Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством игровой деятельности
Автор: Грибова Татьяна Михайловна Должность: воспитатель Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 35" Населённый пункт: город Северск, Томская область Наименование материала: статья Тема: Формирование эмоциональной отзывчивости у детей раннего возраста посредством игровой деятельности Раздел: дошкольное образование
Т. М. Грибова,
Воспитатель МБДОУ «Детский сад № 35»,
г. Северск, Томская область
Проблема развития эмоциональной отзывчивости у детей в современном
мире стоит остро. Детская агрессивность последние десятилетия бьет все ре-
корды и вызывает тревогу. А способность к сопереживанию, сочувствию, уме-
нию радоваться за другого становятся дефицитными качествами личности. Как
правило, в дошкольных образовательных учреждениях целостная система со-
здания педагогических условий по развитию эмоциональной отзывчивости и
коррекции агрессивного поведения практически отсутствует и осуществляется
во многом стихийно.
Развивать эмоциональную сферу ребенка, учить его осознавать свои эмо-
ции и проявлять их к окружающим необходимо с раннего возраста, совместно
не только со специалистами (психологами), но и с воспитателями и родителями.
Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэто-
му в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоцио-
нальные
реакции,
поведенческие
нарушения,
которые
являются
следствием
сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чув-
ства являются нормальными человеческими реакциями, но детям, тем более ма-
лышам, трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Кроме
того, существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрос-
лых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков),
запрет на выражение страха, агрессии.
Наиболее сильные эмоциональные переживания вызывают у ребёнка его
взаимоотношения с другими людьми – взрослыми и детьми. Это особенно про-
является в адаптационный период (переключение внимания ребенка на другие
объекты).
С первых лет жизни ребёнок сталкивается с различными чувствами и эмо-
циями. Однако мало просто отличать проявления чувств, важно ещё и уметь
передавать свои эмоции, быть способным рефлексировать. Но как научить это-
му
ребёнка?
Зачем
необходимо
развивать
эмоциональную
отзывчивость
у
ребёнка? Не многие знают, что эмоции представляют собой просто неимовер-
ную силу. Ведь они действуют на все уровни подсознания. Как развить эмоци-
ональную ответственность у ребёнка? Развивать восприятие эмоций необходи-
мо с самых ранних лет. Даже фразы: «Не тяни кота за хвост. Ему тоже больно»,
- позволяют провести аналогию с ощущением ребёнка во время прививки или
травме при падении. Для развития эмоциональной ответственности следует
провести достаточно долгую работу. В этом нам помогут игры. Необходимо
рассказать
и
показать
ребёнку,
что
значат
такие
слова
как
«счастлив»,
«расстроен», «удивлён» или «заинтересован». Можно попросить малыша по-
пробовать угадать эмоцию (карточки), которая нарисована на картинке.
Самым действенным способом развития эмоциональной отзывчивости яв-
ляется своеобразный театр у вас дома. Придумайте сценку, где бы фигурирова-
ла какая-нибудь эмоция, и поставьте такой маленький спектакль. Чаще всего
эмоциональная реакция развивается самостоятельно в процессе общения и игр
с ребёнком. Поэтому порой наилучшим вариантом является именно игра и раз-
говоры. И главное – любовь к своему ребёнку.
Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что
объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены,
обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутеш-
но рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полно-
стью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения. Организован-
ная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и зна-
чительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном
развитии.
Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые
могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей до-
школьного возраста. Игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоци-
ями человека, осознания своих эмоций, а также на распознавание эмоциональ-
ных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции
(когда не получается у ребенка вовремя помочь).
Упражнение «Зеркало». Педагог передает по кругу зеркало и предлагает
каждому ребенку посмотреть на себя, улыбнуться и сказать: «Здравствуй, это
я!» Если ребенок затрудняется с первого раза обратиться к себе, не надо на
этом настаивать. В этом случае зеркало лучше сразу передать следующему
участнику группы. Такой ребенок тоже требует особого внимания со стороны
взрослых. Это упражнение можно разнообразить, предложив детям показать
грусть, удивление, страх и т.д. Перед выполнением можно показать детям пик-
тограмму с изображением заданной эмоции, обратив внимание на положение
бровей, глаз, рта.
