Напоминание

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ВОЛОНТЕРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «МОЛОДЕЖЬ ЗА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»


Автор: Мельников Дмитрий Алексеевич
Должность: ректор
Учебное заведение: НОУ ВО "МСПИ"
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: статья
Тема: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ И ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ВОЛОНТЕРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПРОЕКТА «МОЛОДЕЖЬ ЗА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»
Раздел: высшее образование





Назад




АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

И ОСОБЕННОСТИ ОТБОРА ВОЛОНТЕРОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ

ПРОЕКТА «МОЛОДЕЖЬ ЗА СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

Д.А. Мельников, руководитель проекта «Молодежь за семейные ценности»,

ректор

НОУ

ВО

«МСПИ»,

кандидат

педагогических

наук,

академик

МАНИПТ,

В.Ю.

Саякин,

координатор-аналитик

проекта

«Молодежь

за

семейные

ценности», проректор по научной работе, контролю качества образования и

молодежным проектам НОУ ВО «МСПИ», кандидат психологических наук,

Л.А. Карнацкая, методист-разработчик проекта «Молодежь за семейные

ценности»,

и.о.

зав.

кафедры

социально-психологической

безопасности

личности НОУ ВО «МСПИ», кандидат психологических наук,

Н.Э. Матвеева, методист-разработчик проекта «Молодежь за семейные

ценности», декан факультета практической психологии НОУ ВО «МСПИ»,

кандидат психологических наук.

Семья и общество — это маленький и большой варианты одного и того

же.

Это

матрешка

в

матрешке.

Вирджиния

Сатир

в

свое

время

писала:

«Сложите

вместе

все

имеющиеся

семьи,

и

вы

получите

общество.

Так

просто.

Все,

чему

учит

семья,

есть

отражение

того,

что

происходит

в

обществе, в которое входит эта семья» [3].

Обе

эти

категории,

семья

и

общество,

созданы

людьми,

которые

действуют

сообща

и

чьи

судьбы

переплетены

друг

с

другом.

Каждая

включает одни и те же компоненты — отношения между отношения между

старшими

и

младшими,

мужчинами

и

женщинами;

каждый

вовлечен

в

процесс принятия решений, использует свой авторитет и занят поисками

общих целей.

Семья – это естественная потребность каждого человека. Институт

семьи,

возникший

как

необходимость

удовлетворения

социальных

потребностей, является одной из самых важных составляющих общества.

Именно семья является основным хранителем традиций и культуры, а также

главным

компонентом

для

социализации

личности.

Семья

это

залог

развития личности, ее основных качеств, во многом основная причина ее

успеха и неудач в дальнейшей жизни.

Осмысляя устройство общества, Льюис Морган выделил два принципа,

лежащих в основе его строения: матрицентрический и патрицентричекий. В

представлении Моргана матрицентрический принцип устройства общества

делает

центральной

фигурой

общества

мать

любящую.

Материнский

принцип – это безусловная любовь, это милосердие. Отцовский принцип –

это условна любовь или справедливость, которой он обучает своих сыновей.

Эти

два

принципа

соответствуют

не

только

существованию

мужского

и

женского начала в человеке, но свойственные нам потребности в милосердии

и

справедливости,

которые

могут

передаваться

в

условиях

семейных

отношений. Главное желание человека – добиться синтеза, в котором два эти

полюса (материнство и отцовство, женское и мужское начало, милосердие и

справедливость,

чувство

и

разум)

не

только

не

утратили

взаимный

антагонизм,

но

и

дополняли

друг

друга,

передаваясь

из

поколения

в

поколения, что возможно лишь в условии полной семьи [4].

Но

представление

о

семье

меняется

в

современном

обществе.

По

данным Научно-исследовательского института молодежи, российская семья

сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. Приоритеты

смещаются в сторону достижения материальных благ и особого положения в

социуме.

Данные

социологических

исследований

указывают

на

произошедшие в последние годы изменения в отношении института семьи:

постепенно

возрастает

престиж

одиночно-холостяцкого

образа

жизни,

снижается мотивация к материнству и отцовству в возрасте до 25 лет, а

наличие

детей

в

представлении

современных

молодых

людей

является

«помехой» для достижения жизненного успеха.

Современные взгляды молодежи на семью и брак приводят к

нежелательным

последствиям

для

общества

в

культурном,

социально-

2

демографическом,

экономическом

и

психологическом

плане,

поэтому

особенно актуальным стал вопрос о необходимости возрождения института

семьи, подготовки личности к созданию семьи. Поэтому большое значение

приобретает проблема просвещения молодежи в отношении семьи и брака,

отслеживание молодежных настроений, развивающихся тенденций в сторону

семейных ценностей и возможности создания системы пропаганды семьи, ее

ценности

для

человека

и

общества.

