Автор: Черных Игорь Викторович
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ
Населённый пункт: Красноярский край Туруханский район п. Бор
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: "Крестовые походы"
Раздел: среднее образование
Урок: история
Класс: 6
Учебник: Всеобщая история средних веков 6 класс. Е.В. Агибалова, Г.М. Донской
Учитель Черных Игорь Викторович
Тема: Крестовые походы
Цель: Создать представление о Крестовых походах: -причины; ход; последствия. (Записать на доску заранее)
Этап
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Орг. момент
Приветствует учащихся
Приветствуют учителя, садятся
Актуализация
знаний
Опрос по д/з
Кто такие еретики?
Как к ним относилась католическая церковь?
Как она с ними боролась?
Кто принимал участие в походах против еретиков?
Отвечают в ходе фронтального опроса
Люди, не принимающие вероучения католической церкви
Ненавидела
Судила, сжигала и прочее, отбирала имущество
Рыцари
Целеполагание
Рассказ
Опрос по материалу предыдущего параграфа
необходимо увязать с новой темой. С момента
раскола христианской церкви в 1054 г. между
католиками и православными надолго воцарилось
недоверие и даже враждебность; влияние
католической церкви на жизнь средневековой Европы
было огромным; власть папы достигла наивысшего
могущества. Во вводном слове учитель отмечает,
что в конце XI в. Европа пережила полосу неурожаев,
падежа скота, массовых эпидемий. От отчаяния и
голода среди населения распространились слухи о
конце света. Настоящим бедствием для многих стран
Европы стали безземельные рыцари — младшие
сыновья землевладельцев, не получавшие в наследство
феода. Они часто объединялись в разбойничьи шайки
и грабили окрестности.
Отвечают на вопрос: Что чувствовали жители Западной
Европы? Страх перед будущим концом Света
На что они могли надеяться? Чего могли хотеть?
Улучшения своей жизни
Прочитать начало § 17 – про речь Папы Урбана II
Скажите, как вы думаете, о чем мы с вами сегодня
будем говорить?
О походах европейцев – Крестовых походах. (записывают в
тетрадь тему урока)
1.Для чего папа призывал участвовать в походе христиан?
2Что обещал папа Урбан II участникам похода в городе
Показать, где этот Иерусалим.
Иерусалим?
Работают с картой, находят Иерусалим (Святую землю)
Этап
формирования
УУД
Так кто же принял участие в Крестовых походах?
Давайте поработаем с текстом учебника: Возьмите в
руки авторучки и выпишите в тетради те категории
населения Европы, кто принял участие в походах
Теперь давайте поработаем в парах: Определите
причины, которые побудили каждую из названных
вами категорий отправиться на Восток
Записывают причины крестовых походов. (Крестьяне, феодалы,
безземельные рыцари)
Работают, записывают списком (в соответствии)
Рассказ учителя о походе бедноты
Отслеживают его по карте.
Определяют причины его неудачного исхода
Рассказ учителя о строительстве крепостей и
организации духовно-рыцарских орденов на
захваченных территориях. Задает вопрос:
предположите, с какой целью они создавались?
Запишите названия самых известных рыцарских
орденов. Скажите, почему их можно назвать очень
заметной силой на завоеванных землях?
Для обогащения их членов и церкви
Накопили богатство, подчинялись только папе.
Второй крестовый поход (1147-1149гг.) не принес
значительных результатов.
В 1187 году войско Салах ад-Дина захватили
Иерусалим
3-й крестовый поход (1189-1192 гг.) Взяли Акру, а
Иерусалим – нет.
4 Крестовый поход. Он отличался от предыдущих:
РАССКАЗ О ВЕНЕЦИИ, ВИЗАНТИИ, РАЗОРЕНИИ
КОНСТАНТИНОПОЛЯ
Так каковы на самом деле были цели крестоносцев?
(Обогащение)
Всего было восемь походов, но чем дальше, тем
бессмысленней они становились – владения
крестоносцев становились все меньше, а к 13 веку и
вовсе исчезли под натиском мусульман.
Давайте оценим результаты Крестовых походов для христиан
и мусульман и занесем ее в таблицу
Давайте оценим результаты Крестовых походов для
христиан и мусульман и занесем ее в таблицу
отрицательные
положительные
Работают в парах.
Д/З
§ 17 читать, устно отвечать на вопросы к §.
Стр. 149 – таблица
Рефлексия
Цель достигали? Достигли полностью? За счет чего?
Что получилось? Что не получилось?
Отвечают, рефлексируют.