Напоминание

"Специфика взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателя в коррекционно- развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта"


Автор: Бабанина Ирина Алексеевна
Должность: учитель - дефектолог
Учебное заведение: ГДОУ ТО "Щекинский детский сад для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Населённый пункт: г. Щекино
Наименование материала: статья
Тема: "Специфика взаимодействия учителя - дефектолога и воспитателя в коррекционно- развивающей работе с детьми со сложной структурой дефекта"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема «Специфика взаимодействия учителя – дефектолога и

воспитателя в коррекционно - развивающей работе с детьми со

сложной структурой дефекта».

И.А. Бабанина

Государственное дошкольное образовательное учреждение Тульской

области «Щекинский детский сад для детей с ограниченными

возможностями здоровья»

Учитель – дефектолог

Тульская область, г. Щекино, ул. Пионерская 63

E-mail: irina_

babanina_

dd@mail.

ru

Аннотация:

в

данной

статье

рассматриваются

вопросы

взаимодействия

учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционно – развивающей работе.

Ключевые

слова:

принципы

организации

взаимодействия,

преемственность учителя – дефектолога и воспитателя, зависимость речевого

развития и мелкой моторики, игры на развитие мелкой моторики.

Проблема воспитания и обучения детей дошкольного возраста с

ограниченными

возможностями

здоровья

является

весьма

актуальной на сегодняшний день. Как показывают исследования

ученых,

этот

процесс

должен

быть

комплексным,

проходить

с

участием специалистов различного профиля и педагогов.

Эффективность коррекционной работы может быть обусловлена

лишь интеграцией – объединением усилий педагогов для решения

поставленной

цели.

Без

скоординированных

и

согласованных

действий всех педагогов в условиях ДОУ невозможно эффективно

скорректировать имеющиеся нарушения в развитии ребенка и тем

самым

помочь

ему

легко

адаптироваться

в

дошкольной

среде,

успешно развиваться и обучаться.

Успешность и эффективность работы учителя – дефектолога

напрямую зависит от того, насколько хорошо организована работа

с воспитателями, насколько тесно они взаимодействуют. Поэтому в

задачи

учителя

дефектолога

входит

не

только

планирование

собственной работы, но и планирование работы воспитателей по

закреплению знаний, полученных детьми на занятиях учителя –

дефектолога

Основу организации взаимодействия учителя – дефектолога и

воспитателей определяют следующие принципы:

Системность. Развитие

ребенка

процесс,

в

котором

взаимосвязаны,

взаимозависимы

и

взаимообусловлены

все

компоненты.

Нельзя

развивать

лишь

одну

функцию,

необходима системная работа по развитию ребенка.

Комплексность. Развитие ребенка – комплексный процесс, в

котором развитие одной познавательной функции определяет

и дополняет развитие других функций.

Соответствие

возрастным

и

индивидуальным

возможностям. Индивидуальная

программа

работы

с

р е б е н ко м

д о л ж н а

с т р о и т ь с я

в

с о о т в е т с т в и и

с

психофизиологическими

закономерностями

возрастного

развития,

с

учетом

факторов

риска,

с

учетом

его

дефицитарных

возможностей.

Адекватность

требований

и

нагрузок,

предъявляемых

ребенку

в

процессе

занятий

способствует

оптимизации

занятий

и

повышению

эффективности

и

дает

опору

на

функции,

не

имеющие

недостатков.

Постепенность

и

системность, следование

от

простых

и

доступных заданий к более сложным, комплексным.

Индивидуализация темпа работ – переход к новому этапу

обучения

только

после

полного

освоения

материала

предыдущего этапа.

Эффективность

коррекционно

воспитательной

работы

определяется

четкой

организацией

жизни

детей

в

период

пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в

течение дня и преемственностью в работе учителя – дефектолога.

Важную роль в осуществлении коррекционно – развивающего

процесса

играет

преемственность

учителя

дефектолога

и

воспитателей.

Для

достижения

положительных

результатов

в

коррекционно

воспитательной

работе

необходима

четкая

организация

жизни

детей

с

ограниченными

возможностями

здоровья

в

детском

саду,

поэтому

целесообразно

вести тетрадь

взаимодействия учителя – дефектолога и воспитателей. В ней

материал

составлен

с

учетом

тематических

циклов.

Учитель

дефектолог

систематизирует

материал

по

следующим

разделам

программы:

Социальное развитие и ознакомление с окружающим

Лексика

Развитие

речи

и

формирование

коммуникативных

способностей

Обучение игре

Сенсорное воспитание

Развитие ручной моторики

Общая моторика, речь с движением.

