Автор: Рахимова Зульфия Жавдатовна Должность: учитель музыки и искусства Учебное заведение: Шеморданский лицей, Сабинского района Населённый пункт: Шемордан Наименование материала: конспект Тема: Фольклор в музыке русских композиторов Раздел: среднее образование
композиторов’
Возраст учащихся: 5 класс
Тема урока: «Фольклор в музыке русских композиторов»
Задачи:
1.
Образовательная:
закрепить знание терминов “миниатюра”, “программная музыка”, инструменты
симфонического и народного оркестра;
познакомить:
- с термином “лейтмотив” и его ролью в произведении;
- со сказочной картинкой кикиморы в сказке А.Н.Толстого “Кикимора”;
- с симфонической картинкой А. К. Лядова “Кикимора”;
2.
Развивающая:
формировать познавательный интерес к симфонической музыке.
развивать умение слышать музыку, анализировать её, изображать в игровой форме
сказочных героев;
развивать навыки пения под фонограмму «-»
3.
Воспитательная
воспитывать любовь к устному народному творчеству посредством симфонической
музыки
4.
Мотивационная:
побудить детей к выразительному, эмоциональному чтению сказки А.Н.Толстого;
Ход урока
№
Эта
пы
раб
оты
Содержание
этапа
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
1.
2.
Организационный
момент
Цель, которая должна
быть достигнута
учащимися: подготовит
ься к продуктивной
работе на уроке.
Цель, которую учитель
хочет достичь на
данном
этапе: Способствовать
подготовке учащихся к
продуктивной работе.
Задачи:
-создать
положительный
эмоциональный
настрой;
-помочь принять
правильную рабочую
позу;
Методы: словесные,
объяснительно-
иллюстративные.
Ознакомление с новым
учебным материалом.
1.
Постановка
учебной задачи
Цель: сформулировать
цель урока.
2.
Опрос учащихся
по заданному
материалу.
Цели, которые учитель
ставит перед
учениками:
- (учитель поет): Здравствуйте, ребята!
-Садитесь!
- Я очень рада вас видеть! И надеюсь, что
сегодняшний урок станет для вас
удивительным путешествием в мир
искусств, которые подарят вам много новых
впечатлений и эмоций!
“Над глиняным яром – избушка, в избушке старушка
живет и две внучки: старшая - Моря, младшая –
Дуничка. Один раз – ночью - лежит Моря на печи, -
не спится. Свесила голову и видит, отворилась
дверь, вошла какая – то лохматая баба, вынула
Дуничку из люльки и была такова. А была та баба –
Кикимора, что крадет детей, а в люльку
подкладывает вместо них полено”.
Про какого сказочного героя пойдет речь сегодня на
уроке?
Сегодня мы с вами познакомимся с симфонической
картинкой А.К. Лядова “Кикимора”.
Но, прежде чем перейти к изучению новой темы,
давайте вспомним основные понятия прошлого
урока.
В прошлом году мы с вами уже знакомились с
замечательным русским композитором Лядовым и
слушали его сочинение. Как звали композитора? Как
называется произведение?
Правильно.
В каком жанре она написана?
Молодцы, вы хорошо запомнили эти термины.
Знакомство с термином “лейтмотив”
Сегодня мы с вами познакомимся еще с одним
важным термином - “лейтмотив”. Большую роль в
создании картинки играют музыкальные реплики.
Давайте разбираться, что это такое? Вспомним
героев сказки “Теремок”.
Каждый новый герой сказки начинает свою речь с
особых, только ему присущих слов. Какие это
слова?
(поют
хором):
Здравств
уйте,
учитель!
Про
Кикимору.
Анатолий
Константинов
ич
Программная
пьеса
“Музыкальна
я табакерка”.
Симфоническ
ая
миниатюра.
Дети
называют
героев сказки.
Мышка – пи –
пи – пи,
лягушка – ква
– ква, петух –
ку - ка - ре –
ку.
“Волшебное
озеро”, “Баба
– Яга”,
“Кикимора”.
3.
4.
Вспомнить имя
отчество русского
композитора. Жанр
музыкального
произведения .
Цель, которую учитель
хочет достичь: уметь
оперировать понятиями
«Жанр». Програмность
музыки
Методы организации
работы: словесные
3.
Открытие новых
знаний.
Цель: обсудить
наиболее яркие
художественно-
выразительные
интонации жанра,
познакомить с образно-
эмоциональной
палитрой произведений
Методы: наглядно-
слуховой,
моделирование, эмоцио
нальной отзывчивости,
метод наблюдения за
музыкой.
Закрепление учебного
материала
Цель: научиться
определять
художественно-
эмоциональные
особенности жанра
Цель, которую ставит
перед собой учитель:
создать условия для
формирования
определять
художественно-
эмоциональные
особенности жанра
Эта реплика сохраняется у героя на протяжении
всей сказки. В музыке такая реплика называется
“лейтмотив”, что в переводе с немецкого означает
“ведущий мотив”. Это яркая мелодия или целая
тема, применяемая для характеристики героя,
явления или идеи. И также как в сказке, лейтмотивы
повторяются много раз по ходу развития сюжета. А
сейчас проведем игру “Теремок” и проверим, как вы
поняли определение “лейтмотив”.
