Напоминание

Творчество и задачи тренера по физической культуре


Авторы: Толкунов Сергей Иванович, Шуцкий Владимир Иванович
Должность: преподаватель по физической культуре
Учебное заведение: ПГТ им. В.П.Романова
Населённый пункт: город Прокопьевск, Кемеровская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Творчество и задачи тренера по физической культуре
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Департамент образования и науки Кемеровской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное

учреждение

Прокопьевский горнотехнический техникум им. В.П.Романова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

по "ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ"

для студентов (преподавателей)

Тема: Творчество и задачи тренера по физической

культуре

Разработал:

Толкунов С.И.

Шуцкий В.И.

2019

Содержание

Введение

1. Классификация задач в деятельности тренера.

2. Некоторые методы исследования личности в спортивном

коллективе.

3. Планирование в творчестве тренера.

Заключение

Рецензия

Приложения

Список используемой литературы

Версия: 1.0

Страница 2 из 19

Введение.

Творчество- понятия не совпадающее с понятием педагогической

деятельности. Творчество называют всякую научную, техническую,

спортивную деятельность, обладающую признаком новизны,

оригинальности и процессов отношении предшествующего опыта.

Репродуктивная стандартная деятельность не представляет новизны

в конечном продукте и осуществляется на основе уже имеющегося

опыта приемов и навыка на практике творчество и репродуктивная

деятельность не противопоставляется, они порождены

человеческой практикой. Функции творчества- развитие движения и

прогресс общества, тогда как репродуктивная деятельность

закрепляет предшествующий опыт и делает его достоянием людей.

Педагогическая деятельность тренера- не исключение. Она может

носить оба характера. Творчество тренера - это личность педагога-

творца, его умение видеть формулировать и решать задачи в

области обучения и воспитания спортсменов.

О понятии "творчество" проведено множество исследований в том

числе и в спорте, это сложно психологический процесс

существующей как синтез познавательный эмоциональный и

волевой сфер человеческой деятельности. Оно связано со

свойствами личности: характером связанная способностями,

интересами и др. Педагогическое творчество выражается в умении

самостоятельно решать нетипичные задачи, видеть проблемы там,

где кажется все привычно и понятно, создавать новые способы

воздействия на учеников, видеть положительные и отрицательные

стороны, предвидеть трудности в достижении цели обучающихся и

др.

Сегодня физическая культура и спорт превратилась в мощное

средство формирования личности молодежи. Тренер, в своем

творчестве изобретает новую оригинальную технику тренировок,

методе спортивной борьбы и техники, т.е достигать главной цели

Версия: 1.0

Страница 3 из 19

сложными путями. Тренер всегда ищет идеи и подвергается риску

на практике идей, когда и их начинает воплощать в жизнь.

Тренер- творец обязан гибко реагировать на запросы практики,

жизни, сколько бы авторитарными они небыли. Ему свойственны

черты исследователя, самостоятельного изучения и обобщение

опыта коллег и ученых, постоянный поиск новых идей, методов и

форм воспитания подчиненных спортсменов.

Ведущую роль в творческом процессе принадлежит творческой

установки. Творческая установка- психологическая настроенность

тренера на создание новых приемов, комбинаций в учебно-

воспитательном процессе со спортсменами. Возникшие творческие

идеи, цели основывается не предварительно накопительным опыте

и обработки фактического материала. В мыслительной обработке

участвуют какие компоненты, как память, логическое мышление,

фантазия, воля, интуиции, эмоции, воображения и др.

Подменное искусство воспитателя как раз и заключается в том,

чтобы снять противоречия между тренером и спортсменом.

Совпадения и согласия - главная задача продуктивной работы в

достижение высоких спортивных результатов. Спортсмен,

добровольно вступающий на путь стремления добиваться успехов в

спорте, обязан выполнять все требования тренера. Тренер, в свою

очередь, как педагог, должен изучить не только физиологические

способности, но и психологично подчиненного и рациональные ее

использовать в тренировочном процессе и соревнованиях.

Подлинное искусство воспитателя как раз и заключается в том,

чтобы снять противоречия в достижении целей и основными

параметрами воспитуемого.

Существует ряд целей и требований современной подготовке

спортсменов, которых можно выразить следующем:

Версия: 1.0

Страница 4 из 19

1.

Цель для начинающих спортсменов должна выступать в

форме перспективы. Эту цель необходимо сформулировать как

осознанную и активную, на основе имеющихся перспектив и

задатков спортивной подготовки, физических данных.

2.

Она должна быть конкретный в имеющиеся деятельности,

выражаться в категориях непосредственного дела.

3.

Цель должна быть доступный у занимающихся спортсменов и

выражаться в яркой эмоциональной форме, даже если это не

победа.

