Напоминание

Экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.


Автор: Ефремова Марина Федоровна
Должность: воспитатель, магистрант
Учебное заведение: ГБДОУ 25 Центрального пайона Санкт-Петербурга, РГПУ им. А. И. Герцена
Населённый пункт: Санкт-Петербург
Наименование материала: Статья
Тема: Экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Экспертизы качества профессиональной деятельности педагогов дошкольных

образовательных организаций.

М. Ф. Ефремова

РГПУ им. А. И. Герцена

магистрант ЭКДО 2 курс

Проблема оценки качества профессиональной деятельности педагога дошкольной

образовательной организации, на сегодняшний день, стоит особо остро перед современным

образованием. Профессия педагога ДОО становиться более сложной, что связано с

появлением новых профессиональных задач, с необходимостью освоения новых функций,

востребованных современным обществом. Признание важности дошкольного детства в

становлении и развитии личности, обуславливает особые ожидания общества к качеству

профессиональной деятельности педагога дошкольной образовательной организации.

Для разработки инструментария экспертизы качества профессиональной деятельности

педагогов дошкольных образовательных был проведен анализ профессионального стандарта

«Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного

общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (Приказ Минтруда России от

18.10.2013 №544н) в части вида профессиональной деятельности педагога «Дошкольное

образование», федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

образования, Единого квалификационного справочника должностей руководителей,

специалистов и служащих, раздела «Квалификационные характеристики должностей

работников образования» (приказ Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. № 761н

(ред. от 31.05.2011).

Анализ нормативных документов осуществлялся с целью выделения перечня задач

профессиональной деятельности педагога в сфере дошкольного образования. Обзор

требований разных нормативных документов к профессиональной деятельности педагога

дошкольного образования показал, что в Профессиональном стандарте педагога прописаны

такие требования как:

1. Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения

образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом

особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития.

2. Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с

каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

3. Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:

предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),

продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной

игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства.

4. Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности,

создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности, материалов.

5. Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и

самостоятельности в разных видах деятельности.

6. Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с

психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных

особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста.

7. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми

образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или

дошкольного возраста

8. Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной

организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования.

9. Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или

дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными

стандартами и основными образовательными программами.

10. Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды

образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание

эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной

организации.

11. Создание позитивного психологического климата в группе и условий для

доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным

национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с

различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья.

12. Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда,

дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а

также с детьми с особыми образовательными потребностями.

13. Формирование психологической готовности к школьному обучению.

В тексте ФГОС ДО прописано что педагог должен создавать условия, необходимые для

создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного

возраста, предполагают:

1)

обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной

деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в

разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);

3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том

числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и

социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности

здоровья;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные

ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень

развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более

опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности

(далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,

воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического

развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и

пространства;

- оценку индивидуального развития детей;

5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования

ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе

посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления

потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Обобщая требования Профессионального стандарта, ФГОС ДО можно сделать вывод, что

перед педагогом ДО стоит ряд задач в профессиональной деятельности, которые он должен

выполнить:

1.

Задачи связанные с умением организовать общение с ребенком на основе понимания

особенностей его развития;

2.

Умение организовать детскую деятельность;

3.

Владение педагогической диагностикой;

4.

Участие в проектирование образовательной программы и проведения педагогического

мониторинга;

5.

Умение организовать образовательную работы с детьми (реализации образовательной

программы);

6.

Проектирование образовательной среды;

7.

Владение навыками образовательной работы с детьми, имеющими особые

образовательные потребности;

8.

Организация образовательной работы с детьми предшкольного возраста;

9.

Умение взаимодействовать с семьями воспитанников;

На основе проведенного анализа и выделения групп задач профессиональной

деятельности можно выделить возможные критерии оценки качества профессиональной

трудовой деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, такие как:

- участвует в разработке основной общеобразовательной программы образовательной

организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом

дошкольного образования;

- планирует и реализует образовательной работы в группе детей раннего и/или

дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными

стандартами и основными образовательными программами;

- участвует в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды

образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание

эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной

организации;

- организует и провидит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной

программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного

возраста;

- участвует в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с

психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных

особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста;

- реализует педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда, дефектолога

и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми

с особыми образовательными потребностями;

- развивает профессионально значимые компетенции, необходимые для решения

образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом

особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития;

- формирует психологическую готовность у детей дошкольного возраста к школьному

обучению;

- создает позитивный психологический климат в группе и условий для доброжелательных

отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным,

религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе

ограниченными) возможностями здоровья;

- организует виды деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте:

предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом),

продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной

игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства;

- организует конструктивное взаимодействия детей в разных видах деятельности, создает

условие для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности,

материалов;

- активно использует недирективную помощь. Поддерживает детскую инициативу и

самостоятельность в разных видах деятельности;

- организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым

ребенком с учетом его особых образовательных потребностей.

