Напоминание

“Формирование у учащихся интереса к предмету через использование различных методов и форм обучения”


Автор: Лазарева Вера Александровна
Должность: Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУ «Центр образования № 22 – Лицей искусств»
Населённый пункт: г. Тула, 2019
Наименование материала: Статья
Тема: “Формирование у учащихся интереса к предмету через использование различных методов и форм обучения”
Раздел: полное образование





Назад




“Формирование у учащихся интереса к предмету через

использование различных методов и форм обучения” .

1.Введение. Познавательный интерес.

Актуальность темы исследования обусловлена комплексом

новых задач и проблем, возникших в процессе модернизации

российского образования: повышение его доступности, качества и

эффективности, значительное обновление содержания

образования, приведение его в соответств ие с требованиями

времени и задачами развития страны. В программных документах

(Закон РФ «Об образовании», концепции модернизации

российского образования на период до 2022 года, Федеральная

целевая программа развития образования) определены основные

принципы модернизации образования: гуманизация и

гуманитаризация, личностная ориентация, обеспечение

практической значимости получаемых знаний.

Образование направлено на развитие личности, повышение

ее активности, творческих способностей, а также активизацию

самостоятельной работы учащихся, их самоконтроля. Всего этого

нельзя достичь, если интерес у учеников к изучению предмета не

велик.

Познавательный интерес означает интеллектуально -

эмоциональный отклик на процесс позна ния, стремление

обучающихся к изучению нового, к выполнению индивидуальных

и общих заданий, интереса к деятельности преподавателя и других

обучающихся.

Активизация познавательной деятельности - это постоянный

процесс побуждения к энергичному, целенаправле нному

обучению. В своей работе я использую различные пути

активизации, сочетая разнообразные формы, методы, средства

обучения, которые стимулируют активность и самостоятел ьность

учащихся.

Очевидно, что все методы обучения направлены в первую

очередь на развитие и поддержание интереса учащихся.

Эффективность этих приемов связана с раскрытием в первую

очередь жизненной значимости изучаемого предмета или темы.

Это не только возбуждает интерес, но и является сильным

стимулом к учению. Второй фактор – воздействие на эмоции и

чувства учащихся. Психологи утверждают, что без человеческих

эмоций никогда не бывало, нет и быть не может “человеческого

искания истины”. Нельзя переоценить значение эмоциональной

памяти, которая более долговечна и во многом определяет

деятельность человека. Не следует избегать и элементов

занимательности, так как они возбуждают интерес и

любознательность у всех без исключения, даже самых слабых,

учащихся.

Что самое важное на уроке для учителя? Самое главное —

это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала.

И в современном образовании это возможно благодаря тесной

связи научно-технического прогресса с подготовкой изучаемого

материала, а именно использованию информационно-

коммуникативных технологий в учебном процессе. При этом

нужно учитывать, что сегодняшние дети получают огромное

количество информации по самым разным каналам : передачи

телевидения и радио, научно-популярные фильмы, журналы и

книги. Интернет рассказывает школьникам о современных

достижениях и нерешённых проблемах в интересной, доступной и

порой занимательной форме. Это приводит к тому, что школьники

о многом знают или, по крайней мере, слышали, поэтому их

трудно чем-либо удивить. Помня это, учитель не должен

ограничиваться общими фразами, а суметь показать внутреннюю

сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что

изучение той или иной темы на уроке поможет учащимся понять и

объяснить услышанное ранее. При этом открываются большие

возможности для поощрения любознательности и эрудиции

школьников, самостоятельного расширения кругозора, поисков

дополнительной информации.

2.

Условия, влияющие на интерес к преподаваемому

учебному материалу.

Главная функция классической педагогики - это

приблизить ученика к учению, чтобы учение стало жела нным,

потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его

формирование. Я.А. Коменский ( Ян Амо

с Ко

менский — чешский

педагог-гуманист, писатель, общественный деятель,

основоположник научной педагогики) рассматривал школу как

источник радости, считал интерес одним из главных путей

создания этой светлой обстановки обучения.

