Авторы: Вольман Люция Сабюиржановна, Вольман Люция Сабиржановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МОУ Кулуевская СОШ
Населённый пункт: с.Кулуево
Наименование материала: Статья
Тема: Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Раздел: полное образование
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию.
Наибольшее количество выпускников в 11 классе выбирают для сдачи ЕГЭ по
обшествознанию .В , основном, это те ученики ,которые сдавали экзамен в 9 классе.
Прежде всего, я как учитель прошла курсы по теме «Подготовка к сдаче ЕГЭ по
обществознанию в условиях реализации ФГОС».
Весной мы принимаем участие в вебинаре ,которое проводит наш институт ЧИППКРО
,где подробно разбираются все ошибки, допущенные на экзамене.
Каков план подготовки к ЕГЭ по обществознанию?
Прежде всего, начинаю знакомить с демоверсией ФИПИ по данному предмету.
Рассматриваем кодификатор по обществознанию, который включает в себя следующие
разделы:
1.Человек и общество
2.Экономика
3.Социальные отношения
4.Политика
5.Право
Структура КИМ ЕГЭ
Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 29
заданий, различающихся формой и уровнем сложности.
Часть 1 содержит 20 заданий с кратким ответом.
В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким
ответом:
– задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня
ответов;
– задание на выявление структурных элементов понятий с помощью таблиц;
– задание на установление соответствия позиций, представленных в двух множествах
; – задание на определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому
контексту
. Ответ на каждое из заданий части 1 дается в виде слова (словосочетания) или
последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов.
Часть 2 содержит 9 заданий с развернутым ответом.
Ответы на эти задания формулируются и записываются экзаменуемым самостоятельно в
развернутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников,
имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.
Распределение заданий КИМ ЕГЭ по содержанию, видам умений и способам действий:
1.
Задания 1–3 – понятийные задания базового уровня
2.
Задания 4–19 базового и повышенного уровней, направлены на проверку
сформированности умений
3.
(Задания этой группы представляют традиционные пять тематических модулей
обществоведческого курса
4.
человек и общество, включая познание и духовную культуру (задания 4–6);
5.
экономика (задания 7–10),
6.
социальные отношения (задания 11, 12);
7.
политика (задания 13–15);
8.
право (задания 16–19).
Знакомим с продолжительностью экзамена и с рекомендуемым временем на выполнение
того или иного видов заданий:
На выполнение экзаменационной работы отводится 3 часа 55 минут (235 минут).
Примерное время, отводимое на выполнение отдельных видов заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 10 – 1–4 минуты;
2) для каждого из заданий 4–9, 11–28 – 2–8 минут;
3) для задания 29 – 45 минут.
Система оценивания выполнения отдельных заданий и экзаменационной работы в
целом.
Оценивание правильности выполнения заданий, предусматривающих краткий ответ,
осуществляется с использованием специальных аппаратно- программных средств. Задания
1–3, 10, 12 и 16 оцениваются 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ
записан в той форме, которая указана в инструкции по выполнению задания. Правильное
выполнение заданий 4–9, 11, 13–15, 17–20 оценивается 2 баллами. Эти задания
оцениваются следующим образом: полное правильное выполнение задания – 2 балла;
выполнение задания с одной ошибкой (одной неверно указанной, в том числе лишней,
цифрой наряду со всеми верными цифрами) ИЛИ неполное выполнение задания
(отсутствие одной необходимой цифры) – 1 балл; неверное выполнение задания (при
указании двух или более ошибочных цифр) – 0 баллов.
Полное правильное выполнение заданий части 2 оценивается от 2 до 6 баллов.
За полное правильное выполнение заданий 21, 22 выставляется по 2 балла;
заданий 23, 24, 26, 27 – по 3 балла;
заданий 25 и 28 – 4 балла;
задания 29 – 6 баллов.
Изменения в КИМ 2020 года по сравнению с КИМ 2019 года
Детализированы формулировки заданий 28, 29 и внесены коррективы в систему их
оценивания. Максимальный балл за выполнение задания 16 изменён с 2 до 1.
Максимальный первичный балл за выполнение всей работы изменён с 65 до 64.
Для успешного выполнения заданий ЕГЭ нужна постоянная тренировка в решении этих
заданий. Чем больше учащиеся выполняют задания ЕГЭ прошлых лет, тестов из
всевозможных учебных пособий, заданий, придуманных самим учителем, тем больше у
них будет опыта, и тем меньше возможных неприятных неожиданностей их будет ожидать
во время экзамена.
При выполнении заданий 2части –при работе над текстом предлагается следующий
алгоритм:
1.Внимательно прочитайте текст,прямые ответы на вопросы содержатся в самом тексте.
2.Определите основную идею текста.
3.Отвечать в том порядке ,в котором представлены вопросы.
Задание №25. Провожу работу с терминами, расширяющую словарный запас
учеников путём введения широко используемых в настоящее время слов
иноязычного происхождения, а также обществоведческих терминов. Порой
ученики их просто заучивают, не всегда понимая смысл. Поэтому в заданиях по
обществознанию требую не только передать смысл того или иного понятия, но
ещё и составить с ним предложения.
Сразу обращаю внимание на работу с бланками ЕГЭ. Все тренировочные и пробные
работы выполняем на бланках ЕГЭ.
Перед выполнением проверочных работ повторяем материал, после повторения
выполняем задания ЕГЭ . Ошибки анализируем.По ходу выполнения работ идёт
заполнение таблицы,из которой видно,какие задания вызывают наибольшие
затруднения.При выполнении тренировочных работ используется сайт
ФИПИ,пособия,которые подготовлены разработчиками ЕГЭ,словари,пособия по
написанию эссе,их образцы, «Решу ЕГЭ» и др.
Вывод:
-Регулярное проведение текущих и итоговых контрольных работ по основным
модулям кодификатора.
-Составление дидактического материала учениками для систематизации учебной
информации (схемы, таблицы, планы).
-Осуществление коллективного разбора сложных заданий, анализа ошибок.
-Обучение учащихся правилам оформления задания, технологиям выбора
правильного ответа.
-Систематическая работа с текстами, содержащими научную информацию, с
материалами СМИ, их анализ и интерпретация
Вольман Л.С.