Дети

с

ограниченными

возможностями

здоровья

часто

имеют

низкий уровень развития осязательной чувствительности, моторики

пальцев и кистей рук. Вследствие малой двигательной активности

мышцы

рук

становятся

либо

вялыми,

либо

с лишком

напряженными. Все это сказывается на формировании предметно –

практической и речевой деятельности. Если развитие способности

пальцев к движениям отстает, задерживается и речевое развитие.

Поэтому стимулировать речевое развитие детей путем тренировки

пальцев рук очень важно.

Многие специалисты утверждают, что между речевым развитием

и развитием мелкой моторики существует прямая зависимость. Чем

больше уделять внимания мелкой моторике, тем активней будет

развиваться речь ребенка. Ученые доказали, что с анатомической

точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции

коры

головного

мозга

занимает

проекция

кисти

руки,

расположенная очень близко от речевой зоны. Развитие навыков

мелкой

моторики

важно

и

потому,

что

вся

дальнейшая

жизнь

ребенка

потребует

использования

точных,

координированных

движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться,

рисовать,

писать,

а

также

выполнять

множество

разнообразных

бытовых и учебных действий.

В современном мире, когда почти все можно купить, приобрести

разнообразные

пособия

для

развития

пальчиковой

моторики

не

сложно.

Но я хотела бы поделиться опытом использования «подручных»

материалов,

которые

мы

используем

для

развивающих

игр

на

мелкую

моторику.

Мы

заметили,

что

зачастую

наши

дети

с

большим удовольствием играют с окружающими нас бытовыми

предметами, чем с игрушками.

Шнуровка или застегивание. Можно шнуровать какую –

нибудь

обувь

или

одежду.

Можно

проделать

дырочки

в

полоске

картона

(или

вырезать

картонный

ботинок)

и

вставить туда шнурок. Тоже можно проделать и с пуговицами,

молнией.

Пуговицы

для

застегивания

нужно

выбирать

разного

размера.

Чем

лучше

у

ребенка

получается,

тем

меньшего размера должна быть пуговица. Из пуговиц можно

выложить цветочки, снеговика, цифры; разложить пуговицы:

самые большие в коробочку побольше, средние – в среднюю,

мелкие - в маленькую, «шагать» по дорожкам из пуговиц.

Прищепки.

Это

хороший

материал

для

конструирования.

Можно вырезать, круг из желтого картона, а из прищепок

сделать

лучи.

Получится

солнышко.

С

помощью

зеленого

треугольника и прищепок можно соорудить елочку, кружок

любого цвета и разноцветные прищепки – цветок и т.д. можно

сделать

массаж

или

самомассаж

рук,

если

к

подушечкам

пальцев поочередно прикреплять прищепки.

Ленты, тесемки, нитки, проволока. Все эти приспособления

можно заплетать в косички или выложить по нарисованному

контуру любую фигуру. Из проволоки несложно моделировать

разнообразные фигуры, делать буквы, цифры, что поможет

прочному запоминанию.

Бусы. Это занятие заинтересует девочек. Предложите сделать

для себя бусы, пусть нанизывает бусины разного размера на

нитку.

Гайки

и

шурупы.

Это

уже

занятие

для

мальчиков.

З а к р у ч и в а н и е

г а е к

и л и

ш у р у п о в

т а к ж е

б у д е т

благоприятствовать развитию мелкой моторики.

Перекладывание из одной емкости в другую.

«Сухой

бассейн» В

емкость

насыпать

горох

или

фасоль,

спрятать

мелкие

игрушки.

Предложить

ребенку

найти

игрушки.

Таким

образом,

на

эффективность

коррекционно

развивающей работы оказывает огромное влияние характер

сотрудничества,

взаимодействия

и

доверительности

всех

специалистов учреждения, которые осуществляют комплексное

воздействие на воспитанников.

Список литературы:

1.

Артемьева А.В. Развитие мелкой моторики у детей 3-5 лет. –

М.: ТЦ Сфера, 2017. – 64 с.

2.

Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и

упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 64 с.

3.

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием

нестандартного оборудования. – Автор – сост. О.А. Зажигина.

– Спб.: «Детство – Пресс», 2014. – 96 с.

4.

Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей

в процессе дидактических игр. – М.: Владос, 2008 .- 256 с.

5.

Янушко Е.А. Развитие мелкой моторики рук у детей раннего

возраста (1-3 года)- М.: Мозаика – Синтез, 2009.- 56 с.



В раздел образования