К.Д. Ушинский (Константи

н Дми

триевич Уши

нский —

русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в

России) видел в интересе к обучению основной механизм

успешного учения. Весь многовековой опыт прошлого даёт нам

основание утверждать, что интерес к обучению представляет

собой важный и благоприятный фактор.

Использование наглядности в педагогике является одной из

основных проблем дидактики ( -раздел

педагогики и теории образования, изучающий проблемы

обучения. Раскрывает закономерности усвоения знаний, умений,

навыков и формирования убеждений, определяет объём

и структуру содержания образования

.

). К.Д. Ушинский считал, что

наглядное обучение - "это такое учение, которое строится не на

отвлечённых представлениях и словах, а на конкретных образах,

непосредственно воспринятых ребёнком..."

Проблема наглядности при обучении очень актуальна. Более

того, принцип наглядности стал рассматриваться не как

вспомогательный, а как один из основных принципов в обучении

младших школьников.

В обучении школьников фигурирует интерес к познанию. Его

область — познавательная деятельность, в процессе которой

происходит овладение содержанием учебных предметов и

необходимыми способами, при помощи которых ученик получает

образование. Учителю известно, что учить приятней и радостней

того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего

учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И наоборот ,

труднее и тягостней учить тех школьников, кто не и спытывает

желания узнавать новое, кто смотрит на учение как на тяжёлое

бремя.

Таким образом, развитие познавательного интереса

школьников является актуальной проблемой в связи с тем, что

обнаруживается зависимость качества знаний и уровня знаний от

уровня развития познавательного интереса школьников.

От того, как учителю удается вызвать интерес учащихся к

предмету, пробудить потребность в познании, во многом зависит

результат обучения и воспитания. Известный дидакт, одна из

ведущих разработчиков проблемы формирования познавательных

интересов учащихся в процессе обучения – Щукина Г.И., считает,

что интересный урок можно создать за счет следующих условий:

1.Личность учителя.

2.Содержание учебного материала (ученику нравится содержание

данного предмета).

3.Мотив и прием обучения.

Если первые два пункта не всегда во власти учителя, то

последний – поле для творческой деятельности любого

преподавателя. Чтобы вызвать интерес к предмету нужно создать

мотив. В комплексе данных о познавательном интересе очень

существенными является и его осознанн ость. Осознание мотива

всегда сопряжено с более сильными влияниями его на

деятельность. Неосознанный мотив тоже действует, но скрыто,

неявно , им труднее, поэтому управлять. Осознание

познавательных интересов учащихся позволяет им оказывать

предпочтение учебным задачам более сложного характера, к чему

они стремятся при свободном выборе, естественной и

экспериментальной ситуациях.

Итак, познавательный интерес нужно признать одним из

самых значимых факторов учебного процесса, влияние которого

неоспоримо как на создание светлой и радостной атмосферы

обучения, так и интенсивность протекания познавательной

деятельности учащихся.

Таким образом, внутренняя сторона учебного процесса,

представленная познавательным интересом, становится

источником, который способствует более благоприятному,

длительному, продуктивному протеканию познавательной

деятельности школьника.Можно выделить два основных

источника, влияющих на становление интереса ребят к учению:

1.Содержание учебного материала;

2.Организация учебной деятельности.

К первому источнику относятся следующие стимулы:

новизна материала (неожиданность изучаемого факта,

явления, закона);

обновление усвоенных знаний (открытие в прежних

знаниях не известных ранее сторон, связей, отношений и

закономерностей, которые дополняют и развивают то, что уже

известно);

показ практического значения и необходимости знаний,

(связь между содержанием рассматрива емого материала и его

ценностью для жизни);

Ко второму источнику организации учебной деятельности

относят:

включение в занятия различных форм самостоятельных

работ учащихся;

проблемное обучение;

постановку практических работ(творческих).

3.Методы, приемы и формы обучения.

Методы обучения — это способы совместной деятельности

учителя и ученика, направленные на решение задач обучения.

Прием — это составная часть или отдельная сторона метода.

Отдельные приемы могут входить в состав различных методов. В

процессе обучения методы и приемы применяются в различных

сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учеников в одних

случаях выступает как самостоятельный метод, а в других — как

прием обучения. Например, объяснение, беседа являются

самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически

используются учителем в ходе практической работы для

привлечения внимания учеников, исправления ошибок, то

объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в

метод упражнения.