Версия: 1.0

Страница 5 из 19

Версия: 1.0

Страница 6 из 19

1.Классификация задач в деятельности тренера.

Педагогические задачи деятельности тренера различаются по

содержанию, степени слаженности, характеру обобщенности и

степени напряженности.

1.

По содержанию- задачи нравственного, умственного,

эстетичного, трудового и физического воспитания, а также

задачи спортивной ориентации подростков.

2.

По степени сложности- задачи простые (частные) и сложные

(более общие).

3.

Стратегические задачи, обусловленные далекими

перспективами, тактические, оперативные, диктуемые

конкретной ситуацией.

4.

По характеру обобщенности - задачи, обращенные к

коллективу или отдельному спортсмену.

5.

По степени напряженности - требующие решение в обычных

или экстремальных условиях.

Педагогические задачи различаются по своим масштабам, целям

и ожидаемым результатом. Они касаются определенного

воспитанника или коллектива, организациями, школы, родителями

и медработниками. Конечно же в первую очередь среда обучения в

коллективе. По целям педагогические задачи делятся на:

оздоровительные, воспитательные, спортивные.

Стратегические задачи, как мы знаем, это задача перспективного

планирования.

Они как правило связаны с коллективной, групповой и

индивидуальной деятельностью спортсменов. Тренер-педагог

обязан решать и более частная задача, связанные с индивидуальной

особенностью подростков. В коллективе нет одинаково сильных

спортсменов, группу принимаются все желающие, а задача тренера

уделять внимание всем членам коллектива. Более сложные

комбинации, нагрузки для сильных личностей, закреплять

последних за отстающими, т.к. все эти задачи на более или менее

продолжительный срок. Развитие спортивных качеств у отдельных

Версия: 1.0

Страница 7 из 19

личностей неодинаково, т.к. со временем "слабый" спортсмен

может достичь больших результатов.

Тактические задачи определяется избранной тренером стратегии.

Важным в работе тренера, является сбор материала для

преподнесения спортсменам, составление программ (система

тренировок, наблюдения, медицинский и антропометрические

показатели, определение места занятий, инвентарь, оборудовании и

т.д.) тактическими задачами связано и планирование собственной

работы по управлению творческой деятельности занимающихся,

выбор методов и приемов обучения спортсменов.

Средних профессиональных и высших учебных заведениях

основной задачей по воспитанию, является выполнение программы,

а также решение оздоровительных задач. Правильное построение

занятий, соблюдение санитарно гигиенических требований и норм,

занятия на открытом воздухе - решение оздоровительных задач.

Секционное занятия по различным видам спорта, имеет более

сложные задачи и опирается на многолетний процесс. Учебные

задачи тренера воплощаются в тренировках, свободное от учебы

время. Каждое занятие должно быть четко спланированны и иметь

рациональную структуру спортивной деятельности, знать

специальные знания конкретного вида спорта. Для тренера важен

глубокий анализ всего учебно-тренировочного процесса для

спортивных навыков и умений, выяснения вероятных ошибок,

строгое подчинение решения практических задач, основной

стратегической задачи.

Версия: 1.0

Страница 8 из 19

2.Некоторые методы исследования личности в спортивном

коллективе.

Для получения информации тренеры может использовать

различные методы.

1.Наблюдения.Этот метод предполагает внешнее наблюдение за

обучающимися или действиями воспитанников в различных

ситуациях и сделать выводы о его индивидуальных особенностях.

Прямое наблюдение позволяет максимально приблизиться к

естественному ходу событий в процессе тренировок и общения.

Наблюдается степень активности, психология спортсмена,

потребности, интересы и т д.

Центре внимания также, контроль, оценка и анализ спортивной

деятельности воспитанников, протекания спортивного процесса,

особенности восприятия, осмысление занятий, анализ своих

действий в тактике и стратегии.

2.Социометрия. Этот метод основан на психологической аксиоме.

Он особенно ярко проявляется в подростковом возрасте, когда

выражено желание с кем-либо близко общаться. Часто тренера

прибегает к примерному виду анкет;

а) С кем бы ты хотел играть в нападении? Назови 2-3 партнера.

б) Кто из нашего коллектива достоин командной связки?

в) Кого из команды ты бы назвал лучшим игроком года?

Как правило, данная анкета носит интимный характер, где ответы

известны только тренеру. Создание в команде здорового

психологического климата, во многом зависит от тренера и

складывается на положительных результатах в спорте. Но этот

метод носит общее описание климата в коллективе.

