Автор: Щепелина Екатерина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Осиновский детский сад "Колосок"
Населённый пункт: Вологодская обл., Никольский район, д. Осиново
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Родительское собрание в форме КВН
Раздел: дошкольное образование
Конспект родительского собрания в форме КВН.
Тема: «Природа и нравственное воспитание дошкольников»
Цель: создать условия для сотрудничества родителей и воспитателей , их
эмоционального и психического сближения; повысить интерес родителей к
экологическому образованию их детей и экологии в целом.
Оборудование: Конверты с разрезанными на слова пословицами о природе,
ребусы, два ватмана, фломастеры.
Ход собрания.
Вступление. Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология».
Наука сложная, важная и нужная. Наука актуальная.
Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и
развития
ребенка,
направленный
на
формирование
его
экологической
культуры, которая проявляется в эмоционально - положительном отношении
к
природе,
окружающему
миру,
в
ответственном
отношении
к
своему
здоровью
и
состоянию
окружающей
среды,
в
соблюдении
определенных
моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Как
показывает
практика,
современные
дошкольники
обладают
большим
объемом
знаний
о
природе.
Однако
зачастую
эти
знания
формируются
стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов.
Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно
сформировать у детей экологическую культуру, экологическое мышление,
экологическое сознание.
Наша сегодняшняя встреча - это лишь попытка заглянуть в удивительно
разнообразный, неразгаданный мир природы. Попытка увидеть и понять, что
удивительное всегда рядом, надо лишь уметь видеть и слышать.
Мы должны с малых лет воспитывать в детях четкое понимание: человек -
часть природы. Не будет зелени, животных - и ему не жить на Земле. И
наоборот: чем богаче мир вокруг, тем лучше человеку будет жить в этом
мире.
Познание ребенком природы затрагивает не только область ума, но и область
нравственных
чувств.
Поэтому,
сообщая
детям
знания
о
животном
и
растительном мире, взрослые одновременно сообщают им правила поведения
в природе.
Человек, не видящий красоты природы, хуже, чем слепой: у него слепота
души.
А
от
того,
у
кого
слепа
душа,
не
жди
доброты
или
честности,
преданности или мужества. Нужно ли говорить о том, насколько остро стоит
вопрос о воспитании в детях бережного отношения к окружающему миру?
Ведущий: Хотелось бы, чтобы девизом нашего сегодняшнего КВН стали
слова Вадима Шефнера из стихотворения «Человек»:
Ты, человек, любя природу,
Хоть иногда её жалей!
В увеселительных походах
Не растопчи её полей!
Не жги её напропалую
И не исчерпывай до дна.
И помни истину простую:
Нас много, а она одна!
Звучит музыкальная вставка из песни «Мы начинаем КВН»
Итак, сейчас я вам предлагаю разбиться на две команды. Первая команда
будет называться «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК», вторая «СЛЕДОПЫТЫ».
1-й конкурс. Представление команд. Пусть команды представятся (название
команды, капитан команды, приветствие).
«Цветик - семи цветик»
Природы верные друзья!
Дружны мы, как одна семья!
В КВН пришли играть,
Чтоб больше о природе знать!
«Следопыты»:
Каждый из нас природу защитит,
О каждом деревце душа у нас болит.
Готовы мы сегодня поиграть,
Все вместе о природе рассуждать.
2- й конкурс. Разминка. «Веселая викторина».
Вопросы для первой команды:
О каком цветке идет речь?
Над лугом парашютики,
Качаются на прутике. (Одуванчик.)
Бродяга, слоняющийся по дорогам. (Подорожник).
Есть ли у улитки зубы? (Да, улитка имеет 135 рядов зубов, расположенных на
языке. Каждый содержит 105, а в сумме 14175).
В древней Руси этого зверька называли векша. Он грациозен и красив. Его
детеныши рождаются голенькими, зато потом щеголяют в рыжих пушистых
нарядах. Зверек очень доверчив. (Белка).
Детеныш не родился, а уже отдан на воспитание. Кто он? (Кукушонок).
Кто в лесу без топоров строит избу, без углов? (Муравьи).
Что можно использовать в лесу для заварки чая? (Листья земляники, малины,
смородины, плоды шиповника).
Вопросы для второй команды:
О каком цветке идет речь?
Я и в поле, и в саду,
У прохожих на виду.
Голова моя бела,
Лепестками проросла. (Ромашка).
Цветок и приправа к мясным и овощным блюдам. (Гвоздика).
Кто из пернатых всегда ходит с мешком ? (Пеликан, пелика - по- гречески
мешок).
Плоды каких кустарников богаты витамином С? (Черная смородина,
шиповник).
Что такое, по-вашему, Красная книга?
(Красный цвет - сигнал тревоги, надвигающейся опасности, предупреждения.
В эту книгу занесены животные и растения, которых на Земле осталось очень
мало, они находятся под угрозой вымирания. Их надо спасать: запретить
охоту на них, охранять в заповедниках).
У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов).
У кого уши на ногах? (Кузнечик).
3- й конкурс. «Собери пословицу».
Из предложенных слов командам нужно составить пословицы.
Сугробы снега на полях - урожай зерна в закромах.
Много снега - много хлеба, много воды - много травы.
Красна весна цветами, осень - снопами.
Лето - припасиха, зима - подбериха.
4- й конкурс. Конкурс капитанов.
Каждому капитану будет предложено по 2 ребуса . Побеждает тот капитан,
который быстрее отгадает все ребусы.
