Напоминание

Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством игровой деятельности


Автор: Грибова Татьяна Михайловна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35"
Населённый пункт: город Северск, Томская область
Наименование материала: статья
Тема: Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Раздел: дошкольное образование





Назад





ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ

У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Т. М. Грибова,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35», г. Северск, Томская область Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все ре- корды и вызывает тревогу. А способность к сопереживанию, сочувствию, уме- нию радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система со- здания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется во многом стихийно. Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмо- ции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно не только со специалистами (психологами), но и с воспитателями и родителями. Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэто- му в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоцио- нальные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чув- ства являются нормальными человеческими реакциями, но детям, тем более ма- лышам, трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме того, существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрос- лых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Это особенно про- является в адаптационный период (переключение внимания ребенка на другие объекты). С первых лет жизни ребёнок сталкивается с различными чувствами и эмо- циями. Однако мало просто отличать проявления чувств, важно ещё и уметь передавать свои эмоции, быть способным рефлексировать. Но как научить это- му ребёнка? Зачем необходимо развивать эмоциональную отзывчивость у ребёнка? Не многие знают, что эмоции представляют собой просто неимовер- ную силу. Ведь они действуют на все уровни подсознания. Как развить эмоци- ональную ответственность у ребёнка? Развивать восприятие эмоций необходи- мо с самых ранних лет. Даже фразы: «Не тяни кота за хвост. Ему тоже больно», - позволяют провести аналогию с ощущением ребёнка во время прививки или травме при падении. Для развития эмоциональной ответственности следует провести достаточно долгую работу. В этом нам помогут игры. Необходимо рассказать и показать ребёнку, что значат такие слова как «счастлив»,
«расстроен», «удивлён» или «заинтересован». Можно попросить малыша по- пробовать угадать эмоцию (карточки), которая нарисована на картинке. Самым действенным способом развития эмоциональной отзывчивости яв- ляется своеобразный театр у вас дома. Придумайте сценку, где бы фигурирова- ла какая-нибудь эмоция, и поставьте такой маленький спектакль. Чаще всего эмоциональная реакция развивается самостоятельно в процессе общения и игр с ребёнком. Поэтому порой наилучшим вариантом является именно игра и раз- говоры. И главное – любовь к своему ребёнку. Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутеш- но рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полно- стью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения. Организован- ная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и зна- чительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей до- школьного возраста. Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоци- ями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональ- ных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции (когда не получается у ребенка вовремя помочь). Упражнение «Зеркало». Педагог передает по кругу зеркало и предлагает каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это я!» Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны взрослых. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пик- тограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение бровей, глаз, рта. Игра «Волшебный мешочек». Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрица- тельные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный ме- шочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, кото- рые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций. Упражнение «Мое настроение». Детям предлагается рассказать о своем настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием погоды (хмурая тучка, солнышко и так далее). Рассказывая стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Мишка», дети учатся со- переживать героям, испытывают горе, радость, обиду, желание помочь, пожа- леть.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспо- койство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии. В этом нам помогают так называемые «Ласковые игры». Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь. Игры «В кругу», «Бубен», «Колокольчик» и другие, развивают навыки общения, способствуют воспитанию доброжелательного отношения друг к дру- гу, совершенствуют разные виды эмоций. В нашей группе мы создали уголок эмоциональной психологической раз- грузки, который назвали «Паровозик настроения». Составили картотеки: «Лас- ковые игры», «Не сердись, а улыбнись», «Аппетитные стишки», «Поссорились, подружились». Сделали подборку музыкально дидактических игр. Эти игры направлены на преодоление чувства страха («Прятки»), грусти («Мячик»), оби- ды («Тучка»). Или наоборот, восторг, удивление, радость («Птичка») и другие. Стало традицией звонить заболевшему ребенку, отмечать дни рождения не только детей, но и сотрудников группы с пением «Каравая», и с добрыми поже- ланиями в адрес именинника. Дети любят, играя, выполнять разные роли (ролевые игры). Они подража- ют поведению окружающих их взрослых. Во время игры стараемся держать всех детей в поле зрения, для того, что бы вовремя помочь, поддержать замысел игры, направить его на решения поставленной задачи. Например, у ребенка не получается запеленать куклу. Он взволнован, раздражен и здесь необходима по- мощь взрослого. Ненавязчиво руководим игрой, используя различные методы и приемы. Иногда достаточно одного предложения: «Чей это ребенок плачет?», чтобы вы- звать сочувствие к брошенной кукле на ковре. Маленькие дети больше радуются игре, если она связана с мелодией и стихотворным текстом. Мы с детьми разучили много музыкальных игр, которые включают в себя выражение разных видов эмоций. Например «Колокольчик», «Бубен», «Зайка», «Птичка» и другие. В заключение хотелось бы привести слова А. С. Макаренко: «Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, кото- рый не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движе- ние его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Литература:

1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет. Пособие для работников ДОУ и родителей. 3-е изд., испр. и доп. - М. АРК- ТИ. 2006. - 64 с. 2. Голубева, Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М. Издательский центр «Академия». 2002. - 192 с. 3. Данилина, Т.А.. В мире детских эмоций. Пособие для практических ра- ботников ДОУ. - М. Айрис-пресс. 2004. - 160 с. 4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими наруше- ниями. Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. 2-е изд. - М. Издательство «Экзамен». 2004. - 160 с. 5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. - М. АРКТИ. 2003. - 48 с. 6. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М. Мозаика-Синтез. 2005-224с. 7. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое пособие. - М. Мозаика-Синтез. М. ТЦ Сфера. 2003. - 168 с. 8. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васи- льевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М. Мозаика- Син- тез. 2005. - 208 с.


В раздел образования