3. Метод эксперимента. Это проверка гипотез о связанных между

собой отдельными элементами педагогической системы в процессе

Версия: 1.0

Страница 9 из 19

воздействия и его результатами. Наиболее доступен эксперимент,

состоящий в том, что воспитанники работают в экспериментально

заданных условиях не подозревая об этом. Например, исполнения

тактических установок в футбольной игре. До начала игры

устанавливается всеми, тактика команды. Тренер готовит

стрессовую ситуацию в процессе игры. Тренер фиксирует все

изменения и интересующие его явление.

В модельном эксперименте, тренер старается устранить

побочные явления и меняют обычные условия занятий. Например,

игра не в 4, а в 3 защитника и не 1 а в 2 нападающих.

Лабораторный эксперимент, предполагает создание

искусственной постановки, которая сознательно выделено из

широкого педагогического контекста. Тренер создает нужную ему

ситуацию, контролирует действия и выделяет их в различных

вариантах.

Диагностический эксперимент состоит в том, что на основании

ряда испытаний делается заключение о соответствии или

несоответствие спортсмена, требованиям спортивной подготовки, о

уровне спортивных навыков и умений, его психологической

подготовке и состоянии здоровья.

4. Беседа. Предполагает раскрытие индивидуальных особенностей

воспитанника, его внутреннего мира. Тренер, как педагог,

доверительно показывает интересующие его вопросы, располагает

к разговору. Он носит одноразовый характер и должен привести, к

взаимному доверию.

5. Интервью и анкетирование. Они схожи по содержанию и целям

применения. Педагог должен внимательно анализировать ответы,

не делая широких выводов. Полученные количественные данные

анализируются и обсуждаются.

Версия: 1.0

Страница 10 из 19

Сюда же можно отнести и работу с документацией:

автобиография, воспоминания, эссе, письмам в редакцию, вырезки

из газет и журналов, интернет, телевидение и др.

Тренера часто дают воспитанникам задание, поручения и судят их

по качеству выполнения, и отношению к ним.

Одним из эффективных способов поиска идей, являются

спортивная игра, соревновательная форма, которая мобилизует

внутренние силы спортсмена, способность показать свои

способности, развитие различных спортивных качеств. Обычно это

играющая, обучающая и посредническая игра.

В тренировочном процессе, подготавливаемая спортсменов,

следует учитывать различие специализации и уровня подготовки,

восприятия и памяти, способности анализа, контактность,

возбудимость, психологическую и физическую выносливость и

осторожность.

Версия: 1.0

Страница 11 из 19

3.Планирование в творчестве тренера.

План это заранее определенное направление действий.

Ориентация на будущее действие и предписание индивиду или

коллективу задание для его выполнения. Однако, планирование - не

самоцель. Главное назначение - создание основы для последующих

решений на всех уровнях организации спортивного коллектива.

Тренер, как правило, планирование осуществляет по следующим

этапам: оценки обстановки в будущем; выявление желаемый роли

команды в этой обстановке; понимание интересов спортсменов и

критериев деятельности команды на определенном этапе;

возможные изменения в команде; разработка общих планов;

детализация планов и создания систем руководства каждой из

функциональных областей.

Для определения главных задач, тренер должен изучить все

регламентирующие документы в своей области: государственные,

региональные, городские (муниципальные), учебного заведения и

др. При создании планов важнейшее значение имеет четкое

определение цели команды и усвоения их членами коллектива.

В программе на длительный период работы, составляется общий,

перспективный план. План - календарь, это прямое руководство к

действию, перечень конкретных дел на определенное время - сезон,

месяц, каникулы и т.д. Текущее планирование тренировок, является

частью перспективного, в котором отражаются задачи года,

периодов и этапов тренировок, а также средства и методы

тренировочного процесса и динамика нагрузок. Годичный цикл

делится на подготовительный, соревновательный и переходный,

периоды.

Подготовительный охватывает отрезок времени от начала

возобновления занятий до первого планового соревнования.

Соревновательный период; это период календарных соревнований.

Задача его - сохранения спортивной формы, повышение

Версия: 1.0

Страница 12 из 19

спортивного мастерства, совершенствования техники, игровых

навыков, тактических действий и волевых качеств.

Переходный период - после окончания соревнований. Его задача,

постепенное снижение нагрузок и переход к активному отдыху.

Переход к другим видам спорта (например с футбола и хоккей ) где

наблюдается перегрузка организма.

Оперативное планирование создается как правило на месяц,

неделю, день. Он связан в первую очередь с основной

направленностью тренировки (совершенствования техники,

ловкости, быстроты, выносливости, силы, гибкости и др.)