На сегодняшний день существует множества практик по изучению качества

профессиональной деятельности воспитателя. Но анализ оценки профессиональной

деятельности воспитателей, позволяет говорить о неоднозначности подходов к решению

данной проблемы. Так как на данный момент не существует нормативного документа, в

котором был бы прописан инструмент оценки качества профессиональной деятельности

воспитателя в определенных трудовых функциях. Показатели уровня профессионализма в

различных практиках отличаются по содержанию, по масштабности, и не все параметры

оценки профессиональной деятельности можно выявить или проследить в педагогической

деятельности.

В различных исследованиях термин «качество» в отношении того или иного уровня

образования связывают, чаще всего, с такими показателями, как: квалификация

педагогических работников, а также с результатами образовательного процесса. Анализ

практик показал, что на сегодняшний день, для оценки качества образования в дошкольных

образовательных организациях нет единого мнения по поводу того, как должен выглядеть

инструментарий оценки качества дошкольного образования и что должно быть приоритетным

в оценивании: предметно-развивающая среда и условия, детские достижения или сам

педагог.

Для пилотной апробации инструментария, позволяющий изучить качество

профессиональной деятельности педагогов дошкольных образовательных организаций, был

разработан инструментарий с учетом требования Профессионального стандарта и ФГОС ДО. В

основу данного инструментария легли следующие трудовые функции определения готовности

педагогов к качественной профессиональной деятельности:

1.

Проектирование и реализация образовательной деятельности в дошкольной

образовательной организации: участие педагога в написании ООП и рабочей

программы педагога;

2.

Взаимодействие педагога с детьми дошкольного возраста в режимных моментах и во

время образовательной деятельности;

3.

Создание образовательного пространства в дошкольной образовательной организации;

4.

Взаимодействие с социальным окружением в рамках реализации образовательной

деятельности дошкольной образовательной организации.

Анализ полученных данных, после апробации инструментария, показал, что данный

инструментарий позволяет достаточно хорошо проследить и оценить качество

профессиональной деятельности педагога ДОО. По итогам экспертизы выявилось, что:

1.

Педагоги испытывают трудности при написании рабочей программы и вследствие чего

не могут эффективно выстроить образовательную модель, что приводит к снижению

качества образовательной деятельности в целом.

2.

Взаимодействие педагога с детьми, как правило носит доброжелательный, открытый

характер, но во время образовательной деятельности педагог не всегда учитывает

возрастную особенность детей дошкольного возраста и не всегда корректно подбирает

содержание. Как правило у таких педагогов не проводиться мониторинга детских

достижений, и воспитатель затрудняется при подборе адекватной мотивации на

образовательную деятельность.

3.

При создании образовательного пространства в дошкольной образовательной

организации, педагоги испытывает трудности при наполнении центров (центры

переполнены большим количеством материалов или недоступны детям дошкольного

возраста).

4.

Реализация взаимодействия с родителями в рамках образовательной деятельности

дошкольной образовательной организации, чаще носит продуктивный характер.

Родители на сегодняшний день, являются активными участниками образовательного

процесса и взаимодействуют с воспитателями и администрацией ДОО.

Таким образом, умение

проектировать и реализовывать образовательную деятельность в

дошкольной образовательной организации, видеть ребенка в образовательном процессе,

проектировать проблемную развивающую среду, выстраивать партнерские отношения с

детьми дошкольного возраста и родителями (законными представителями), являются

важными компетентностями в профессиональной деятельности педагога ДОО.

Список используемой литературы:

1.

"Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования. ФГОС" / под ред. Казакова А. А. Изд. Просвещение, 2019 г.

2.

Профессиональный стандарт педагога. Индивидуальный образовательный маршрут

педагога. ФГОС / Гринин Л. Е., Волкова-Алексеева Н. Е. Изд. Учитель, 2016 г.

3.

Н. Н. Куклева. Экспертная оценка деятельности педагога ДОО. Изд. Учитель, 2012 г.



В раздел образования