)
- сколько ему лет? (Данила З.)
- кто ходил в детский сад раньше? (Настя М.)
Что мы должны сделать, чтобы узнать?
- Спросить у мам, пап, бабушек (Алена М.)
- Поинтересоваться у воспитателя (Настя А.)
- Найти материал в фотоальбомах в детском саду и дома (Маша С.)
Гипотеза: Таким образом, мы предположили, что, если проведём совместную
коллективную работу, направленную на формирование интереса к истории
детского сада, знакомство с воспоминаниями родных о детском саде, будут
созданы предпосылки для восстановления взаимосвязи поколений, у детей
сформируется чуткое трепетное отношение к детскому саду. Мы с детьми
решили выяснить, когда и кто построил наш детский сад, сколько ему лет, кто
работал в нем раньше, а кто работает до сих пор. Мы предположили, что если
мы вместе с детьми узнаем больше об истории детского сада, подберем
материал, побеседуем с родителями, бабушками и дедушками, с
сотрудниками детского сада, рассмотрим фотоальбомы, подберем
фотографии и послушаем рассказы, то узнаем много интересного о работе
детского сада, узнаем прошлое и настоящее нашего садика, сможем создать
презентацию о своем любимом детском саде “Солнышко” и с её помощью
расскажем другим об истории детского сада.
Содержание деятельности по выполнению проекта
Эта
п
Формы
работы
(с
наименование
м)
Задачи
Срок
реализаци
и
Время в
режиме дня
Место
проведения
1
эта
п
Цикл бесед
“Что я знаю о
своем
садике”
“Мой
любимых
воспитатель”
“Профессии
детского
сада”
Развивать
коммуникативн
ые способности
детей в процессе
вовлечения
детей в
содержательное
диалоговое
общение.
в течение
недели
в свободной
деятельност
и
группа
II
эта
п
Экскурсия по
детскому
саду
Знакомить с
разновидностям
и помещений и
их назначением
октябрь
1 половина
дня
Прогулка
III
эта
п
Знакомство с
фотографиям
и детского
сада
Знакомить с
историей
детского сада
в течение
недели
Вторая
половина
дня
группа
Подбор
Развивать
в течение
-
семья
материала с
родителями
из семейных
фотоальбомо
в
ключевые
компетентности.
недели
Рисование на
тему: “Наш
любимый
детский сад”,
“Группа
милая моя”,
“Мой
любимый
воспитатель”
Развивать
творческие
способности,
воображение, в
процессе
деятельности.
в течение
недели
в свободной
деятельност
и
группа
Сюжетно-
ролевая игра:
“Семья”,
“Детский
сад”
Формировать
представления о
труде взрослых
через игровую
деятельность.
В
течение
двух
недель
Вторая
половина
дня
группа
IV
эта
п
Подбор
фотографий
для
презентации.
Составление
рассказа
“Летопись
детского
сада”.
Создать
радостное
настроение
Вторая
неделя
Вторая
половина
дня
Музыкальны
й зал
Создание
презентации
“Летопись
детского сада
“Солнышко”
Презентация
проекта
Ожидаемые результаты:
Формирование стремления ставить и решать проблему.
Развивать способность добывать и пользоваться знаниями через
практическую деятельность.
Формирование предпосылок поисковой деятельности.
Развитие познавательных интересов.
Этапы работы над проектом
1. Поисковый
Поиск и анализ проблемы:
Как мы вышли на проблему? Когда детям сообщили, что у детского сада
скоро день рождения, то выяснилось, что дети не знают, что такое “юбилей”,
ничего не знают о прошлом детского сада. Я обратила внимание детей на это
и стала задавать вопросы детям:
- Как называется наш детский сад?
- Что они знают о бывших воспитанниках?
- Кто из ваших родителей ходил в детский сад?
- Люди каких профессий работают в детском саду?
- Кто из сотрудников работает с открытия детского сада?
Оказалось, дети затрудняются ответить на многие вопросы. Я спросила
детей, хотели бы они узнать о прошлом детского сада? Таким образом, я
подвела их к тому, что они сами признали необходимым больше узнать об
истории детского сада.
