Автор: Ляховская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка»
Населённый пункт: г. Асино, Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование песочной игротерапии в работе с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области
Статья на тему:
«
Использование песочной игротерапии в работе с детьми, в
том числе с детьми с ограниченными возможностями
здоровья»
Воспитатель: Ляховская
Наталья Анатольевна
2019
Еще нашим предкам был известен универсальный способ развития и
терапии детей – это игра с песком. Ребенок выступает в песочнице как
создатель своего мира – одну картину видения мира, он меняет другой,
усваивая
одну
простую
истину,
что
нет
ничего
в
мире,
что
было
бы
непоправимо
разрушено,
что
старое
можно
превратить
в
нечто
новое.
Многократное переживание этого ощущения приводит ребенка в состояния
спокойствия и душевного равновесия.
Своей необычной текстурой и новыми ощущениями, песок притягивает
маленьких жителей нашего мира, он нередко действует на детей как магнит.
Прежде чем они успевают осознать, что с ним можно сотворить, их руки уже
просеивают песок, а затем они начинают строить башни и замки. Вместе с
тем, современные игрушки способствуют появлению собственного мира, где
ребенок размышляет, фантазирует, проявляет смекалку, логику и в то же
время, учится работать и достигать поставленной цели.
В современном обществе остро стоит проблема воспитания и обучения
детей, имеющих особенности в развитии, а именно с задержкой психического
и речевого развития, аутисты, дауны и т.д. Эти дети отличаются меньшей
активностью, они не так заинтересованы окружающим миром, это приводит к
тому, что дети не получают некоторых самых простых и необходимых знаний
и
навыков.
С
ними
наиболее
значимыми
методами
развития
являются
нетрадиционные формы работы, один из них – это песочная терапия.
В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии
игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.
На
стадии
"хаоса"
ребенок
энергично
хватает
разные
игрушки,
беспорядочно
расставляет
их
на
песке,
часто
перемешивает
их
с
ним.
Зачастую
такое
поведение
отражает
тревогу,
смятение
и
страх
перед
окружающим миром. Посредством "хаоса" ребенок постепенное проживает
психоэмоциональное состояние и освобождается от него. Частое повторение
психотравмирующей
обстановки
позволяет
адаптироваться
и
изменять
эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" приводит к положительному
результату после неоднократного повторения нескольких занятий, который
можно заметить, например, в процессе игры, где количество используемых
фигурок начинает изменяться и появляется сюжет.
Стадию
"борьбы"
можно
отнести
к
терапии
сложных
детей,
они
неосознанно переносят внутренние конфликты: агрессию, обиды, тревогу,
недомогания
в
реальные
песочные
конфликтные
взаимоотношения.
В
выстроенном
мире
песочницы
создаются
сюжеты,
в
которых
существа
убивают
друг
друга,
идет
непрерывная
борьба,
в
ходе
которой
может
появиться
герой,
который
наводит
порядок
и
во сст анавливает
справедливость.
Последняя стадия – стадия "разрешения конфликта", с этого момента
фактически
начинается
весь
прогресс
песочной
терапии.
Здесь
можно
наблюдать следующие картины: мир, покой, возвращение к естественным
занятиям.
Вместе с тем песочная терапия тесно связана с мелкой моторикой и
развитием
полушарий
головного
мозга
у
детей.
Мелкая
моторика
–
это
совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной
систем
1
. Отделы отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной
моторики в коре головного мозга расположены близко друг к другу и тесно
взаимосвязаны.
Однако
рука
в
процессе
развития
ребенка
начинает
полноценно функционировать раньше и ее развитие способствует развитию
речи.
Однозначно,
развитие
ручной
моторики
у
ребенка,
стимулирует
развитие
его
речи.
Песочная
терапия
основывается
на
взаимосвязи
не
вербального
(процесс
построения
рисунков,
городов,
миров
и
тд.)
и
вербального выражения (рассказ о готовой композиции, сочинение истории
или
сказки,
раскрывающей
смысл
композиции).
В
ходе
любого
вида
деятельности с песком функционируют обе руки, зачастую одновременно,
что способствует одновременному развитию правого и левого полушария, а
так же их взаимодействие.
Суть
интерактивной
песочницы
заключается
в
чередовании
форм
работы в песочнице или на современном световом столе с песком. Любое
занятие с песком, обостряет тактильные ощущения, тренирует осязание. В
случае современного взаимодействия ребенка с песком на световом столе,
развивается фантазия и глубина мышления, он безопасен для зрения, и сама
конструкция не может причинить вреда. Использование светового стола с
удовольствием погружает в занятие детей, т.к. такая технология является чем-
то новым и необычным, что способствует более глубокому увлечению в
процесс создания нового мира.
В своей работе я использую метод песочной терапии с любыми детьми,
обычные дели с интересом погружаются в увлекательный процесс, а дети с
ограниченными
возможностями
здоровья
успокаиваются
и
с
интересом
1
Лобанова Н. А., Соловьёв А. Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у
лиц пожилого возраста / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Пожилой
больной. Качество жизни» // Клиническая геронтология, 9—10, 2015, с. 46—47
принимают
участие
в
работе.
Песок
один
из
природных
материалов,
с
которым дети могут научиться взаимодействовать с самого раннего возраста,
для них это маленький образ окружающего мира. Во время любых действий с
песком ребенок учится выражать свои чувства, научиться видеть хрупкость
этого мира.
Песочная
терапия
–
это
уникальное
занятие,
которое
является
полезными для всех, как детей, особенно с ограниченными возможностями, и
конкретно с задержкой речевого развития, так и для взрослых, которых это
взаимодействие может направить в нужное русло развития ребенка. Песочная
терапия способствует благоприятной интеграции обычной игры и развития
детей,
помогает
преодолеть
нежелание
заниматься,
потому
что
все
происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.