А

значит,

нужно

работать

со

студенчеством,

молодежью,

информировать,

пропагандировать

семейно-

брачные отношения, изучать отношение и готовность к браку современной

молодежи, совершенствовать в этом направлении образовательную систему,

систему психологической помощи и поддержки.

Понимая всю сложность проблем современной семьи,

Московский

социально-педагогический

институт

разработал

проект

«Молодежь

за

семейные

ценности»,

который

в

июле

2019

года

стал

победителем

Всероссийского

конкурса

молодежных

проектов

среди

образовательных

организаций высшего образования в 2019 году Федерального агентства по

делам молодежи (Росмолодежь).

Одним из методологических вопросов этого проекта стал вопрос о том,

через кого можно строить работу и в каких формах она может протекать. В

ходе дискуссий участников команды проекта было найдено, что пропаганда

семейных ценностей в виде декларирования правильного отношения к семье

вряд ли принесет результат, а вот вовлечение молодежи в волонтерскую

деятельность и их понимание того, как они чувствуют ситуацию и как могут

ее преподнести сверстникам может оказаться гораздо более эффективным.

В иерархии индивидуальных мотивов Абрахам Маслоу выделяет такой

уровень

как

самореализация.

Одним

из

ее

аспектов

является

альтруизм.

Альтруизм широко распространен в волонтерской деятельности. Альтруизм

предусматривает

получение

удовольствия

от

заботы

о

благополучии

окружающих. А для молодежи одной из ведущих потребностей является ее

востребованность

обществом.

Важное

место

занимают

мотивы

3

удовлетворения потребности в общении, а особенно в общении на равных.

Поэтому

одним

из

эффективных

методов

по

укреплению

семейных

ценностей у молодежи является метод передачи знаний и убеждений от

равных по возрасту равным. А значит целью волонтерской деятельности

естественным образом может стать пропаганда семейных ценностей через

создание условий для личностного роста, развития критического мышления,

активной

жизненной

позиции,

передачи

психологической

культуры,

направленной на осмысление молодыми людьми себя и семьи в этом мире.

В

связи

с

этим

отбор

волонтеров-лидеров

для

работы

в

проекте

«Молодежь за семейные ценности» приобрел большую значимость.

Для

реализации

этой

задачи

было

решено

осуществлять

поиск

волонтеров

в

различных

образовательных

организациях

г.Москвы

и

Московской области, который позволил бы найти более мотивированных и

осведомленных молодых людей.

Как

известно,

история

волонтёров

«стара,

как

мир»:

несмотря

на

множество

социальных

потрясений,

вооружённых

конфликтов

и

войн,

которыми

«богата»

мировая

история,

в

ней

найдётся

немало

страниц,

отражающих

бескорыстную помощь людей друг другу в повседневной

жизни. В модели профессионального развития, разработанной Л.М.Митиной,

человек

характеризуется

способностью

выйти

за

пределы

непрерывного

потока повседневной практики, увидеть свой труд в целом и превратить его в

предмет

практического

преобразования.

Как

показывают

исследования

в

области

молодёжных

волонтёрских

инициатив,

студенты

готовы

к

социальному служению, которое им видится как одно из направлений их

профессиональной

деятельности.

Благодаря

участию

в

волонтёрстве,

они

развивают

социально-психологиче ские

компетенции,

а

т а к же

совершенствуются

на

профессиональном

уровне.

За

счет

участия

в

волонтерской деятельности молодые люди получают возможность проявить

себя и осознать свою востребованность в обществе и улучшить качество

жизни свое и окружающих.

4

Движение добровольных помощников в России с каждым годом

набирает

силу,

волонтеры

всё

активнее

участвуют

в

благотворительных

проектах, включаются в решение разнообразных общественных проблем.

Являясь естественной потребностью человека, эта потребность вытекает из

осознания гражданского и этического долга, и может свидетельствовать о

высоком

личностном

развитии

и

лидерских

качеств

волонтера.

Поэтому

отбор

волонтеров

в

рамках

проекта

«Молодежь

за

семейные

ценности»

включал в себя ряд шагов, среди которых были анкетирование, направленное

на выявление мотивации участия в проекте, получение экспертных оценок

обучающихся, а также групповую работу, включающую интерактивные игры,

выявляющие лидерский потенциал.

Внимание

на

лидерском

потенциале

молодых

людей

отнюдь

не

случайный

элемент

проекта.