Игра «Волшебный мешочек». Перед этой игрой с ребенком обсуждается,
какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на
кого-то. Затем предложить ребенку сложить в волшебный мешочек все отрица-
тельные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в
нем есть, крепко завязывается. Можно использовать еще один "волшебный ме-
шочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, кото-
рые он хочет. Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния
и освобождение от негативных эмоций.
Упражнение «Мое настроение». Детям предлагается рассказать о своем
настроении: можно сравнить с каким-то цветом, животным, состоянием погоды
(хмурая тучка, солнышко и так далее).
Рассказывая стихи А. Барто «Мячик», «Зайка», «Мишка», дети учатся со-
переживать героям, испытывают горе, радость, обиду, желание помочь, пожа-
леть.
Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить
его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспо-
койство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас
энергии. В этом нам помогают так называемые «Ласковые игры». Дети сидят по
кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове,
спине, рукам, слегка прикасаясь.
Игры «В кругу», «Бубен», «Колокольчик» и другие, развивают навыки
общения, способствуют воспитанию доброжелательного отношения друг к дру-
гу, совершенствуют разные виды эмоций.
В нашей группе мы создали уголок эмоциональной психологической раз-
грузки, который назвали «Паровозик настроения». Составили картотеки: «Лас-
ковые игры», «Не сердись, а улыбнись», «Аппетитные стишки», «Поссорились,
подружились». Сделали подборку музыкально дидактических игр. Эти игры
направлены на преодоление чувства страха («Прятки»), грусти («Мячик»), оби-
ды («Тучка»). Или наоборот, восторг, удивление, радость («Птичка») и другие.
Стало традицией звонить заболевшему ребенку, отмечать дни рождения не
только детей, но и сотрудников группы с пением «Каравая», и с добрыми поже-
ланиями в адрес именинника.
Дети любят, играя, выполнять разные роли (ролевые игры). Они подража-
ют поведению окружающих их взрослых. Во время игры стараемся держать
всех детей в поле зрения, для того, что бы вовремя помочь, поддержать замысел
игры, направить его на решения поставленной задачи. Например, у ребенка не
получается запеленать куклу. Он взволнован, раздражен и здесь необходима по-
мощь взрослого.
Ненавязчиво руководим игрой, используя различные методы и приемы.
Иногда достаточно одного предложения: «Чей это ребенок плачет?», чтобы вы-
звать сочувствие к брошенной кукле на ковре.
Маленькие дети больше радуются игре, если она связана с мелодией и
стихотворным текстом. Мы с детьми разучили много музыкальных игр, которые
включают в себя выражение разных видов эмоций. Например «Колокольчик»,
«Бубен», «Зайка», «Птичка» и другие.
В заключение хотелось бы привести слова А. С. Макаренко:
«Не может быть хорошим воспитатель, который не владеет мимикой, кото-
рый не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое
настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть
веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое движе-
ние его воспитывало, и всегда должен знать, чего он хочет в данный момент и
чего он не хочет. Если воспитатель не знает этого, кого он может воспитывать?»
Литература:
1. Галанов, А.С. Психическое и физическое развитие ребенка от 1 года до 3
лет. Пособие для работников ДОУ и родителей. 3-е изд., испр. и доп. - М. АРК-
ТИ. 2006. - 64 с.
2. Голубева, Л.Г. и др. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Учеб.
для студ. высш. учеб. заведений. - М. Издательский центр «Академия». 2002. -
192 с.
3. Данилина, Т.А.. В мире детских эмоций. Пособие для практических ра-
ботников ДОУ. - М. Айрис-пресс. 2004. - 160 с.
4. Игры и занятия с детьми раннего возраста с психофизическими наруше-
ниями. Методическое пособие. / Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. 2-е
изд. - М. Издательство «Экзамен». 2004. - 160 с.
5. Минаева, В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. Пособие
для работников ДОУ. 3-е изд., испр. и доп. - М. АРКТИ. 2003. - 48 с.
6. Павлова, Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех
лет. Пособие для воспитателей и родителей. - М. Мозаика-Синтез. 2005-224с.
7. Павлова, Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое
пособие. - М. Мозаика-Синтез. М. ТЦ Сфера. 2003. - 168 с.
8. Программа воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М.А. Васи-
льевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. 3-е изд., испр. и доп. - М. Мозаика- Син-
тез. 2005. - 208 с.