Тренер обязан, также, вести правильный учет учебно-

тренировочной работы, который дает возможность своевременно

определить недостатки и достижения в учебно-тренировочной

работе, вносить коррективы и планирование. Различают:

предварительный, текущий и итоговый учеты. Первый определяет

возраст спортсмена, уровень его начальной подготовки,

антропометрические данные, характеристика с предыдущей учебы

или работы. Текущий учет, осуществляет систематический ход

всего занятия: посещение тренировок, выполнения требования

программ подготовки, участие в соревнованиях, состоянии здоровья

спортсмена. В конце сезона подводятся итоги работы, с сравнением

начальных показателей спортсмена: успехи в развитии физических

качеств, участие в соревнованиях, изменения состояния здоровья,

физическое развитие и др.

Версия: 1.0

Страница 13 из 19

Заключение.

Тренер, вместе с воспитанниками, обязан творчески решать все

поставленные задачи в процессе работы. Он призван передавать

спортсменам свой ценный опыт, решать с ними новые задачи,

активизировать их к самостоятельным решениям в своей

деятельности, повышать их спортивное мастерство и

психологические качества. Поэтому, воспитательная работа должна

идти в ногу со спортивными результатами, с творческим подходом

к жизни. Тренерская работа - это укрепление здоровья, закаливание

организма детей. Педагога – воспитание молодых спортсменов.

Педагогические задачи тренера, сводятся не только к подготовке

классных спортсменов, но и содержит задачи нравственного,

эстетического, патриотического и трудового воспитания. Тренер

обязан не только работать с коллективом, но и индивидуально с

каждым воспитанником, поддерживать связь с родителями и

медицинским работником, стремиться к улучшению условий

занятий, их разнообразию и качеству. Чтобы процесс

тренировочных занятий не превращался в рутину, тренер должен

фантазировать, то есть перерабатывать, комбинировать элементы

знаний и умений создавать новые представления и понятия. Успех

фантазии определяется силой и развитостью творческого

воображения, творческой волей, профессиональным опытом и

замыслами тренера.

Версия: 1.0

Страница 14 из 19

Рецензия

На методическую разработку "Творчество и зачади тренера по

физической культуре" выполненную преподавателями физической

культуры Толкуновым С.И Щуцким В.И.

В методической разработке "Творчество и зачади тренера по

физической культуре" преподаватели Толкунов С.И. Шуцкий В.И.,

достаточно грамотно, обозначили тренерскую работу по многим

видам спорта, преподнесли общую схему построения

тренировочной работы с обучающимися, раскрыли

последовательность учета и контроля за занятиями, спортивными

показателями, как в процессе тренировок, так и на весь учебный

год.

В методической работе достаточно широко освещена проблема

планирования тренировочного процесса, ее осуществления на

занятиях, обязательность фиксации физического развития

занимающихся, их умений и навыков, а также учет тренировочных

занятий.

Работа выполнена грамотно и имеет практическое значение в

построения тренировочных занятий в учебном заведении.

Возможно внедрение в данный процесс, разработки журнала

посещение занятий и самоконтроля занимающихся.

Преподаватель

Высшей категории

Прокопьевского техникума

Физической культуры

Тараненко О.А.

Версия: 1.0

Страница 15 из 19

Версия: 1.0

Страница 16 из 19

Приложение №1

Таблица 1

Ф.И.О

спортсмена

Рост (см)

Вес

(кг)

Окруж.

груди

(см)

Прыжок в

длину с

места

(см)

Бег

100м.

(сек)

Подтягивание

(Кол-во раз)

1

Иванов

Сергей

Петрович

172

68

87

265

7,8

18

Показатели учета данных спортсмена.

Версия: 1.0

Страница 17 из 19

Приложение №2

Таблица 2

Ф.И.О

спортсмена

Рост

(см)

Вес

(кг)

Окруж.

груди

(см)

Бег

100м.

(сек)

Точность

ударов с

20м.

(Кол-во

раз)

Точность

паса

(Кол-во

раз)

Прыжки

на

скакалке

(Кол-во

раз в

минуту)

1

Иванов

Сергей

Петрович

170

68

90

7,8

8 из 10

7 из 10

48

Специализация. Вид спорта футбол.

Версия: 1.0

Страница 18 из 19

Список используемой литературы.

1.

Барчуков И.С. Пеньковский Е.А. Теоретические и

практические основы физического обучения и воспитания.

Учебник. М.1996.

2.

Годик М.А. Контроль тренировочных и сорвновательных

нагрузок. М.Фис. 1974.

3.

Матвеева А.П. Мельникова С.П. Методика физического

воспитания с основами теории. М. 1991.

4.

Методика исследований в физической культуре. Ред. Донской

Д.Д. М. ФиС. 1961.

5.

Теория и методика физвоспитания. Ред. Матвеевой А.П. М.

1996.

Версия: 1.0

Страница 19 из 19



В раздел образования