Методика "недельных отчетов" как одна из техник формирующего оценивания
Автор: Яковлева Елена Николаевна Должность: учитель русского языка и литературы Учебное заведение: МКОУ "ПСОШ № 1" Населённый пункт: с. Перегребное, Тюменская область Наименование материала: статья Тема: Методика "недельных отчетов" как одна из техник формирующего оценивания Раздел: полное образование
Яковлева Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы,
МКОУ «ПСОШ № 1», п. Перегребное,
Октябрьский район, Тюменская область
Методика «недельных отчетов» как одна из техник формирующего
оценивания
Аннотация:
Ключевые слова:
Современный
урок
в
условиях
реализации
ФГОС
отличается
от
традиционного не только методикой преподавания учебных дисциплин, но и
выбором кардинально новых принципов оценивания работы ученика на уроке.
Использование
техник
формирующего
оценивания
позволяет
вести
урок
в
режиме
диалога,
так
как
учитель
постоянно
комментирует
ответы
детей,
акцентируя внимание на том, что удалось им хорошо, а что требует доработки.
На таком уроке ученики находятся в постоянном взаимодействии друг с другом,
задают вопросы не только учителю, но и своему товарищу по парте или классу
в целом. Процесс познания открыт для ребенка: в начале обсуждаются не
только цели и задачи урока, но и то, как будет оцениваться его работа. Эталон
оценивания определяется не самим учителем, а обсуждается коллективно с
классом. Используя принципы формирующего оценивания на уроке, учитель
должен
постоянно
держать
обратную
связь
с
каждым
учеником,
четко
отслеживать пробелы в знаниях.
Методика «Недельных отчетов» позволяет настроить быструю обратную
связь
с
каждым
учащимся
индивидуально,
помогает
понять,
чему
ребенок
научился
за
неделю,
а
что
стало
для
него
неразрешимой
задачей.
Форма
проведения
«Недельных
отчетов»
простая.
Она
заключается
в
создании
опросных листов, которые ученики заполняют в выходные дни. В листе, как
правило, содержится три вопроса:
1.
«Чему я научился за эту неделю?
2.
Какие вопросы остались для меня неясными?
3.
Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы
проверить, поняли ли они материал?»
Особенности данной методики заключается в следующих аспектах:
Учитель
затрачивает
минимальное
количество
времени
на
подготовку
к
данной
проверке,
так
как
от
него
требуется
лишь
записать эти вопросы на доске или создать готовые листы.
С учениками обязательно должна быть проведена разъяснительная
работа или так называемый инструктаж по выполнению заданий.
Подобные «Недельные отчеты» можно проводить практически по
любому предмету.
Отчет требует внимательного анализа учителя, так как каждая работа
носит индивидуальный характер.
Важно при обсуждении отчетов с классом дать понять школьникам,
что данное задание помогает им в учебе, а не является пустой тратой
времени.
Учитель,
использующий
в
своей
педагогической
практике
подобную
методику, получает возможность понимать, как усваивается учебный материал
детьми,
отметить
наиболее
типичные
затруднения,
установить
с
классом
четкую и непрерывную обратную связь (основной принцип формирующего
оценивания), проследить умение учащихся анализировать проделанную работу,
строить
на
основе
этого
анализа
рассуждение.
Такое
оценивание
дает
возможность
быстро
отреагировать
на
трудности,
возникшие
в
понимании
материала, и скорректировать свою работу. Вопросы, предлагаемые учениками,
педагог
может
включать
в
контрольные
работы
и
тестирования.
Подобное
включение
будет
лишь
помогать
учащимся,
так
как
знакомые
вопросы,
помещенные
в
контрольную
работу,
снимут
напряжение
и
страх
во
время
проверки.
Безусловно, учитель может корректировать принципы методики, изменить
вопросы,
увеличить
или
уменьшить
их
количество,
может
быть
изменено
время: отчеты можно писать не за неделю, а за две и более.
Таким образом, если недельные отчеты хорошо организованы, они служат
полезным и легко воспринимаемым инструментом оценивания.