Классификация методов обучения.

В современной дидактике выделяют:

словесные методы (источником является устное или

печатное слово);

наглядные методы (источником знаний явля ются

наблюдаемые предметы, явления; наглядные пособия);

практические методы (ученики получают знания и

вырабатывают умения и навыки, выполняя практические

задания);

методы проблемного обучения.

Словесные методы

Словесные методы занимают ведущее место в системе

методов обучения. Словесные методы позволяют в кратчайший

срок передать большую по объему информацию, поставить перед

обучаемыми проблемы и указать пути их решения. Слово

активизирует воображение, память, чувства учеников. Словесные

методы подразделяются па следующие виды: рассказ, объяснение,

беседа, дискуссия.

Рассказ — устное образное, последовательное изложение

небольшого по объему материала. Продолжительность рассказа по

времени 20 — 30 минут. Метод изложения учебного материала

отличается от объяснения тем, что он носит повествовательный

характер и применяется при сообщении фактов, примеров,

описании событий, явлений, опыта работы. Рассказ может

сочетаться с другими методами: объяснением, беседой,

упражнениями. Часто рассказ сопровождается демонстрацией

наглядных пособий, презентаций, репродукций картин.

К рассказу, как методу изложения новых знаний, обыч но

предъявляется ряд требований:

должен обеспечить идейно-нравственную

направленность;

содержать только достоверные и научно проверенные

факты;

включать достаточное количество ярких и убедительных

примеров;

иметь четкую логику изложения;

быть эмоциональным;

излагаться простым и доступным языком;

отражать элементы личной оценки и отношения.

Объяснение. Под объяснением следует понимать словесное

истолкование закономерностей, существенных свойств изучаемого

объекта, отдельных понятий, явлений. Объяснение — это

монологическая форма изложения. Объяснение характеризуется

тем, что оно носит доказательный. Доказательность

обеспечивается, прежде всего, логичностью и

последовательностью изложения, убедительностью и ясностью

выражения мыслей.

При объяснении должны хорошо использоваться различные

средства наглядности. В ходе объяснения целесообразно ставить

периодически вопросы с целью поддержания внимания и

познавательной активности. Выводы и обобщения, формулировки

и объяснения понятий, законов должны быть точными, я сными и

краткими.

Использование метода объяснения требует:

использования сравнения, сопоставления, аналогии;

привлечение ярких примеров;

безукоризненной логики изложения.

Беседа — диалогический метод обучения, при котором

учитель путем постановки тщательно продуманной системы

вопросов подводит учеников к пониманию нового материала или

проверяет усвоение уже изученного. Беседа относится к наиболее

распространенным методам дидактической работы.

Учитель, опираясь на знания и опыт учеников,

последовательной постановкой вопросов подводит их к

пониманию и усвоению новых знаний. Вопросы ставятся перед

всем классом, и после небольшой паузы (8–10 секунд) называется

фамилия ученика. Это имеет большое психологическое значение

— весь класс готовится к ответу. Если ученик затрудняется

ответить, не следует «вытягивать» из него ответ — лучше вызвать

другого.

В зависимости от цели занятия применяются различные виды

беседы: эвристическая, воспроизводящая, систематизирующая.

Эвристическая беседа (от греческого слова «эврика» —

нашел, открыл) применяется при изучении нового материала.

Воспроизводящая беседа (контрольно-проверочная)

имеет цель закрепления в памяти учеников ранее изученного

материала и проверку степени его усвоения.

Систематизирующая беседа проводится с целью

систематизации знаний после изучения темы или раздела на

повторительно-обобщающих уроках.

Одной из разновидностей беседы является собеседование. Оно

может проводиться как с классом в целом, так и с отдельными

группами учащихся.

Успех проведения бесед во многом зависит от правильности

постановки вопросов. Вопросы должны быть краткими, четкими,

содержательными, сформулированными так, чтобы будили мысль

учеников. Не следует ставить двойных, подсказывающих вопросов

или наталкивающих па угадывание ответа. Не следует

формулировать альтернативных вопросов, требующих

однозначных ответов типа «да» или «нет». В целом, метод беседы

имеет следующие преимущества:

активизирует;

развивает память и речь;

делает открытыми знания;

имеет большую воспитательную силу;

является хорошим диагностическим средством.