5- й конкурс. Музыкальный конкурс.
Команды по - очереди исполняют песни о природе. Побеждает та команда,
которая споет больше песен.
Первая команда поет песни о растениях, вторая - о животных.
6-й конкурс. Инсценировка сказки «Теремок» выбираются по 3 человека из
каждой команды . Они могут быть в любой роли .Оценивается качество
исполнения роли. Чьи роли наиболее качественно будут исполнены той
команде больше очков.
7-й конкурс. Конкурс стихов о природе . Чья команда прочитает больше
стихов. включая детские стихи (н-р «Зайка» или «Лошадка»)
8-й конкурс
.Экологические проблемы и их решение
Решение
экологических
проблем
надо
начинать
с
дошкольного
возраста,
потому что это начальный этап формирования позитивного отношения к
природе, «рукотворному миру» культуры природопользования. Мы должны
иметь высокий уровень экологических знаний, умений, чтобы применять их
на практике, в работе с детьми. Задачи для каждого участника, например:
1. На лесной поляне играют четверо детей от пяти до семи лет. Самый
маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья!»
Мужчина, идущий мимо и слышащий этот призыв, останавливает мальчика и
спрашивает:
«Зачем же вам поджигать бабочке крылышки?» Тот, немного помолчав, и
отвечает: «Просто так…»
*Чем можно объяснить такую жестокость детей? Каковы методы и приемы
воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами
смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их
здесь. Но мать была занята собственными мыслями.
- Почему ты меня не слушаешь? – спросила Ира и вырвала руку.
- Это что еще за капризы?! – вспыхнула мать и, сломав молодую ветку
смородины, хлестнула ею девочку. А потом зло бросила: - Кому нужны твои
хлопоты, это же просто детская игра! Без тебя хватит охранников природы.
*Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке мирно беседуют две мамы. В это время их
дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. У обеих в руках уже по
большой охапке.
*Как вы думаете, дети просто непослушны или им никто не говорил о том,
что нельзя приносить вред растениям? Вы молча пройдете мимо, в душе
осуждая матерей (детей), или остановитесь и поговорите с матерями (с
детьми)?
4. Как-то у берега реки целая ватага мальчишек «охотилась» на нырка,
которого волны гнали к берегу. Едва только птица появлялась, в неё летели
камни. Нырок быстро скрывался под водой, а едва всплывал, повторялось то
же самое.
Проходивший мимо мужчина пристыдил и прогнал их от берега. И
мальчишки досадовали, что он появился не вовремя. А один мальчик
украдкой даже пытался ещё раз бросить камень в обессилевшего, вероятно,
подбитого нырка.
*Чем можно объяснить такую жестокость мальчишек? Как бы вы поступили,
если бы оказались рядом?
5. Все мы знаем, что дети любят ловить майских жуков: сажают их в коробку,
привязывают к ногам нитки, отрывают крылья.
*О чём нужно говорить с детьми?
6. Девочка принесла домой котёнка. Бабушка в ответ: «Зачем принесла
такого доходягу? Выбрось его сейчас же! » Девочка плачет, умоляет оставить
котёнка.
*Ваши действия?
7. В парке произошёл случай: группа детей увидели кузнечика, кричали
«саранча», прыгали, играли с ним. Один ребёнок раздавил ногой кузнечика
на глазах у остальных. Дети в недоумении.
*Ваша реакция на действия детей?
8. Саша, помогая бабушке ухаживать за земляникой в саду заинтересовался
тем, как из цветков получаются ягоды. Бабушка предложила мальчику
наблюдать за образованием плодов земляники. Она обратила внимание внука
на то, как появились завязи, как они стали расти, меняться по форме и
окраске. Данные наблюдения, направляемые бабушкой, обогатили знания
ребенка о росте и развитии земляники. Опираясь на эти знания, Саша смог
объяснить процесс образования из цветков ягод смородины, плодов огурцов.
*Нужно ли предлагать маленьким детям наблюдения и уход за растениями
сада и огорода?. Что это дает?.
Как вы считаете, если ребенок будет принимать участие в трудовой
деятельности вместе со взрослыми на огороде и цветнике, сможет ли он
проявлять жестокость по отношению к растениям и животным, людям?
9 –й конкурс: Конкурс плакатов «Какой должна быть наша земля» Можно
дать подсказку. На ней
можно нарисовать речку, лес, солнце, деревья,
животных.
Пока плакат рисуется включить песню о природе «Я люблю природу» в
исполнении группы «Земляне»
Стих о бережном отношении к природе
Закрой глаза,
Представь себе,
Как будет страшно на Земле,
Когда не станет вдруг деревьев,
Исчезнут звери и леса,
И, выйдя в поле, не увидишь
Ни колоска, ни василька.
Пустая, голая Земля.
Как будет страшно,
Ты представил?
А чтоб такому не бывать,
Давай же будем мы природу
Любить, жалеть и уважать.
Костры в лесу не разжигать,
Зверей и птиц не обижать!
В тенистый лес входи,
Будь другом!
Грибов и ягод набери.
Вдыхая свежий, чистый воздух,
Деревья поблагодари!
Природа - щедрая хозяйка,
Бери, что надо,
Ей не жалко!
И не забудь, что ждет она
От нас такого же добра!
Ведущий: Вот и подошел к концу наш КВН. Давайте послушаем мнение
жюри. В конце сказать о том, как наши родители участвуют в конкурсах и
акциях с начала года.