Напоминание

Использование песочной игротерапии в работе с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья


Автор: Ляховская Наталья Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ «Детский сад №2 «Пчёлка»
Населённый пункт: г. Асино, Томской области
Наименование материала: Статья
Тема: Использование песочной игротерапии в работе с детьми, в том числе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сад №2 «Пчёлка» города Асино Томской области

Статья на тему:

«

Использование песочной игротерапии в работе с детьми, в

том числе с детьми с ограниченными возможностями

здоровья»

Воспитатель: Ляховская

Наталья Анатольевна

2019

Еще нашим предкам был известен универсальный способ развития и

терапии детей – это игра с песком. Ребенок выступает в песочнице как

создатель своего мира – одну картину видения мира, он меняет другой,

усваивая

одну

простую

истину,

что

нет

ничего

в

мире,

что

было

бы

непоправимо

разрушено,

что

старое

можно

превратить

в

нечто

новое.

Многократное переживание этого ощущения приводит ребенка в состояния

спокойствия и душевного равновесия.

Своей необычной текстурой и новыми ощущениями, песок притягивает

маленьких жителей нашего мира, он нередко действует на детей как магнит.

Прежде чем они успевают осознать, что с ним можно сотворить, их руки уже

просеивают песок, а затем они начинают строить башни и замки. Вместе с

тем, современные игрушки способствуют появлению собственного мира, где

ребенок размышляет, фантазирует, проявляет смекалку, логику и в то же

время, учится работать и достигать поставленной цели.

В современном обществе остро стоит проблема воспитания и обучения

детей, имеющих особенности в развитии, а именно с задержкой психического

и речевого развития, аутисты, дауны и т.д. Эти дети отличаются меньшей

активностью, они не так заинтересованы окружающим миром, это приводит к

тому, что дети не получают некоторых самых простых и необходимых знаний

и

навыков.

С

ними

наиболее

значимыми

методами

развития

являются

нетрадиционные формы работы, один из них – это песочная терапия.

В процессе проведения песочной психотерапии выделяют три стадии

игры с песком: хаос, борьба и разрешение конфликта.

На

стадии

"хаоса"

ребенок

энергично

хватает

разные

игрушки,

беспорядочно

расставляет

их

на

песке,

часто

перемешивает

их

с

ним.

Зачастую

такое

поведение

отражает

тревогу,

смятение

и

страх

перед

окружающим миром. Посредством "хаоса" ребенок постепенное проживает

психоэмоциональное состояние и освобождается от него. Частое повторение

психотравмирующей

обстановки

позволяет

адаптироваться

и

изменять

эмоциональное отношение к ней. Стадия "хаоса" приводит к положительному

результату после неоднократного повторения нескольких занятий, который

можно заметить, например, в процессе игры, где количество используемых

фигурок начинает изменяться и появляется сюжет.

Стадию

"борьбы"

можно

отнести

к

терапии

сложных

детей,

они

неосознанно переносят внутренние конфликты: агрессию, обиды, тревогу,

недомогания

в

реальные

песочные

конфликтные

взаимоотношения.

В

выстроенном

мире

песочницы

создаются

сюжеты,

в

которых

существа

убивают

друг

друга,

идет

непрерывная

борьба,

в

ходе

которой

может

появиться

герой,

который

наводит

порядок

и

во сст анавливает

справедливость.

Последняя стадия – стадия "разрешения конфликта", с этого момента

фактически

начинается

весь

прогресс

песочной

терапии.

Здесь

можно

наблюдать следующие картины: мир, покой, возвращение к естественным

занятиям.

Вместе с тем песочная терапия тесно связана с мелкой моторикой и

развитием

полушарий

головного

мозга

у

детей.

Мелкая

моторика

это

совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной

систем

1

. Отделы отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной

моторики в коре головного мозга расположены близко друг к другу и тесно

взаимосвязаны.

Однако

рука

в

процессе

развития

ребенка

начинает

полноценно функционировать раньше и ее развитие способствует развитию

речи.

Однозначно,

развитие

ручной

моторики

у

ребенка,

стимулирует

развитие

его

речи.

Песочная

терапия

основывается

на

взаимосвязи

не

вербального

(процесс

построения

рисунков,

городов,

миров

и

тд.)

и

вербального выражения (рассказ о готовой композиции, сочинение истории

или

сказки,

раскрывающей

смысл

композиции).

В

ходе

любого

вида

деятельности с песком функционируют обе руки, зачастую одновременно,

что способствует одновременному развитию правого и левого полушария, а

так же их взаимодействие.

Суть

интерактивной

песочницы

заключается

в

чередовании

форм

работы в песочнице или на современном световом столе с песком. Любое

занятие с песком, обостряет тактильные ощущения, тренирует осязание. В

случае современного взаимодействия ребенка с песком на световом столе,

развивается фантазия и глубина мышления, он безопасен для зрения, и сама

конструкция не может причинить вреда. Использование светового стола с

удовольствием погружает в занятие детей, т.к. такая технология является чем-

то новым и необычным, что способствует более глубокому увлечению в

процесс создания нового мира.

В своей работе я использую метод песочной терапии с любыми детьми,

обычные дели с интересом погружаются в увлекательный процесс, а дети с

ограниченными

возможностями

здоровья

успокаиваются

и

с

интересом

1



Лобанова Н. А., Соловьёв А. Г. Развитие мелкой моторики и стимуляция высших психических функций у

лиц пожилого возраста / Материалы XX Международной научно-практической конференции «Пожилой

больной. Качество жизни» // Клиническая геронтология, 9—10, 2015, с. 46—47

принимают

участие

в

работе.

Песок

один

из

природных

материалов,

с

которым дети могут научиться взаимодействовать с самого раннего возраста,

для них это маленький образ окружающего мира. Во время любых действий с

песком ребенок учится выражать свои чувства, научиться видеть хрупкость

этого мира.

Песочная

терапия

это

уникальное

занятие,

которое

является

полезными для всех, как детей, особенно с ограниченными возможностями, и

конкретно с задержкой речевого развития, так и для взрослых, которых это

взаимодействие может направить в нужное русло развития ребенка. Песочная

терапия способствует благоприятной интеграции обычной игры и развития

детей,

помогает

преодолеть

нежелание

заниматься,

потому

что

все

происходит в естественной и привычной для ребенка игровой среде.



В раздел образования