Автор: Уразова Элеонора Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/c №52
Населённый пункт: город Таганрог, Ростовская область
Наименование материала: Конспект НОД по познавательному направлению для воспитанников старшей группы.
Тема: Знакомство с красной Книгой Ростовской Области
Раздел: дошкольное образование
Конспект НОД по познавательному направлению для воспитанников старшей группы.
Тема: «Знакомство с красной Книгой Ростовской Области».
Образовательная область: Познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Художественно-эстетическое развитие, Социально -
коммуникативное развитие.
Задачи:
Образовательные: Познакомить воспитанников с Красной книгой и некоторыми животными занесенными в Красную книгу.
Активизировать речь детей, обогащать словарный запас новым словом «Заповедник»
Развивающие: Развивать интерес к экологическим знаниям.
Воспитательные: Воспитывать любознательность, бережное отношение к природе.
Предварительная работа: рассматривание картин и иллюстраций о животных растениях и птицах Ростовской области; рассматривание
животных на экологической лестнице.
Материалы к занятию: игрушка лесовичок, сундучок, книги о природе, иллюстрация заповедника, лэпбук «Красная книга» (разработчик:
Э.В. Уразова), раскраски «Животные красной книги» карандаши.
Этапы деятельности
Действия воспитателя
Действия детей
Мотивационно-
побудительный
Создаёт
психологический
настрой
на
предстоящее
занятие.
-Ребята, давайте возьмёмся все за руки, встанем сейчас в
круг и поприветствуем друг друга.
Сюрпризный
момент. В
появляется
Старичок-
лесовичок. Он приносит сундучок-сюрприз.
-Ребята, Старичок-лесовичок принёс нам сюрприз. Но
перед
тем
как
открыть
сундучок
он
предлагает
нам
отгадать его загадку. Отгадаем?
-Загадка:
С листочками, а не дерево
Не рубаха, а сшита
Не человек, а рассказывает
Ответы детей: (книга)
Встают вместе с воспитателем в круг, берутся за
руки улыбаются друг другу.
Рады сюрпризу и заинтересованы им.
-Да, отгадаем.
Отгадывают загадку, чтобы открыть сундучок.
-(книга)
Организационно-
поисковый
Открывает вместе с детьми сундучок, где лежит Красная
книга.
-Посмотрите, ребята, это же Красная книга! А кто знает
что такое Красная книга? Зачем она нужна?
-А что означает красный цвет?
Рассказ
воспитателя
о
Красной
книге. Да,
вы
всё
правильно
говорите.
Редкие
животные
и
растения
в
нашей
стране,
и
в
других
странах
тоже,
охраняются
законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон.
Человек часто бывает очень жесток по отношению к
растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их,
уничтожают для своих целей. Одни существа страдают
из-за
красивого
меха,
другие
–
из-за
вкусного
мяса,
Открывают
сундучок.
Отвечают
на
вопросы
воспитателя:
-Там
записаны
редкие
животные,
которых
скоро
может не стать. Она нужна, чтобы сохранить этих
животных.
-Это сигнал «Внимание!», «Опасность!».
Слушают воспитателя.
третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно
растений и животных остается все меньше и меньше.
Посмотрите на эти картинки. (Показ).
Показывая,
воспитатель
называет
животных
и
просит детей повторять названия.
Дидактическая игра «Сложи животное»
Дид.
задача: закрепить
знания
детей
о
животных
Красной книги
Материалы: разрезанные
картинки
с
изображением
животных
и
целых
экземпляров
для
наглядности,
который
воспитатель
показывает
и
убирает
на
время
выполнения задания.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите на доску. Что это за животные? Они
ведь есть в нашей Красной книге.