Лидерство

-

естественный

социально-

психологический

процесс

в

группе,

построенный

на

влиянии

личного

авторитета человека на поведение членов группы. При этом под влиянием

понимают такое поведение человека, которое вносит изменения в поведение,

отношения, чувства людей. Влияние можно оказывать через идеи и слово,

через убеждение, эмоциональное заражение, личный авторитет и пример.

В

общественной

жизни,

лидера,

как

центральную,

наиболее

авторитетную

фигуру в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом

виде деятельности

.

Г.В.Плеханов называл лидерство великим поприщем,

которое

открыто

для

каждого,

кто

готов

служить

великим

целям

своего

времени [1].

Р. Гринлиф в работе «Слуга как лидер» внес в проблематику лидерства

новый

термин

-

«обслуживающее

лидерство»,

которое

он

понимал

следующим образом: «… лидер служит другим людям, что определяет его

величие.

Подлинно

лидерские

качества

определяются

тогда,

когда

доминирующим в деятельности выступает желание помочь» [5, c.105].

Поэтому, на взгляд команды проекта, процесс отбора должен строиться

не

только

на

анкетировании

и

личной

беседе

с

обучающимися,

но

и

5

содержать в себе отклик экспертного видения, сформированного в условиях

преподавательской и кураторской деятельности.

В проекте «Молодежь за

семейные

ценности» экспертам,

в

качестве

которых

могли

выступать

кураторы

групп,

преподаватели

и

сотрудники

деканатов,

предлагалось

оценить кандидатов по степени выраженности у них следующих лидерских

качеств:

умение устанавливать контакт с людьми, ясно, четко и грамотно

излагать

свои

мысли,

выслушивать

других

и

умение

вести

переговоры;

умение работать в команде, готовность оказать помощь коллегам,

наличие духа коллективизма, чувства локтя;

лояльность к группе, умение поставить ее интересы выше своих

собственных, забота о репутации группы;

способность

внушить

окружающим

уверенность

в

собственной

правоте, «заразить» настроением, помочь в решении поставленной

задачи;

умение эффективно действовать в различных ситуациях, в том числе

сложных, гибкость при достижении поставленных задач.

Анализ

выставленных экспертных оценок помог сузить круг поиска

наиболее активных участников проекта.

Организация работы в молодежной среде по принципу «равный –

равному» также требует от волонтеров владения информацией о проблемах

семьи

в

современном

обществе,

наличия

навыков

групповой

и

индивидуальной работы, личной готовности и осознанности. Поэтому отбор

волонтеров, а не только учебная программа подготовки волонтеров, должен

быть основан, на взгляд команды проекта, на отражении и расширении их

знания о заявленной проблематики проекта. Но подбор волонтеров в данный

проект показал: в одних группах при сильной мотивации участия в проекте

многие

ребята

затрудняются

называть

семейные

ценности,

а

в

других

группах при низкой мотивации участия в проекте, группа может лидировать

6

по многообразному звучанию в адрес семейных ценностей, связанных с их

воспоминаниями о своем детстве, вдобавок при этом генерируя

идеи о

формах

работы

с

молодежью.

Затруднения

в

вербализации

семейных

ценностей

сегодня

достаточно

объяснимы:

сегодняшние

студенты

уже

свидетели процесса трансформации семейных ценностей так как, когда они

были детьми, мы взрослые часто спешили в разные стороны и никак не могли

ни к себе, ни к ним прийти, забывая о том, что они, будучи детьми, часто

нуждались в своих семьях, в отце и в матери, которые уже тогда, в их детстве,

выбрали «иметь», а не «быть». Каково это для детей, когда не семью и не их

выбирают,

очень

точно

передал

в

свое

время

Ф.И.Достоевский

в

своем

романе «Подросток»:

«Мамочка, раз в жизни ты была у меня…

Мамочка, где ты теперь, гостья ты моя далекая.

Помнишь ли ты теперь своего мальчика…

Покажись ты мне, хоть разочек теперь, приснись ты мне,

хоть во сне только,

Чтоб только сказал тебе, как я люблю тебя, сказать тебе,

что я совсем не стыжусь тебя

И что я тебя и тогда любил…»

Все, что должно происходить в семьях между нами взрослыми и

нашими детьми должно происходить в реальном мире, а не уходить в пустоту

нереального мира, где живет только сожаление о том, что можно было бы

откликнуться, но…уже прошли годы. При отборе мы почувствовали, что

желающие стать волонтерами проекта что-то хотят передать, чему-то хотят

научить,

но

сегодня,

увы,

не

знают

что

передать,

чему

научить

своих

сверстников или сегодняшних школьников, потому что им не передали, не

научили.