Недостатки метода беседы:

требует много времени;

содержит элемент риска (ученик может дать

неправильный ответ, который фиксируется в памяти

одноклассников).

Беседа, в сравнении с другими информационными методами,

обеспечивает относительно высокую познавательную и

мыслительную активность.

Дискуссия. Дискуссия как метод обучения основана на

обмене взглядами по определенной проблеме, причем эти взгляды

отражают собственное мнение участников или опираются на

мнение других лиц

Экскурсия — один из методов приобретения знаний, является

составной частью учебного процесса. Учебно - познавательные

экскурсии могут быть обзорно-ознакомительные, тематические и

проводятся они, как правило, коллективно под руководством

преподавателя или специалиста-экскурсовода.

Экскурсии — довольно эффективный метод обучения. Они

способствуют наблюдательности, накоплению сведений,

формированию визуальных впеча тлений.

Учебно-познавательные экскурсии организуются на базе

художественных музеев и выставочных залов с целью общего

ознакомления с искусством. Такие экскурсии имеют очень

большое значение для молодежи, привития любви к возможной

профессии.

Экскурсии могут быть организованы в музей, фирму и офис,

в заповедные места по изучению природы, на различного рода

выставки.

Каждая экскурсия должна иметь четкую учебно -

познавательную и воспитательную цель. Ученики должны ясно

представлять, какова цель экскурсии, что они должны выяснить и

узнать в процессе экскурсии, какой собрать материал, как и в

какой форме, обобщить его, составить отчет по итогам эк скурсии.

Таковы краткие характеристики основных видов сл овесных

методов обучения.

Наглядные методы обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие

методы, при которых усвоение учебного материала находится в

зависимости от наглядного пособия. Наглядные методы

используются во взаимосвязи со словесными и практическими

методами обучения.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на

две большие группы: метод иллюстраций и метод демонстраций.

Метод иллюстраций предполагает показ иллюстрированных

пособий: плакатов, картин, зарисовок на доске и др.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией

кинофильмов, диафильмов и др.

При использовании наглядных методов обучения необходимо

соблюдать ряд условий:

применяемая наглядность должна соответствовать

возрасту учеников;

наглядность должна использоваться в меру и показывать

ее следует постепенно и только в соответствующий момент

урока; наблюдение должно быть организовано та ким образом,

чтобы студенты могли хорошо видеть демонстрируемый

предмет или иллюстрацию;

необходимо четко выделить главное, существенное при

показе иллюстраций;

детально продумать пояснения, даваемые в ходе

демонстрации ;

демонстрируемая наглядность должна быть точ но

согласована с содержанием материала;

привлекать самих учеников к нахождению желаемой

информации;

Методы практического обучения

Практические методы обучения основаны на деятельности

учеников. Этими методами формируются практические умения и

навыки. К практическим методам относятся практические,

творческие работы, рисование в том числе.

Творческие работы. Выполнение творческих работ является

важным средством развития творческих способностей,

формирования навыков целенаправленной самостоятельной

работы, расширения и углубления знаний, умения использовать их

при выполнении конкретных задач. К творческим работам

студентов относятся: рисунок, живопись , эскизы и различные

виды других творческих заданий.

Практическое занятие — это основной вид учебных занятий,

направленный на формирование практических умений и навыков.

Практические работы проводятся после изучения темы, носят

обобщающий характер.

Методы проблемного обучения

Проблемное обучение предполагает создание проблемных

ситуаций, т. е. таких условий или такой обстановки, при которых

необходим процесс активного мышления, познавательной

самостоятельности учеников, нахождение новых неизвестных еще

способов выполнения задания.

Выбор методов обучения

В педагогической науке на основе изучения и обобщения

практического опыта преподавателей сложились определенные

подходы к выбору методов обучения в зависимости от различного

сочетания конкретных обстоятельств и условий протекания

учебно-воспитательного процесса.

4.Подведение итогов.