-Я
предлагаю
вам
сейчас
из
разрезанных
картинок
собрать вот такого ёжика, рысь, аиста, (указывает на
образец
на
мольберте)
А
вот
этого
животного
вы
не
узнали ( знакомство с новым животным)
Физкультминутка
Мы шагаем, мы шагаем
(ходьба на месте)
Руки выше поднимаем,
(не останавливаясь, руки над головой)
Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
(приседают)
Голову не отпускаем
Тихо птенчика берём
Дышим ровно, глубоко
И назад в дупло кладём.
Дети складывают картинки.
Дети рассматривают знакомятся с новым животным
(Сайгак повторяют название, запоминают внешний
вид).
Несколько
раз
вместе
с
воспитатлем
повторяют название животного.
Выполняют движения в соответствии с текстом,
повторяют физкультминутку дважды.
(имитируют движения: берут птенчика и кладут в гнездо).
Впереди из-за куста
Смотрит хитрая лиса
(правую руку ко лбу)
Мы лисицу обхитрим,
(машут указательным пальцем)
На носочках побежим!
(бег на носочках на месте)
-Ребята, а что мы с вами можем сделать, чтобы сохранить
природу
такой
же
красивой.
Давайте
вспомним
как
нужно себя вести на природе
(- Вы правы, ребята. А теперь давайте поиграем с вами в
игру.
Игра «Хорошо-плохо»
Каждый ребёнок берёт на столе по 2 круга – чёрный и
белый.
Воспитатель
называет
правила
поведения
в
природе,
среди
которых
есть
и
неправильные.
Если
воспитатель говорит неверно и так себя вести в природе
нельзя,
то
дети
поднимают
черный
кружок,
если
же
верно - белый. Например, «В лесу нельзя ломать ветки»
(белый).
«Уходя
из
леса,
костёр
можно
не
тушить»
(чёрный).
-Молодцы, ребята! Я за вас спокойна. Я вижу, что вы
любите природу и будете её беречь!
-А теперь закройте глаза и на миг представьте, что всё,
что есть у нас сейчас в природе исчезло с лица земли. Не
стало ни птиц с их голосами, ни животных с их красотой.
Что
вы
почувствавали,
когда
это
представили?
Какой
станет наша планета без животных и птиц?
-А что же нам нужно делать, чтогбы этого не произошло?
-Да,
ребята,
вы
правы.
Поэтому
нужно
беречь
нашу
Предпологаемые ответы детей:
-Не ломать ветки деревьев. Нельзя рвать цветы,
б р а с ат ь
м у с о р ,
р а з о р я т ь
м у р а в е й н и к и .
Нельзяоставлять незатушенным костёр, потому что
может случиться лесной пожар. Ходить только по
тропинкам. Не лазить в птичьи гнёзда. Не ловить
насекомых.
Дети
играют
в
игру.
Поднимают
попеременно
чёрный и белый круги.
Дети закрывают глаза. Представляют каким бы был
мир без животных.
-На планете стало пусто, грустно, неуютно.
природу.
Кроме
Красной
Книги
люди
придумали
заповедники. Заповедник – это место, где природа имеет
право жить по своим законам. А человек не вмешивается
в
них,
изредка
приходит
в
это
место
как
гость.
В
заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы
и все живое.
-Ребята, Старичок-лесовичок оставляет нам эту книгу, но
только, если мы с вами, узнав о редких животных будем
дополнять
нашу
Красную
книгу
узнав
о
новых
животных. Согласны?
-Давайте
поблагодарим
Старичка-лесовичка
и
попрощаемся с ним.
Дети охотно соглашаются дополнять книгу
рисунками и картинками.
Дети
благодарят
Старичка-лесовичка
за
книгу
и
прощаются с ним.
Рефлексивно-
коррегирующий
-
Итак, ребята, что мы с вами сегодня узнали нового?
Что вам понравилось больше всего? может быть что-то
вы знали раньше?
Рассказывают о том, что такое Красная книга, зачем она
создана и почему названа именно Красной. Говорят о
заповедниках.
Рассказывают
что
узнали
нового
и
интересного.