Автор: Бабанина Ирина Алексеевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Щекино
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей со сложной структурой дефекта на занятиях учителя - дефектолога"
Раздел: дошкольное образование
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК
Развитие
навыков
мелкой
моторики
является
источником
ускоренного совершенствования речи, мышления и психического развития.
Ведь
центры
головного
мозга,
отвечающие
за
эти
способности,
непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями.
Дети со сложной структурой дефекта часто имеют низкий уровень
развития осязательной чувствительности, моторики пальцев и кистей рук.
Вследствие малой двигательной активности мышцы рук становятся либо
вялыми,
либо
слишком
напряженными.
Все
это
сказывается
на
формировании
предметно
–
практической
и
речевой
деятельности.
Если
развитие способности пальцев к движениям отстает, задерживается и речевое
развитие. Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки
пальцев
рук
очень
важно.
Работа
по
развитию
движений
рук
должна
проводиться регулярно. Только тогда будет достигнут наибольший эффект от
упражнений.
В своей работе с детьми со сложной структурой дефекта мелкую
моторику рук развиваю различными способами:
«Перекладывание из одной емкости в другую».
Сначала ребенок учится перекладывать более крупные предметы, такие как
косточки
абрикоса,
каштана,
затем
более
мелкие
–
косточки
от
хурмы.
Вначале
учу
захватывать
предметы
щепотью,
а
потом
брать
по
одному,
используя «пальцевый» захват. Дети действуют как правой, так и левой
рукой.
«Сухой бассейн».
В ёмкость насыпать фасоль, спрятать туда мелкие игрушки. Предложить
ребенку найти игрушки. Ребенок действует как двумя руками, так и одной.
«Перебираем крупу».
В одной коробке смешаны вместе горох и фасоль, ребенку необходимо
разделить смесь на две части.
«Составление фигур из счетных палочек».
Ребенок должен выкладывать из палочек на столе сначала по образцу, затем
по памяти, и наконец, самостоятельно фигуры.
«Пальчиковый театр».
Дети разыгрывают сказки по ролям, используя куклы пальчикового театра.
У детей формируется умение расслаблять и напрягать мышцы рук, умение
координировать
движения,
выполнять
упражнения
всеми
пальцами
как
правой, так и левой руки.
«Игры с прищепками».
Для этой игры понадобятся прищепки разных цветов и не слишком тугие,
вырезанные
из
картона
шаблоны
тучки,
солнышка,
ёжика.
С
помощью
прищепок
ребенок
может
сделать
иголки
для
ежа,
лучики
для
солнца,
капельки дождя для тучки и т.д.
Также можно сделать
самомассаж рук, прикрепляя поочередно прищепки
на кончик пальца или к подушечкам пальца как на правой, так и на левой
руке.
«Шнуровки»
Шнуровки
развивают
сенсомоторную
координацию,
ориентацию
в
пространстве, закрепляют понятия «справа», «слева», «вверху», «внизу».
Игры – шнуровки способствуют укреплению пальцев и всей кисти руки, а это
важно для подготовки руки к письму.
«Бусы».
Предлагаю детям сделать бусы, для этого можно нанизывать бусины на нитку,
крышки разного цвета, фигурки с изображением животных, овощей, фруктов.
«Ленты, тесемки, проволока».
Все
эти
приспособления
можно
заплетать
в
косички
или
выложить
по
нарисованному
контуру
любую
фигуру.
Из
проволоки
несложно
моделировать разнообразные фигуры, делать буквы, цифры, что поможет
прочному запоминанию.
«Волшебный шнурок».
Пособие представляет собой деревянный брусок, на котором установлены
фишки в разной конфигурации. Дети должны проложить шнурком дорожки.
«Су –Джок терапия»
Упражнения
с
использованием
Су
–
Джок
обогащают
знания
ребенка
о
собственном
теле,
развивают
тактильную
чувствительность,
мелкую
моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре
головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма.
Таким образом, использование разнообразных методов и приемов
развития
мелкой
моторики
рук
у
детей
со
сложной
структурой
дефекта
способствует максимальной активности всех сенсорных каналов восприятия.
Рука и пальцы являются непосредственными проводниками и посредниками
между ребенком и окружающим его миром. Пальцы рук наделены большим
количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную
систему человека. Хорошо развитая мелкая моторика
руки – это залог
полноценного
интеллектуального
и
речевого
развития
ребенка.
Конечно,
следует помнить, что любое занятие, любое действие должно совершаться с
удовольствием.
Список литературы:
1.
Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2017. – 64 с.
2.
Большакова
С.Е.
Формирование
мелкой
моторики
рук:
Игры
и
упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.
3.
Игры
для
развития
мелкой
моторики
рук
с
использованием
нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина. – Спб.:
«Детство – Пресс», 2014. – 96 с.
4.
Рудик О.С. С детьми играем – речь развиваем. – М.: 2013.
5.
Стребелева
Е.А.
Коррекционно
–
развивающее
обучение
детей
в
процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008 .- 256 с.
6.
Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста
(1-3 года)- М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 56 с.