Мотивирование учащихся на учебную деятельность

является важным элементом в образовательном процессе. Так

можно выделить три основных умения при мотивировании

учащихся:

1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной

деятельности

2.Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

учеников

3.Умение создавать условия для самомотивирования обучающихся

Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех в учебной

деятельности это:

1. Умение вызвать интерес у обучающихся к своему предм ету.

2.Фиксация даже самых маленьких успехов обучающихся.

3. Демонстрация успехов обучающихся родителям .

4. Демонстрация успехов обучающихся одноклассникам .

5. Умение делить на части задания так, чтобы ученики

почувствовали свой успех.

У учителя должны быть варианты заданий различной

сложности, которые он использует для того, чтобы

обучающиеся с различным уровнем знаний могли добиваться

успеха и верили в свои возможности. Комментарии учителя по

итогам проверки работ носят индивидуальный характер и

подчеркивают успехи ученика.

Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

учащихся это:

1.Выстраивание деятельности на уроке с учетом уровня развития

учебной мотивации. Учитель обеспечивает на уроке

определенный уровень заинтересованности учащихся в теме и

содержании урока. Наличие в планах и материалах

информации, указывающей, что для учителя важно создавать

мотивационную готовность обучающихся.

2.Владение большим спектром материалов и заданий, способных

вызвать интерес обучающихся к различным темам предмета.

Наличие в арсенале учителя различных дидактических

приемов, активных методов обучения, направленных на

формирование мотивации учебной деятельности.

3.Использование знания об интересах и потребностях

обучающихся в педагогической деятельности. Отмечают ли

обучающиеся, что для реализации их собственных потребностей

им важно хорошо знать предмет или конкретные темы.

4.Умение создать доброжелательную атмосферу на уроке.

5.Обучающиеся удовлетворены образовательной деятел ьностью,

выстраиваемой учителем: содержание, методы, резул ьтаты и др.

Педагог имеет высокие оценки по таким показателям как:

- гуманистическое отношение к обучающимся;

-умение в доступной форме объяснять предмет;

- соответствие заданий и методов работы способности

обучающихся.

Умение создавать условия для самомотив ации учащихся это:

1.Умение активизировать творческие возможности детей. На уроке

обучающимся предоставлять возможность проявить себя, свои

идеи в нестандартной творческой форме. Предлагать участвовать

в творческих конкурсах.

2.Демонстрировть практическое применение изучаемого

материала. Показывать примеры и наглядные материалы,

доказывая, что изучаемая тема важна в практической жизни.

Материалы к урокам включают информацию практического

плана, очевидно, что ученикам дана возможность применить

полученные знания на практике.

3.Поощрение любознательности обучающихся, выход за рамки

требований программы при подготовке школьных заданий. Умение

использовать методы работы, заставляющие обучающихся

задуматься, задавать дополнительные вопросы, уточнять детали.

Обучающиеся при выполнении домашних заданий привлекают

дополнительные источники информации, проявляют готовность

узнать больше.

Родители отмечают, что при выполнении домашних заданий

их дети проявляют заинтересованность в предмете, увлеченно

рассказывают дома о том, что узнали на уроке.

4.Предоставление возможности обучающимся самосто ятельно

ставить и решать задачи. Поощрение самостоятельности.

5.Создание условий для вовлечения обучающихся в

дополнительные формы познания по предмету: конкурсы, проекты

и т.д.

5.Заключение. Обобщение сведений.

В ходе всего выше сказанного, я считаю, что для того,

чтобы вызывать интерес к преподаваемому учебному материалу,

задача учителя состоит в том, чтобы создать условия

практического овладения предметом. Нужно выбрать такие

методы обучения, которые позволили бы проявлять свою

активность, творчество, а так же активизировать познавательную

деятельность. Создать условия благоприятные для мотивации

каждого учащегося.

Обобщение сведений педагогической литературы и

наблюдения в ходе исследования позволяют утверждать, что для

пробуждения интереса к предмету играют роль взаимоотношения

между учащимися и учителем. Доброжелательное отношение,

желание выслушать ответ, оказать поддержку однокласснику при

ответе вселяют в учащегося уверенность, помогают и збавиться от

комплексов и страхов за свои мысли. Нередко к сообщениям

одноклассников школьники проявляют любознательность,

которая может перейти в устойчивый интерес к изучаемому.