(Ролевая игра “Теремок”)
Вспомните названия “сказочных картинок” А. К.
Лядова.
Все эти картинки написаны для симфонического
оркестра. Вашему вниманию я предлагаю карточки
с названиями инструментов, но они заколдованные,
злая колдунья раздробила слова на части. Из
предложенных букв, нужно составить названия
инструментов и разделить их на две группы. В
одной должны оказаться инструменты
симфонического оркестра, в другой - народного.
Игра “Составь название”
5. Знакомство с персонажем сказки А.Н.Толстого
“Кикимора”.
Сегодня мы с вами познакомимся со сказочной
картинкой “Кикимора”. Кто такая кикимора?
Откройте учебники, и прочитайте, как Алексей
Толстой описывает Кикимору.
Характер замечательно изображен в сказке
А.Н.Толстого, а вот каков портрет:
Послушайте, как описывают кикимору в Большой
Советской Энциклопедии – “кикимора, шишимора,
мара - злой дух, малютка – невидимка женского
пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся
прядением и тканием”.
В своей симфонической картинке А.К. Лядов
изобразил не только портрет кикиморы, но и ее
зловредный характер.
(Учитель предлагает послушать вступление, после
чего дети, под руководством учителя, делят его на
фрагменты с соответствующими лейтмотивами)
Мы прослушали начало произведения (вступление).
Можно ли его разделить на несколько частей? Какой
характер у вступления? Его
исполняют низкие кларнеты и фаготы Они создают
сказочную обстановку – “у кудесника в каменных
горах”. Это будет первый лейтмотив. Это
звучание английского рожка, похожее на
“колыбельную” - второй лейтмотив. А дальше мы
слышим очень редкий инструмент – челеста. Какое
Это
сказочный
персонаж,
живет в
болоте,
зеленого
цвета и очень
вредная.
можно.
Самое начало
медленное,
зловещее.
Далее музыка
мягкая,
напевная
Музыка как –
будто звенит.
Писком
кикиморы.
Мягко, нежно,
напевно,
чтобы не
разбудить
уснувшего.
Дети
отвечают на
вопросы
викторины
5.
Задачи:
-применять полученные
знания
-давать адекватную
самооценку
Методы: репродуктивн
ые
4.
Рефлексия
Цель: осознание
учащимися своей УД,
самооценка результатов
деятельности своей и
класса
Домашнее задание
Цель: закрепить
умения.
Цель, которую хочет
достичь учитель:
развивать умение
определять на слух
лейтмотив и свободно
ориентироваться в
выборе средств
музыкальной
выразительности, уметь
выявлять особенности
жанра.
у нее звучание?
Она рисует нам “хрустальчатую колыбельку” -
третий лейтмотив.
После вступления начинается быстрая часть – яркая,
запоминающаяся. Вслушайтесь в музыку –
разбушевалась кикимора, заскакала, завыла, все
быстрее несется музыка.
(Cлушание быстрой части, которая характеризует
главную особу – Кикимору)
И чем заканчивается наша музыкальная сказка?
Жалобным писком флейты. Оказывается, что весь
шум да гром – это сон. Спит кикимора и мечтает,
что вырастет она большая и страшная. А пока она…
спит. Давайте мы все вместе споем ей колыбельную
– второй лейтмотив. Как исполняют колыбельные
песни?
7. Хоровое исполнение песни «Колыбельная»
Р.Паулса
этапы вокально-хоровой работы:
а) работа над певческой постановкой корпуса;
б) распевка;
в) повторение текста всей песни;
г) хоровое исполнение песни.
А давайте теперь попробуем ответить на вопросы
викторины. Тем самым мы сможем проверить
полученные сегодня новые знания.
проводится тест – викторина
-Спасибо вам всем за работу на уроке! Я надеюсь,
что вы сегодня получили большой заряд
положительных эмоций и хорошего настроения!
Давайте подведём итоги нашей сегодняшней
деятельности. Как вы сами оцениваете, что у вас
получилось, что не очень?
- Какую задачу ставили?
- Удалось ли решить поставленную задачу?
- Что нужно сделать ещё?
- Да, это и будет нашей следующей целью.
(Дети дают
оценку своей
работе).
Познакомитьс
я с
симфоническ
ой сказкой
«Кикимора».
Что такое
«лейтмотив»
-Да
- Работать над
интонационно
–образным
исполнением
песни.
-Ответы
детей.
- До
свидания!
- Как оцениваете свою работу? А работу класса в
целом?
Выполните рисунок понравившегося фрагмента
симфонической картинки “Кикимора”.
До свидания