Что же мы должны будем делать, чтобы узнать? Дети предложили некоторые
варианты решения возникшей проблемы – узнать у родителей, найти в
интернете, посмотреть фотографии и пр.
Выбор формы продукта:
Как же знания можно собрать воедино, сделать что-то, чтобы рассказать и
другим детям, и родителям о прошлом детского сада? Дети предложили
собрать фотографии и составить по ним рассказ, а я предложила сделать
фотоальбом, а затем презентацию. Спросила, кто нам может помочь в этом?
(родители и сотрудники детского сада).
Определение темы проекта и названия продукта:
Изначально, объяснив детям, что историю раньше писали летописцы,
предложила рассказать историю детского сада и дети решили назвать
презентацию “летописью”. Так появилось название “Летопись детского сада
“Солнышко”.
Постановка цели проекта:
Цель: познакомить детей с прошлым детского сада, его сотрудниками,
воспитывать уважительное отношение к труду воспитателя.
Деятельность педагога на первом этапе: он формулирует проблему, цель,
определяет продукт проекта, вводит детей в игровую ситуацию, формулирует
задачу.
Деятельность детей: они входят в проблему, вживаются в игровую
ситуацию, принимают задачу.
2. Аналитический
Анализ и подбор ресурсов:
Обсудили с детьми, как будем оформлять материал, кто может оказать нам
помощь, что для этого нужно и где возьмём материал? Что нужно, чтобы
побольше узнать о прошлом детского сада, его сотрудниках.
Деятельность детей на данном этапе:
Распределение материала и сбор информации, расширение представлений о
детском саде, его сотрудниках, истории развития.
Деятельность педагога:
Педагог помогает спланировать деятельность и организует деятельность с
родителями, оказывает практическую помощь (по необходимости направляет
и контролирует осуществление проекта)
3. Практический
В ходе свободной деятельности дети рассматривали фотографии о детском
саде, о труде людей, занятых в детском саду (заведующий, медсестра, повар,
воспитатель, помощник воспитателя и пр.), из рассказов бабушек и дедушек
узнали о том, как построили детский сад. В процессе изобразительной
деятельности (рисование) дети закрепили названия профессий сотрудников
детского сада, отражая их в рисунке;
В процессе совместной деятельности с родителями дети рассматривали и
подбирали фотографии из истории детского сада, составляли рассказ о
детском саде.
4. Презентационный
На этом этапе деятельность педагога: подготовка к презентации.
Деятельность детей: готовят продукт деятельности к презентации
5. Контрольный
Детям интересно работать над проектом. С большим удовольствием дети
любят что-либо делать совместно с родителями и воспитателями.
Дальнейшее использование продукта проектной деятельности
Подвела детей к тому, что они уже многое узнали о прошлом и настоящем
детского сада, а вот ребята и родители из другой группы, наверное, многого
ещё не знают, и поэтому им интересно будет узнать. Предложила показать
продукт проекта – фотопрезентацию детям и родителям на родительском
собрании детского сада, рассказать о прошлом и настоящем детского сада, его
сотрудниках и воспитанниках, с чем дети с радостью согласились.
Значение проекта: Метод проектов актуален и перспективен. Он даёт
возможность ребёнку экспериментировать, синтезировать полученные
знания, развивать творческие и коммуникативные способности.
Вывод:
В результате своей работы мы с детьми узнали, как создавался и развивался
детский сад в селе Марьяновка, кто был первым заведующим, кто помогал в
разное время детскому саду, чем живет детский сад на современном этапе
своей истории. Жителям необходимо знать историю своего села, гордиться
своими предками и оставлять накопленные знания своим потомкам. Детский
сад имеет интересную историю развития, которую никто из молодых
родителей нашего детского сада не знал. Родители вместе с детьми активно
включились в процесс сбора информации об истории детского сада. С
удовольствием несли фотографии выпускников разных лет, опрашивали
своих родителей, бабушек и дедушек. После проведенной исследовательской
работы выяснилось много интересных памятных событий в жизни детского
сада. Итогом работы стало оформление фотоальбома «Ты помнишь, как все
начиналось?» создание презентации «История и современность детского
сада»