Создание

волонтерских

групп,

на

взгляд

команды

проекта,

предполагает

включение

в

совместный

процесс

дополнительных

форм

взаимодействия с целью поделиться своими воспоминаниями о том, что

вызывало радость при взаимодействиях в семье, и чего ждали они от своих

взрослых, но так и не смогли получить в виде какой-то ценности.

7

Для более эффективного процесса отбора при работе с мини-группами,

численностью

не

более

10

человек,

участники

команды

проекта

использовали ряд вопросов, выявляющих не только мотивацию кандидатов,

но

и

их

осведомленность

и

понимание

в

области

заявленной

проблематики, а также вопрос, который может позволить волонтеру лучше

понять и осознать

деятельность до начала работы. С этой целью в ходе

отбора участникам мини-групп были заданы следующие вопросы:

Назовите как можно большее количество характеристик, отражающих

современное состояние общества в отношении построения семьи и

семейных ценностей;

Попробуйте отразить динамику социальных, культурных и духовных

явлений в разворачивании сценария «Россия без семьи»;

Что есть уникального в твоей семье?

Таким образом, эмоциональное звучание ответов на поставленные

вопросы обусловило в процессе отбора, прежде всего, личностный рост в

контексте

партнерского

общения,

рост

мотивированности

и

зрелости

каждого отдельно взятого участника через рост и развитие группы в целом,

в которую каждый

смог

привнести свои особые знания о

семейных

ценностях и установках, свой образ семьи, тем более, что

самую полную

характеристику лидирующей личности дает её речевой портрет.

В этом отношении данный групповой процесс можно сравнить с

репетицией пьесы актерами, где каждый актер, реализуя себя, одновременно

создает

условия

для

реализации

творческого

потенциала

партнера.

Применительно к группе волонтеров можно сказать, что одна из задач - это

создание такого активизирующего эффекта, когда «текст другого человека

может

стать

запятой

в

моем

тексте».

Другими

словами,

для

более

эффективного

отбора

волонтеров

следует

осуществлять

мероприятия,

которые позволяют волонтеру лучше понять существующую проблематику в

области

семейных

ценностей

и

глубже

осознать

направление

своей

деятельности еще до начала работы с молодежью.

8

Наличие семейных традиций является одним из важнейших механизмов

передачи

следующим

поколениям

семьи

законов

внутрисемейного

взаимодействия.

Для

решения

данной

задачи

в

условиях

группового

взаимодействия было предложено участникам ответить на

вопрос, какие

старинные традиционные семейные ценности, с вашей точки зрения, могли

бы вернуться в настоящее, и явится инструментом укрепления семьи? Таким

образом,

благодаря

групповому

диалогу

произошло

расширение

представлений о семейных ценностях и современных проблемах семьи в

современном обществе. По окончанию отбора участники смогли сравнить

свою систему ценностей с системой ценностей других участников процесса,

нашли различия и сходства в ценностях друг

друга, сформулировали и

представили другим свои мировоззренческие позиции. Такое вопрошание

позволило через открытое общение запустить истинные мотивы обращения к

волонтерской

деятельности

в

рамках

проекта

«Молодежь

за

семейные

ценности», которые проявились в процессе усиливающейся активности

к

концу отборочного этапа.

Таким

образом,

благодаря

проведенному

отбору

удалось

выявить

двадцать

пять

обучающихся

из

различных

образовательных

организаций,

которые показали не только лидерские способности, но и проявили высокий

уровень мотивации и осведомленности в проблематике семейных ценностей.

Отобранные

волонтеры

проекта

показали

в

процессе

реализации

последующих этапов проекта, что сделанный в их пользу выбор не был

случайным,

доказав

свою

состоятельность

при

осуществлении

ими

самостоятельных

мероприятий,

направленных

на

пропаганду

семейных

ценностей и формирование позитивного отношения молодежи к институту

семьи.

Cписок использованной литературы

9

1.

Плеханов,

Г.В.

К

вопросу

о

роли

личности

в

истории.

Избранные

философские произведения: в 5 т. Т.2 М.: Гос. изд-во полит. лит-ры.

1956. - С.334

2.

Психология

социальной

работы:

учебник

для

вузов

/

под

ред.

М.А.Гулиной. – 2 изд. – СПб.: Питер, 2010.

3.

Сатир, Вирджиния. Вы и ваша семья: руководство по личностному

росту. Пер. с англ. — М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2000.

4.

Фромм, Эрих. Иметь или быть? Пер. с нем. Э. Телятниковой.

Москва: Издательство АСТ, 2019. — 320 с.

5.

Geenleaf R. The Servant as Leader. – 2

nd

ed. – Indianapolis, 1991. P. 105

10



В раздел образования