Автор: Ефремова Марина Федоровна
Должность: воспитатель, магистрант
Учебное заведение: ГБДОУ 25 Центрального пайона Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Раздел: дошкольное образование
Экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных
образовательных организаций.
М. Ф. Ефремова
РГПУ им. А. И. Герцена
магистрант ЭКДО 2 курс
Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагога дошкольной
образовательной организации, на сегодняшний день, стоит особо остро перед современным
образованием. Профессия педагога ДОО становиться более сложной, что связано с
появлением новых профессиональных задач, с необходимостью освоения новых функций,
востребованных современным обществом. Признание важности дошкольного детства в
становлении и развитии личности, обуславливает особые ожидания общества к качеству
профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.
Для разработки инструментария экспертизы качества профессиональной деятельности
педагогов дошкольных образовательных был проведен анализ профессионального стандарта
«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от
18.10.2013 №544н) в части вида профессиональной деятельности педагога «Дошкольное
образование», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования, Единого квалификационного справочника должностей руководителей,
специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей
работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н
(ред. от 31.05.2011).
Анализ нормативных документов осуществлялся с целью выделения перечня задач
профессиональной деятельности педагога в сфере дошкольного образования. Обзор
требований разных нормативных документов к профессиональной деятельности педагога
дошкольного образования показал, что в Профессиональном стандарте педагога прописаны
такие требования как:
1. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения
образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.
2. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с
каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
3. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:
предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.
4. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности,
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности, материалов.
5. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и
самостоятельности в разных видах деятельности.
6. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.
7. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми
образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста
8. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования.
9. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и основными образовательными программами.
10. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной
организации.
11. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для
доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным
национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с
различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.
12. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда,
дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а
также с детьми с особыми образовательными потребностями.
13. Формирование психологической готовности к школьному обучению.
В тексте ФГОС ДО прописано что педагог должен создавать условия, необходимые для
создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного
возраста, предполагают:
1)
обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности
здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического
развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Обобщая требования Профессионального стандарта, ФГОС ДО можно сделать вывод, что
перед педагогом ДО стоит ряд задач в профессиональной деятельности, которые он должен
выполнить:
1.
Задачи связанные с умением организовать общение с ребенком на основе понимания
особенностей его развития;
2.
Умение организовать детскую деятельность;
3.
Владение педагогической диагностикой;
4.
Участие в проектирование образовательной программы и проведения педагогического
мониторинга;
5.
Умение организовать образовательную работы с детьми (реализации образовательной
программы);
6.
Проектирование образовательной среды;
7.
Владение навыками образовательной работы с детьми, имеющими особые
образовательные потребности;
8.
Организация образовательной работы с детьми предшкольного возраста;
9.
Умение взаимодействовать с семьями воспитанников;
На основе проведенного анализа и выделения групп задач профессиональной
деятельности можно выделить возможные критерии оценки качества профессиональной
трудовой деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, такие как:
- участвует в разработке основной общеобразовательной программы образовательной
организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
дошкольного образования;
- планирует и реализует образовательной работы в группе детей раннего и/или
дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными
стандартами и основными образовательными программами;
- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды
образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание
эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной
организации;
- организует и провидит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной
программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного
возраста;
- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с
психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных
особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;
- реализует педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога
и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми
с особыми образовательными потребностями;
- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения
образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом
особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;
- формирует психологическую готовность у детей дошкольного возраста к школьному
обучению;
- создает позитивный психологический климат в группе и условий для доброжелательных
отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,
религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе
ограниченными) возможностями здоровья;
- организует виды деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:
предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),
продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной
игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;
- организует конструктивное взаимодействия детей в разных видах деятельности, создает
условие для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,
материалов;
- активно использует недирективную помощь. Поддерживает детскую инициативу и
самостоятельность в разных видах деятельности;
- организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым
ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.
На сегодняшний день существует множества практик по изучению качества
профессиональной деятельности воспитателя. Но анализ оценки профессиональной
деятельности воспитателей, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению
данной проблемы. Так как на данный момент не существует нормативного документа, в
котором был бы прописан инструмент оценки качества профессиональной деятельности
воспитателя в определенных трудовых функциях. Показатели уровня профессионализма в
различных практиках отличаются по содержанию, по масштабности, и не все параметры
оценки профессиональной деятельности можно выявить или проследить в педагогической
деятельности.
В различных исследованиях термин «качество» в отношении того или иного уровня
образования связывают, чаще всего, с такими показателями, как: квалификация
педагогических работников, а также с результатами образовательного процесса. Анализ
практик показал, что на сегодняшний день, для оценки качества образования в дошкольных
образовательных организациях нет единого мнения по поводу того, как должен выглядеть
инструментарий оценки качества дошкольного образования и что должно быть приоритетным
в оценивании: предметно-развивающая среда и условия, детские достижения или сам
педагог.
Для пилотной апробации инструментария, позволяющий изучить качество
профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, был
разработан инструментарий с учетом требования Профессионального стандарта и ФГОС ДО. В
основу данного инструментария легли следующие трудовые функции определения готовности
педагогов к качественной профессиональной деятельности:
1.
Проектирование и реализация образовательной деятельности в дошкольной
образовательной организации: участие педагога в написании ООП и рабочей
программы педагога;
2.
Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в режимных моментах и во
время образовательной деятельности;
3.
Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации;
4.
Взаимодействие с социальным окружением в рамках реализации образовательной
деятельности дошкольной образовательной организации.
Анализ полученных данных, после апробации инструментария, показал, что данный
инструментарий позволяет достаточно хорошо проследить и оценить качество
профессиональной деятельности педагога ДОО. По итогам экспертизы выявилось, что:
1.
Педагоги испытывают трудности при написании рабочей программы и вследствие чего
не могут эффективно выстроить образовательную модель, что приводит к снижению
качества образовательной деятельности в целом.
2.
Взаимодействие педагога с детьми, как правило носит доброжелательный, открытый
характер, но во время образовательной деятельности педагог не всегда учитывает
возрастную особенность детей дошкольного возраста и не всегда корректно подбирает
содержание. Как правило у таких педагогов не проводиться мониторинга детских
достижений, и воспитатель затрудняется при подборе адекватной мотивации на
образовательную деятельность.
3.
При создании образовательного пространства в дошкольной образовательной
организации, педагоги испытывает трудности при наполнении центров (центры
переполнены большим количеством материалов или недоступны детям дошкольного
возраста).
4.
Реализация взаимодействия с родителями в рамках образовательной деятельности
дошкольной образовательной организации, чаще носит продуктивный характер.
Родители на сегодняшний день, являются активными участниками образовательного
процесса и взаимодействуют с воспитателями и администрацией ДОО.
Таким образом, умение
проектировать и реализовывать образовательную деятельность в
дошкольной образовательной организации, видеть ребенка в образовательном процессе,
проектировать проблемную развивающую среду, выстраивать партнерские отношения с
детьми дошкольного возраста и родителями (законными представителями), являются
важными компетентностями в профессиональной деятельности педагога ДОО.
Список используемой литературы:
1.
"Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования. ФГОС" / под ред. Казакова А. А. Изд. Просвещение, 2019 г.
2.
Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут
педагога. ФГОС / Гринин Л. Е., Волкова-Алексеева Н. Е. Изд. Учитель, 2016 г.
3.
Н. Н. Куклева. Экспертная оценка деятельности педагога ДОО. Изд. Учитель, 2012 г.