Своим настроением учитель способен задать тон и скорость

деятельности учащихся. При условии успешной познавательной

деятельности учащиеся испытывают удовлетворение от учебного

процесса, что способствует желанию неоднократного достижения

успеха в овладении знаниями. Учитель верит в возможности

каждого ученика, тем самым располагает к знаниям предмета.

Педагогический оптимизм, вера в ученика, в его познавательные

возможности – стимул познавательного интереса и нравственного

развития.

Формирование познавательного интереса у

слабоуспевающих детей имеет ряд особенностей. Эти учащиеся

требуют к себе большого внимания, нежели все остальные, так

как одного объяснения для них недостаточно, они очень

медлительны и в большинстве своем очень стеснительны.

Ученики боятся быть вызванными к доске и получить очередную

неудовлетворительную оценку. Зная наперед умственные

способности учащихся, не стоит слишком часто заставлять их

переживать, поскольку такой подход не повлияет на

эффективность обучения.

На первых порах формирования познавательного интереса

может быть использована занимательность, кот орая пробуждает

интерес к предмету и положительные эмоции к процессу

обучения. Различные формы занимательности располагают

учащихся к выполнению разнообразных заданий, требующих

определенных знаний, умений и навыков. Учащиеся берутся

выполнять даже те задания, которые считали для себя трудными.

Занимательность делает процесс обучения привлекательным. С

точки зрения психологии, занимательность является как бы

эмоциональным фоном, способствующим проявлению волевых

усилий, прилагаемых к обучению и интересу к п редмету.

Постепенное усложнение заданий требует от учащихся

переосмысления и более глубокого изучения предмета.

Занимательность не является основным действующим фактором в

формировании познавательного интереса слабоуспевающих

подростков, но зато помогает избавиться от равнодушия к

предмету.

Учебная деятельность слабоуспевающих подвержена

постоянным колебаниям, поэтому нужны стимулы для

поддержания положительной мотивации к учению и

познавательному интересу. Щукина Галина Ивановна (профессор,

педагог, автор многих работ по дидактике)

выделила следующие

условия формирования и развития познавательного интереса:

планирование учебного материала и способов деятельности;

объяснение значимости умений и навыков; последовательные

действия; неоднократное повторение; формирование навыков.

В случае постоянного порицания учащихся возникает

отталкивающее чувство к предмету. И наоборот, учитель,

придающий интригующее настроение, ведущий рассказ, повышая

и снижая интонацию, способствует проявлению интереса к

предмету.

Выбирая и применяя методы и приемы обучения, я

стремлюсь найти наиболее эффективные методы обучения,

которые обеспечивали бы высокое качество знаний, развитие

умственных и творческих способностей, познавательной, а

главное самостоятельной деятельности школьников.

6.Список литературы.

1.Апсалиева А.Т. “Методы обучения, стимулирующие

познавательную деятельность учащихся” – Международный

журнал прикладных и фундаментальных исследований.–2016.–

№11-3.– С.517-519;

2.Щукина Г.И. “Активизация познавательной деятельности

учащихся в учебном процессе”

Учеб. пособие.

М.:

Просвещение, 1979.

160 с.

3. Щукина Г.И. “Актуальные вопросы формирования интереса в

обучении” –Учеб. пособие. – М.: Просвещение, 1984. – 176 с.

4.Абдуллоева, Саноатхоним Шарифовна “Формирование

познавательных интересов у слабоуспевающих школьников ”

Курган-Тюбе, гос. пед. ун-т, 2009.

162 c.

6.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г.

Морозова. М.: Знание, 2009. — 246 с.

7.Рубинштейн А.В. Основы общей психологии / А.В.

Рубинштейн. СПб.: Издательство «Питер», 2000. — 448 с.

8.Харламов И.Ф. Педагогика: учебное пособие / И.Ф.

Харламов. М.: Юрист, 2007. — 512 с.

9.Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в

психологии / Г.И. Щукина. М.: Просвещение, 2006. — 382 с.



В раздел образования